Бюджет страховых взносов
Утверждены бюджеты ПФР, ФФОМС и ФСС России на 2019-2021 годы
![]() |
tankist276 / Depositphotos.com |
Президент РФ Владимир Путин подписал законы, утверждающие показатели бюджетов государственных внебюджетных фондов на ближайший трехлетний период (2019-2021 годы).
Так, в бюджете ПФР на следующий год запланированы доходы в объеме 8612,7 млрд руб. и расходы в сумме 8635,9 млрд руб. В свою очередь, на 2020-2021 годы доходы спрогнозированы в размере 8995.5 млрд руб. и 9294,3 млрд руб., а расходы – 9017,4 млрд руб. и 9328,1 млрд руб. соответственно. Основными источниками формирования доходов бюджета на ближайшие три года останутся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета (в размере 3319,2 млрд руб. в 2019, 3413,6 млрд руб. – в 2020 году, 3308,6 млрд руб. – в 2021 году).
Таким образом, в 2019 году ожидается дефицит бюджета ПФР в сумме 23,2 млрд руб. в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. По оценкам, этот же показатель в 2020 году составит 22 млрд руб., а к 2021 году увеличится до 33,9 млрд руб.
Кроме того, законом определены ключевые направления расходования средств бюджета ПФР в 2019-2021 годах: выплата страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплаты к пенсиям, дополнительное материальное обеспечение и ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, а также финансирование расходов на доставку пенсий.
Бюджет ФФОМС 1 также прогнозируется с дефицитом (в 2019 году – 92,2 млрд руб., в 2020 и 2021 годах – 0,53 млрд и 5,7 млрд руб. соответственно). Общий объем доходов бюджета на 2019 год составит 2098,2 млрд руб., на 2020 год – 2349,9 млрд руб., на 2021 год – 2495,8 млрд руб. Доходы будут формироваться за счет поступающих страховых взносов, финансовых санкций по ним и бюджетных средств. Что касается расходов, то их общий объем на следующий год будет равен 2190,4 млрд руб., на 2020 год – 2350,5 млрд руб., на 2021 год – 2501,5 млрд руб.
Наконец, основные характеристики бюджета ФСС России 2 на трехлетний период сформированы в составе доходов на 2019 год в сумме 752,9 млрд руб., в 2020 и 2021 годах – 782,7 млрд руб. и 792,6 млрд руб. соответственно и расходов в 2019 году в объеме 741 млрд руб., в 2020 и 2021 годах – 787,4 млрд руб. и 823,9 млрд руб. соответственно. Таким образом, в целом исполнение бюджета в следующем году ожидается с профицитом в сумме 11,9 млрд руб.
1 С текстом Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 433-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (номер опубликования: 0001201811280054).
2 С текстом Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 431-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (номер опубликования: 0001201811280049).
Формирование доходов по ОМС
Одними из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования, обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами.
В целях реализации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аккумулирует средства обязательного медицинского страхования, управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования обеспечиваются в основном поступлением страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, с 1 января 2017 года устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Для основной категории плательщиков страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачиваются исходя из тарифа страхового взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1%, для «льготных» категорий плательщиков страховых взносов – исходя из пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения исчисляются, исходя из численности неработающих застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации на 1 января года, предшествующего очередному, и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
В целях формирования доходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется:
- Прогнозирование поступления доходов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
- Ведение мониторинга поступления доходов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, анализ его результатов
- Организационно-методическая поддержка территориальных фондов ОМС по вопросам применения законодательства об ОМС в части регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан и уплаты ими страховых взносов
- Ведение мониторинга применения страхователями для неработающих граждан законодательства об ОМС в части уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения и выполнения территориальными фондами ОМС функций администратора доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от их уплаты
- Организация взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации по вопросам формирования доходов по ОМС
Реквизиты для перечисления страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет Государственного учреждения — Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Назначение платежа:
КБК 393 1 02 02090 07 1000 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховые взносы, перерасчеты, недоимка и задолженность)
КБК 393 1 02 02090 07 2000 160 — пени по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пени, начисленные за неуплату страховых взносов в установленный срок)
КБК 393 1 02 02090 07 3000 160 — штрафы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (штрафы, начисленные за непредставление страхователем в установленный срок отчетности страховщику; штрафы, начисленные за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления, страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) страхователей)
КБК 393 1 02 02050 07 1000 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (страховые взносы, перерасчеты, недоимка и задолженность)
КБК 393 1 02 02050 07 2000 160 — пени по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пени, начисленные за неуплату страховых взносов в установленный срок)
КБК 393 1 02 02050 07 3000 160 — штрафы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (штрафы, начисленные за непредставление страхователем в установленный срок отчетности страховщику; штрафы, начисленные за неоплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) страхователей)
КБК 393 1 16 20020 07 6000 140 — денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Фонда социального страхования) (штрафы, начисленные за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя; штрафы, начисленные за осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя; штрафы, начисленные за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде; штрафы, начисленные за нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока предоставления информации об открытии или о закрытии им счета в банке; штрафы, начисленные за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов)
КБК 393 1 17 06020 07 6000 180 — прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации (страховые взносы от страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; процент от реструктуризации задолженности)
КБК 393 1 17 04000 01 6000 180 — поступления капитализированных платежей предприятий (капитализированные платежи, подлежащие перечислению в случае ликвидации страхователей]
Минфин предложил повысить страховые взносы с зарплат выше 122 тыс. руб.
Министерство финансов предложило новые меры по «донастройке» налоговой системы, которые, в том числе, позволят собирать около 100 млрд руб. с состоятельных россиян. Об этом сообщает Forbes, ссылаясь на свод предложений, представленный ведомством бюджетной комиссии 1 июля. О новых мерах также пишут «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству.
В качестве одного из способов увеличить поступления в бюджет Минфин предлагает повысить страховые взносы с годовых зарплат более 122 тыс. руб. в месяц. Сейчас работодатель платит в пенсионный фонд 22% до тех пор, пока зарплата накопленным итогом не превысит 1,46 млн руб. в год. После этого ставка падает до 10%.
Министерство хочет повысить лимит в 1,46 млн руб., что заставит работодателей дольше делать отчисления по обычному тарифу, а не по льготному. По подсчетам ведомства, к 2024 году это позволит дополнительно собирать в бюджет 45 млрд руб.
Сейчас общий размер страховых взносов в России, которые платит работодатель, составляет 30% от фонда оплаты труда: 22% — взнос в ПФР и 10% — с превышения лимита; 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% — в Фонд социального страхования. Кроме того, работодатель платит с зарплат налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В стране 20 лет существовала плоская шкала этого налога, когда для всех он был равен 13%. Однако с 1 января 2021 года россияне, которые получают более 5 млн руб. в год, стали платить с превышения этого уровня налог по ставке 15%.
Еще одна мера — расширение налогооблагаемой базы по налогу на дорогое имущество — совокупной стоимостью свыше 500 млн руб. Его владельцев хотят обложить налогом по ставке 0,3%.
Сейчас собственники платят повышенную ставку по налогу на имущество в 2%, если стоимость отдельного объекта превышает 300 млн руб. По общему правилу на дома, квартиры, хозпостройки и гаражи распространяется ставка в 0,1%, на нежилые помещения — 0,5%. Ожидается, что предлагаемая министерством новая налоговая категория будет приносить ежегодно 50 млрд руб.
Среди других мер, предлагаемых Минфином, — повышение акциза на алкоголь с 2022 года на 10%, акцизов на сахаросодержащие напитки, снижение порога беспошлинной торговли с €200 до €100, увеличение платы за использование радиочастотного спектра вдвое. В сумме эти изменения будут приносить бюджету более 140 млрд руб. в год.
РБК направил запрос в Минфин.
Ранее в июле «Ведомости» сообщали, что в рамках «донастройки» налоговой системы власти обсуждают повышение налога на добычу полезных ископаемых, расширение и корректировку режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли, корректировку системы уплаты акцизов. В совокупности эти меры должны дополнительно ежегодно пополнять бюджет на 400 млрд руб. в 2022–2024 годах.
В Минфине после этих сообщений ответили, что говорить о конкретных параметрах бюджета на ближайшие три года пока некорректно. «На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса», — заявили в пресс-службе министерства.
Уплата страховых взносов: сроки, КБК, образцы платежек, штрафы
Все компании и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физлицам, должны перечислять в бюджет страховые взносы. Делать это нужно ежемесячно. Бухгалтеру следует сформировать и отправить в банк четыре платежки по взносам на пенсионное страхование, медстрахование, на случай болезни и материнства, по травматизму. В нашей статье вы узнаете о сроках уплаты страховых взносов, о заполнении платежек (образцы платежек по взносам), об ответственности за нарушение сроков уплаты.
Страховые взносы платятся по итогам каждого месяца не позднее 15-го числа следующего месяца. Взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) нужно перечислять в налоговые органы, а «травматические» взносы — в ФСС РФ. Если срок платежа выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
Помимо этого срок уплаты страховых взносов, кроме взносов на травматизм, переносится его последний день выпадает на день, признаваемый нерабочим в соответствии с актом Президента РФ (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Сроки уплаты страховых взносов в 2021 году:
- за декабрь 2020 года — 15.01.2021
- за январь — 15.02.2021
- за февраль — 15.03.2021
- за март — 15.04.2021
- за апрель — 17.05.2021
- за май — 15.06.2021
- за июнь — 15.07.2021
- за июль — 16.08.2021
- за август — 15.09.2021
- за сентябрь — 15.10.2021
- за октябрь — 15.11.2021
- за ноябрь — 15.12.2021
- за декабрь — 17.01.2022
При заполнении платежек на перечисление страховых взносов в налоговые органы в поле 101 компании, производящие выплаты физлицам, должны указывать статус плательщика «01».
ИП указывают одно из следующих значений в данном поле:
- 09 — налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель;
- 10 — налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой;
- 11 — налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- 12 — налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данные положения предусмотрены Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.
При перечислении взносов на страхование от несчастных случаев в поле 101 проставляется «08».
КБК проставляется в поле 104. В этом поле нужно указать значение кода бюджетной классификации РФ, установленное для уплаты соответствующего вида страховых взносов.
Назначение платежа и другая необходимая информация указываются в поле 24. В этом поле следует отразить вид страховых взносов и период, за который они уплачиваются. При уплате «травматических» взносов можно указать регистрационный номер страхователя в ФСС РФ.
В полях 106—109 платежного поручения на перечисление взносов на страхование от несчастных случаев должен быть проставлен «0».
При перечислении взносов в налоговые органы нужно отразить в платежке:
- «ИНН» и «КПП» получателя средств — значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
- «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.
В поле 106 при перечислении текущего платежа ставится ТП, в поле 107 — месяц, за который платятся взносы (например, МС.06.2021).
С 1 января 2021 года изменились реквизиты банковских счетов Федерального казначейства для уплаты налогов. Информация о новых казначейских счетах опубликована в письме ФНС России от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@.
При заполнении платежного поручения необходимо обращать особое внимание на заполнение реквизита 17 — «Номер счета получателя средств».
Теперь обязательно указывать номера банковского счета (корреспондентского счета), значение которого будет указываться в реквизите 15 — «Номер счета банка получателя средств» платежного поручения.
С 1 января по 30 апреля 2021 года Казначейством России был установлен переходный период, когда одновременно функционировали оба счета, как старый, так и новый. С 1 мая действуют только вновь открытые казначейские счета.
ТАБЛИЦА: «Коды бюджетной классификации для уплаты взносов в 2021 году»
Платеж
КБК для платежей по взносам (по основным тарифам) с 2021 года
Как рассчитать НДФЛ и страховые взносы
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) удерживается с доходов, полученных физлицом: зарплата, дивиденды учредителям или материальная выгода от экономии на процентах по займу и других. Организации или индивидуальные предприниматели удерживают НДФЛ со своих работников и перечисляют его в налоговую.
Для расчета НДФЛ используются различные налоговые ставки. Они зависят от видов доходов и налогового статуса работника: резидент РФ или нерезидент.
Ставки для резидентов
- 13% — от зарплаты и других доходов, кроме облагаемых по ставке 15% и 35%;
Ставки для нерезидентов
- 13% — от зарплаты не более 5 млн. для иностранцев на патенте, высококвалифицированных специалистов, беженцев и получивших временное убежище в РФ, граждан из ЕАЭС, членов экипажей судов под Государственным флагом РФ, участников Государственной программы по оказанию создействия добровольному переселению в Россию соотечественников;
- 15% — от зарплаты более 5 млн. для вышеперечисленных категорий иностранцев;
- 30% — для других категорий иностранцев и для других доходов нерезидентов.
Дивиденды резидентов до 5 млн. облагаются по ставке 13%, свыше 5 млн. по ставке 15%. Для нерезидентов вся сумма дивидендов облагается по ставке 15%.
В СБИС НДФЛ рассчитывается автоматически по данным о доходах, налоговых вычетах и налоговых льготах по каждой налоговой базе отдельно. В расчетном листке сотрудника будет указана сумма дохода, облагаемая налогом, объем и виды предоставленных льгот и вычетов, а также сумма удержания по НДФЛ.
Рассмотрим, как рассчитывается НДФЛ:
Страховые взносы — это обязательные платежи в бюджет по всем видам обязательного социального страхования ваших работников. Сотрудники, за которых уплачены страховые взносы, могут обратиться к врачу, получить компенсацию за больничный или декрет, а по окончании трудоспособного возраста получать пенсию.
Работодатели должны ежемесячно рассчитывать страховые взносы по каждому сотруднику. Индивидуальные предприниматели платят страховые взносы сами за себя.
Порядок расчета взносов по всем видам страхования общий.
- По каждому виду соцстрахования СБИС ежемесячно определяет базу нарастающим итогом. Она рассчитывается как сумма выплат в пользу работника минус суммы, не подлежащие обложению взносами.
- База умножается на тариф при условии, что лимит не превышен.
- Из получившейся суммы СБИС вычитает взносы, начисленные ранее в этом году. Разница перечисляется в бюджет.
Рассмотрим расчет страхового взноса на примере .
Основные показатели бюджета Пенсионного фонда России на 2019–2021 годы
Пенсионным фондом России подготовлен проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
На 2019 год бюджет сформирован по доходам в сумме 8,6 трлн рублей и по расходам – 8,6 трлн рублей, что превышает показатели 2018 года на 358,2 млрд рублей (на 104,3%) по доходам и на 115,9 млрд рублей (на 101,4%) по расходам.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2019–2021 годы определено на постоянной основе с учетом тарифа в размере 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Для финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в 2019 году предусмотрено поступление трансфертов из федерального бюджета в объеме 3,3 трлн рублей, в том числе на выплату страховых пенсий – 1,9 трлн рублей.
Расходы на выплату страховых пенсий на 2019–2021 годы определены с учетом принятых решений по изменению пенсионного законодательства, подготовленных по итогам обращения Президента Российской Федерации от 29 августа 2018 года.
Так, было учтено среднемесячное увеличение страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на 1 000 рублей ежегодно при индексации с 1 января на 7,05% в 2019 году, на 6,6% и 6,3% в 2020 и 2021 годах соответственно и обеспечивающего рост к 2024 году пенсии указанной категории пенсионеров до 20 тыс. рублей.
В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2019 году составит 15,4 тыс. рублей, а к 2024 году пенсии указанной категории пенсионеров увеличатся до 20 тыс. рублей.
Социальные пенсии планируется проиндексировать с 1 апреля по индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. В 2019 году – на 2,4%. Среднегодовой размер социальной пенсии в 2019 году составит 9 215 рублей (104,2% к ПМП).
В целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров в бюджете Фонда предусмотрены расходы на федеральную социальную доплату до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте.
Все остальные предложения Президента России Владимира Путина по смягчению параметров законопроекта о пенсионном возрасте были также учтены при подготовке проекта бюджета ПФР (они будут оформлены как поправки ко второму чтению).
В целом средства бюджета Фонда позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат в полном объеме.
Бюджет Фонда сбалансирован, а отраженный в проекте закона дефицит в объеме 23 млрд рублей по накопительной составляющей бюджета носит технический характер, так как покрывается за счет средств пенсионных накоплений, ранее поступивших в бюджет и учитываемых в остатках.
Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Извлечения
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы уплачивают страховые взносы за себя в особом порядке, который закреплен в ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Об этих положениях и пойдет речь в настоящей главе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если указанные самозанятые лица привлекают наемных работников по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, они обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы как за себя, так и с вознаграждений, выплачиваемых своим работникам (ч. 3 ст. 5, ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Подробнее об исчислении и уплате взносов за работников вы можете узнать в гл. 7 «Порядок исчисления и уплаты страховых взносов с выплат и иных вознаграждений физическим лицам».
8.1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАСЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, АДВОКАТАМИ, НОТАРИУСАМИ, КОТОРЫЕ УПЛАЧИВАЮТ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ЗА СЕБЯ
Рассмотрим основные вопросы исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами и частными нотариусами.
1. Указанные лица платят фиксированную сумму страховых взносов за год (расчетный период) независимо от размера полученных доходов. А объект и базу по страховым взносам они не определяют. Размер страховых взносов рассчитывается исходя из стоимости страхового года (ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). О том, как это сделать, см. следующий раздел.
2. Такие плательщики обязаны уплачивать только страховые взносы на ОПС и на ОМС в бюджеты ПФР и ФОМС соответственно. А взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС РФ они не платят (за исключением случаев, когда добровольно вступили в отношения по данному виду страхования). Это предусмотрено ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
3. Предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы определяют размер взносов отдельно по каждому бюджету фондов, в который должны их уплатить (ч. 3 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, если вы относитесь к числу самозанятых лиц, то должны самостоятельно рассчитать размер пенсионных взносов в бюджет ПФР и страховых взносов на ОМС в бюджеты ФФОМС и ТФОМС. А в случае добровольного участия в страховании по временной нетрудоспособности и материнству необходимо также исчислить сумму страховых взносов в бюджет ФСС РФ.
8.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (РАСЧЕТ) ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, АДВОКАТАМИ И НОТАРИУСАМИ РАЗМЕРА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В БЮДЖЕТЫ ПФР И ФОМС
Основное изменение:
Самозанятые лица рассчитывают страховые взносы исходя из стоимости страхового года с учетом минимального размера оплаты труда и страхового тарифа, установленных законодательством.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы уплачивают фиксированную сумму страховых взносов за себя в бюджеты ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Эту сумму они рассчитывают исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Понятие «стоимость страхового года» закреплено в ч. 1 ст. 13 Закона N 212-ФЗ. По сути, это денежная сумма, которая в течение года должна поступить в бюджет того или иного внебюджетного фонда за застрахованное лицо. Тем самым это гарантирует предоставление ему страхового обеспечения.
Таким образом, стоимость страхового года и составляет величину страховых взносов, которые вы должны уплатить в бюджет соответствующего фонда за год.
Стоимость страхового года рассчитывается в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ по формуле: СВОСС = ССГ = МРОТ х ТСВ х 12,
где СВОСС — сумма страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда — ПФР, ФФОМС или ТФОМС;
ССГ — стоимость страхового года;
МРОТ — минимальный размер оплаты труда на 1 января года, за который подлежат уплате страховые взносы;
ТСВ — тариф страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда.
Воспользуемся приведенной формулой и рассчитаем сумму страховых взносов, которую вы должны заплатить в 2010 г.
На 1 января 2010 г. минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
В 2010 г. при расчете стоимости страхового года нужно применять общие страховые тарифы, которые установлены ч. 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. Так указано в ч. 4 ст. 57 данного Закона.
В том числе они распространяются на предпринимателей, которые применяют специальные режимы налогообложения — ЕСХН, УСН, ЕНВД. Полагаем, что при расчете страховых взносов за себя они не вправе воспользоваться пониженными страховыми тарифами, которые установлены на 2010 г. п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. Ведь ч. 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ прямо предусматривает, что при расчете страховых взносов исходя из стоимости страхового года применяются общие тарифы, указанные в ч. 1 ст. 57 данного Закона.
Тарифы страховых взносов в текущем году составляют:
— в бюджет ПФР — 20%, из них:
а) для физических лиц 1966 года рождения и старше — 20% (полностью на страховую часть трудовой пенсии);
б) для физических лиц 1967 года рождения и моложе:
14% на страховую часть трудовой пенсии;
6% на накопительную часть трудовой пенсии¹;
— в бюджет ФФОМС -1,1%;
— в бюджет ТФОМС — 2%.
Примечание
Подробнее об общих тарифах страховых взносов в 2010 г. вы можете узнать в разд. 4.3 «Страховые тарифы (ставки) для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов».
Итак, для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов размеры страховых взносов, которые нужно уплатить в 2010 г., составляют:
— в бюджет ПФР — 10 392 руб. (4330 руб. х 20% х 12), из них:
а) для физических лиц 1966 года рождения и старше — 10 392 руб. полностью на страховую часть трудовой пенсии;
б) для застрахованных 1967 года рождения и моложе:
7274,40 руб. (4330 руб. х 14% х 12) на страховую часть трудовой пенсии;
3117,60 руб. (4330 руб. х 6% х 12) на накопительную часть трудовой пенсии;
— в бюджет ФФОМС — 571,56 руб. (4330 руб. х 1,1% х 12);
— в бюджет ТФОМС -1039,20 руб. (4330 руб. х 2% х 12).
Таким образом, в 2010 г. для самозанятых лиц общий размер страховых взносов в бюджеты ПФР и ФОМС равен 12 002,76 руб.
С 2011 г. самозанятые лица начнут применять следующие тарифы страховых взносов (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 62 Законам 212-ФЗ):
— в бюджет ПФР — 26,0%;
— в бюджет ФФОМС -2,1%;
— в бюджет ТФОМС — 3,0%.
Примечание
Подробнее об общих тарифах страховых взносов с 2011 г. читайте в разд. 4.2.1 «Общие страховые тарифы (ставки)».
Страховые взносы за себя самозанятые лица должны перечислить в бюджеты ПФР и ФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Примечание
Подробнее о правилах уплаты страховых взносов самозанятыми лицами вы узнаете в разд. 8.3 «Порядок и сроки уплаты страховых взносов в бюджеты ПФР и ФОМС индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами».
392 1 02 02010 06 0000 160 — страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
392 1 02 02020 06 0000 160 — страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
392 1 02 02030 06 0000 160 — страховые взносы на ОПС в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПОР на выплату страховой части трудовой пенсии;
392 1 02 02040 06 0000 160 — страховые взносы на ОПС в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
392 1 02 02100 08 0000 160 — страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
392 1 02 02110 09 0000 160 — страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
¹Тариф пенсионных взносов распределен на страховую и накопительную части пенсий для указанных лиц в соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пенсионный фонд получит в 2022–2023 гг. из бюджета на 500 млрд рублей меньше
Пенсионный фонд получит в 2022–2023 гг. на 500 млрд руб. меньше поддержки из бюджета, чем планировалось изначально. Об этом говорится в материалах Минфина к будущему проекту федерального бюджета на следующие три года («Ведомости» ознакомились с пакетом документов). Бюджет Пенсионного фонда предусматривал дотации в 2022 и 2023 гг. в размере 3,9 трлн и 4 трлн руб. соответственно. Каждая из них может быть уменьшена примерно на 250 млрд руб., следует из предварительных бюджетных проектировок Минфина.
Минфин не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель Минтруда (курирует ПФР) информацию подтвердил, уточнив, что фонду не потребуется столь высокий уровень бюджетной помощи, поскольку рост зарплат и, следовательно, поступлений страховых взносов превзошел ожидания.
Бюджет ПФР пополняется из двух источников. Первый – поступление страховых взносов. Второй – безвозмездные перечисления из федерального бюджета. Фонд зависит от денег бюджета в среднем на 35–40%. В 2021 г. показатель, как ожидается, составит 36% – 3,3 трлн из общей суммы доходов в 9,1 трлн ПФР получит из федерального бюджета.
Профицит бюджета ПФР в 2020 г. составил 575 млрд руб., судя по отчету о его исполнении, напомнила профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова. В целом этой суммой можно было бы заместить дотации из центра, по крайней мере частично, отметила эксперт. Кроме того, размер полученных ПФР страховых взносов за 2020 г. даже оказался на 1% выше уровня 2019 г., несмотря на пандемию, – сложились все предпосылки хотя бы для небольшого уменьшения зависимости от федерального бюджета, добавила Финогенова.
По данным Росстата, средняя номинальная зарплата выросла в 2020 г. на 6%, реальная – на 2,5%, а реальные располагаемые доходы россиян сократились на 3,5%. За январь – март 2021 г. реальные располагаемые доходы снизились на 3% относительно допандемийного I квартала прошлого года. Причем изначально Росстат отчитался о падении на 3,6%, но затем данные были скорректированы в положительную сторону.
По всей видимости, снижение объемов помощи из федерального бюджета Пенсионному фонду – это откат к доковидным показателям, согласилась руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина. В прошлом году трансферт из центра ПФР резко увеличился – не только по причине коронакризиса, но и в том числе из-за шагов по снижению страховых взносов для ряда секторов экономики. В частности, ставка отчислений за сотрудников была понижена с 30 до 15% для предприятий малого и среднего бизнеса, а для IT-компаний – с 15 до 7,6%, напомнила она.
Но меры поддержки бизнеса, в частности кредитные программы на сохранение персонала, по всей видимости, принесли больший эффект, чем ожидалось, пояснила Павлюшина.
«ФОТ 2.0» – программа кредитования под 2% на сохранение штата – оказалась более эффективной, чем ожидалось, говорил ранее министр экономического развития Максим Решетников в интервью «Известиям». «В начале года статистика показывала, что 5,3 млн рабочих мест находятся под защитой этой программы. Сейчас мы получили более актуальные и позитивные оценки. Число занятых, которых поддержала «ФОТ 2.0», превысило 5,7 млн человек. 98% компаний не только выполнили условия программы, но даже нарастили штат на выходе из пика кризиса», – отмечал глава Минэкономразвития.
Зависимость ПФР от денег федерального центра в обозримой перспективе будет расти, предположила Павлюшина. Разворот к большей социальной ориентированности сохранится – пенсии продолжат индексироваться, на фонд может лечь дополнительная нагрузка из-за самозанятых и т. д.
5 апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что премьер-министр Михаил Мишустин направил в администрацию президента предложения по возобновлению индексации выплат работающим пенсионерам, писали «Ведомости».
Черта богатства: кабмин обсуждает донастройку системы страховых взносов
С 2022 года в России может измениться система начисления страховых взносов на высокие зарплаты. Правительство обсуждает вероятность повышения планки окладов, с которых в Пенсионный фонд отчисляются взносы по максимальному тарифу — 22% (сейчас это доходы в размере 1,465 млн рублей в год). Об этом «Известиям» рассказали два источника, близких к кабмину. Предполагается, что такой шаг может стать частью донастройки системы налогообложения состоятельных россиян. По оценкам экспертов, нововведение затронет не более 5 млн человек.
Хорошо забытое старое
Сегодня взносы по полному тарифу (22%) в ПФР платятся с зарплат до 1,465 млн рублей в год (примерно 122 тыс. рублей в месяц). С превышения этой планки в Пенсионный фонд идет только 10%. Такой порядок был введен в 2012 году по инициативе уходившего тогда с поста президента Дмитрия Медведева (до этого к заработку выше предельной величины применялся нулевой тариф). Общая же ставка страховых взносов во внебюджетные фонды была сокращена с 34 до 30% (в том числе для платежей в ПФР с 26 до 22%), а для отдельных категорий плательщиков — до 20%. Это рассматривалось как снижение налоговой нагрузки на бизнес.
После 2014 года государство постоянно продлевало мораторий на пенсионные накопления, которые перестали поступать на счета россиян для последующего инвестирования и начали использоваться для выплат пенсионерам. Однако в повестке дня время от времени возникал и вопрос повышения страховых взносов для сбалансированности бюджета ПФР. Например, в 2016 году СМИ сообщали, что правительство рассматривало идею ввести дополнительный платеж с работающих граждан в размере 2% и увеличить вдвое размер отчислений в ПФР, которые делают работодатели с высоких зарплат. Но тогда это не было реализовано.
Изменения произошли на фоне пандемии в 2020 году и носили противоположный характер: президент Владимир Путин снизил размер страховых взносов для компаний МСП с 30 до 15%, а для IT-фирм — с 15 до 7,6%. Впрочем, параллельно был увеличен налог на доходы физических лиц, зарабатывающих свыше 5 млн рублей в год, — с 13 до 15%.
К идее увеличить нагрузку на труд высокооплачиваемых сотрудников власти вернулись на заседании бюджетной комиссии в июле 2021 года, сообщили источники «Известий». По их словам, правительство рассматривает возможность более резко, чем обычно, повысить планку оклада, с которого работодатели отчисляют 10% в ПФР. Пока ее уровень сдвигается за счет ежегодной индексации и за пять лет, например, он вырос вдвое.
Если одномоментно и резко увеличить лимит, рассказали собеседники «Известий», то вырастет объем поступлений в ПФР. При этом, по их словам, конкретные параметры еще неизвестны, их предстоит установить. Также эта донастройка позволит реализовать запрос на социальную справедливость, подчеркнул один из источников «Известий».
По итогам 2020 года из-за карантинных мер и установленных льгот по уплате страховых взносов их поступления снизились на 211 млрд рублей, отмечала ранее Счетная палата. В общей сложности фонд получил 5,5 трлн рублей страховых взносов, что составило 96,3% от прогнозируемого объема.
Впрочем, нельзя считать, что вопрос с повышением решен, уточнил один из источников «Известий». Проблема в том, что, «поставив на бюджете ПФР небольшую заплатку сейчас, в будущем можно получить дыру за счет повышения пенсионных обязательств государства».
Дело в том, что страхуемый заработок формирует персональную пенсию гражданина. Пенсионные отчисления, которые уплачиваются с зарплат, пополняют индивидуальный счет в пенсионной системе. И максимальное количество коэффициентов, которые за год может получить гражданин, начисляются с предельной суммы — 1,465 млн рублей. Заработок выше нее уже не учитывается при начислении пенсии, но облагается страховым тарифом в 10%, который идет в систему.
По сути, россияне с зарплатами выше 122 тыс. рублей в месяц и без того уже платят сверх страхуемого заработка, эти средства идут на выплаты тем гражданам, которые имеют небольшой трудовой доход. И сверхнормативное повышение порога сделает бюджет ПФР менее сбалансированным, в том числе за счет повышения обязательств фонда.
В правительстве запрос «Известий» перенаправили в Минфин. «Известия» обратились туда за официальным комментарием. В Минтруде и ПФР воздержались от обсуждения этой темы.
Тренд на повышение
Инициатива идет в тренде повышения фискального давления на бизнес, считает директор Центра исследований экономической политики МГУ Олег Буклемишев.
— Надо понимать, что взносы в ПФР платят не граждане лично, а их работодатели. Поэтому повышение порога будет означать увеличение нагрузки прежде всего на высокооплачиваемые отрасли — финансовую, добывающую, сферы с наукоемкой продукцией, — пояснил он.
Олег Буклемишев также отметил, что не видит необходимости в подобных корректировках в условии, когда на рынке углеводородов благоприятная ценовая конъюнктура и федеральный бюджет стабилен.
Повышение планки будет иметь весьма ограниченный эффект на объем поступлений в ПФР, так как на сегодня свыше 1,4 млн рублей в год в России зарабатывают около 7% граждан, или 5 млн человек, констатировал управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.
— Таким образом, налоговая эффективность этой меры нивелируется тем, что высокие зарплаты в нашей стране получает крайне ограниченное число занятых. К примеру, свыше 3 млн рублей в год получает около 500 тыс. сотрудников по всей России, — констатировал он.
При этом эксперт согласился, что повышение уровня отчислений по страховым взносам в основном коснется крупных компаний. Нововведение скажется на бизнесе, особенно в кризис, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Оно ударит по компаниям с большим количеством высококвалифицированного персонала и будет препятствовать экономическому росту.
Эксперт подчеркнул: бюджет приобрел бы больше, если бы власти боролись с нелегальным бизнесом и сфокусировались на привилегиях компаниям, которые работают в легальном поле.