Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как начисляет одн на воду и стоки водоканал управляющей компании

Что такое ОДН по водоотведению и откуда они берутся?

Уже после 15-го ноября липчане начнут получать новые платёжки от ЛГЭК с графой «Водоотведение ОДН». Липецкая городская энергетическая компания с октября этого года возобновляет начисление платы за ОДН по канализованию. Почему было принято такое решение, а также из чего складываются и как рассчитываются ОДН по водоотведению? На эти вопросы отвечает директор по сбыту ОАО «ЛГЭК» Анна Полянская.

— Анна Николаевна, ЛГЭК раньше начисляла ОДН по водоотведению. Почему в июне 2013 года было принято решение о приостановлении этих начислений?

С июня 2013 вступили в силу изменения в 306 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и 354 Правила предоставления коммунальных услуги гражданам, которые не позволяли однозначно и четко толковать порядок расчета размера платы за водоотведение. Изменения касались исключения норматива на общедомовые нужды по водоотведению, однако было оставлено понятие по общедомовым нуждам по водоотведению. Возникло двоякое понимание, в связи с чем нашей компанией, совместно с администрацией города Липецка, было принято решение до получения разъяснений не производить начисление платы за данную услугу.

— Почему ЛГЭК решила вернуться к этим начислениям, с чем это связано?

В настоящее время сложилась многочисленная судебная практика по вопросу начисления на ОДН по водоотведению — свою позицию высказал Верховный суд РФ, Министерство строительства и ЖКХ России. Далеко ходить не надо — например, город Грязи Липецкой области подтвердил свою позицию по законности начисления платы за водоотведение на ОДН не только в Грязинском городском суде, а также при обжаловании в Липецком областном суде, которые признали действия водоканала полностью законными. Кроме того, Арбитражный суд Центрального округа при обжаловании предписания Жилищной инспекции Липецкой области также признал действия Грязинского водоканала по начислению платы за водоотведение на ОДН законными. Таким образом, сложилось однозначное толкование порядка формирования платы за водоотведение, которой и будет руководствоваться ЛГЭК при начислении платы за водоотведение на ОДН.

— На основании чего будут производиться начисления ОДН по водоотведению, есть ли соответствующие правовые документы?

Правовая оценка представлена в судебных решениях. Это, в первую очередь, Жилищный кодекс РФ, Правила оказания коммунальных услуг, Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении, Правила содержания общего имущества и т.д. Более подробно с данными документами, а также со сложившейся судебной практикой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Население» — «Правовое обеспечение».

— Откуда вообще возникают ОДН по водоотведению, из чего они складываются?

ОДН по водоотведению напрямую связаны с величиной общедомовых нужд по холодной, горячей воде. Стоит задуматься над вопросом, а куда же девается вода, поставленная в жилой дом. Объем воды, потребленный домом, сливается в централизованную канализационную сеть. Косвенно это можно видеть по объему очищенных сточных вод. Мало кто знает, что Липецкие очистные сооружения оснащены приборами учета, которые фиксируют объем стоков всего города. Их показания с июня 2013 года значительно превышают объем водоотведения, предъявляемый ОАО «ЛГЭК» своим абонентам-потребителям.

При ответственном выполнении всеми собственниками помещений многоквартирного жилого дома возложенных на них обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ, а именно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг, распределение на общедомовые нужды минимизируется, либо сводится к нулю, за исключением случаев прямых потерь энергоресурсов во внутридомовых инженерных сетях, которые должны быть исключены своевременными и качественными действиями управляющих компаний.

— Есть ли на сегодняшний день в Липецке дома, оснащенные общедомовыми приборами учета (ОДПУ) сточных вод и как в этом случае производится расчет ОДН?

Таких домов в городе Липецке нет. Более того, случаи установки приборов учета сточных вод в многоквартирных домах в других городах РФ нам не известны.

— Если в многоквартирном жилом доме нет ОДПУ сточных вод, то как тогда рассчитывается величина ОДН по водоотведению?

Независимо от того, оборудован дом общедомовыми приборами учета или нет, объем сточных вод будет определяться как сумма объемов холодной и горячей воды на общедомовые нужды.

— На какую сумму в среднем вырастет ежемесячный платёж потребителей за канализование с учетом ОДН?

Данную величину может просчитать каждый собственник жилого помещения. Для этого необходимо сложить весь объем воды, предъявленный ему к оплате на общедомовые нужды и применить тариф на водоотведение, который в настоящее время составляет 16,79 руб.

— Учитывая, что больше года ЛГЭК не производила начислений ОДН по водоотведению, ждать ли липчанам доначислений, ведь это немалые суммы, которые не всем жителям по плечу?

В настоящее время расчет величины, подлежащей корректировки еще не произведен. Однако стоит отметить, что решение о проведении такого доначисления пока не принято.

— Грязинский водоканал не прекращал формировать плату за водоотведение, исходя из объемов холодной и горячей воды, поставленной им в многоквартирные дома. И свое право по начислению ОДН за канализование он отстоял в судах. А есть ли еще подобные примеры в других городах России?

Как уже сказано выше, Верховный суд дал однозначную оценку по данному вопросу, в связи с чем судебную практику можно считать сформированной.

Прямой договор ХВС и (или) ВО с собственником помещения в МКД (при наличии управляющей организации)

ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С СОБСТВЕННИКАМИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Федеральным Законом РФ от 03.04.2018 №59-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим организациям и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры.

МУП «Водоканал» г. Иркутска при переходе на прямые договоры становится «исполнителем» коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, в отношении которых осуществляется переход.

При этом ответственность за эксплуатацию внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения и, следовательно, качество услуг от ввода в дом до жилых помещений остаётся за управляющей организацией.

Обращаем внимание, что согласно письму Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает «единым окном», куда можно обращаться для передачи показаний приборов учета до 25 числа каждого месяца, с вопросами по качеству коммунальных ресурсов и аварийным ситуациям, с вопросами по поводу расчётов размера платы за коммунальные услуги. Согласно п.11 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация по-прежнему несет ответственность за содержание и качество коммунальных услуг в многоквартирных домах.

Учитывая публичный статус, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг согласно части 7 ст.157.2 ЖК РФ считаются заключёнными одновременно со всеми владельцами и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах. Согласно п. 6 ст. 157.2 ЖК РФ заключения договоров в письменном виде при этом не требуется. Форма договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (для жилых помещений в МКД) размещена на сайте в разделе «Формы документов».

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Предоставление сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».

Переход на прямые договоры согласно действующему законодательству может быть осуществлён, когда собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (п.1 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае в решении (в протоколе) общего собрания в обязательном порядке должно быть указано:

— в отношении какого ресурса принято решение перейти на прямые договоры,

— с какой даты принято решение перейти на прямые договоры (в противном случае решение собрания о переходе на прямые договоры может быть оспорено СГЖН).

Дату перехода устанавливать – первое число месяца (для удобства расчётов).

О принятом решении согласно части 1 ст.46 ЖК РФ инициаторы собрания обязаны уведомить ресурсоснабжающую организацию, управляющую организацию не позднее 10 дней после проведения собрания.

МУП «Водоканал» г. Иркутска в соответствии с п.1 части 7 ст.157.2 ЖК РФ имеет право перенести дату заключения прямых договоров, но не более чем на 3 месяца, о чём уведомляет инициатора общего собрания.

Как УО выиграть суд по делу о задолженности за сверхнорматив на ОДН

Чтобы ресурсоснабжающая организация смогла взыскать с управляющей организации задолженность за сверхнорматив на ОДН, между ними должны быть договорные отношения. В противном случае, попытки РСО вернуть долг будут неприятными для управляющей компании, но бесполезными.

Это история об управляющей компании, которая смогла. Узнайте и вы, как УО выиграть суд по делу о задолженности за сверхнорматив на ОДН.

Не бойтесь доказать свою правоту в суде

Если управляющая организация не будет отдавать долги за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, РСО может обратиться в суд. И здесь главное не растеряться и продолжать бороться, даже в Верховном Суде РФ.

РСО обратилась в суд с иском к управляющей организации о взыскании задолженности за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды сверх норматива.

Суд первой инстанции удовлетворил иск частично – постановил взыскать задолженность и пени только за определённый период. Апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил и отказал в удовлетворении иска. Тогда РСО обратилась в Верховный Суд РФ и Верховный Суд РФ не нашёл оснований, по которым можно было бы не согласиться с решением апелляционного суда.

Определите исполнителя коммунальных услуг

РСО поставляет коммунальный ресурс в МКД, а оплачивает его исполнитель коммунальных услуг. Если в спорный период управляющая компания не была исполнителем КУ на объекте, требовать с неё возмещения задолженности нельзя.

Чтобы разобраться в проблеме и быть уверенной, кто является исполнителем коммунальных услуг в спорный период, управляющей организации нужно изучить ряд нормативных правовых актов. Именно на них ссылался апелляционный суд, а его выводы поддержал Верховный Суд РФ:

  • статьи 161, 162 ЖК РФ;
  • п. п. 13, 14, 17 Правил № 354;
  • п. п. 10, 1 Правил № 124.

Не лишним будет изучить обзоры судебной практики от Верховного Суда РФ, в них содержатся полезные выводы, которые УО могут применять в своей работе:

  • п. 9 раздела VI Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2014),
  • п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22.

С вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 у исполнителя коммунальных услуг появилась обязанность возмещать стоимость сверхнормативного объёма коммунальной услуги, поставленной на ОДН.

Определение понятия «исполнитель коммунальных услуг» устанавливают Правила № 124. В спорный для рассматриваемого дела период исполнителем коммунальных услуг, согласно п. 2 Правил № 124, было юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Читать еще:  В каком году выдавались снилсы

Исполнителем КУ могла быть как управляющая организация, так и РСО в зависимости от обстоятельств их взаимоотношений с потребителем. Чтобы безошибочно установить исполнителя КУ суды рекомендуют руководствоваться законодательством, действовавшим в спорный период.

Изучите нормативные правовые акты

Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям. Для этого она заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов для их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил № 354).

Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:

  • указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
  • заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).

Выходит, УО не может считаться исполнителем коммунальной услуги, пока не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией и не начнёт поставку коммунального ресурса.

До наступления указанных дат или если способ управления в МКД не выбран, собственники и пользователи помещений получают коммунальную услугу напрямую от РСО. Поэтому в судебных спорах о взыскании задолженности за коммунальные услуги, суду важно разобраться, предоставляла ли в спорных период УО коммунальную услугу, была ли у неё такая обязанность.

Докажите бездействие РСО

Если договор ресурсоснабжения не заключён в письменной форме, ресурсоснабжающая организация вправе направить исполнителю КУ оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к этой оферте проекта договора (п. 10 Правил № 124).

Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).

В нашем случае ресурсоснабжающая организация бездействовала. Более того, с предложением заключить договор в РСО обратилась сама управляющая организация.

Докажите отсутствие договорных отношений с РСО

УО по договору управления по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги в такой дом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

УО не может предоставлять коммунальные услуги в МКД без заключения договора ресурсоснабжения (п. 9 раздела VI Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2014)). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом МКД, исполняя решение ОСС и собственники помещений платят ей за КУ, а РСО выставляет ей счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между УО и РСО можно расценивать как договорные по снабжению ресурсом (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

В этом случае управляющую организацию можно признать выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг. Эта позиция поддерживается п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22.

В нашем случае сложившиеся между УО и РСО отношения нельзя считать договорными отношениями по снабжению ресурсом на общедомовые нужды.

Выводы

Верховный Суд РФ встал на сторону управляющей организации в вопросе взыскания задолженности за сверхнорматив на ОДН, потому что управляющая организация:

  1. Не побоялась доказать свою правоту в суде.
  2. Смогла правильно определить исполнителя коммунальных услуг.
  3. Изучила нормативные правовые акты и смогла грамотно ими воспользоваться.
  4. Смогла доказать бездействие РСО.
  5. Доказала отсутствие договорных отношений с РСО.

И всё же управляющая организация не смогла бы выиграть суд без хороших юристов. Экспертное заключение для суда помогли составить Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист и Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент, советник компании ALTHAUS Group, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

«У нас получилось победить в борьбе с незаконным взысканием ОДН. Суд признал, что между истцом и ответчиком отсутствуют фактические правоотношения по поставке электроэнергии, а ресурсоснабжающая организация приняла на себя статус исполнителя коммунальной услуги» – прокомментировала Елена Шерешовец.

01.07.2019 | Водоотведение в целях СОИ

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

Нулевой норматив и его последствия

Органы госвласти ряда субъектов РФ по какой-то причине не посчитали нужным утверждать нормативы потребления такого коммунального ресурса как «водоотведение на СОИ». В таких регионах указанный норматив считается равным нулю, в связи с чем в случае отсутствия ОПУ водоотведения (а в подавляющем числе МКД в России такие ОПУ отсутствуют) предъявление потребителям к оплате «водоотведения на СОИ» неправомерно.

Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Если исполнитель УО/ТСЖ/ЖСК

УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.

При отсутствии в доме ОПУ водоотведения и наличии ОПУ ГВС и ХВС объем указанного коммунального ресурса определяется в соответствии с подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения).

В такой ситуации, как указано ранее, при наличии таких составляющих «содержания жилья», как ГВС на СОИ и ХВС на СОИ, возникает некий объем «водоотведения на СОИ», фактическую стоимость которого нельзя предъявлять к оплате собственникам помещений.

Если органы госвласти субъекта утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», то УО/ТСЖ/ЖСК имеет право предъявлять указанный коммунальный ресурс к оплате потребителям в объеме утвержденного норматива потребления. Сверхнормативное потребление УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплачивать в РСО за свой счет, то есть стоимость такого сверхнормативного объема – это убыток УО/ТСЖ/ЖСК.

Если же в регионе не утвержден норматив потребления «водоотведения на СОИ» (то есть, норматив равен нулю), УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплатить в РСО весь объем указанного коммунального ресурса за свой счет.

В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».

Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.

Если исполнитель услуги РСО

В случае, если между собственниками помещений МКД и РСО заключен «прямой договор» предоставления коммунальной услуги по водоотведению (неважно, по чьей инициативе – РСО или ОСС), тогда исполнителем коммунальной услуги по водоотведению является РСО.

В этом случае РСО предъявляет «отведение сточных вод», потребленное в помещениях МКД, к оплате собственникам соответствующих помещений.

Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.

Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Выводы

В соответствии с действующим законодательством, в случае отсутствия ОПУ водоотведения потребителям в МКД может предъявляться к оплате «водоотведение на СОИ» в объеме норматива потребления указанного коммунального ресурса (если такой норматив не установлен, то есть равен нулю, предъявление «водоотведения на СОИ» к оплате потребителям неправомерно).

Сверхнормативное потребление «водоотведения на СОИ», образующееся в случае отсутствия ОПУ водоотведения и наличия ОПУ ГВС и ХВС, подлежит оплате из средств исполнителя коммунальной услуги по водоотведению: УО/ТСЖ/ЖСК (при «классической» схеме предоставления коммунальной услуги) или РСО (в случае заключения «прямых договоров» отведения сточных вод).

Читать еще:  Какая уголовная ответственность с 16 лет

Томскводоканал

  • Главная
  • Потребителю
  • Населению
  • Общедомовые нужды

Общедомовые нужды

ОДН на воду: вопросы и ответы

Почему жители должны оплачивать ОДН на воду?

Начисление платы за ОДН регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в РФ. Нормативы потребления холодной и горячей воды и отведения сточных вод в целях СОИ в МКД на территории Томской области установлены Приказом Департамента ЖКХ и ГЖН Томской области № 20 от 31.05.2017.

В Томске плата за ОДН введена с декабря 2019 года в соответствии с утвержденным Графиком поэтапного перехода к единым на территории Томской области нормативам потребления коммунальных услуг.

Как рассчитывается ОДН на воду?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в РФ, если в доме отсутствует ОДПУ, начисление платы за ОДН рассчитывается по формуле:

ОДН = Nодн * Sмоп * (Sкв / Sжил + Sнежил) * Т, где:

Nодн – норматив потребления ХВ, ГВ и ВО в целях СОИ на 1м2;

Sмоп – площадь мест общего пользования без учета чердаков и подвалов;

Sкв – общая площадь квартиры;

Sжил – общая площадь всех жилых помещений в МКД;

Sнежил – общая площадь всех нежилых помещений в МКД;

Т – тариф на 1м3 ресурса (ХВ, ГВ, ВО).

Если в доме имеется ОДПУ, начисление платы за ОДН рассчитывается по формуле:
ОДН = (Vодпу — Vнежил — Vn жил — Vипу жил) * (Sкв / Sжил + Sнежил) * Т, где

Vодпу – объем по ОДПУ;

Vнежил – объем потребления нежилыми помещениями;

Vn жил – объем потребления жилыми помещениями по нормативам потребления;

Vипу жил – объем потребления жилыми помещениями по ИПУ;

Sкв – общая площадь квартиры;

Sжил – общая площадь всех жилых помещений в МКД;

Sнежил – общая площадь всех нежилых помещений в МКД;

Т – тариф на 1м3 ресурса (ХВ, ГВ, ВО).

При этом распределяемый объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего КР на СОИ в МКД.

Что такое ОДН на воду?

Все зависит от площади квартиры и площади МОП. Чем больше данные величины, тем выше плата за ОДН. По предварительным расчетам с учетом установленных нормативов на ОДН среднестатистической семье, проживающей в 2-х комнатной квартире (45 м2) в домах стандартной застройки, где имеется централизованное ХВ, ГВ и ВО, установлены ванны длиной 1,5-1,7 м, в месяц за ОДН будет начислено в пределах 40 — 60 руб. Если в доме установлен прибор учета, во всех квартирах установлены ИПУ, показания передаются ежемесячно, то начисление за ОДН будет значительно меньше либо вовсе равно 0.

Будут ли платить ОДН владельцы нежилых помещений?

Владельцам нежилых помещений также предъявляется плата за ОДН. Схема расчета идентична (как для жилых помещений).

Когда томичи получат первые платежки?

ООО «Томский расчетный центр» (ООО «ТРЦ») выставил плату за ОДН за декабрь 2019 года только жителям многоквартирных домов, где выбрана непосредственная форма управления либо способ управления домом не выбран или не реализован. Счета уже направлены потребителям в начале января.

Остальным жителям многоквартирных домов УК, ТСЖ выставят плату в своих счетах за ЖКУ также с декабря 2019 года.

Куда уходит вода, предназначенная для ОДН?

ОДН – это плата за ту воду, которая поступила в дом, но не была продана жильцам или собственникам нежилых помещений при расчете по нормативам потребления и ИПУ. Ранее до сентября 2019 года установленный норматив потребления коммунальной услуги содержал эти расходы.

В соответствии с законодательством вода для ОДН в доме расходуется на внутридомовые потери на сетях, промывку коммуникационных сетей, мытье окон, лестничных пролетов, межэтажных площадок, холлов, колясочных, полив клумб и другие нужды.

Как можно снизить начисления за ОДН?

Как начисляет одн на воду и стоки водоканал управляющей компании

В ОАО «Водоканал» считают иначе: плату за ОДН никто не отменял, но есть нюансы

После поручения Президента РФ Владимира разобраться с тарифами за услуги ЖКХ тема стала самой обсуждаемой в обществе. Это касается и платы за обедомовые нужды (ОДН). Ситуацию согласилась прокомментировать начальник службы реализации ОАО «Водоканал» Елена Бубнова:

Телевизионную программу одного из местных каналов, в которой юрист комментировал ситуацию с ОДН, видели не все ивановцы. И, наверное, не все из видевших вникли в слова выступавшего или хорошо подумали о сказанном. Выхватить понятные и «удобные» для себя словосочетания («они нарушают Жилищный кодекс», «предлагаю не платить» и т.д.) было проще. В результате мнение о незаконности взимания платы по столь нелюбимой статье расхода пошло гулять по городу, собирая сторонников.

Юрист сделал себе неплохую рекламу. Правда, при этом о чем-то умолчал, на чем-то не сакцентировал.

Ситуация с ОДН на сегодня не изменилась. Напомним, до февраля текущего года плату за коммунальный ресурс, использованный на общедомовые нужды (ОДН), собирали только с жителей тех домов, где были установлены общедомовые приборы учета (ОПУ). С февраля, согласно действующему законодательству, в регионах должны были начать взимать плату и с остальных обитателей многоэтажек. Для этого региональные службы по тарифам утвердили нормативы на ОДН для домов, приборами не оборудованных. Однако в Ивановской области (как и в большинстве регионов России) постановление о нормативах было приостановлено до конца года, то есть действовать не стало. И на сегодня все остается по-прежнему: есть ОПУ — есть строка ОДН в квитанции.

Теперь о том, кто должен делать начисления по ней, кому обязаны платить жители. Только сразу сделаем ударение: в конечном итоге деньги за потребленную на ОДН холодную воду получает «Водоканал» — это ресурсоснабжающая организация. Вопрос лишь в том, напрямую от жителя получает или через промежуточное звено — от управляющей компании.

Ивановцы постарше помнят единые, одной бумажкой, квитанции на оплату коммунальных и жилищных услуг, существовавшие в перестроечные годы. Платили (или не платили, или недоплачивали) люди за все сразу. Но времена были трудными, долги жителей огромными и справедливо делить деньги (был такой термин — «расщепление») между ресурсоснабжающими организациями не получалось. Те перешли на прямые расчеты с населением. В том числе и «Водоканал».

Традиция прямых расчетов, начавшись в 90-е годы, безоблачно просуществовала до вступления в действие изменений Жилищного кодекса (4 июня 2011 года). В статье 155 теперь существует пункт (7.1), согласно которому платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации жители могут только по решению общего собрания. Или — функции по начислению и выставлению счетов берет управляющая компания. Вот за этот пункт и ухватился юрист! По его мнению, если управляющие компании, занимаясь расчетом ОДН, будут знать, сколько воды теряется из-за дырявых коммуникаций или непрописанных жильцов, их проще заставить навести в доме порядок.

Договоры по всем новым домам, которые сдавались в городе с лета 2011 года, «Водоканал» заключал уже с управляющими компаниями или ТСЖ. Но прямые расчеты с прежними потребителями остались. Ведь кто бы ни снимал показания общедомового прибора, больше или меньше они от этого не станут. Кто бы ни рассчитывал затраты конкретной квартиры на ОДН, он будет применять одну и ту же формулу. Кроме того в «Водоканале» работают опытные специалисты, имеется необходимое программное обеспечение (да, все расчеты выполняет машина!). Вряд ли управляющие компании располагают подобными возможностями. При отсутствии в цепочке третьего звена исключается ситуация, когда деньги не доходят от потребителя к поставщику. И самое главное — имеющаяся судебная практика подтверждает, что прямые расчеты и теперь имеют право на существование. Вряд ли не знал об этом наш уважаемый юрист.

Строго говоря, первое обращение по поводу того, какой организации жители должны платить расходы на ОДН, было не в суд, а в прокуратуру. Районная, а затем и областная прокуратура не нашли нарушений в действиях «Водоканала». Уже в конце 2012 года известный ивановский защитник прав потребителей Александр Кротов попытался оспорить сложившийся порядок оплаты коммунальных услуг в суде. Результат тот же. Ведь права потребителей «Водоканал» не нарушает.

О чем еще не сказал в телепрограмме специалист по вопросам ЖКХ? О том, что платить за ОДН все равно нужно — возникает такая обязанность, если ресурс потреблен. То есть, вычеркивая строку ОДН из одной квитанции, ее необходимо вписать в другую. Иначе у потребителя будет копиться долг, будут «щелкать» пени, станет реальной угроза судебного вмешательства. Но вписывать пока некуда. Управляющие компании брать на себя новые обязанности не торопятся. Вот и останутся люди, легкомысленно подхватившие призыв не платить ресурсоснабжающим организациям, с долгами на совести и неопределенностью в душе. Логичнее было бы призвать их к проведению общедомовых собраний, дабы принять решение о порядке оплаты.

И последнее, в чем хочется возразить юристу. Кто бы ни выставлял счета на общедомовые нужды, жители вправе прийти в управляющую компанию и разобраться с тем, куда уходят «общедомовые» кубометры воды. А варианты давно известны: это дырявые трубы, отсутствие индивидуальных счетчиков, неаккуратно снятые показания домашнего прибора, незарегистрированные жильцы, магниты. К сожалению, пора уже громко говорить о воровстве коммунальных ресурсов в наших домах. Конечно, от управляющих компаний в этом деле зависит многое, но без желания, активности самих жителей и они ничего не сделают. Собственно, и вся реформа ЖКХ построена на заинтересованном отношении людей к своему жилью. С годами это только заметнее.

Кстати, на деле начисления по статье ОДН не так страшны, как их малюют. Примерно в двадцати процентах домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, разница между показаниями ОПУ и объемом воды, потребленной в квартирах, минимальна, или отсутствует вовсе.

(c)«Рабочий край» от 01.03.2013 №37 (25923)

Накапало за три года

Первые перерасчет сделали уже в платежках за сентябрь. Прибавка составила от семи до 110 рублей в месяц за квартиру — в зависимости от ее площади. Последний такой платеж нужно будет внести за февраль 2021 года.

Коллизия затронула более 60 процентов многоэтажек Воронежа. Их обслуживают управляющие компании, входящие в группу компаний «ПИК-Комфорт». Другие УК и ТСЖ начали выставлять счета за «общедомовое» водоотведение с июня 2017 года, когда, собственно, у жильцов и возникла обязанность ее оплачивать. Свободны от нее лишь жители домов, где используются выгребные ямы.

По логике законодателя, если многоэтажка потребляет воду по ОДН (например, для мытья пола в подъездах), то вода эта куда-то уходит. Но крупные управляющие организации в судах доказывали, что фактически большинство многоэтажек Воронежа не оснащено сантехническим оборудованием в местах общего пользования.

«Раз в подъездах нет ни раковин, ни сливов, то и «общее» водоотведение там невозможно. Соответственно поставщик ресурса не имеет права начислять плату за услугу, которой по факту не оказывал. Противники этой логики выдвинули в суде свою теорию: под конструктивными особенностями дома, которые позволяют потреблять данную услугу, понимаются не раковины и сливы в местах общего пользования, а сам факт наличия в здании центральной канализации», — пояснила руководитель юридической службы ГК «ПИК-Комфорт» в Воронеже Ольга Дятлова.

Читать еще:  Семья из 3 человек прожиточный минимум

Пока шли судебные прения, водоканал копил счета: за три без малого года набрался долг в 50 миллионов рублей. Теперь, после решения апелляционной инстанции, поставщик получил окончательное право требовать эти деньги с жителей многоквартирных домов.

— В коммунальной квитанции получателем платежа значится УК, но в конечном итоге им является ресурсоснабжающая организация. По существующему законодательству плата за ресурсы, потребленные на содержание общего имущества, вносится поставщику через УК. Напрямую это делать запрещено, — подчеркнула Дятлова.

Нормативы на общедомовое потребление устанавливаются регионами, и вопросов насчет их применения встает немало, напомнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:

— Во-первых, если в конкретном доме отсутствует техническая возможность забирать воду вне квартир (нет отдельного крана), то забор воды для общих нужд и ее отведение в канализацию должен оплачиваться каждым собственником индивидуально. Если же отдельный кран есть, то появляются и отдельные воды для канализации, которые надо оплачивать. Второй вопрос связан с расчетом величины норматива. Так, масса проблем связана с ОДН по электроэнергии: он рассчитывается от величины общедомовой площади, куда входят чердаки, подвалы и другие хозяйственные помещения. Люди справедливо указывают на то, что в этих местах лампочек нет или они горят непостоянно, то есть платить за все — несправедливо. Точно такие же сомнения возникают по поводу ОДН на горячую воду: зачем горячая вода для содержания дома?

По регионам практика разнится. Где-то ОДН устанавливают ниже реального потребления — и тогда сверхнормативную разницу оплачивают управляющие компании. Так сделали, например, в Тверской области. И местные УК из-за этого массово разоряются, сообщила Разворотнева:

— В других регионах ОДН больше, чем потребляет дом, и люди переплачивают ни за что. Собственники жилья вправе оплачивать ОДН по фактическому потреблению. Но если оно больше норматива, то на общедомовом собрании люди такое решение не примут. Да и сами эти собрания у нас провести довольно сложно.

Многие эксперты критикуют сам подход — выделять какой-то постоянный норматив на обслуживание дома, на коммунальные ресурсы по ОДН. Это делает бессмысленным любые работы по повышению энергоэффективности (которые оплачиваются из кармана жильцов). Ведь получается, что плата за потребление ресурсов не зависит от реального их потребления в конкретной многоэтажке.

Справка «РГ»

По замыслу федерального законодателя ОДН на водоотведение — это сумма нормативов горячего и холодного водоснабжения на содержание общего имущества. Иными словами, сколько воды поступило в дом, столько же и было спущено в канализацию. Плата за «общие» стоки рассчитывается по формуле, установленной в постановлении Правительства РФ N 354. Нормативы потребления для разных категорий многоквартирных домов (в зависимости от подключения к центральной системе водоснабжения, водоотведения и от этажности зданий) заданы приказом департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области N 128 от 19.09.2017, тарифы на водоотведение для населения — приказами соответствующего регионального управления с 2018 по 2020 годы. На итоговую сумму влияют: площадь квартиры, общая площадь мест общего пользования в доме, норматив на разные категории многоэтажек. Ежемесячная плата за услугу варьируется от одного до 50 рублей с квартиры.

Вопросы и ответы

Общество с ограниченной ответственностью АРГО
Россия,194214,г.Санкт-Петербург ИНН 7802229091 Удельный пр д 40 лит А

В Государственное унитарное предприятие
«ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

В соответствии с договором № 01-67627/10-О от 22.04.2010 года ООО «Арго» Складской комплекс адрес Санкт Петербург Удельный проспект дом 40 лит А, является абонентом ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». Все наши подключения канализации и водопровода согласованы и указаны в приложениях к настоящему договору.
В соответствии с информационным письмом № 01/10481/0-1 от 02.11.2012 г полученным из Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» о предстоящем строительстве объекта «Строительство транспортных развязок в районе Поклонной горы» будет произведено переустройство существующих сетей.
В соответствии с рабочей проектной документацией на объект «Строительство транспортных развязок в районе Поклонной горы», которая нам была предоставлена руководителем проекта ОАО МОСТООТРЯД-19, при проектировании в рабочих схемах и документации не учитываются существующие подключения нашего объекта к городским сетям. Прошу Вас учесть, что здания, находящиеся на нашем участке подключены к сетям водоснабжения и канализации и точки их подключения должны быть внесены в проектную документацию строящегося объекта, чего в настоящее время не сделано. Например — при проектировании реконструкции сетей канализации по Удельному проспекту не учтена точка нашего присоединения к общесплавной канализации и точка подключения к водопроводу. А следовательно при производстве работ, которые планируются уже в марте 2013 года, наши сети могут быть демонтированы без всяких на то оснований.
Убедительно Прошу Вас проверить Проект реконструкции канализации по Удельному проспекту на предмет подключения нашей канализации и водопровода к городским сетям. И при согласовании производства работ по Удельному проспекту обеспечить работоспособность нашей канализации и водопровода.

Директор ООО «АРГО» _____________ Поддубная А. А.

Использование Internet Explorer 8 при попытке подать заявку на ТУ приводит к сообщению:
«Содержимое заблокировано, поскольку оно не подписано с помощью действующего сертификата безопасности.»

Здравствуйте. Я подала документы на получение тех.условий для присоединения водоснабжения 29.01.13, по закону ответ должен быть готов через 14 рабочих дней. Ответа до сих пор нет(говорят что не подписан) Почему нарушается законодательство и кто за это должен отвечать?
Мой № (Вх.302-27-750/13)
Спасибо за ответ.

Здравствуйте. Хочу установить фильтр для воды, но не знаю какой выбрать. Предлагается:
— Для мягкой воды и ее минерализации
— Для жесткой воды с высоким содержание железа
— Для умягчения очень жесткой воды
— Для воды с высоким содержанием железа
— Для очистки воды с высокой вероятностью бактериального загрязнения
— Для мягкой воды и жесткой воды с небольшим содержанием железа

Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет

Сегодня многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, правомерно ли начисление ОДН за воду, как производится его расчет и нужно ли оплачивать общедомовые нужды.

Содержание

  1. «ХВС ОДН» — расшифровка
  2. Что входит в ОДН по холодной воде
  3. Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде
  4. Как производится расчет ОДН по воде
  5. Как начисляется ОДН за воду

«ХВС ОДН» — расшифровка

Получая ежемесячную квитанцию по оплате, первое, что может смутить — это обилие аббревиатур, непонятных для того, кто только начал вникать в детализацию коммунальных начислений.

«ХВС ОДН» и «ГВС ОДН» — это расход ресурса на общедомовые нужды (ОДН) по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему (ГВС).

Как правило, расход холодного водоснабжения превышает расход горячего. Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.

Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы подают воду по трубопроводам в квартиры и другие места домового потребления.

За счет того того, что получение горячей воды требует дополнительных ресурсов в виде нагрева и подачи в квартиры, ее стоимость обычно выше, чем стоимость холодного водоснабжения.

Что входит в ОДН по холодной воде

В число ОДН по воде входит расход ресурса, потребляемого на содержание и обслуживание общедомовых территорий дома. К таким территориям относится как внутридомовое пространство (подъезды дома, подсобные помещения, чердаки и подвальные помещения), так и внешняя территория, прилегающая к дому (двор, автостоянка, дополнительные постройки).

Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде

ОДН по воде оплачивается собственниками квартир. Такой регламент прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.

Как производится расчет ОДН по воде

В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).

При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.

Далее собираются и суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов. Для того, чтобы баланс по дому были сведен корректно, показания ИПУ должны сниматься единовременно.

Обычно на сбор показаний с жильцов отводится несколько дней, но сегодня ручной сбор показаний все чаще уступает место автоматизированному сбору показаний, который делает процесс сбора максимально единовременным, что повышает точность баланса по дому.

В отличие от ручного сбора показаний, где на сбор и обработку всех показаний уходит неделя, автоматизированный сбор показаний позволяет свести данные по дому всего за 15 минут.

После того, как показания ИПУ собраны, их сумма вычитается из показаний общедомового счетчика. Разницу, которая при этом получается, и принято считать расходом на общедомовые нужды.

Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ — это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий — на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.

Как начисляется ОДН за воду

Распределение ОДН по воде происходит в соответствии с размером жилплощади, которую занимает собственник.

После того, как становится известен общий объем ОДН, это количество делится на всю жилую площадь в доме, чтобы установить объем ОДН на 1 м² жилого помещения, и далее умножается на площадь квартиры собственника по формуле:

Размер оплаты за ОДН рассчитывается по нормативам и тарифам, которые утверждены городским или региональным правительством.

На практике существует около десятка причин, приводящих к высокому ОДН. Их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» уже в первые недели после установки позволяет разобраться с основными причинами и наладить точную систему поквартирного учета воды в многоквартирном доме.

Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector