Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как понять в чьей собственности находятся земли в муниципальной или в районной

Кадастровая палата информирует как оформить заброшенный участок в собственность

По данным Россельхознадзора, на сегодняшний день в РФ насчитывается почти 384 млн га земель сельхозназначения, из которых неиспользуемыми остаются почти 40 млн. га. Приволжский федеральный округ, куда входит Удмуртская Республика, находится на втором месте в списке федеральных округов с наибольшим количеством заброшенных земель – 7,5 млн га.

Государство принимает различные меры для вовлечения заброшенных земель в оборот. О том, как действовать в случае, если вам приглянулся заброшенный участок, и что делать, если вы владелец неиспользуемой земли поясняют специалисты кадастровой палаты по Удмуртской Республике.

Как узнать – кто является владельцем заброшенного участка

— Для начала следует найти кадастровый номер земельного участка. Сделать это можно, не выходя из дома, воспользовавшись электронным сервисом «Публичная кадастровая карта» (www.pkk5.rosreestr.ru) на портале Росреестра, – поясняет начальник отдела подготовки сведений Анастасия Алалаева. – Увеличивая масштаб карты, нужно найти интересующий земельный участок. Для ускорения процесса в поисковой строке можно указать точный адрес или населенный пункт и улицу. Кликая на участок, можно получить его кадастровый номер, размер, кадастровую стоимость и форму собственности.

Узнав кадастровый номер, следует обратиться в один из многофункциональных центров региона для получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках недвижимости и зарегистрированных правах. Данная выписка содержит описание объекта недвижимости и сведения о его собственнике, типе собственности, наличии ограничений, арестов и обременений и т.д. Выписка будет готова через 5 дней.

Как оформить заброшенный участок на себя

— В пункте 2 ст. 47 Закона 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» сказано, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством, — уточняет начальник юридического отдела Наталья Дергачева. — В ст. 44 Земельного Кодекса РФ сказано, что право собственности на земельный участок может быть аннулировано в случае отчуждения собственности другим лицам, при отказе от права собственности на данный участок или при изъятии земельного участка в принудительном порядке, согласно действующему законодательству. Руководствуясь ст. 284 ГК РФ земельный участок изымается у собственника в том случае, если он используется не по назначению на протяжении трех лет, если более длительные временные рамки не означены соответственным постановлением. В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо к значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, при желании купить заброшенный участок, можно обратиться в администрацию района с жалобой о нарушении порядка использования земельного участка. Администрация района обратится в суд с требованием лишить права собственности на участок ввиду ненадлежащего его использования, в соответствии со ст. 286 ГК РФ.

Также Наталья Дергачева отмечает, что согласно п. 2 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. После прохождения участком всех данных процедур и признания земли как муниципальной собственности, желающий приобрести участок, должен обратиться в местные органы самоуправления с заявлением, на право пользования данным участком и выделения его в частную собственность.

Если участок имеет соседствующие границы с участком заявителя, то его заявление имеет преимущественное право и рассматривается в первую очередь. При правильном прохождении всех процедур и соответствующем оформлении всех документов, администрация рассматривает заявление и за плату выделяет участок в собственность заявителя.

Как отказаться от права собственности

Заброшенные участки чаще всего располагаются далеко за пределами постоянного проживания их хозяев и о таких объектах, например, доставшихся по наследству, собственники нередко забывают до момента, пока не приходит налоговое уведомление об оплате налога на имущество. Тогда встает резонный вопрос: как быть?

— Собственники недвижимости отказываются от земельных участков по разным причинам. Чаще всего в случае, когда человеку из тех или иных источников (обычно по наследству) достается в собственность земельный участок, которым он не пользуется, и который не интересен потенциальным покупателям, — дает пояснение начальник отдела кадастрового учета Ольга Пантюхина. — К примеру, участок находится в месте, не пригодном ни для строительства, ни для выращивания сельскохозяйственных культур, либо он расположен очень далеко от населенных пунктов, дорог – например, где-нибудь в деревне, где уже никто не живет. Найти покупателя на такую землю – очень непростая задача. Поэтому участок простаивает, а собственнику, тем не менее, приходится платить за него налоги. Нередко отказываются от собственности хозяева, бесплатно получившие земельные участки в 80-90-е годы, но сегодня проживающие в городе.

Для отказа от прав на земельный участок или земельную долю собственнику необходимо подать в один из многофункциональных центров региона соответствующее заявление, а также представить документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок или земельную долю. После регистрации отказа в Едином государственном реестре недвижимости бывший собственник получит уведомление о том, что право собственности на данный участок за ним больше не закреплено. Эта информация будет доведена до налоговой инспекции и налог на землю бывшему хозяину начисляться больше не будет. Земельные участки, от которых отказались их собственники, переходят в собственность городского округа, городского или сельского поселения муниципального района по месту расположения земельного участка.

Суд признал незаконным право собственности на земельный участок, признав его объектом общего пользования

Щербинским районным судом города Москвы удовлетворены исковые требования межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы о признании недействительным образования земельного участка в п. Филимоновское, исключении участка из записи Единого государственного реестра недвижимости, а также признании отсутствующим права собственности ответчика на данный участок.

Межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Ривер Сайт». В обоснование предъявленных требований истец указал, что в ходе проверки межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы было установлено, что расположенный в п. Филимоновское земельный участок площадью 22 054 кв.м. образован в границах акватории реки Незнайки и ее береговой полосы, которые отнесены к объектам общего пользования и на приватизацию которых установлен запрет природоохранным, водным и земельным законодательством, поскольку включение подобных объектов в частную собственность влечет нарушение прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц (граждан, общества) на равный доступ к природным ресурсам.

В судебном заседании данные требования были полностью поддержаны представителем истца. Представитель ответчика исковые требования прокурора не признал, обосновывая это тем, что упомянутый земельный участок был образован в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а также отсутствием доказательств того, что спорный участок находится в границах реки и ее береговой полосы.

Читать еще:  Какие Документы Нужны Для Досрочного Погашения Ипотеки В Сбербанке

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил требования прокурора по следующим основаниям.

В силу ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, равно как и полоса земли вдоль береговой линии водного объекта, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если иное не предусмотрено названным кодексом.

Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.3 ч.5 и ч.8 ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Исходя из вышеуказанных и ряда иных, перечисленных в решении требований закона суд пришел к выводу о том, что река и ее береговая полоса не могли предоставляться в частную собственность и какие-либо предусмотренные законом основания для нахождения указанных объектов в собственности ответчика отсутствуют.

Поскольку земельный участок, расположенный частично в границах акватории водного объекта общего пользования и его береговой полосы, образован с нарушением прямых запретов, установленных нормами природоохранного, земельного и водного законодательства, сведения о спорном участке подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости в виду прекращения существования указанного объекта недвижимости, — определил суд.

Кроме того, суд согласился с доводами прокурора о том, что нахождение в частной собственности водного объекта общего пользования, предназначенного для использования в личных и бытовых целях, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств и возможности их дальнейшего произвольного использования со стороны собственника, влечет за собой нарушение экологических прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.

Таким образом, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, а именно: признать недействительным образование земельного участка и исключить запись об участке из ЕГРН, запись государственного кадастрового учета , а также запись о праве собственности ООО «Ривер Сайт» на данный объект.

Данное решение было обжаловано в Московский городской суд. Определением судебной коллегии по гражданским делам апелляционной инстанции оно было оставлено без изменения и вступило в законную силу.

20 декабря 2018 года.

Сообщение пресс-секретаря Щербинского районного суда города Москвы.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

Читать еще:  Вариатор и прицеп

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

4. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьей 9, частью 2 статьи 11.4, частью 2 статьи 11.8, статьями 16, 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьями 167, 301, 302, 305, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьями 2, 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее — Закона N 101-ФЗ), пунктом 10 статьи 3, статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ), пришел к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества и Предприятия.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьей 9, частью 2 статьи 11.4, частью 2 статьи 11.8, статьями 16, 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьями 167, 301, 302, 305, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьями 2, 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее — Закон N 101-ФЗ), пунктом 10 статьи 3, статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ), пришел к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества и Предприятия.

Кроме того, приведенная региональная норма содержит фактический запрет на осуществление торговой деятельности на территории Нижегородской области вне отведенных в установленном порядке органами государственной власти области и органами местного самоуправления местах, независимо от того, в чьей собственности находятся земельный участок, здание, строение, сооружение: в государственной (муниципальной) собственности или в частной собственности, что также не соответствует федеральному законодательству (статьи 209, 260 — 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 — 19 Земельного кодекса Российской Федерации), закрепляющему принцип разграничения режима права собственности на земельные участки, а также содержание права собственности как совокупность владения, пользования и распоряжения объектом права.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.03.2015, не нашли предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований Администрации поселка. Суды исходили из следующего: Администрация, принявшая распоряжение 04.12.2014, т.е. до 01 марта 2015 года, имела в тот период право распоряжаться спорными земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, и правомерно предоставила участки в срочное пользование муниципальному учреждению, которое не является коммерческой организацией и деятельность которого не сможет быть расценена как деятельность хозяйствующего субъекта которому предоставлены преференции; оспариваемым распоряжением не нарушены права и законные интересы Администрации поселка.

Читать еще:  Компенсация за частный детский сад в 2021 екатеринбург

Дополнительно отмечаем, что случаи безвозмездной передачи земельных участков из собственного одного публичного правового образования в собственность другого публичного правового образования предусмотрены, в том числе положениями Земельного кодекса (статьи 18, 19, Глава V.5 Земельного кодекса), Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса предусмотрена возможность безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития. При этом требуется подтвердить, что указанные земельные участки необходимы для развития муниципального образования. Данное обстоятельство может быть подтверждено утвержденным документом территориального планирования.

Дом с участком неразделимы

Суть возникшего конфликта проста. В Краснодарском крае некий гражданин оказался владельцем земельного участка и стоящего на нем жилого дома. Недвижимость перешла к нему по наследству. Новый хозяин по дарственной уступил дом женщине, а она оформила на дом право собственности и зарегистрировала свою недвижимость в госреестре. Причем дама узаконила одновременно свои права и на дом, и на землю, на которой этот дом стоит. Оформив все документы, гражданка дом благополучно продала.

Собственник земли пошел в районный суд с жалобой на действия женщины и нового хозяина дома. Он потребовал аннулировать запись в Едином государственном реестре прав о регистрации земельного участка и признать сделку женщины и ее покупателя по купле-продаже земли и дома недействительными. Он считал, что только у него есть право собственности на землю под домом, и женщина могла распоряжаться лишь строением, не трогая его участок.

Районный суд полностью удовлетворил требования истца, вернув ему землю. Краснодарский краевой суд с таким решением не согласился и отменил решение районного. Но решение второй инстанции отменил уже президиум краевого суда. Он вернулся к началу и сказал, что районный суд, пойдя навстречу собственнику земли, был полностью прав.

В итоге дело дошло до Верховного суда, который сказал — нет, не прав был президиум краевого суда, и подобные земельные споры надо решать иначе.

Вот логика главного суда страны. Итак, хозяин через дарственную передал женщине дом. Участок, на котором дом стоит, хозяин ей не передавал.

Женщина регистрирует на себя право собственности на дом и землю. Потом недвижимость продает. Районный суд, приняв от собственника земли иск, согласился вернуть мужчине землю. Вторая инстанция назвала это решение ошибочным. Потому, что вопрос о признании прав мужчины на участок земли на повестке заседания районного суда не стоял. Там речь шла об аннулировании регистрации дома и земли, а также признании незаконным договора купли-продажи дома с землей. А требования о признании права собственности мужчины на землю в иске не было прописано. Но почему-то районный суд этот вопрос решил. Судебная коллегия краевого суда на такую ошибку указала и районное решение отменила. Президиум краевого суда все вернул на «районный уровень» и подтвердил, что право на спорный земельный участок принадлежит мужчине.

Верховный суд с таким вердиктом не согласился и указал судьям на Земельный кодекс. В нем установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Это статья 1 пункт 1 подпункт 5. Согласно этой статье все «прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков», за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В другой статье — 35-й того же Земельного кодекса дословно записано следующее: при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, и необходимым для его использования. Причем землю под домом и около пользует новый собственник на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Кстати, подчеркнул Верховный суд, точно такое же положение содержится и в Гражданском кодексе. Это статья 552. В ней говорится, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования части земельного участка на тех же условиях, что и до него имел продавец недвижимости.

Кроме этого, напомнил коллегам Верховный суд, есть еще один Федеральный закон. Он так и называется «О введении в действие Земельного кодекса». И в нем также предусмотрено, что граждане, к которым перешли права собственности на здания, объекты и сооружения, которые стоят на государственной или муниципальной земле, вправе зарегистрировать права собственности на такие участки, кроме случаев, когда земля не может предоставляться в частную собственность.

Верховный суд из всех этих правовых норм делает однозначный вывод — право пожизненного и наследуемого владения частью земельного участка, занятого зданием, переходит в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому одновременно с приобретением права собственности на здание.

Так что, получив дом, женщина получила пожизненное право владения участком, на котором он стоит. По ходу разбора этого гражданского дела неожиданно выяснилось, что мужчина, подаривший даме дом, свой земельный участок в собственность не оформлял. Он считал себя хозяином участка, но соответствующего документа у него не было. Так что право на однократное, бесплатное приобретение в собственность земли также перешло к даме. Верховный суд встал на сторону новой хозяйки, которая по закону оказалась права.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector