Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика поведения

Характеристика поведения

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее — государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Принципы служебного поведения государственных служащих утверждены Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

В Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» внесены изменения Указом Президента РФ от 16.07.2009 N 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».

Дата публикации: 06.07.2020

Приложения

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110.

Обращения граждан:
телефон: 8-800-707-77-44
Отправить обращение

Правила поведения при угрозе и возникновении волны цунами

Цунами — это огромные морские волны, возникающие чаще всего в результате сильного подводного землетрясения, когда происходит быстрое изменение рельефа дна. Оно действует на воду, как огромный поршень, поднимая или опуская большие массы воды, которые, разбегаясь во все стороны, и образуют волны. Реже цунами возникает в результате извержения подводных или островных вулканов, при обрушении в воду больших масс земных пород и подводных оползнях.

В открытом океане волны цунами распространяются со скоростью до тысячи километров в час. Но там они очень пологие, так как длина волны (расстояние между гребнями) достигает 100-300 километров, а высота от подошвы до вершины — всего несколько метров, и поэтому не опасны для судоходства. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость резко уменьшается до 50-100 километров в час, а высота увеличивается. На мелководье цунами может достигать нескольких десятков метров. Наиболее высокие волны, до 30-40 метров, образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и у выдающихся далеко в океан мысов. Особенно далеко вглубь побережья цунами проникает по долинам рек, образуя в их руслах явление бора, то есть высокого водяного вала, перемещающегося против течения. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.

Около 80 процентов сильнейших землетрясений мира происходит в акватории Тихого океана. Поэтому тихоокеанское побережье Камчатки и Командорских островов наиболее подвержено воздействию цунами. Волны сюда подходят из цунамигенной зоны, которая расположена в Курило-Камчатском и Алеутском желобах, а также от удаленных землетрясений. Первые сведения о цунами на Камчатке относятся к землетрясению 17 октября 1737 года.

Когда на акватории Тихого океана происходит сильное землетрясение, Тихоокеанский центр сообщает всем членам Службы предупреждения цунами (СПЦ) время, координаты и силу землетрясения. Первые сведения о цунами поступают от станций наблюдения за уровнем моря, расположенных в непосредственной близости от эпицентра землетрясения. Если подтверждение об образовании волн получено, то на случай подхода разрушительного цунами и для приведения в состояние готовности оперативных служб ТЦПЦ передает предупреждение.

Станция цунами, после анализа этой информации и при реальной угрозе цунами на Камчатке, объявляет тревогу, которая передаётся оперативным службам края с помощью системы «ОКСИОН». Данная система установлена в 14-ти цунамиопасных населенных пунктах Камчатского края. А оперативные службы, в свою очередь, доводят информацию до населения при помощи имеющейся системы оповещения (сирены, радиотрансляционные точки и т.д.).

Прежде чем цунами нанесло удар, необходимо знать

Признаки угрозы цунами:

· сильное землетрясение силой 6 баллов и более, — когда колебания земной поверхности мешают ходить, здания шатаются, сильно раскачиваются подвесные светильники, падает и бьётся посуда, предметы падают с полок, может двигаться мебель. Сильные колебания продолжаются 20 секунд и более;

· внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние и обнажение дна. При этом смолкает шум прибоя. Чем дальше отступило море, тем выше могут быть волны цунами;

· быстрое понижение уровня моря в прилив или повышение в отлив;

· необычный дрейф льда и других плавающих предметов, образование трещин в припае;

· громадные взбросы у кромок неподвижного льда и рифов, образование течений.

План действий Вашей семьи.

· На случай эвакуации надо держать наготове фонарик, спички, немного еды, запасную одежду вместе с документами, уложенные в непромокаемый мешок или рюкзак.

· Определить, как добраться до ближайшей безопасной местности.

Что следует делать при угрозе цунами

· Жителям прибрежных населенных пунктов (п.Октябрьский,п. Озерновский, с. Запорожье, отдельные районы города Петропавловска–Камчатского, ЗАТО Вилючинск, п. Усть-Камчатск, с. Никольское, с. Ивашка, с. Косторома, с. Карага, пгт Оссора, с. Тымлат, с. С. Ильпырское, с. Корф, с. Тиличики, с. Пахачи, с. Апука, с. Вывенка) при получении сигнала тревоги цунами необходимо немедленно покинуть жилые и служебные помещения. Соблюдая порядок, уйти из опасной зоны согласно плану эвакуации.

· Если Вы находитесь вне зоны слышимости предупреждения или в труднодоступных прибрежных районах, то при обнаружении признаков угрозы следует помнить, что волны цунами могут достичь берега через 10-20 минут после начала землетрясения. За это время надо незамедлительно принять меры защиты:

· необходимо уйти от побережья в глубину суши на возвышенность, где высота над уровнем моря составляет 30-40 метров. Если Вы находитесь на берегу замкнутой бухты, то эта высота должна быть не менее 5 метров; уходить от берега необходимо вверх по склонам, а не по долинам рек, так как наиболее далеко в глубь суши цунами проникает именно по рекам;

· при отсутствии поблизости возвышенности надо уйти от берега не менее чем на 2-3 километра.

· Если в течение 1-2 часов после сильного землетрясения волны не обрушились на берег, то цунами, как правило, уже не угрожает.

· Не следует возвращаться на берег после первой волны ранее чем через 3 часа, так как за первой волной обычно следуют другие, причем вторая и третья волны часто достигают наибольшей силы.

· Судам, находящимся в прибрежных водах, стоящим на открытом рейде или в бухте с широким входом, а тем более у причалов, следует уйти в океан за 50-метровую изобату; курс следует держать перпендикулярно линии берега.

· Если в Вашем районе имеется система оповещения — ждите сигнала отбоя тревоги

Организационная психология

Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

Брызгалин Е. А. 1, Войскунский А. Е. 1, Козловский С. А. 1

  • 1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 11

Психологическая характеристика организационного поведения онлайн-волонтёров «Википедии»: теоретический обзор

Цель. Проведён анализ важнейших академических источников, раскрывающих особенности дистантного производства интернет-энциклопедии «Википедия» виртуальным практическим сообществом онлайн-волонтёров («википедистов»). Рассматриваются детали организационной структуры, распределённого взаимодействия и регуляторных этических принципов, характеризующих википедическое сообщество. Результаты. Отмечается высокая степень открытости процессов кооперативного сотрудничества в ходе подготовки и постоянного обновления базы статей, в настоящее время превосходящей своим объёмом все предшествующие энциклопедические издания. Выделяются и подробно раскрываются актуальные тенденции развития Википедии — такие, как электронная архивация всемирного культурного наследия и разработка доступной информационной основы для просвещения представителей разных народов на их национальных языках, то есть в глобальном масштабе. Выводы. Делается вывод, что изучение групповых и личностных особенностей авторов Википедии, а также выработанных и используемых ими механизмов и процедур согласованного оперирования компонентами классического и современного знания позволит существенно углубиться в понимание конкретных ресурсов, а также способов функционирования сетевой просоциальной активности индивидов. Ценность результатов. Данное направление исследований недостаточно развито в современных отечественных работах, а между тем оно должно быть признано перспективнымв плане расширения рамок гуманитарных дисциплин. На прикладном уровне представленные вработе развернутые данные об альтруистических аспектах творческой самореализации добровольческого состава участников Википедии могут способствовать интенсификации процессов стимуляции и консолидации членов информационного общества для достижения максимального результата в приращении и структурировании знаний как высшей ценности человечества. Научной новизной представленного теоретического обзора является ориентация на обобщение и систематизацию разрозненного фактического материала относительно психологической специфики координационного поведения википедистов, в отличие от имеющихся литературных обзоров, констатирующих в основном количественные показатели эксплуатации Википедии.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ”, МГУ имени М. В. Ломоносова)

Виктимное поведение подростков: причины, профилактика

Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В. Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье» [4, с.23]. Люди, рискующие оказаться в положении жертвы, демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или абсолютное непонимание хитростей преступника [6, с.88]. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Читать еще:  Пособия малоимущим семьям в 2021 в спб

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут [5, с.96].

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии, саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков.

Основные составляющие виктимности подростков:

1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.

2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.

3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.

4. В ситуации конфликта тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.

6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).

7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.

8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

Профилактика виктимного поведения детей и подростков:

  1. Выявление деструктивных семей и работа с ними.
  2. Диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации.
  3. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ у несовершенннолетних.
  4. Правильное и своевременное полоролевое воспитание. Формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов.
  5. Формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
  6. Просвещение обучающихся и родителей о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников (с привлечением сотрудников ПДН).
  7. Разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
  8. Организация досуга детей и подростков во внеурочное время.
  9. Самое главное в профилактике виктимного поведения детей и подростков — это грамотное воспитание и благоприятная психологическая среда развития ребенка в семье. Ведь семья — это не только первый институт социализации будущей взрослой личности, но и микромир, «среда обитания» ребенка. И при правильной ее организации риски виктимизации будет сведен к минимуму.

Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности

Оценить состояние работника, его квалификацию возможно по установленным чётким показателям. Какие критерии должны быть заложены в поведении работника с позиции исполнения правил безопасности на рабочем месте?

Характеристика поведения работника, его действий на рабочем месте может оцениваться как безопасная:

  1. при выполнении работы, заданий, операций с соблюдением технологического регламента и требований техники безопасности;
  2. в случаях возникновения нестандартных, опасных ситуаций ( несчастный случай, авария, инцидент) проявляет уверенность и чёткие действия, соблюдая установленный порядок;
  3. при неукоснительном исполнении трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка на своём рабочем месте и вне его;

Мотивация

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Формирование каждой из потребностей, начиная со второй группы, происходит при удовлетворении предыдущей.

Психологическая установка

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Работник может иметь для себя разные установки. Они могут сочетаться или конфликтовать, вызывая чувства неуверенности, напряженности и сомнений.

К важным компонентам мотивации надо отнести психологическую установку. Это означает, что работник обязан правильно относиться к выполнению правил безопасности. Он должен быть настроен на выполнение работ и избегать несчастных случаев.

Чтобы работник добросовестно соблюдал все требования правил безопасности, необходимо, прежде, всего, добиться их неукоснительного исполнения его руководителем. Работник должен видеть, что его руководитель в первую очередь обеспечивает ему эту безопасность и сам в нее верит. К этому должны стремиться все управленческие звенья производства. Они должны доносить до работника их постоянное участие в обеспечении безопасных условий его работы.

Высшее руководство отдалено от непосредственных исполнителей, от мест их труда, поэтому важно проявить повышенную заботу и внимание к технике безопасности.

Каждый рабочий должен чувствовать внимание к себе. Создание хорошего психологического климата в коллективе должно стать главной задачей для всех руководителей. Улучшение техники безопасности, устранение её проблем должно поощряться. Руководители должны знать и расследовать любой несчастный случай.

Таким образом, начинает работать общественное мнение. Каждый понимает, что безопасность стоит на первом месте и каждый за нее в ответе. Рабочий будет уверен на своем рабочем месте, что ему ничто не угрожает.

Воспитание безопасного поведения сотрудников

Важно воспитывать безопасное поведение. Воздействуя на психику работника, развивать его качества направленные на безопасную работу, можно достичь безопасного поведения.

Риски в работе вызывают небезопасное поведение. Такое поведение противостоит безопасному поведению. Термину “риск” в промышленных производствах сопутствуют опасные события и тяжелые последствия. В трудовой деятельности отдельного человека это означает, что его поведение в процессе работы может привести к опасности для него самого или других людей. Финал рискованного поведения может быть разным.

Рискованное поведение преследует цель экономии времени и сил, выпуску большего количества продукции и больших заработков. У человека предрасположенность к риску заложена с рождения. По мере взросления она изменяется. Рискованное поведение рабочего на производстве не должно стать плохой привычкой. Оно должно пресекаться коллегами и руководителями.

Противоположностью рискованному поведению может стать трусость или необоснованное осторожное поведение работника. Это не должно оцениваться как положительный фактор в профессиональной деятельности работника. Для сохранения своего здоровья и жизни каждому необходима разумная осторожность.

Отсутствие полной, точной информации, неопределенность и необходимость в таких условиях принимать решения с возможными исходами, можно назвать «оправданным риском». Экстремальные условия на производстве могут стать причиной оправданного риска. Примером этого могут послужить аварии в шахтах. Спасение людей из аварийных зон проходит под высоким риском для самих спасателей.

Безопасное поведение воспитывается двумя методами:

  • организация одно канальных коммуникаций, при которых канал обратной связи отсутствует. Имеется только канал воздействия;
  • организация двухканальных коммуникаций, при которых контролируются восприятия.

Для повышения уровня службы охраны труда необходима подготовка квалифицированных специалистов.

Безопасное поведение может быть обусловлено только психологическим настроем. Рабочих необходимо заранее предупреждать об опасных ситуациях. Анализ статистических материалов позволяет выделить внешние условия, при которых возникли ситуации несчастных случаев.

Метод “актуализации предпосылок” является новым методом. Он выявляет обстоятельства, по вине которых возникли опасные ситуации, но не завершились несчастными случаями. Необходимо изучать предпосылки опасных ситуаций до появления несчастного случая.

Работникам необходимо показывать опасные конкретные точки, к которым не стоит прикасаться. Наиболее опасны механические и электрические точки, при взаимодействии с которыми велика вероятность получить несчастный случай.

Под особым контролем должна быть новая техника и новые технологии. С их применением могут появиться новые производственные опасности, а старые правила по технике безопасности будут не срабатывать из-за непригодности.

Руководство своим повышенным вниманием к эксплуатации новой техники, соблюдению и контролю техники безопасности, будет способствовать здоровому рабочему климату и безопасной работе.

Расстройства аутистического спектра (РАС)

Основные факты

  • Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.
  • Приблизительно один ребенок из 160 страдает от РАС (1).
  • Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.
  • Научно-обоснованные социально-психологические мероприятия могут улучшить навыки общения и социального поведения, что положительно повлияет на благополучие и качество жизни людей с аутизмом и тех, кто ухаживает за ними.
  • Люди с аутизмом часто подвергаются стигматизации, дискриминации и нарушениям прав человека.
  • Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.

Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.

Читать еще:  Документы Необходимые Для Вступления В Наследство По Завещанию

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.

Аутизм часто сопровождается другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания, а также неадекватным поведением. Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие состояния, включая эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также расстройство сна и неадекватное поведение, такое как склонность к самоповреждению. Интеллектуальные способности людей, страдающих от аутизма, варьируются в широком диапазоне — от серьезных нарушений до высокого уровня интеллекта.

Эпидемиология

По оценкам во всем мире один ребенок из 160 детей страдает от РАС. Это лишь усредненная цифра, и показатели распространенности заболевания, зарегистрированные в ходе различных исследований, варьируются в широком диапазоне. Однако, согласно результатам некоторых хорошо контролируемых исследований, эти цифры гораздо выше. На сегодняшний день неизвестно, насколько широко распространены РАС в странах с низким и средним уровнем дохода.

Причины

Согласно имеющимся научным данным, возможно, существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе факторы окружающей среды и генетики.

Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинно-следственной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие такой причинно-следственной связи, имели методические недоработки (2)(3).

Точно так же не существует фактов, которые свидетельствовали бы о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития РАС убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не повышают риск развития РАС.

Оценка и ведение пациентов

Целый комплекс мер вмешательства, принимаемых начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, может способствовать оптимальному развитию, благополучию и повышению качества жизни людей с аутизмом. Своевременные научно-обоснованные психосоциальные вмешательства в раннем возрасте могут улучшить способность детей с аутизмом эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям.

Важно, чтобы дети, подростки и взрослые, у которых выявлен аутизм, и те, кто осуществляет уход за ними, имели доступ к необходимой информации, направлялись к специалистам и получали практическую поддержку с учетом их индивидуальных постоянно меняющихся потребностей и предпочтений.

Потребности людей с аутизмом в медицинской помощи сложны, и эти люди нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги. В этой связи важно сотрудничество с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором.

Меры в отношении людей с аутизмом и другими нарушениями развития должны планироваться и приниматься с участием самих этих людей, страдающих такими заболеваниями. Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Права человека

Все люди, в том числе страдающие аутизмом, имеют право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Тем не менее люди с аутизмом часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией: их права несправедливо ущемляются в сфере медицинского обслуживания и образования, а возможности участвовать в жизни общества ограничены.

У людей с аутизмом возникают такие же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, они могут иметь особые потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы для возникновения хронических неинфекционных заболеваний из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильное питание, и в большей степени подвергаются риску насилия, травматизма и плохого обращения.

Людям с аутизмом, как и остальному населению, необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, в том числе услуги по улучшению состояния здоровья и профилактике, а также лечение острых и хронических заболеваний. Тем не менее по сравнению с населением в целом, среди людей с аутизмом наблюдаются более высокие показатели неудовлетворенных медицинских потребностей. Эти люди более уязвимы в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера. Наиболее распространенной проблемой является то, что медработники не имеют достаточных знаний об аутизме и недостаточно хорошо понимают это заболевание.

Резолюция ВОЗ о расстройствах аутистического спектра (WHA67.8)

В мае 2014 г. на 67-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которую поддержали 60 стран.

Эта резолюция призывает ВОЗ сотрудничать с государствами-членами и учреждениями-партнерами в целях укрепления национального потенциала для решения проблем, связанных с РАС и другими нарушениями развития.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость расширения возможностей стран для содействия оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех людей с аутизмом.

ВОЗ прилагает усилия к тому, чтобы

  • содействовать принятию правительствами стран целенаправленных мер с целью повышения качества жизни людей с аутизмом;
  • предоставлять рекомендации в отношении мер политики и планов действий, направленных на решение проблемы аутизма в более широком контексте охраны физического и психического здоровья и оказания помощи людям с инвалидностью;
  • способствовать расширению возможностей медицинских учреждений и медработников для обеспечения надлежащего и эффективного ухода за людьми с аутизмом; и
  • способствовать созданию благоприятных условий для жизни людей с аутизмом и другими нарушениями развития и для их участия в жизни общества.

Библиография

(1) Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179.

При решении вопроса об УДО должны учитываться все обстоятельства, включая поведение осужденного

28 февраля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О об отказе рассматривать жалобу осужденного на ряд положений законодательства об условно-досрочном освобождении.

После того как суд отказал Александру Германову в УДО, замене неотбытой части наказания более мягким, а также в изменении вида исправительного учреждения, он обратился в КС с жалобой на неконституционность ряда соответствующих норм. Так, оспариванию подверглись ч. 4 ст. 79 (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания), ст. 80 (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) УК РФ, ч. 1 и 2 ст. 78 (изменение вида исправительного учреждения), ч. 2 ст. 175 (порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания – в редакции Закона № 104-ФЗ от 5 мая 2014 г.) УИК РФ, а также положения Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 51 и от 20 декабря 2011 г. № 21.

По мнению заявителя, указанные положения предписывают суду при рассмотрении ходатайств об УДО учитывать данные о снятых и погашенных дисциплинарных взысканиях и лишают приговоренных к длительным срокам инвалидов первой и второй групп права на своевременную замену наказания более мягким. Кроме того, указанные положения обязывают администрацию исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный, давать характеристику на него за весь период отбывания наказания, тем самым позволяя характеризовать последнего от имени предыдущих пенитенциарных учреждений.

Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. Со ссылкой на ряд собственных правовых позиций он подчеркнул, что УДО зависит в том числе от поведения осужденного за все время отбывания наказания, и суд в каждом конкретном случае учитывает все обстоятельства, необходимые для принятия решения. Так, по смыслу ст. 80 УК при разрешении вопроса об УДО суд оценивает позитивные изменения в поведении осужденного, свидетельствующие о возможности смягчения уголовной репрессии (в частности, отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, к совершенному деянию, возмещение причиненного вреда).

В свою очередь в Постановлении Пленума ВС от 21 апреля 2009 г. № 8 разъясняется, что наличие у осужденного взысканий само по себе не может свидетельствовать о том, что он нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Разрешая этот вопрос, судам следует учитывать конкретные обстоятельства, тяжесть и характер каждого допущенного осужденным нарушения за весь период отбывания наказания, а не только за время, предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. Также необходимо принимать во внимание данные о снятии или погашении взысканий, время с момента последнего взыскания, последующее поведение осужденного и т.д.

Решение суда об изменении вида исправительного учреждения для заключенного также должно основываться на выводе о положительной характеристике последнего (ст. 78 УИК). Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума ВС от 29 мая 2014 г. № 9. В частности, Верховный Суд указал, что заключение о положительной характеристике осужденного должно базироваться на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению соответствующего представления или ходатайства. При этом учитываются соблюдение правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, выполнение требований администрации, участие в мероприятиях воспитательного характера и общественной жизни, а также поощрения и взыскания и др.

КС отметил, что при рассмотрении ходатайства заявителя об УДО суд пришел к выводу о невозможности признания гражданина не нуждающимся в полном отбывании назначенного наказания, а не в связи с невозможностью такой замены для инвалидов первой или второй группы, осужденных на длительный срок.

Кроме того, Суд пояснил, что сведения, представленные администрацией пенитенциарного учреждения в суд для рассмотрения им ходатайства об УДО (характеристика заключенного и заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения) не предопределяют решение суда по указанному вопросу. Таким образом, перевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое не препятствует рассмотрению ходатайства об условно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким.

Комментируя «АГ» позицию КС, адвокат АП Белгородской области Борис Золотухин отметил, что после изменения в 2015 г. в п. 6 Постановления Пленума ВС № 8 правоприменитель определил критерии применения УДО: признание судом, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, а также обязательное возмещение (полное или частичное) причиненного преступлением вреда в размере, определенном приговором. «Именно на эти критерии обратил внимание КС, подтвердив обязанность суда, рассматривающего ходатайство, обосновать решение ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в заседании, и применять УДО с учетом поведения осужденного за все время отбывания наказания», – пояснил он.

Партнер АБ «Бартолиус», адвокат Сергей Гревцов добавил, что рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении или изменении наказания – самый волнительный для осужденных вопрос. «К лицам, оказавшимся “за решеткой”, у общественности (в том числе у суда и сотрудников ФСИН) зачастую отсутствует доверие, поэтому реализовывать свои права им удается далеко не всегда, – отметил он. – На практике на результат рассмотрения ходатайства влияет огромное количество факторов: тяжесть преступления, характеристика из колонии, возмещение вреда и т.д.

По мнению эксперта, суд принимает положительное решение по таким ходатайствам лишь при наличии бесспорных оснований. «Это обусловлено не только внутренним убеждением судьи о достаточности доказательств, но и, по сути, “судейской солидарностью”, так как судебная власть уже определила наказание в отношении осужденного, и безосновательная инициатива конкретного судьи может нарушить весь механизм его исполнения, – полагает адвокат. – Дополнительно это осложняется риском отмены постановления в вышестоящей инстанции. Как показывает практика, обвинительный уклон суда сохраняется как при рассмотрении дела по существу, так и при решении вопроса об УДО – по принципу “вор должен сидеть в тюрьме”».

Сергей Гревцов считает, что определение КС полезно концентрацией ранее высказанных позиций высших судебных инстанций по указанному вопросу и предоставляет собой возможность ссылаться на явно широкую формулировку: «рассмотрение таких ходатайств должно производиться при всестороннем учете данных о поведении осужденного за весь период отбывания наказания». При этом, подчеркнул адвокат, не стоит забывать другую правовую позицию Суда, согласно которой наличие идеальной характеристики не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства, поскольку она должна оцениваться в совокупности с иными обстоятельствами.

Читать еще:  Материнский капитал в дагестане продать

В свою очередь адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Сергей Колосовский с сожалением отметил типичный характер определения в виде «большого количества общих фраз при минимуме конкретики». По его мнению, позиция КС сводится к тому, что даже снятые и погашенные дисциплинарные взыскания могут учитываться судом при решении вопроса по УДО, поскольку суд оценивает поведение осужденного в течение всего срока отбывания наказания.

«Данная позиция является корректной. Применить УДО – право, а не обязанность суда. Если бы такое освобождение было обязательным, тогда ситуацию необходимо было бы рассматривать в парадигме юридических фактов, в которой погашенные взыскания не порождают юридических последствий. На практике в зависимости от конкретной ситуации суды либо освобождают осужденных, либо нет, не руководствуясь при этом четкими формальными критериями», – пояснил Сергей Колосовский.

Методика прикладного анализа поведения (ABA)

Методика АВА (Applied behavior analysis) — это интенсивная программа по коррекции аутизма, которая основывается на поведенческих технологиях и методах научения. Эта методика опирается на идею, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

Методика АВА применяется в тех случаях, когда поведение ребенка:

  • не поддаётся контролю со стороны родителей
  • ребенок не реагирует на просьбы и запреты,
  • не выполняет инструкции
  • не откликается на имя,
  • не стремится к коммуникации,
  • не имеет речи или речь развита очень слабо.

Данная методика помогает снизить число стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также, если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии. Процесс научения можно описать формулой: предшествующий фактор – поведение – последствие.

Поведение в данном случае понимается довольно широко. Это может быть любое взаимодействие ребенка с окружающим миром (игра, чтение, речь, ходьба и тд). Последствия – это все, что происходит в окружающей среде после проявления поведения.
Последствия могут быть представлены в двух формах: поощрение и наказание. Эффективность поощрения и наказания зависит от того, насколько они важны для ребенка. Если, например, за плохое поведение ребенка лишают того, что ему не очень нужно, то эффективность наказания будет невелика.
Предшествующий стимул – это то, что присутствует в окружении ребенка до поведения.

Для формирования различных навыков в прикладном анализе используют подсказки. Подсказка может являться предшествующим фактором, который помогает контролировать поведение ребенка. Например, ребенка учат отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?». После данного вопроса (на который в будущем ребенок должен отвечать), дается подсказка: «Скажи, Саша» или «Саша». После того, как ребенок повторит сказанное взрослым (подсказку), его поощряют (допустим, гладят по голове). Подсказки бывают разными: это могут быть вербальные (слова, инструкции, команды, просьбы), невербальные (жесты, мимика), зрительные (знаки, карточки, картинки), физические (взрослый берет за руку ребенка) и т.д.

Следующий пример поможет понять данную формулу:

Специалист дает инструкцию ребенку: «Дотронься до носа». Далее следует подсказка: психолог показывает на свой нос. Ребенок демонстрирует навык, касаясь своего носа. После специалист подкрепляет поведение ребенка поощрением: гладит его по голове.

Прикладной анализ исходит из того, что манипулируя факторами в окружающей среде, можно изменять поведение ребенка. Важной составляющей данной методики является то, что взрослый полностью контролирует поведение ребенка, управляет его деятельностью. Например, у ребенка есть тяга к стереотипному постукиванию по столу руками. В данном случае, взрослый контролирует это негативное поведение ребенка – фиксирует его руки в момент появления данной стереотипии.

Некоторые методы обучения, используемые в прикладном анализе поведения

  • методика подкрепления нужного поведения. Например, при обучении навыку поднятия рук вверх, сначала подкрепляются любые действия ребенка руками (допустим, вытягивание рук перед собой, вытягивание одной руки наверх и тд), а затем после нескольких тренировок подкрепляются лишь те движения, которые максимально приближены к требуемому результату.
  • методика обучения различения стимулов. Чтобы начать контролировать поведение ребенка, ему необходимо различать стимулы. Например, чтобы ребенок правильно выполнял инструкцию: «катай мяч» — «кидай мяч», он должен понимать, что значит «катать», а что значит «кидать».
  • метод обучения цепочек поведения. Образец разделяется на несколько звеньев, каждое из которых формируется по отдельности, а затем все звенья связываются в единый акт. Например, обучение ребенка хлопать в ладоши и поднимать руки. Психолог дает инструкцию ребенку: «Сделай, как я» и поднимает руки. Затем ребенку дается подсказка, например, специалист сам может поднять его руки. Дальше психолог поощряет ребенка за действие. После нескольких попыток повторения этого действия, специалист делает попытку без подсказки. В случае, если ребенок смог без подсказки выполнить действие, его поощряют (его хвалят, гладят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или ничего не делает, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок в большинстве случаев (80-90%) делает правильные действия и повторяет за специалистом без подсказки. Сразу после этого вводится новое задание: похлопать в ладоши. Оба этих действия ребенок должен выполнять без ошибок и без подсказок, только тогда их объединяют и показывают вместе. Задания считается обученным тогда, когда ребенок в 80-90% делает все правильно.

Устранение нежелательных форм поведения

Нежелательное поведение – это поведение, повторение которого от ребенка не хотелось бы видеть при аналогичных обстоятельствах. Это такие поведенческие реакции, как крик, агрессия (попытки ударить или укусить, отталкивания, пинки и т.д), аутоагрессия (попытки ребенка нанести удары самому себе), и другие формы поведения, препятствующие обучению. Родители, специалисты должны различать, когда ребенок ведет себя неприемлемо, и делать так, чтобы это поведение не получало подкрепления.

Выделяют следующие виды поощрений:

социальное положительное поощрение — внимание. После нежелательного поведения ребенок получает внимание со стороны других людей.

социальное отрицательное поощрение. Например, если ребенок начинает себя плохо вести, его удаляют из класса, таким образом, он избегает неприятных для себя занятий.

материальное положительное подкрепление – нежелательное поведение усиливается из-за того, что взрослый выполняет требование ребенка. Например, родитель разговаривает по телефону, а ребенок требует внимания при помощи крика. Если ранее ребенок уже получал внимание родителей при помощи этого метода, он, скорее всего, будет и дальше кричать, каждый раз, когда захочет, чтобы родитель положил трубку.

автоматическое поощрение – некоторые формы поведения, несвязанные с действиями других людей. Например, сосание ребенком пальца может подкрепляться тем, что ему это нравится.

Для создания программы, нацеленной на устранение нежелательного поведения ребенка, используются методы без применения наказания:

  • прекращение подкрепления нежелательного поведения, которое ранее подкреплялось (гашение)
  • подкрепление другой формы поведения. Например, научение ребенка выражать свои реакции при помощи слов, жестов, картинок может снизить частоту возникновение нежелательного поведения (допустим, крик ребенка).
  • подкрепление отсутствия нежелательного поведения. Если ребенок в течение какого-то определенного времени вел себя приемлемо, то он получает поощрение.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди которых выделяют следующие: невербальная и вербальная имитация, случайное обучение, понимание языка, называние предметов, классификация предметов и т.д. Программа должна быть интенсивной (30-40 часов в неделю) и составляется индивидуально под каждого ребенка. В Детском Диагностическом Центре проводятся коррекционные занятия по методике АВА-терапии.

Трудное поведение подростков: у чужих детей отмечают, у своих не замечают

Каждый второй россиянин сталкивался с трудным поведением подростков – чаще всего не у своих детей, а у детей родственников или знакомых. Основная ответственность за трудное поведение детей, по мнению россиян, лежит на их семьях и родителях. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с благотворительным фондом «Шалаш» в феврале 2020 года* .

К трудному поведению подростков россияне в первую очередь относят агрессию к окружающим, провокационное поведение и брань, употребление алкоголя и наркотиков – такие определения выбрали от половины до трети респондентов. Курение как характеристику «трудных» подростков называют реже – в каждом пятом случае. Также к трудному поведению причисляют порчу своего или чужого имущества, воровство. Для некоторых россиян замкнутость детей, проблемы с учебой, неформальная одежда и внешний вид – например, пирсинг и окрашенные в разный цвет волосы – также являются признаками трудного поведения.

С трудным поведением детей – своих или чужих – сталкивались половина россиян. Чаще такое поведение отмечали у детей родственников или знакомых (24%), а на своих детей жаловались реже (5%).

Родители пытаются бороться со сложным поведением своих детей путем ограничений в деньгах и развлечениях, используя наказания (иногда физические), проводя с ребенком профилактические беседы и обращаясь за помощью к близким и специалистам-психологам.

Большинство россиян (89%) уверены, что основную ответственность за поведение подростка несет его семья, родители. Доля женщин, разделяющих такую точку зрения, выше, чем доля мужчин (91% против 87%). 6% считают, что подросток сам несет ответственность за свое поведение, в столицах выше доля тех, кто придерживается этой точки зрения. Только малая доля россиян – 1-2% – считают, что трудное поведение ребенка может быть спровоцировано взаимодействием с друзьями, одноклассниками, школьными учителями.

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Трудное поведение подростков является чувствительной темой. Родители не готовы говорить о проблемах открыто, скорее склонны отмечать плохое поведение чужих детей, чем своих собственных. И это объяснимо – ведь в подавляющем большинстве ответственность за трудности россияне возлагают на родителей. Даже учителя, которые проводят больше времени с ребенком и имеют педагогическое образование, по мнению россиян, практически не отвечают за воспитание детей, а значит, никак на них не влияют. Получается, родители предоставлены сами себе, сталкиваясь с проблемой, опираются на свой личный опыт. Даже информация в интернете более востребована, чем помощь профессионала психолога. Социальная служба приходит в самых крайних случаях, а психологи есть не во всех школах.

В этом смысле российская система образования отличается от западной, где между ребенком и родителем всегда есть государство в лице социальной службы, которое на первое место выдвигает защиту прав детей. Ребенок может защитить свои права с самого молодого возраста, в то время как в России у несовершеннолетних формирование правовой личности происходит после достижения совершеннолетия».

Лилия Брайнис, директор благотворительного фонда «Шалаш»:

«Последние три года мы работаем с детьми из приемных семей, которые в силу травматического сиротского опыта часто сталкиваются с трудностями поведения и обучения. За это время мы научились работать с разными “трудными” проявлениями от агрессии до воровства, и убедились, что ни один “трудный” ребенок, во-первых, не испытывает радости и удовольствия от того, что делает, а во-вторых, точно не может справиться с собой самостоятельно.

Благодаря нашему совместному исследованию с НАФИ мы узнали, что около 30% россиян тоже сталкиваются с трудностями поведения детей, а почти 90% до сих пор считают, что во всем виноваты родители. И это колоссальные цифры, которые говорят об огромном количестве взрослых, которым может пригодиться наша помощь в том, как работать с трудностями поведения, вместо того, чтобы исключать неудобных детей, во всем обвиняя их родителей.

Результаты опроса показывают, что это проблема, с которой сталкиваются многие. В конце концов даже федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ относит детей с трудностями поведения к категории детей в трудной жизненной ситуации, которым нужна поддержка и помощь взрослых.

Мы убеждены, что трудности поведения и обучения — это не проблема ребенка, а общая задача для взрослых. Задача нашего фонда — сделать так, чтобы никто не оставался один на один с трудным поведением: ни дети, ни родители, ни учителя. Исключение и отвержение неудобных детей делает только хуже: не учит ребенка недостающим навыкам, а наоборот объединяет с такими же отверженными и усиливает трудное поведение, делая его противоправным ».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных

«Сталкивались ли Вы с «трудным» поведением подростков 10-13 лет…?»*, в % от всех опрошенных

Все респонденты
у детей родственников, друзей, знакомых24
в общественном месте (улица, магазин, транспорт и т.д.)12
при работе с детьми (в детских садах, школах, колледжах, в секциях для детей и т.д.)9
у своих детей (или детей, проживающих вместе с Вами)5
в другом месте3
Не сталкивался/лась с трудным поведением детей50

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector