Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для административного здания землю перевести в

Для административного здания землю перевести в

Министерство имущества
Челябинской области

  • Обращения
    • Порядок приема
    • Отчеты по работе с обращениями
    • Контакты
    • Интернет-приемная
  • Госслужба
    • Порядок поступления
    • Требования к претенденту
    • Кадровое обеспечение
    • Нормативные -правовые акты
    • Служебный распорядок
    • Контакты
    • Хочу работать в Министерстве
  • Приватизация
    • Программа приватизации
    • Продажа имущества
    • Итоги
    • Приватизация ОГУПов и хозяйственных обществ
  • Регулирование в сфере закупок
    • Нормативные правовые акты
    • Информационные и методические материалы
    • Аналитические материалы
    • Новое в сфере закупок
    • Вопрос-ответ по закупкам
    • Онлайн-консультирование
  • Госзакупки
  • Кадастровая оценка
    • Результаты кадастровой оценки на территории Челябинской области
    • Заявить о пересмотре кадастровой стоимости
    • Определение вида фактического использования зданий для целей налогообложения
    • Частые вопросы по кадастровой оценке
    • Результаты обработки перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке
  • Аренда имущества
  • Государственные услуги
  • Реестр имущества
  • Противодействие коррупции
    • Нормативно правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • План мероприятий по противодействию коррупции и отчеты о его реализации
    • Информация о среднемесячной заработной плате руководителей , их заместителей и главных бухгалтеров государственных ОГУПов и учреждений, подведомственных Министерству
    • Антикоррупционное правовое просвещение
  • Комиссия по пересмотру кадастровой стоимости
  • Главная
  • Порядок деятельности
  • Государственные услуги
  • Перевод земельных участков

Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в земли другой категории

16 сентября 2020

Ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в земли другой категории

Состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в земли другой категории

Административный регламент предоставления государственной услуги «Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории»

Для административного здания землю перевести в

Из всех существующих категорий земель: земли запаса, земли населенных пунктов, земли промышленности и т.п., только земли сельскохозяйственного назначения непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства.

Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около четверти всей территории Российской Федерации.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, пруды для разведения рыбы и т.д.

От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны, сельские жители составляют четверть россиян.

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений.

Для поддержания надлежащего качества почвы, должны проводится мелиоративные мероприятия собственниками земель в процессе осуществления их деятельности.

При не использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как юридическими лицами, так и гражданами, то есть допущении зарастания земельных участков древесно-кустарниковой и сорной травянистой, а так же при нарушении плодородного слоя почвы (произведенного без разрешения уполномоченного органа), как юридические лица, так и граждане привлекаются к административной ответственности. Длительное не использование земель сельскохозяйственного назначения, может привести к изъятию (конфискации) земель у собственника.

Земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения, но и в следствии перевода земель в другие категории.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:

  • консервация земель;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • изменение черты населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или запаса.

В случае изменения категории земельного участка, собственнику земельного участка необходимо обратиться в Единый государственный реестр недвижимости, сообщить о новом статусе земельного участка и в дальнейшем оплачивать земельный налог в соответствии с новой категорией земельного участка.

При не предоставлении сведений об изменении статуса земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, земельный участок продолжает являться землей сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административная ответственность:

  • ч. 2 . ст.8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель для граждан от 20 до 50 тыс. руб., для должностных лиц от 50 до 100 тыс. руб., для юридических лиц от 400 до 700 тыс. руб.

При проведении работ на участке сельскохозяйственного назначения связанных со строительством, и как следствие, нарушении плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность в размере:

  • ч.1 ст.8.6 КоАП РФ – самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы для граждан от 1 до 3 тыс. руб., для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба;
  • ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления для граждан от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц от 10 до 30 тыс. руб., для юридических лиц от 40 до 80 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба.

Обращаем внимание землепользователей: земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональном использовании территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно.

Оставят без крыши

Его случай — другим наука. По всей стране проходят проверки земельных участков: используются ли они по назначению или стоят без дела. Когда человек получает землю с конкретным назначением, например, под строительство жилья или для занятия огородничеством, он не вправе запустить свой участок. Хозяин обязан засучить рукава и заняться делом: разбить огород или построить дом, смотря какой статус у земли. Если же на участке хозяйничает бурьян, человека могут оштрафовать.

Как рассказали в Свердловском областном суде, гражданин в декабре 2008 года приобрел в собственность земельный участок площадью 10 соток, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

«В августе 2018 года в ходе внеплановой выездной и документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области было установлено, что земельный участок не используется по назначению, — сообщают в суде. — Он огорожен забором, но на самом участке, кроме кустарников и сорняков, ничего нет. Нет ни объекта недвижимости, ни признаков ведения строительных работ».

Каждый мужчина в жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Но если в отношения сына и дерева закон допускает снисхождение, то в отношении дома все строго. Когда человек приобретет землю под жилье, то обязан на ней построить свою крепость. Иначе — штраф.

«Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении владельца участка протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности, — рассказывают в Свердловском областном суде. — Постановлением заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель нарушителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32 861 рубля».

Мужчина обратился с жалобой в Кировский районный суд Екатеринбурга и попросил отменить наказания. Но получил отказ. Тогда он обратился с апелляцией в Свердловский областной суд и попросил отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в его действиях состава правонарушения.

Гражданин пытался доказать, что просто не успел довести стройку до конца. В жизни бывают разные обстоятельства, просто работа затянулась. Тем не менее апелляция сочла доводы неубедительными.

«Доводы о том, что земельный участок использовался по назначению, на нем велись подготовительные работы, были опровергнуты материалами дела, в том числе фотоматериалами, — пояснили в суде. — А исходя из положений ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, должен приступить к использованию его по назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом».

В итоге решение оставлено в силе. Как пояснил «РГ» адвокат Вячеслав Голенев, у земель в России бывает разная категория. Например, есть земли сельскохозяйственного назначения, есть земли промышленности и т.д.

«Но свою категорию имеют и участки, которыми владеют граждане, — пояснил адвокат. — Таким образом, у каждого участка свое назначение, которое надо соблюдать. Говоря простым языком, если участок предназначен для жилого строительства, его нельзя использовать в качестве огорода. Но при этом и держать в запустении нельзя».

По словам юриста, часть 3 статьи 8.8 КоАП предусматривает наказание за «неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях». Нарушителям грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей. Или, если определена кадастровая стоимость, то в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

7. Ответы на часто задаваемые вопросы

Как оформить земельный участок, находящийся в собственности Самарской области, в аренду?

  1. Для начала необходимо определить, имеются ли основания для оформления земельного участка в аренду без проведения торгов. Такие основания содержатся в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и в статье 9.1 Закона Самарской области «О земле» (обеспечивается переход к указанным нормам)
  2. При наличии указанных оснований заполняется «Заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, без проведения торгов» (образец заявления приводится ниже). Обращаем внимание, неправильно заполненное заявление является основанием для его возвращения без рассмотрения
  3. К заявлению необходимо приложить:

а) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (для физических лиц);

б) заверенный в установленном порядке документ, удостоверяющие права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;

в) копию документа, удостоверяющего личность представителя;

г) документ, подтверждающий право на предоставление земельного участка без проведения торгов в зависимости от выбранного подпункта пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (см. таблицу)

п. 2

Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок)

– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

– ст. 9.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле»:

«Гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;

Копия справки об инвалидности (в случае обращения лиц, признанных инвалидами, за предоставлением земельных участков под места для стоянки технических либо других средств передвижения, а также в случае обращения лиц, признанных инвалидами, или членов их семей за предоставлением земельных участков для ведения личного подсобного, дачного хозяйства и садоводства. В последнем случае дополнительно предоставляется копия свидетельства о рождении для подтверждения принадлежности к семье инвалида)

– акт согласования местоположения границ земельного участка (в случае если гражданином испрашивается земельный участок, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 Закона Самарской области «О земле», для ведения личного подсобного хозяйства (300 кв.м), садоводства (300 кв.м), огородничества (600 кв.м));

Читать еще:  Виды фасада многоквартирного дома

– план установления границ земельного участка, отражающий в графическом виде наличие общих границ испрашиваемого земельного участка с основным земельным участком – земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения

* прочерк в крайне правой колонке таблицы означает, что, помимо документов, удостоверяющих личность заявителя либо его представителя, иные документы не требуются

Документы представляются в подлиннике (в копии, если документы являются общедоступными) либо в заверенных в установленном порядке копиях.

При отсутствии оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов подается «Заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Самарской области»

Куда подать заявление для оформления земельного участка, находящегося в собственности Самарской области?

Заявление подается в министерство имущественных отношений Самарской области:

а) лично либо почтовым отправлением по адресу: 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д.20;

б) в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в государственной информационной системе Самарской области «Портал государственных и муниципальных услуг» – http://www.pgu.samregion.ru;

в) в МФЦ (информация о графике работы МФЦ, адресах, телефонах, адресах электронной почты размещена на интернет-сайте http://www.mfc63.ru)

По каким основаниям заявление о предоставлении в аренду земельного участка будет возвращено без рассмотрения?

См. пункт 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 12.04.2016 № 522.

(обеспечивается ссылка на административный регламент)

По каким основаниям будет отказано в предоставлении земельного участка?

См. пункт 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 12.04.2016 № 522.

(обеспечивается ссылка на административный регламент)

По каким основаниям будет отказано в проведении аукциона на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Самарской области?

См. пункт 2.9.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 12.04.2016 № 522.

(обеспечивается ссылка на административный регламент)

Как рассчитать арендную плату?

В случае оформления права аренды земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, без проведения торгов для целей, не связанных со строительством, арендная плата определяется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 16.12.2016 № 749 «Об утверждении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области и предоставленные в аренду для целей, не связанных со строительством, без торгов»

В целях проведения аукциона на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, начальная цена предмета аукциона определяется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.11.2016 № 631 «Об определении начальной цены предмета аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности Самарской области, продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Самарской области»

В случае оформления права аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, находящегося на территории Самарской области и предоставляемого без проведения торгов, арендная плата определяется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов»

В каких случаях устанавливается сервитут?

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается в следующих случаях:

  • для размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для проведения изыскательских работ
  • для ведение работ, связанных с пользованием недрами

Порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута отношении земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.07.2014 № 442.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Официальный сайт администрации города Новокузнецка

Меню раздела структура

  • Схема
  • Глава города
  • Заместители Главы
  • Подразделения Администрации города
  • Администрации районов города
  • Муниципальная служба
  • Многофункциональный центр
  • Комитет городского контроля
  • Совет народных депутатов
  • Избирательная комиссия
  • Организации

Отдел Росреестра по г.Новокузнецку

Начальник отдела

Климова Наталья Николаевна

Адрес: г.Новокузнецк, ул.Кирова, д. 57 (ост. «Спортсмен», «СитиМолл»)

Телефон: 45-86-73

E-mail: t06@reg42.rosreestr.ru

понедельник- четверг 08:30 — 17:30

пятница 08:30 — 16:30

Почему на приусадебном участке нельзя построить автомастерскую?

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Государством для каждого земельного участка установлена цель его использования, поэтому пользоваться земельным участком необходимо только в соответствии с его назначением.

Например, нельзя построить на своем приусадебном участке автомастерскую или магазин, а на землях сельскохозяйственного назначения – жилой дом. Если вдруг такое произошло, то нужно учитывать, что построенный объект недвижимости не удастся зарегистрировать в законном порядке. Также может возникнуть риск получения постановления о сносе самостроя.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН). В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» разрешенное использование относится к дополнительной характеристике земельного участка.

Если внимательно изучить выписку из ЕГРН на земельный участок, то можно увидеть там категорию земли и вид разрешенного использования.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда, земли запаса. В свою очередь каждая из них может делиться на виды разрешенного использования.

Читать еще:  За какой максималый период можно выдать компенсацию при увольнении

Так, например, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для фермерской деятельности, рыбоводства, садоводства, развития личного хозяйства и другие, а земли населенных пунктов в свою очередь могут делиться на такие виды использования, как жилые зоны, производственные, общественно-деловые, зоны специального назначения. Жилые зоны тоже имеют свою градацию, например, в них включаются зоны застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми многоэтажными домами и т.п.

В частном обороте находятся преимущественно земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, поэтому они чаще всего и претерпевают изменения категории либо вида разрешенного использования.

Виды разрешенного использования в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные. От принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий зависит порядок изменения его вида разрешенного использования».

Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования. В частности на территории города Новокузнецка такие Правила землепользования и застройки утверждены Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 N 1/6.

Изменение вида разрешенного использования может осуществляться, как с изменением категории земель, так и без такового. Все зависит от того, какая категория у вашего земельного участка и может ли иметь данная категория тот вид разрешенного использования, который вы хотите применять к нему.

Например, на землях сельскохозяйственного назначения не удастся построить жилой дом, так как он должен быть расположен в жилой зоне населенного пункта, поэтому, земельный участок должен принадлежать к категории земель — земли населенных пунктов.

При изменении категории земли необходимо руководствоваться статьей 8 Земельного колекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Выбрать вид разрешенного использования можно, зная территориальную зону, в которой расположен Ваш земельный участок. Этот вид разрешённого использования для данной зоны должен быть основным.

Если известна зона, в которой расположен участок, то Вы можете обратиться с заявлением в орган местного самоуправления и получить выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка. Затем обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в ЕГРН — в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Если желаемый вид разрешенного использования не предусмотрен для данной территориальной зоны или является условно – разрешенным, то необходимо получить разрешение путем обращения в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением и необходимым пакетом документов.

Данный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения либо в его отказе.

Если отсутствуют правила землепользования и застройки, изменить вид разрешенного использования можно на основании постановления (решения) уполномоченных органов власти. Данный документ направляется принявшим его органом или заинтересованным лицом с заявлением об учете изменений в Росреестр.

Нужно обязательно учитывать, что:

— с заявлением об изменении вида разрешенного использования вправе обратиться собственник земельного участка;

— если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по целевому назначению, то в соответствии со статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения на него административного штрафа;

— назначение здания (сооружения) должно соответствовать виду разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки;

— изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного Вам в аренду на торгах, запрещено законом.

ВС напомнил порядок привлечения к ответственности за нецелевое использование земли

8 февраля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС20-15754 по делу № А40-258644/2019 об оспаривании обществом – владельцем гостиницы привлечения к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, предназначенного для размещения бани.

В июле 2019 г. Управление Росреестра по Москве оштрафовало АО «Воронцовский БПК» на 700 тыс. руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Основанием послужило то обстоятельство, что на переданном в аренду ООО «Яхонт» земельном участке с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий под бани» расположено арендуемое обществом «Воронцовский БПК» здание, используемое для размещения гостиницы. По мнению административного органа, это не соответствует сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, внесенным в ЕГРН, и нарушает требования ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Решение было оспорено АО «Воронцовский БПК» в Арбитражный суд г. Москвы. В ходе судебного разбирательства общество ссылалось на то, что спорный участок находится в аренде у общества «Яхонт» на основании договора, заключенного с Московским земельным комитетом, правопреемником которого является Департамент имущества г. Москвы. На этом участке расположено здание, находящееся в столичной собственности и переданное в аренду АО «Воронцовский БПК» до 22 июля 2022 г. По мнению общества, использование здания под гостиницу было согласовано с собственником – столичным Департаментом городского имущества.

Организация добавила, что она не является ни собственником, ни арендатором этого земельного участка, а лишь арендует спорные помещения в здании, принадлежащем Москве, и использует их в разрешенных собственником целях. Соответственно, общество как лицо, ограниченное в возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка, нельзя привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Кроме того, совместное использование земельного участка в целях «для эксплуатации зданий под бани» и «для размещения гостиницы» не противоречит требованиям Правил землепользования и застройки г. Москвы.

Три судебные инстанции отказались удовлетворять требования заявителя со ссылкой на то, что использование спорного здания под размещение гостиницы противоречит виду разрешенного использования земельного участка, внесенному в ЕГРН. Тем самым суды выявили наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и сочли правомерным постановление Росреестра.

Рассмотрев кассационную жалобу АО «Воронцовский БПК», Судебная коллегия по экономическим спорам ВС согласилась с ее доводами. Высшая судебная инстанция напомнила, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства выбираются самостоятельно их правообладателями (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) без дополнительных разрешений и согласования в силу п. 4 ст. 37 ГрК РФ.

Как пояснил Суд, использование земельного участка не только в соответствии с основным видом разрешенного использования, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, допустимым в качестве дополнительного по отношению к основному, не свидетельствует о нецелевом использовании такого объекта. В свою очередь, диспозиция ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не предусматривает наступление административной ответственности за отсутствие в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, допустимых в качестве дополнительных по отношению к основному виду, а отсутствие в ЕГРН таковых сведений не образует состав вышеуказанного правонарушения.

Со ссылкой на Постановление КС РФ от 16 октября 2020 г. № 42-П Верховный Суд напомнил, что собственник земельного участка вправе самостоятельно выбрать для себя как основной, так и – в дополнение к основному – вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс, ни Градостроительный кодекс РФ непосредственно не обязывают лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в ЕГРН, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, уведомлять о своем решении те или иные органы публичной власти.

«Собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования. Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 г. № 46-П, если в статусе собственника земельного участка лицо не лишено законной возможности инициировать изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой, то арендующее землю лицо в такой возможности ограничено», – отмечено в определении.

Верховный Суд добавил, что в рассматриваемом деле, признавая правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, суды исходили исключительно из использования обществом земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН, не проверив указанные доводы заявителя и не устанавливая обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян поддержала выводы Верховного Суда: «Нижестоящие суды, действительно, не учли различия между основными, вспомогательными, дополнительными видами использования земельного участка. Для того чтобы установить все виды использования, необходимо обратиться к градостроительному плану земельного участка, так как в ЕГРН по вполне разумным причинам полный перечень видов использования, в частности список вспомогательных видов, не отражен».

По словам адвоката, текущим законодательством РФ не предусмотрена обязанность собственника земельного участка вносить изменения в ЕГРН, если принято решение воспользоваться вспомогательным видом разрешенного использования. «Кроме этого, нижестоящими судами не произведено разграничение в правовом статусе общества, непосредственно пользующегося землей, которое в данном случае не являлось собственником. В связи с чем возможность, даже в случае необходимости, изменения каких-либо характеристик фактически отсутствовала. Таким образом, нижестоящие суды допустили формальный подход к рассматриваемому спору, не учли положения нормативных актов, которые подлежат применению в данном конкретном случае», – резюмировала Нарине Айрапетян.

Старший юрист АБ «Инфралекс» Родион Макин отметил, что определение продолжает серию судебных актов, в которых ВС обращает внимание нижестоящих инстанций на то, что диспозиция ст. 8.8 КоАП не предполагает ответственность правообладателя земельного участка за невнесение сведений в ЕГРН о вспомогательных видах разрешенного использования участка. «В этом плане Верховный Суд следует высказанной им же недавно позиции о том, что отсутствие в реестре сведений о виде разрешенного использования не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению и не представляет собой административное правонарушение в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ (см. Определение ВС РФ от 1 октября 2020 г. № 310-ЭС20-8733)», – пояснил он.

По словам эксперта, выводы Суда логичны и справедливы с учетом того, что они находятся в полном соответствии с правовой позицией ВС и КС РФ. «Радует также тот факт, что Верховный Суд в этом и ряде других дел стал отменять решения судов нижестоящих инстанций, которые соглашались с привлечением к ответственности правообладателей, осуществлявших фактическое землепользование в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки, но не в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в реестре. Напомним, что данная весьма сомнительная практика стала повсеместной, и многие суды решали дела не в пользу правообладателей», – подчеркнул Родион Макин.

Юрист также задался вопросом, как законодатель выполнит поручение Конституционного Суда обеспечить ясность в вопросе того, должен ли правообладатель самостоятельно обеспечить соответствие реестра, ПЗЗ и фактического пользования. «По сути, в рассматриваемом случае снова поднимается вопрос публичной достоверности реестра, однако, в отличие от проблематики внесения сведений о правах и их обременениях, необходимость приведения в соответствие реестра, ПЗЗ и фактического пользования силами самого правообладателя не выглядит самоочевидной», – резюмировал он.

Пожизненное наследуемое владение в собственность

Необходимо ли гражданам переоформление земельного участка в собственность, полученное в пожизненное наследуемое владение?

Большое количество граждан нашей страны, в свое время получили земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Теперь их волнует вопрос: обязательно ли переоформлять земельные участки?

Обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав. Земельные участки, предоставленные в пожизненное наследуемое владение, находятся в чьей-либо собственности — государства или муниципального образования. В соответствии со ст. 265 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

До вступления в силу нового Земельного кодекса в Российской Федерации, существовало такое понятие, как «пожизненное наследуемое владение участком земли». Сохранились эти земельные правоотношения ещё с советских времен. Гражданам была предоставлена возможность использовать участки земли бессрочно, не оформляя право собственности. На участке земли законодательно разрешалось возводить и строить различные здания, хозяйственные постройки и иные сооружения, а права на этот участок могли передаваться только по наследству.

Читать еще:  Как оформить социальную карту на проез школьнику из многодетной семьи в нижегородской области

Тем не менее, само право собственности на такие участки земли, отданные в пожизненное наследуемое владение, принадлежало муниципальному образованию или государству. Владельцы земли, обладающие правом пожизненно наследуемого владения на свои участки, не могли совершать любые юридические действия и операции с такой землей. Им было запрещено продавать, обменивать, дарить или совершать другие правовые сделки с землей, находящейся в их наследуемом владении.

По сегодняшнему земельному законодательству гражданам уже не предоставляются участки земли на правах пожизненно наследуемого землевладения. Между тем, у лиц, получивших землю в пожизненно наследуемое владение еще до введения новых норм земельного права, то есть до вступления в действие российского Земельного кодекса, это право сохранилось до сих пор. Так же сохранилась и возможность граждан передавать полученные участки земли по наследству. Современное земельное законодательство Российской Федерации нацелено на постепенную ликвидацию из земельных правоотношений права пожизненного наследуемого владения.

В чем особенность пожизненного наследуемого владения землей?

Пожизненное наследуемое владение участком земли – это своеобразное право собственности на землю, имеющее определенные ограничения. Наличие у гражданина свидетельства, подтверждающего его право пожизненного наследуемого землевладения на участок земли, значительно облегчает возможность дальнейшего оформления право собственности на такие участки.

Если же, право собственности не оформлено надлежащим образом, допускается только владение и пользование участком земли. Распоряжаться землей, правообладатель пожизненного наследуемого владения земельного участка не имеет права, за исключением передачи такого права на соответствующий участок по наследству. В последнем случае осуществляется государственная регистрация переходящих прав по наследству на основании регистрационного свидетельства о праве гражданина-наследника на наследство.

Землевладелец подобных участков земли вправе также возводить на них здания, сооружения либо создавать на участке иное недвижимое имущество с последующей регистрацией возникших прав собственности на эти возведенные объекты. В целом, порядок использования участков земли правообладателем аналогичен правовому порядку пользования участками, предоставленными в постоянное пользование. Следует отметить, что обладателями права пожизненно наследуемого владения могут выступать, согласно закону, только физические лица.

Оформление в собственность

Всего двух основных правоустанавливающих документов достаточно, чтобы оформить в собственность земельный участок, полученный гражданином на праве пожизненно наследуемого владения.

Во-первых, нужно предоставить свидетельство на право пожизненного наследуемого владения участком земли. Выдается свидетельство администрацией того муниципалитета, где расположен участок земли. Либо свидетельство, удостоверяющее названное право на землю, выданное гражданину Департаментом по земельным и имущественным отношениям, по месту территориального расположения данного участка земли.

Во-вторых, нужен в обязательном порядке Кадастровый паспорт на соответствующий земельный участок.

Является ли предметом наследования сама земля?

Согласно 1181 статье Гражданского кодекса, принадлежащие наследодателю права пожизненного наследуемого владения участками земли входят в состав наследства и, соответственно, наследуется на общих основаниях, определенных гражданским законодательством. На принятие наследства, составной частью которого является вышеназванное право, какого-то специального разрешения не нужно.

Чтобы зарегистрировать переходящее право землевладения, нужно иметь соответствующее свидетельство, официально зарегистрировавшее право на наследство. Такое регистрационное свидетельство наследник вправе получить, подав заявление нотариусу или другому компетентному лицу, имеющему по закону право совершать нотариальные действия, по месту открытия наследства.

Названное регистрационное свидетельство может быть получено спустя шесть месяцев после открытия наследства, в состав которого входило право пожизненно наследуемого владения землей. В гражданском кодексе предусмотрены случаи, когда такое свидетельство выдается заявителям ранее истечения указанного шестимесячного срока. Например, если отсутствуют иные наследники, помимо тех, кто обратился к нотариусу за свидетельством (при наличии у заявителя необходимого документального подтверждения).

В каких случаях прекращается право пожизненного наследуемого владения землей?

Возможны три основания для прекращения пожизненного наследуемого владения землей:

— оформление участка в собственность;

— отказ владельца земли от соответствующего права на участок, то есть по добровольному волеизъявлению обладателя прав;

— принудительные административные меры, принятые в соответствии с 54 статьей Земельного Кодекса РФ полномочным органом вследствие ненадлежащего использования владельцем участка земли (к примеру, нецелевое использование или существенное ухудшение экологии при владении землей сельскохозяйственного назначения, или систематическая неуплата землевладельцем земельного налога, или другие нарушения). Для прекращения у землевладельца прав в названном случае требуется соответствующие судебное решение.

Граждане, обладающие участками земли в пожизненном наследуемом владении, могут приобрести их в собственность, оформив необходимую документацию. Каждый такой землевладелец вправе однократно бесплатно оформить собственность на названный участок. При этом взимание с него каких-то дополнительных денежных сумм кроме сборов, установленных российским федеральным законодательством, не допускается.

Оформление в собственность граждан участков земли, ранее выделенных им в бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение, не ограничивается каким-либо временным сроком. Отсюда следует, что гражданин, выступающий владельцем участка земли на основании указанного права, может в любой момент оформить собственность и зарегистрировать свои права на землю в регистрирующем органе, находящемся в том районе, где территориально расположен участок земли. Если же правообладатель не желает заниматься оформлением своей собственности на землю, то он может продолжать бессрочно использовать участок и передавать его в наследство. Регистрационные свидетельства, удостоверяющие права на участок, которые были выданы землевладельцу до 2001 года, то есть еще до вступления в силу российского Земельного кодекса, являются действительными.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва

Мэрия Москвы меняет условия перевода земли под застройку

Мэр Москвы Сергей Собянин 19 ноября подписал постановление, меняющее условия взимания платы за смену вида разрешенного использования (ВРИ) и аренду земли на территории города. В документе сказано, что в случае изменения функционального назначения участка к текущей формуле расчета стоимости этой услуги будет применяться повышающий коэффициент в зависимости от его месторасположения: 8 – для новой Москвы и 2 – для всех других территорий города. «Другими словами, стоимость изменения ВРИ теперь увеличивается в 2 раза за участки в пределах МКАД и в 8 раз – за земли в новой Москве», – объясняет партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко. Кроме того, согласно постановлению меняется и формула расчета ставок аренды участков, предназначенных для индивидуальной жилой застройки, строительства гаражей и т. д., добавляет руководитель направления «Коммерческие споры» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. По его расчетам, в зависимости от категорий недвижимости стоимость аренды может вырасти в несколько раз. Согласно постановлению теперь общая плата за участок будет зависеть еще и от района Москвы: чем ближе к центру города, тем дороже, добавляет гендиректор «СМУ-6 инвестиции» Алексей Перлин.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка опасаются, что новые правила приведут к ухудшению экономики жилых проектов, дополнительным затратам у застройщиков и, как следствие, росту цен на квартиры. Именно девелоперы жилья часто меняют вид использования участков, к примеру, на промышленных территориях, напоминает руководитель «Топ-идеи» Олег Ступеньков. Нововведения значительным образом повлияют на доходность инвесторов, желающих строить жилье, так, в некоторых случаях платеж за смену ВРИ может увеличиться от 2 до 11 раз, говорит управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов. В некоторых случаях расходы за перевод земельных участков под застройку в центре Москвы вырастут в 8–10 раз в зависимости от кадастровой стоимости, соглашается гендиректор We Know Александр Галицын. В абсолютных цифрах стоимость смены ВРИ, к примеру, для земли в старых границах города будет составлять не менее 5000 руб. на каждый продаваемый квадратный метр, подсчитал Перлин. А ближе к центру Москвы, по его словам, расходы могут быть и 30 000 руб. за 1 кв. м. Он напоминает, что на ВРИ приходится, как правило, 10–15% от инвестиционной стоимости проектов.

Новые правила вынудят инвесторов пересмотреть свои стратегии по приобретению новых или освоению уже купленных проектов, считает Богданов. С ним согласен и президент ГК «Основа» Александр Ручьев, который отмечает, что для девелоперов увеличение расходов на изменение ВРИ означает рост себестоимости строительства проектов и пересмотр их финансовых моделей. Многие площадки могут оказаться просто нерентабельными, объясняет он.

Как застраивают промзоны в Москве

ЗиЛ
Многие крупные промзоны в Москве сегодня активно застраиваются. Развитие территории ЗиЛа – один из самых масштабных проектов мэрии города: проект планировки охватывает территорию в 480 га. На них предполагалось строительство 6,4 млн кв. м недвижимости, из которых 5,2 млн кв. м – непосредственно на месте ЗиЛа. Там уже возведены или возводятся такие крупные объекты, как жилые комплексы «Зиларт» (девелопер – ЛСР), «Парк легенд» (корпорация ТЭН), «ЦСКА арена», торговый центр «Ривьера» и т. д.

«Серп и Молот»

В результате реорганизации промзоны «Серп и Молот» под застройку было выделено 58 га на пересечении Золоторожского Вала и ш. Энтузиастов. Сейчас на этой территории девелоперская компания «Дон-строй инвест» возводит один из своих крупнейших объектов – жилой комплекс «Символ» на 1,79 млн кв. м. 378 квартир в этом проекте выкупила госкомпания Дом.РФ под арендное жилье.

«Москвич»
Территория завода «Москвич» в районе Волгоградского проспекта принадлежит группе «Метрополь» бывшего депутата Госдумы Михаила Слипенчука. На сайте компании «Метрополь девелопмент» сказано, что на 22,5 га завода планируется возвести 328 000 кв. м жилья, 240 000 кв. м торговой недвижимости, а также апартаменты, офис и гостиницу. Там, в частности, девелопер MR Group уже строит жилой комплекс «Метрополия».

Богданов ожидает, что сделки по покупке участков могут быть на какое-то время заморожены. Ухудшение экономики усложнит привлечение проектного финансирования на строительство новых жилых проектов, уверяет Перлин, добавляя, что в этом случае реализация проектов с невысокой маржинальностью будет просто невозможна. Это особенно касается промышленных территорий, которые теперь сложнее будет застраивать жильем, соглашается Ступеньков. Пересмотр многих жилых проектов скажется на сроках их строительства, а это может послужить причиной появления новых обманутых дольщиков, признает даже один из чиновников мэрии Москвы, чье подразделение не участвовало в разработке нового постановления.

Гендиректор группы «Пионер» Леонид Максимов говорит, что новые изменения на рынке в конечном итоге приведут к неравномерному росту цен на жилье. По подсчетам Галицына, квартиры в новых проектах в связи с нововведениями могут подорожать примерно на 15–20%.

Тем не менее в департаменте промышленной и инвестиционной политики Москвы опасения девелоперов не разделяют. По словам его представителя, новое постановление предусматривает льготы инвесторам, которые создают рабочие места за Третьим транспортным кольцом (ТТК). Ранее льготы на изменение ВРИ касались участков, на которых строятся социально значимые объекты, например культуры, образования, транспортной инфраструктуры, здравоохранения и т. д., говорит Демченко. Теперь, по его словам, к ним будут относить и другие места приложения труда. Все это, по словам представителя департамента промышленной и инвестиционной политики Москвы, позволит стимулировать комплексную сбалансированную застройку новых районов за пределами МКАД, а также снизить дефицит рабочих мест в кварталах за пределами ТТК. Он признает, что изменение ВРИ действительно подорожает, но если одновременно со строительством жилья инвестор реализует производственные, административно-деловые, торговые, социальные объекты не в центре города, то этот платеж может быть уменьшен или даже полностью отменен, а это только положительно скажется на развитии города. Подать заявление на предоставление льгот застройщики по уже купленным земельным участкам могут до 1 июля 2021 г., сказано в постановлении. Документ хоть и преследует благие цели, но до этого времени застройщики не успеют согласовать проекты, опасается Галицын. Девелоперам необходима отсрочка примерно на год, чтобы они успели подготовиться к новым правилам работы, соглашается Перлин.

Стимулировать инвесторов вкладывать в отдельные объекты, предоставляющие рабочие места, будет не так уж и просто, считает Богданов. Массового строительства бизнес-центров и производственных комплексов, по его словам, в сегодняшних реалиях, когда существует избыток офисных площадей, вызванный пандемией коронавируса и переводом многими компаниями своих сотрудников на удаленку, не будет. Впрочем, он полагает, что в этом случае выходом из положения станет создание многофункциональных центров, которые будут включать в себя как жилье, так и офисы, торговлю или даже объекты легкой промышленности.

Максимов же полагает, что итогом новых правил на рынке станет уход с него мелких и несистемных игроков, крупные же компании, наоборот, будут увеличивать портфели своих проектов, в том числе при помощи коммерческой недвижимости. Управляющий директор группы «Самолет» Владимир Комар считает это плюсом для отрасли, так как сложные проекты под силу реализовать только крупным компаниям. А директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Носов отмечает, что нововведение приведет к снижению плотности жилой застройки в городе, что положительно скажется на нагрузке на общественный транспорт и дорожную сеть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector