Как определить жилое или нежилое помещение
Администрация Города Томска
Официальный сайт
- Администрация
- Органы администрации
- Администрация Октябрьского района Города Томска
- Деятельность администрации
- Жилищно-коммунальное хозяйство
Перечень документов для рассмотрения вопроса о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.
1. Заявление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (бланк выдается в администрации Октябрьского района, либо форма на сайте);
2. Правоустанавливающие документы на переводимое помещение (засвидетельствованная в нотариальном порядке копия);
3. Технический паспорт или технический план переводимого помещения (оригинал и копия);
4. Поэтажный план дома (1 и 2 этажи) с экспликацией помещений (выдает УК, ЖЭУ, ТСЖ);
5. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (выполненный проектной организацией, являющейся членом СРО).
Проект необходимо согласовать:
— согласование фасада (пр. Фрунзе, д. 3 — Комитет городского дизайна администрации Города Томска);
— согласование сетей (Московский тракт, д. 19/1 — Департамент городского хозяйства администрации Города Томска);
6. Экспертное заключение на проект по соответствию проводимой перепланировки и переустройства помещения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам — оригинал;
7. Экспертное заключение на проект по соответствию проводимой перепланировки и переустройства помещения пожарной безопасности — оригинал;
8. Документ, подтверждающий, что переводимое жилое помещение является не единственным у собственника (копия паспорта с пропиской, либо копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на другое жилое помещение) – копии;
9. Справка об отсутствии граждан, зарегистрированных в переводимом жилом помещении (выдает УК, ЖЭУ, ТСЖ) — оригинал;
10. Выписка из ЕГРН об отсутствии обременения на переводимое помещение (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области) — оригинал;
11. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
12. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица — собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.
13. Если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Проблемы изменения назначения объектов учета
В соответствии с пунктами 15,16,18 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся:
— назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;
— назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.
Согласно Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (далее – Порядок ведения ГКН) п.8 подпункт 1 раздела II Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости в запись об объекте недвижимости вносятся общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка ведения ГКН.
В соответствии с частью 2 статьи 16 кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 — 20, 25 — 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как следует из пункта 10 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, документом, необходимым для внесения или изменения сведений о назначении является копия документа, подтверждающего в соответствии с Законом о кадастре изменение назначения здания или помещения. Такие документы могут запрашиваться органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 Закона о кадастре, т.е. в порядке информационного взаимодействия.
Соответственно в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением назначения здания, помещения и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
При обработке заявлений, поступивших в орган кадастрового учета в связи с изменением назначения здания, помещения возникают следующие проблемы:
1) Отсутствие в актах органов местного самоуправления (далее – ОМС) сведений о кадастровом номере объекта учета (не часто, но встречаются случаи).
2) При переводе из жилого в нежилое помещение (или наоборот) в приказе/постановлении ОМС указывают площадь жилого помещения без учета балкона, лоджий либо наоборот при переводе в жилое из нежилого помещения указывают площадь с учетом холодных помещений (лоджий, балконов).
Однако в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 30.09.2011года № 531 «Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения» (далее – Приказ №531) общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, специалистам, уполномоченным на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, приходится самостоятельно определять площадь помещения в соответствии с приказом №531.
3) В постановлениях вместо назначения пишут целевое назначение, функциональное использование и т.д.
4) Объект учета в государственном кадастре недвижимости является зданием, а в постановлении указывают помещение и наоборот.
5) В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о здании с назначением «нежилое здание» и наименованием «кафе». Собственник хочет изменить наименование с «кафе» на «магазин». При этом орган местного самоуправления прописывает в постановлениях «…изменить назначение здания для использования в целях магазина…». Тогда как в данном случае назначение здание не меняется, а меняется только наименование.
6) Часть 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации «Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» предусматривает, что если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) проведение иных работ, то решение о переводе помещения, является основанием проведения соответствующих работ по переустройству, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки.
Завершение указанных в части 8 статьи 23 переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее — акт приемочной комиссии).
Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган осуществляющий государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Законом о кадастре. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Однако органы местного самоуправления в данном случае зачастую направляют в орган кадастрового учета только решение о переводе помещения (например из нежилого в жилое), тогда как в соответствии с Жилищным кодексов РФ они должны направлять Акт приемочной комиссии.
В связи с вышеизложенным сообщаем, что существующие проблемы, возникающие при обработке документов, поступающих от органов местного самоуправления, влекут за собой нарушение Закона о кадастре. Данный факт, как следствие, приводит к последующему принятию решений о приостановлении/отказе осуществления кадастрового учета в части изменений назначения объекта недвижимости (здания, помещения).
Что это такое нежилое помещение – определение по ЖК РФ
Термин «помещение» используется в отношении жилых и нежилых объектов недвижимости. И если с первыми все понятно, то статус и признаки нежилых помещений (далее – НП) вызывает вопросы у некоторых людей. Рассмотрим, что такое нежилая недвижимость в МКД, каковы признаки и виды таких помещений, права и обязанности собственников и арендаторов, а также отличия от жилых объектов.
В статье расскажем:
Понятие нежилого помещения в законодательстве
В ЖК РФ определение нежилого помещения не раскрывается. Там сказано только про особенности перевода жилого помещения в нежилое (гл. 3 ЖК РФ). Но в ст. 16 ЖК РФ есть понятие жилых объектов. К ним относятся:
- Жилые дома или части домов. Это индивидуальные здания, состоящие из комнат и вспомогательных помещений. Проживание людей в них позволяет полностью удовлетворять бытовые и иные нужды.
- Квартиры. Это структурно обособленные помещения в многоквартирных домах, состоящие из одной или нескольких комнат. Из таких объектов осуществляется доступ к общедомовому имуществу. Проживание в квартирах полностью позволяет удовлетворять бытовые и другие нужды.
- Комната. Это часть дома или квартиры, в которой человек может жить.
Понятие нежилого помещения используется и в других законах, но нигде полностью не раскрывается:
- Ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: сведения о нежилом статусе помещения отражаются в государственной кадастре недвижимости. Объекты могут быть в составе зданий и сооружений.
- П. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг…». Под нежилым помещением в многоквартирном доме подразумевается объект, указанный в технической или проектной документации, и не включенный в состав общедомового имущества.
Вывод: все объекты недвижимости в РФ относятся к жилому и нежилому фонду. НП предназначены для коммерческой, некоммерческой и любой иной деятельности, но только не для проживания – для этого они не благоустроены.
Что значит нежилое помещение: признаки
Можно выделить несколько признаков нежилого помещения:
- Статус – «нежилое».
- Наличие отдельного входа, изолированного от входа в подъезд.
- Нельзя зарегистрировать граждан.
- Можно использовать для регистрации юридического адреса ООО.
- Повышенные требования к соблюдению санитарно-гигиенической, пожарной безопасности.
- Не предназначено для проживания людей.
Пример. Чтобы жить в квартире, не нужно проходить проверки в пожарной инспекции, Роспотребнадзоре. Разрешение от этих органов не требуется. Но если человек захочет открыть в НП магазин, в зависимости от рода деятельности ему придется получать заключения от проверяющих.
Можно ли прописаться в нежилом помещении?
Нет, зарегистрироваться в НП нельзя. В ст. 2 ФЗ от 25.06.1993 №5242-1-ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» говорится, что регистрация по месту жительства производится в доме, квартире, ином жилом помещении, в котором он живет на основании права собственности, договора найма или социального найма, или просто у родственников.
Что касается гостиниц, хостелов и санаторий, то в них возможна регистрация по месту пребывания, и администрация обязана предоставлять информацию о прибывших клиентах для регистрационного учета. Согласно ст. 19 ЖК РФ, отели, хостелы и гостиницы входят в состав жилфонда коммерческого использования и представляют собой совокупность помещений, предназначенных для проживания граждан на возмездных условиях.
Виды нежилых помещений
Существует несколько видов НП:
- Торговые. Могут располагаться на первых этажах многоквартирных домов, или в отдельно стоящих зданиях. Например, магазины косметики, продуктов.
- Складские. Предназначены для хранения готовой продукции, если это не представляет угрозы жителям МКД. Иначе помещение должно быть отдельно стоящим.
- Административные. Могут быть как в МКД, так и стоящими отдельно. Например, офисы ТСЖ, консалтинговых компаний.
- Развлекательные: кафе, рестораны, бары, караоке. Владельцы должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и местные законы о тишине, чтобы не мешать жителям. Чаще всего развлекательные заведения открывают в отдельных зданиях.
Примечание: нежилыми считаются любые ТЦ и ТРЦ, крытые рынки и иные здания, предназначенные для коммерческой деятельности. Перевести жилое помещение в нежилое в МКД можно, но довольно затратно по времени и деньгам.
Что входит в нежилые помещения многоквартирного дома?
Некоторые ошибочно считают, что общедомовое имущество относится к НП многоквартирных домов, но это не так. Теоретически лестничные клетки, коридоры, лифты, подъезды, балконы относятся к нежилым, но фактически на их территории нельзя открыть магазин или офис. Общедомовое имущество принадлежит только собственникам квартир и не может использоваться для коммерческой или иной деятельности.
Примечание: в некоторых МКД все же есть НП. Например, когда подвалы оборудуют под офисы эксплуатационных служб (сантехнических, инженерных). Если в доме сломается лифт, сотрудники быстро устранят поломку, т.к. находятся в непосредственной близости.
Нежилое помещение по ЖК РФ: требования
Встроенное или отдельно стоящее нежилое здание должно отвечать нескольким требованиям:
- Наличие запасного выхода при площади более 100 кв.м.
- Наличие отдельного входа, изолированного от подъезда в МКД.
- Соблюдение санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других требований безопасности.
Если НП находится в МКД, оно может быть только на первом или цокольном этаже. Переоборудовать часть квартиры в нежилой объект не получится, только полностью.
Права и обязанности собственника нежилого помещения
Если использование НП производится на основании права собственности, владельцы обязаны руководствоваться местными законами и ГК РФ. В ЖК РФ об этом ничего не говорится.
Например , в ст. 210 ГК РФ говорится, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а именно:
- Выполнять требования пожарной и санитарно-гигиенической безопасности.
- Оплачивать коммунальные услуги своевременно и в полном объеме.
- Проводить ремонтные работы, устранять аварии на инженерных сетях, расположенных внутри помещения.
- Использовать объекты недвижимости строго по предназначению. Если открыт магазин продуктов, нельзя продавать в нем химические вещества или фейерверки.
- Соблюдать чистоту.
- Вовремя оплачивать имущественный налог.
Примечание: в некоторых регионах существуют дополнительные ограничения. Например, если магазины по продаже алкогольной продукции могут реализовывать товар до 22.00 час., им целесообразно закрываться в это же время.
Права и обязанности арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме
Арендные отношения регламентируются § 1 ч.2 ГК РФ. Права и обязанности арендатора должны быть указаны в договоре аренды с собственником.
Что входит в права и обязательства арендатора НП в жилом доме:
- Он может пользоваться объектом в течение срока действия договора.
- Если в процессе использования обнаружены недостатки, возникшие по вине арендодателя, арендатор вправе требовать их устранения или соразмерного уменьшения арендной платы.
- Проводить ремонт, в том числе и капитальный, по согласованию с арендодателем.
- Содержать помещения в хорошем состоянии.
- Оплачивать коммунальные услуги.
Обратите внимание! По закону обязанности и права сторон всегда указываются в договоре, поэтому в первую очередь нужно читать именно его.
Что такое жилое помещение в многоквартирном доме?
Жилым помещением в многоквартирном доме считается объект, пригодный для постоянного проживания. Для него характерны несколько признаков:
- Статус недвижимого имущества.
- Изолированность от других помещений, жилых и нежилых, не принадлежащих владельцу на праве собственности.
- Пригодность для постоянного проживания людей.
- Соответствие санитарным, техническим, противопожарным и иным требованиям.
- Регистрация в установленном порядке в Росреестре.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
- Жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме должны быть изолированы друг от друга. Для НП обязателен отдельный вход, использование общедомового имущества не допускается.
- Объект нежилого фонда – это недвижимость, предназначенная для коммерческих и иных целей, но не для постоянного проживания людей.
- Нежилые объекты могут использоваться для коммерческой, административной, развлекательной деятельности, если соответствуют установленным требованиям.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Использование и содержание нежилого помещения в многоквартирном доме
Многоквартирный дом (МКД) — это не просто комплекс квартир. Дополнительно он включает места общего пользования (МОП), которые фактически принадлежат всем жильцам. Это подъезды, лифты, подвалы, чердаки и т. п. На их содержание идут средства из строки «ОДН» из квитанции.
Но есть и третья категория объектов — общественные помещения в многоквартирном доме. Жить в них нельзя, но у них есть свои собственники, распоряжающиеся этими метрами по своему усмотрению. Жильцы квартир к ним отношения не имеют. Как же пользоваться такими объектами недвижимости?
Кто может занять нежилое помещение и какие требования должен выполнять
Архитектурно-планировочные решения № СП 31-107-2004, утвержденные Госстроем РФ 01.12.2005, подтверждают, что жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме — это кардинально отличающиеся объекты. Первые предназначены для проживания, вторые — для работы. Список организаций, которые можно разместить в МКД, приведен в Приложении В к указанным архитектурно-планировочным решениям. Среди них:
- малые дошкольные группы;
- микрополиклиника, стоматологический кабинет, женская консультация, кабинет массажа и т. п.;
- предприятия торговли, питания, бытового обслуживания;
- клубы, библиотеки, творческие мастерские;
- административные учреждения, конструкторские бюро, банки, суды, загсы.
В соответствии с пунктом 7.3.1, собственники нежилых помещений в многоквартирном доме должны позаботиться о выполнении следующих требований:
- наличие (или возможность устройства) изолированных входных групп (в этом случае образуется обособленное помещение в многоквартирном доме);
- принятие мер по звукоизоляции квартир, расположенных над общественным местом;
- использование оборудования, от которого не идут шумы и вибрации выше допустимого уровня;
- обеспечение доступа к общим инженерным системам на случай ремонта;
- для торговых точек: организация зоны погрузки-разгрузки со стороны, где отсутствуют окна.
Законодательство допускает пристраивать недостающие метры. Только делать это можно лишь с торца и при условии, что их кровля будет ниже уровня пола ближайшей квартиры.
Допустимая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме
По части 6.1 АПР № СП 31-107-2004, для жилых объектов нормативы площади определяют исходя из удобства размещения сантехнических приборов и мебели. К нежилым это не относится. Офис на один стол вполне может обойтись без санузла. Поэтому и к минимальной площади требований не предъявляют.
Стоит учесть лишь суммарное ограничение по площади. Общественные объекты, в соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса, могут размещаться только под квартирами, но никак не рядом и тем более не над ними. Так что, если под организации отведен только первый этаж, площадь ограничена его протяженностью.
Есть еще нюанс относительно пристроек. Максимальный выступ торгового зала — 9 м² при общей площади до 400 м² или 18 м² — при общей площади более 400 м².
Как происходит управление нежилым помещением в многоквартирном доме
Любой МКД имеет право на снабжение всеми необходимыми коммунальными ресурсами. Владельцы квартир могут выбирать: получать их через управляющую компанию или организовать ТСЖ и заключать договоры прямых поставок. У собственников офисов и магазинов такой привилегии нет.
В соответствии с частью 6 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, они должны заключать договоры с поставщиками:
- тепловой энергии;
- горячей воды;
- холодной воды;
- электричества.
Однако на практике это делают не все. И на такой случай управляющая компания или ТСЖ должны уведомить ресурсоснабжающие компании о наличии и количестве НП. Оплата нежилых помещений в многоквартирном доме без договора пойдет по расчетным нормативам РФ.
Расходы собственника на содержание нежилого помещения в многоквартирном доме устанавливаются соразмерно объему услуг по содержанию строения: плата за коммунальные услуги вычисляется на основе показаний счетчиков (или нормативов потребления, если приборы учета не установлены); объем прочих услуг и размер платы определяются договорами с поставщиками. При этом закон требует, чтобы собственники нежилых метров несли расходы по содержанию общего имущества, включая землю под строением, наравне с собственниками квартир.
Нежилые помещения
Все подробности о нежилых помещениях: определение, признаки, отличия от жилой недвижимости, виды и цели использования
С развитием рыночных отношений такое понятие, как «нежилое помещение», стало широко использоваться в совершении сделок с недвижимостью. Однако в российском законодательстве четкое определение данного понятия отсутствует. В связи с этим у граждан возникает множество трудностей и вопросов.
Особенно эта проблема волнует коммерсантов, желающих в целях бизнеса преобразовать жилую недвижимость в нежилую. Также этот вопрос часто встает перед жителями многоквартирных домов, путающих общее имущество с нежилыми помещениями, при расчете коммунальных платежей. К сожалению, путаница в понятиях жилых и нежилых помещений зачастую приводит к незаконным операциям с недвижимостью и судебным спорам.
Что такое нежилые помещения
Как уже сказано выше, понятие «жилой недвижимости» отсутствует в законодательстве РФ. Однако в Гражданском и Жилищном кодексе и, в частности, в ФЗ РФ №122 от 21.07.1997 г определены признаки нежилого помещения, отвечающие требованиям и к жилому: оно должно являться недвижимым и изолированным объектом.
Границами объекта выступают пол, потолок и стены с обязательным наличием входа.
Кроме этого, нежилое помещение должно находиться в составе здания, что определяет его недвижимый характер и привязку к земельному участку.
Также оно должно относиться к нежилому фонду и может быть расположено как в жилых, так и в нежилых строениях.
Главное отличие нежилого помещения от жилого заключается в том, что оно не предназначено для постоянного проживания граждан и может использоваться только для общественных, административных, коммерческих и других целей.
Жильцы многоквартирных домов иногда путают общее имущество с нежилыми помещениями. Следует знать, что подъезд, лестничные клетки, лифт, чердак и подвал относятся к местам общего пользования.
Нежилыми же помещениями в многоквартирных домах являются обычно кафе, магазины, офисы и другие объекты, отвечающие данному статусу. У таких помещений имеются владельцы и на них в обязательном порядке оформляется свидетельство о праве собственности.
В ст 22 ЖК РФ прописаны условия, при которых жилое помещение может быть переведено в нежилое:
- помещение обеспечено отдельным входом (допускается его оборудование из оконного проема);
- отсутствие зарегистрированных лиц в помещении;
- отсутствие прав на помещение третьих лиц;
- объект не является частью жилого помещения.
Зачастую нежилые помещения располагаются на цокольных этажах, чердаках и в подвалах многоквартирных домов. В этих случаях жильцы домов сталкиваются с тем, что доступ к инженерному оборудованию и общедомовым коммуникациям бывает закрыт собственниками нежилых помещений. Также может быть затруднено благоустройство придомовой территории многоквартирного дома.
Такая ситуация ставит под угрозу само проживание в доме, вызывает большое количество споров и разрешается только в суде.
Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение
11. План переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) (заявитель вправе предоставить)
12. Справка из организации, осуществляющей оформление документов для регистрации граждан по месту жительства и пребывания, о том, что в переводимом жилом помещении никто не зарегистрирован по месту жительства (заявитель вправе предоставить);
13. Справка МУП «БТИ г. Иркутска» об отсутствии ограничения (обременения) на объект недвижимого имущества, в случае, если право собственности на него было зарегистрировано до 17.08.1998 (заявитель вправе предоставить);
14. Поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
После проведения переустройства и (или) перепланировки в случае, если таковые необходимы для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого, в администрацию г. Иркутска подается заявление о приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения.
90 дней (100 дней, если жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры), в том числе:
1) принятие решения о переводе помещения или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое в течение 45 дней с момента поступления заявления
2) приемка работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения в случае, если таковые необходимы для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого в течение 43 дней (55 дней, если жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры) с момента поступления заявления о приемке выполненных работ.
Течение срока муниципальной услуги приостанавливается с момента выдачи или направления заявителю (представителю заявителя) уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение и до момента поступления в отдел из МФЦ, организаций, привлекаемых МФЦ, через Портал, в Единое окно заявления о приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения в случае, если таковые необходимы для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого.
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
1) несоответствие заявления форме, установленной приложением N 1 к настоящему административному регламенту;
2) подписание заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание;
3) непредставление заявителем (его представителем) документов, указанных в главе 10 раздела II административного регламента.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:
1) непредставление документов, указанных в главе 10 раздела II административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
2) представление документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдение условий перевода помещения, предусмотренных пунктами 39 — 43 главы 12 раздела II административного регламента;
4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства;
5) поступление в отдел ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если отдел после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если:
1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;
2) переводимое помещение является частью жилого помещения;
3) переводимое помещение используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
4) право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод жилого помещения в наемном доме социального использования в нежилое помещение не допускается.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если:
1) такое помещение не отвечает установленным законодательством РФ требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным законодательством РФ требованиям;
2) право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий перевод помещений).
2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
2.2. Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица — собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.
3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее — акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее — орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме
Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.
Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.
В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.
Нежилые помещения в многоквартирном доме
Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.
У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.
Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.
Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.
Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.
Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.
Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.
Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.
А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.
Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.
Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.
В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.
Апартаменты могут обрести статус жилых помещений
В Госдуму поступил законопроект, которым предлагаются изменения в Градостроительный, Жилищный кодексы и иные акты в связи с введением нового понятия «многофункциональное здание». Регламентируется порядок функционирования такого здания, в состав которого входят две и более групп жилых и (или) нежилых помещений, связанных между собой через помещения общего пользования. Главным условием для возможности такого совмещения является то, что жилые (апартаменты) и нежилые помещения в нем не должны пересекаться на одной лестничной площадке. Кроме того, доступ собственников нежилых помещений к жилым должен быть ограничен.
В Жилищном кодексе планируется прописать, что к жилым помещениям в многофункциональных зданиях будут применяться отношения по управлению МКД, оплате ЖКУ, взносов за капремонт, а также связанные с осуществлением жилищного государственного, муниципального, общественного контроля.
«После смены статуса апартаментов на жилое помещение в них можно будет зарегистрироваться, оплата коммунальных услуг будет проходить по тарифам для жилых помещений, которые ниже, чем в апартаментах и других нежилых помещениях. Ставка налога на недвижимость будет соответствовать ставке на жилые помещения», – комментирует инициативу Денис Фролов, адвокат, партнер BMS Law Firm. Положительно оценивает предлагаемые изменения и Андрей Саунин, адвокат, руководитель Saunin Law Practice, поскольку нахождение на одной лестничной клетке жилых и нежилых помещений приводит к ущемлению прав собственников жилых помещений на достойное жилье. При этом он сомневается в возможности применения поправок к уже построенным многофункциональным домам.
Изменения позволят уравнять в правах владельцев обычных квартир и владельцев фактически аналогичных по характеристикам помещений, однако их следствием станет повышение стоимости апартаментов, отвечающих установленным требованиям, заметил Александр Иноядов, адвокат, член Адвокатской палаты Москвы.
Законопроект предусматривает, что перевод жилой квартиры в многофункциональном здании в нежилое помещение возможен будет только в случаях, если в нежилые помещения переводятся все квартиры на лестничной площадке. Нужно помнить и про условие соблюдения ограничений доступа собственников к жилым помещениям. Такой же порядок предусмотрен и при переводе нежилого помещения в жилое. Помимо этого, нежилое помещение, переводимое в жилое, должно отвечать требованиям закона для жилых помещений.
Проектом также предлагается предоставить субъектам РФ право устанавливать региональные нормативы градостроительного проектирования в отношении многофункциональных зданий. «На практике это может позволить застройщикам актуализировать проекты, связанные с уплотнительной застройкой, – поясняет Саунин. – Проще говоря, могут увеличиться возможности по строительству многофункциональных зданий в тех локациях городов, где раньше у застройщиков не было возможности построить жилые дома, исходя из норм обеспечения объектов социальной и иной инфраструктурой». Эксперт считает это положительным моментом для застройщиков, учитывая снижение темпов строительства офисных зданий в городах.
Вступление в силу закона в случае его принятия намечено на 1 сентября текущего года.