Как Получить Статус Нуждающихся В Улучшении Жилищных Условий
Перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных услови
Перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении ребенка, военный билет и т.п.);
2) копия свидетельства о браке (разводе);
3) финансово-лицевой счет с указанием жилой и общей площадей жилого помещения и даты выдачи (оригинал); выписка из домовой книги на занимаемое жилое помещение с указанием даты выдачи (оригинал);
4) копии документов на занимаемое жилое помещение, а также жилое помещение, находящееся в собственности (договор социального найма, договор приватизации, договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о регистрации права и т.д.), в том числе с прежних мест жительства за последние пять лет;
5) архивные справки с прежних мест регистрации ( за 5 лет) с указанием адреса, даты прописки, даты выписки, общей площади и состава семьи (на дату выписки);
6) для проживающих в частном доме – технический паспорт на частный дом, в том числе с прежних мест жительства за последние пять лет;
7) справки Бюро технической инвентаризации о наличии или отсутствии собственности (п.ГЭС, д.4/2/1, в случае проживания членов молодой семьи до 2000 года в Набережные Челнах, необходимо брать справку по Челнам; если члены молодой семьи проживали в Тукаевском, Мензелинском и т.д. районах, нужно брать справку по Татарстану; справка из БТИ берется на членов молодой семьи до 01.01.2000 года рождения)
8) копии ИНН – на всех членов молодой семьи;
9) копии страховых свидетельств – на всех членов молодой семьи;
10) копии справок об имеющейся инвалидности 1 и 2 группы
Для подтверждения платежеспособности молодая семья предоставляет следующие документы:
11) справка с места работы с реквизитами предприятия, включающая сведения о месте работы гражданина, его должности, подписанная руководителем организации или кадровой службы и заверенная печатью организации,
12) справка о заработной плате за предыдущий и текущий годы (по форме 2НДФЛ с указанием адреса проживания) – на всех членов молодой семьи;
13) справка о получении пособий, пенсий, алиментов (если имеется);
14) справка о получении стипендии (для студентов);
15) документы, подтверждающие наличие сбережений молодой семьи (копия сберегательной книжки, заверенная банком и оформленная на одного из членов молодой семьи, выписка с накопительных счетов членов молодой семьи);
16) документ кредитной организации о возможности предоставления кредита (займа) супругам либо одному из них с указанием максимального размера кредита;
17) декларация за предыдущий календарный год и предыдущий отчетный период текущего календарного года с отметкой налоговой инспекции (для ЧП (ИП))
нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма (малоимущих) и для многодетных семей, имеющих 5 и более детей
1. Заявление по уставной форме, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
2. Копии паспортов заявителя и членов его семьи (все страницы)
3. Копии документов о составе семьи гражданина-заявителя (свид-во о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении, судебное решение о признании членом семьи и т.п.)
4. Справка из органов опеки и попечительства о назначении опекуна – в случае подписания заявления о принятии на учет опекуном, действующим от имени недееспособного гражданина.
5. Выписка из домовой книги, справка с места жительства
6. Справка с места работы.
7. Копия технич.паспорта (на индивидуальные жилые дома)
8. Копии документов, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер, договор, решение о предоставлении жилого помещения и иные документы).
9. Справка из Городского БТИ (пос.ГЭС, Гидростроителей, д.1 (4/2/1); тел. 71-41-51) о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи (представляется каждым дееспособным членом семьи) + указание стоимости ( с коэффициентом, как для налоговых органов).
10. Справка по форме 2 НДФЛ (за последние 12 месяцев).
11. Справка из пенсионного фонда получения пенсии (за 12 месяцев).
12. Для студентов – справка о получении стипендии (с указанием ее размера).
13. Справка о размерах получаемых пособий за последние 12 месяцев (социальная защита).
14. При наличии автомобиля – его оценочная стоимость
15. Копия пенсионного страхового свидетельства (СНИЛС, на всех членов семьи)
Получить статус .
О недвижимости Республики Беларусь
Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий Птн, Сен 17. 2010
Смогу ли я получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Собираюсь зарегистрироваться в Минском районе. Смогу ли я получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий? Гражданин РБ, проживаю в Минске около 10 лет, имею данный статус в Минске.
Кязимов Фархад Руфат оглы
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее — Положение), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:
1. граждане:
1.1. не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по постоянному месту жительства либо по месту работы (службы);
1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в населенном пункте по месту принятия на учет.
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;
1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
1.5. проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
1.6. проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях социального пользования и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
1.7. проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в пользование изолированных жилых комнат), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда;
1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства. Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;
1.10. проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;
1.11. впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда в населенном пункте по месту принятия на учет;
1.12. родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, после расторжения брака или овдовевшие (и не вступившие в новый брак) и не имеющие в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда в населенном пункте по месту принятия на учет;
1.13. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли; специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли; лица, которые на день вступления в силу настоящего Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования по дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий из-за отсутствия постоянного места жительства.
Если при регистрации в Минском районе Вы будете подпадать под любую из вышеперечисленных категорий, Вы будете иметь основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования «город Оренбург»
Полное наименование услуги
Как получить услугу
- Лично или через своего законного представителя подать заявление и необходимые документы в МФЦ.
- Лично или через своего законного представителя подать заявление и необходимые документы в Управлении жилищной политики администрации города Оренбурга
- Подать заявление в электронном виде через Единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru)
Орган, предоставляющий услугу
Портал государственных услуг Российской Федерации
Стоимость и порядок оплаты
Сроки оказания услуги
30 рабочих дней
Категории получателей
Молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
- все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области;
- только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации;
- молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального, областного, местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
Ребенок, создавший свою семью, не включается в члены молодой семьи, независимо от его возраста.
Основание для предоставления услуги
Заявление по утвержденным формам с приложением необходимых документов
Основание для отказа в предоставлении услуги
- Несоответствие требованиям условий Подпрограммы (отсутствие регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «город Оренбург» у супруга и на территории Оренбургской области — у членов его семьи;
- Превышение 35 летнего возраста у супругов);
- Непредставление или неполное представление документов;
- Недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- Ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет федерального и (или) областного и местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
Результат оказания услуги
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования «город Оренбург» для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 — 2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 — 2020 годах» (далее — признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования «город Оренбург»);
- отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования «город Оренбург».
Необходимые документы
- Заявление о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- Согласия на обработку персональных данных;
- Копия и оригинал паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении для детей, не достигших 14-летнего возраста);
- Копия и оригинал документа, подтверждающего родственные отношения (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, судебные решения о признании членом семьи);
- копия и оригинал домовой книги (для граждан, проживающих в индивидуальном жилом доме);
- Копии и оригиналы документов, подтверждающих право пользования на занимаемое жилое помещение (договоры найма или поднайма) или право собственности граждан на занимаемые жилые помещения, в случае отсутствия зарегистрированных прав на объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (договор передачи жилого помещения в собственность граждан, купли-продажи, мены, дарения);
- Копия и оригинал документа представителя (уполномоченного на совершение действий в рамках оказания услуги нотариально удостоверенного доверенностью) в случае отсутствия (занятости) самого заявителя.
В случае отсутствия оригиналов документов их копии должны быть удостоверены нотариально. После проверки соответствия оригиналам копии документов заверяются специалистом, осуществляющим прием документов.
Как встать в очередь на получение жилья в Московской области
Жители Московской области определенных категорий могут получить жилье по договору социального найма на безвозмездной основе. О том, какие требования необходимо соблюсти и как встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, читайте в материале портала mosreg.ru.
Кто имеет право
Новый жилой дом на 553 квартиры построили в Мытищах
Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими. Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества. Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.
Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:
• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;
• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;
• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.
Необходимые документы
Источник: РИАМО, Александр Кожохин
Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:
• финансовый лицевой счет;
• медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);
• заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;
• документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;
• выписка из домовой книги;
• технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);
• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
• документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;
• акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Куда обратиться
Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск
Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства.
Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Как встать на жилищный учет
1. Кто может встать на жилищный учет?
На сегодняшний день вы можете встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для этого вы (а если вы хотите встать на жилищный учет с семьей , то и все совершеннолетние члены вашей семьи) должны соответствовать всем следующим условиям:
- вы гражданин России;
- вы зарегистрированы в Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет;
- вы не совершали за последние 5 лет действий , повлекших ухудшение жилищных условий;
- можете быть признаны малоимущими .
Помимо этого, у вас должно быть хотя бы одно из следующих оснований:
- суммарный размер площади жилья (принадлежащего на правах собственности и находящегося в пользовании), приходящейся на каждого члена вашей семьи, меньше учетной нормы ;
- ваше жилье признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;
- вы проживаете в многоквартирном доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
- вы и члены вашей семьи проживаете по договору социального найма или на правах собственников (членов семьи собственников) в квартире, занятой несколькими семьями, и среди вас есть человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом у вас и членов вашей семьи нет другого жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего вам на праве собственности.
2. Какие документы нужны для принятия на жилищный учет?
Чтобы вас и постоянно зарегистрированных с вами по одному адресу членов вашей семьи признали малоимущими и поставили на жилищный учет, вам понадобятся:
- заявление (заполняется на личном приеме, должно быть подписано всеми заявителями и членами их семей);
- общегражданские паспорта всех заявителей членов их семей (копия всех страниц, если обращаться будет доверенное лицо);
- справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы;
- справка о замене удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации (для военнослужащих из состава офицеров, прапорщиков и мичманов);
- свидетельства о рождении детей до 14 лет*;
- свидетельство о заключении брака* (при наличии факта вступления в брак);
- документы об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства);
- свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии факта усыновления (удочерения);
- свидетельство о расторжении брака*, если с момента развода не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в этот период);
- свидетельство о перемене имени* (при наличии факта перемены имени);
- заверенная судом копия вступившего в законную силу судебного постановления в отношении заявителя и/или членов его семьи об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии такого судебного постановления);
- свидетельство о смерти* (при наличии факта смерти, для подтверждения состава семьи);
- решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания, для подтверждения внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма);
- документы , подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
- документы , подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи, желающих встать на учет в рамках одного учетного дела) и доходов членов семей (супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их регистрации) заявителей за 2 полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе ( документы могут не представлять ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и другие категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы) ;
- документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
- документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель;
- документы , которые Департамент получает в ходе межведомственного взаимодействия, но вы можете представить их по собственной инициативе.
Документ можно не представлять, если свидетельство было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации акта гражданского состояния, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта за период с 1 января 1990 года.
Адмиралтейский район
Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий
Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий
В соответствии с Законом Санкт — Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт — Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:
1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
2) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт‑Петербурга;
3) они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Куда обращаться:
Многофункциональные центры Санкт‑Петербурга.
Документы, необходимые для признания граждан нуждающимися в в содействии в улучшении жилищных условий
- Заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
- Справки о прописке и характеристики жилой площади (Ф9,Ф7), подтверждающие проживание заявителя и членов семьи в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д., в том числе, проживающих в области). Если члены семьи прибыли из другого города, представить архивную справку о регистрации (Ф9, Ф7) и справку Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с того населенного пункта откуда прибыли, об отсутствии либо наличии собственности.
- Если один из супругов проживает по другому адресу, представить справку о регистрации и характеристики жилой площади (Ф9, Ф7) с места регистрации (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д.).
- Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака (при наличии брачных отношений), свидетельство о рождении заявителя и всех членов семьи, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
- При наличии льгот: льготные удостоверения, справки об инвалидности.
- Паспорта всех членов семьи граждан Российской Федерации, вкладыш гражданства Российской Федерации на детей (при наличии).
Часто задаваемые вопросы
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жиле – гражданам России» предусмотрены следующие программы приобретения гражданами жилья. 1. Классическая ипотека. Кредиты предоставляются коммерческими банками Российской Федерации (срок кредитования от 1 года до 18,5 лет, процентная ставка от 12,8% до 16,1%). Правительством РФ был создан собственный оператор со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку, т.е. снижать процентную ставку и увеличивать срок кредитования на покупку. 2. Социальная ипотека (республиканский проект, реализуется с 2005 г.). Участие в программе могут принять жители Республики Татарстан, имеющие менее 18 кв.м. общей площади в городе и 21,2 кв.м. в сельской местности. Программа ориентирована на людей со средними и низкими доходами, не способными без государственной поддержки улучшить свои жилищные условия, поэтому жилье в рамках программы предоставляется на условиях рассрочки платежа до 28,5 лет под 7% годовых за невыкупленные кв. м. с оформлением права собственности после выкупа (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005г. № 190 «Об утверждении правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан»). 3. Обеспечение жильем молодых семей. Участником Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» может быть молодая семья, в которой возраст супругов не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий (Постановление Кабинета Министров РТ от 20 июля 2007 г. N 315 «О целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в республике татарстан» на 2008 — 2010 годы). Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного или нескольких жилых помещений, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника Программы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Татарстан, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 4. Обеспечение жильем молодых семей и специалистов, проживающих в сельской местности. Участниками данной подпрограммы могут также стать молодые семьи и специалисты, изъявившие желание проживать либо работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности. Субсидии, выделяемые на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов могут быть направлены на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья, на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилых домов, а также на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве (Постановление Правительства РФ от 28.04.2006г.№ 250 «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2006 № 479 «Об утверждении правил предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан для финансирования строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности»). 5. Предоставление государственных жилищных сертификатов отдельным категориям граждан (военнослужащие, жители Крайнего Севера, участники ликвидации последствий аварий и катастроф и вынужденные переселенцы). Размер норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ определяется в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий для гражданина определяется в зависимости от количества членов его семьи (ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 гг.). Смотрите также: >> Ипотека и ее виды >> Жилье для молодых семей, проживающих в сельской местности
Как Получить Статус Нуждающихся В Улучшении Жилищных Условий
На территории Кировской области действуют механизмы поддержки молодых семей в решении жилищных проблем, имеющие различные требования к участию в них.
1. Поддержка молодой семьи предусмотрена в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее – подпрограмма).
На территории Кировской области подпрограмма реализуется на основании областной целевой программы «Дом для молодой семьи» на соответствующий год и муниципальных целевых программ.
Согласно подпрограмме принять участие в ней смогут молодые семьи, соответствующие следующим условиям:
— возраст каждого из супругов или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
— семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством;
— наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В рамках данного механизма определение статуса семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий происходит в администрации муниципального образования по месту постоянной регистрации в соответствии с учетной нормой, утвержденной Вашим муниципальным образованием.
При соответствии всем условиям, предъявляемым к молодой семье, предоставляется социальная выплата (безвозмездная), которая может быть использована:
• для оплаты цены договора купли – продажи жилого помещения;
• оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
• осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья является членом жилищного кооператива;
• для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения (строительство индивидуального жилого дома);
• для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, полученным до 1 января 2011 года.
Социальная выплата предоставляется в размере:
— 30% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей;
— 35% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
Прием документов и консультации по механизмам участия в подпрограмме осуществляются в органе местного самоуправления по месту Вашей постоянной регистрации по месту жительства.
2. По Закону Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» предусмотрена поддержка следующих категорий граждан, проживающих на территории Кировской области:
— молодая семья, в которой возраст каждого супруга (в неполной семье- одного родителя) не превышает 30 лет (включительно), в том числе имеющая одного и более детей;
— семья работников бюджетной сферы, в том числе имеющая одного и более детей, в которой стаж работы в бюджетной сфере каждого супруга составляет не менее трех лет на дату подачи заявления (требование по возрасту отсутствует).
— гражданин (семья), у которого (у членов которой) в период исполнения обязательств по ипотечному жилищному кредиту родился первый ребенок.
По данному Закону области формой социальной поддержки является социальная выплата на оплату части оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту. То есть на момент обращения за социальной поддержкой молодая семья уже должна быть заемщиком по договору ипотечного жилищного кредитования.
Оказание социальной поддержки для первых двух категорий осуществляется на следующих условиях:
1) заемщики не имеют в собственности (по договору социального найма) жилых помещений или заемщики имеют в собственности (по договору социального найма) жилые помещения, но общей площадью менее 14 квадратных метров на одного члена молодой семьи;
2) в собственность заемщиков куплено (построено) не менее двух третей жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита;
3) граждане ранее не реализовали свое право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
В рамках Закона нуждаемость определяется в соответствии с условием Закона и подтверждается документально при подаче документов в комиссию по вопросу предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования (см. перечень документов).
Категория заемщиков – гражданин (семья), у которого (у членов которой) в период исполнения обязательств по ипотечному жилищному кредиту родился первый ребенок, имеет право на социальную поддержку при наличии двух из вышеуказанных условий, предусматривающих оформление в собственность заемщиков купленного (построенного) не менее двух третей жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита и нереализованность гражданином (семьей) права на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
Перечень документов, необходимых для участия, определен в Порядке предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования, утвержденном постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2007 № 105/380.
С более подробной информацией по нормативным правовым актам Кировской области, в том числе о реализации на территории области молодежных жилищных программ, можно ознакомиться на сайте Молодежного информационного центра: www.mol-pol43.ru в разделе «Документы» (подраздел «Жилищные программы») и на официальном сайте Правительства Кировской области: www.kirovreg.ru в разделе «Молодежная политика» (тема «Молодежные жилищные программы»).
Также сообщаем, что ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» реализуется программа «Молодым – отдельное жилье!». Основной формой поддержки по данной программе является предоставление корпорацией займа на оплату части первоначального взноса по ипотечным кредитам, оформленным в корпорации. С условиями программы можно ознакомиться в ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» по адресу: г. Киров, ул. Ленина, 92, телефон 37-59-90, 37-59-91, телефон горячей линии 47-77-78 или на сайте ОАО «КРИК» www.ipoteka.kirov.ru
В рамках данного механизма нуждаемость определяется отсутствием в собственности заемщиков целого жилого помещения.
С 2014 года условия и порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, будут прописаны в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В настоящее время проект постановления федеральной программы размещен на официальном сайте Министерства сельского хозяйства /Департаменты/ Департамент сельского развития и социальной политики/Документы и информация/Устойчивое развитие сельских территорий.
После принятия программы на федеральном уровне будет разработана аналогичная программа на региональном уровне.
Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся
Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.
В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.
Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи. Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».
А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.
Позиция трех судов
Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.
Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.
Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.
Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)
Родственник, но не член семьи
Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.
При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.
Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.
ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.
Проблема в формальном подходе
Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 11 место По выручке 16 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).
По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.
Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:
- площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
- жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
- в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
- нет жилья.
Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:
- граждане России;
- проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
- признаны малоимущими (ст. 7 закона).
Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.
* имена и фамилии изменены редакцией
Перерегистрация граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятые на учет до 2014 года и не прошедшие перерегистрацию в 2019 году
Согласно статьи 4 Закона Московской области от 12.12.2005г. N260/2005-03 о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» гражданам необходимо один раз в пять лет подтверждать право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с проводимой перерегистрацией граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, уведомляем Вас о необходимости предоставить следующие документы:
1. документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи — свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;
2. документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);
З. документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;
4. согласие на обработку персональных данных гражданина и членов семьи (образец прилагается);
5. документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены семьи изменили фамилию, имя, отчество);
6. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов семьи;
7. выписку из домовой книги, содержащую сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов семьи (архивную);
8. копию финансового лицевого счета;
9. для нанимателя жилых помещений — документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином, членами семьи (договор найма, договор поднайма, договор пользования);
10. для собственника жилых помещений правоустанавливающие документы на жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина, членов семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия в собственности гражданина, членов семьи таких жилых помещений).
Для граждан состоящих в списках, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма необходимо предоставить медицинское заключение, подтверждающее наличие тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 N2987-H, ПО форме утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 Ng441 н «Об утверждении порядка выдачи медицинских справок и медицинских заключений».
Одновременно сообщаем, что для подтверждения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Вы также должны подтвердить статус малоимущих в соответствии с Законом Московской области от 22.12.2017г. № 231/2017-03 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» на основании которого необходимо предоставить:
-документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи за расчетный период, который равен 12 месяцам, предшествующий месяцу, в котором гражданином подано заявление;
— справка налогового органа, подтверждающая сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, автомобили, мотоциклы, земельные участки).
Заявление и документы подаются через Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха» (МТФЈД) по месту жительства. Копии всех документов предоставляются с подлинниками для сверки и заверяются сотрудником МФЦ.
Для получения консультации Вы можетс обратиться в правовое управление Администрации Городского округа Балашиха в понедельник с 10.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00) по адресу: г.Балашиха, мкр. Железнодорожный, Саввинское шоссе, д.4