Как уволиться контрактнику из армии по собственному желанию
Новости
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Положения закона о воинской обязанности не предполагают произвольного отказа в увольнении военнослужащих, после расторжения брака в одиночку воспитывающих несовершеннолетних детей, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Таким образом, оспариваемый жительницей Ростова-на-Дону Олесей Селиной абзац 5 подпункта «в» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был признан соответствующим Конституции РФ. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Уход за ребенок не совместим со службой
Согласно оспоренной норме, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам — в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает один. Ссылаясь на это положение в декабре 2018 года Селина подала рапорт об увольнении из Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области в связи с невозможностью совмещать службу с воспитанием часто болеющей четырехлетней дочери. Женщина указала, что разведена, а отец девочки живет в другом населенном пункте. Но аттестационная комиссия посчитала, что изложенные причины неуважительны. Суды, куда она направляла жалобы, отметили, что при расторжении брака место жительства ребенка определено не было, а в представленных заявительницей медицинских документах не содержится вывода о том, что ребенок нуждается в постоянном уходе. При таких обстоятельствах за Селиной не было признано безусловного права на увольнение согласно вышеуказанной норме. Тогда Селина обратилась в КС, посчитав, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, эта норма не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.
Досрочное увольнение контрактника
КС РФ отметил, что особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения, например, с учетом необходимости сохранения боеспособности воинских подразделений и обеспечения безопасности страны у контрактников отсутствует право уволиться досрочно по собственному желанию.
«Однако это возможно при наличии определенных обстоятельств (в том числе семейных), а также уважительных причин, объективно не позволяющих военнослужащему в полном объеме выполнять условия контракта», — подчеркивает КС . По его мнению, предусматривая возможность досрочного увольнения для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей в одиночку, оспариваемая норма не содержит конкретики относительно этих лиц, а действующие в сфере государственной службы законы и разъяснения ВС РФ не устанавливают исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери либо отца.
КС указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ.
«Она не может расцениваться как противоречащая конституционным предписаниям, поскольку направлена прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.), отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет», — гласит постановление КС.
Дело Селиной подлежит пересмотру с учетом обозначенных правовых позиций.
Увольнение военнослужащего по собственному желанию
Ст. 51 п. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Аналогичное положение содержится в п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Если ранее собственное желание военнослужащего для увольнения с военной службы являлось его субъективным правом на увольнение, то в настоящее время собственное желание военнослужащего на увольнение с военной службы рассматривается как просьба (пожелание) и зависит от объективных (уважительных) причин, установленных заключением аттестационной комиссии воинской части.
Для увольнения с военной службы по данному основанию необходимо выполнение следующих условий:
1) военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, должен выразить желание уволиться с военной службы, доложив об этом рапортом по команде;
2) в рапорте об увольнении по собственному желанию должны быть изложены уважительные причины увольнения по указанному основанию;
3) командир (начальник), который принимает решение о представлении военнослужащего на увольнение, направляет рапорт и другие материалы на аттестационную комиссию;
4) аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, а также непосредственно заслушивая военнослужащего, который выразил желание уволиться с военной службы по собственному желанию, должна прийти к выводу, что причины для увольнения у военнослужащего уважительные. Заключение аттестационной комиссии должно быть отражено в протоколе заседания аттестационной комиссии, а военнослужащему выдана выписка из протокола. В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100) аттестационный лист, содержащий отзыв, составленный непосредственным (прямым) командиром (начальником), выводы прямых командиров (начальников), если таковые имеются, заключение аттестационной комиссии и выводы прямых командиров (начальников), если таковые имеются, об увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в запас по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, утверждается командиром (начальником), которому предоставлено право назначения (увольнения) военнослужащего;
5) окончательное решение о представлении военнослужащего к увольнению с военной службы принимает командир (начальник), который подписывает представление.
Перечень уважительных причин, которые могут быть поводом для увольнения военнослужащего по собственному желанию, не установлен законодательством. Среди них могут быть вопросы, связанные с отсутствием возможности содержать семью военнослужащего на денежное довольствие, которое он получает (например, размер денежного довольствия, приходящийся на каждого члена семьи военнослужащего, ниже прожиточного минимума, при отсутствии иных источников дохода у членов семьи), нахождение на руках у военнослужащего малолетних детей, которые содержатся без отца (матери), хотя отец (мать) этих детей не лишен родительских прав, но уклоняется от их содержания и воспитания (при отсутствии оснований для увольнения по семейным обстоятельствам), беременность военнослужащей и другие случаи.
В практике известен случай, когда аттестационная комиссия части сочла уважительной причиной отсутствие возможности для военнослужащего максимально использовать свой уровень образования на занимаемой воинской должности при невозможности назначения на другую должность.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 года «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»:
«47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.
Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица».
Интересное решение Верховного суда, которое раскрывает уважительную причину – работа в полиции (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 по делу N 205-КГ14-62
Требование: О признании незаконными досрочного увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Обстоятельства: Заявитель был вынужден обратиться с рапортом об увольнении по собственному желанию под давлением со стороны отдельных должностных лиц, хотя увольняться не желал.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку утверждения заявителя о вынужденном характере его увольнения с военной службы проверялись и не нашли своего подтверждения).
Таким образом, уважительными причинами приняты судами такие причины, которые дают направление для определения места работы в государственных органах.
Комментарием к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» определены следующие уважительные причины:
— выезд родителей (семьи) на постоянное место проживания за границу;
— отсутствие у военнослужащего возможности содержать семью на свое денежное довольствие, которое он получает, при отсутствии у семьи других источников дохода;
— нахождение на содержании и воспитании военнослужащего детей малолетнего возраста, воспитываемых без отца (матери), при условии что второй родитель не лишен родительских прав, но уклоняется от исполнения своих родительских обязанностей;
— беременность военнослужащей-женщины, сопровождающаяся ухудшением ее здоровья (при отсутствии оснований к увольнению по состоянию здоровья);
— отсутствие возможности для военнослужащего в полной мере реализовать свой уровень образования на занимаемой должности при невозможности назначения на соответствующую должность.
В заключение отмечаю, что в данный период времени, лучше всего использовать именно тот пункт, который выделен, причем с использованием желания устроиться на работу в государственные органы (в соответствии с приобретенной профессией), лучше силовые структуры.
Порядок увольнения военнослужащего с военной службы
Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе. И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).
Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.
Законодательная основа увольнения военнослужащего
ФЗ № 53 «О воинской обязанности в военной службе», принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.
По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:
- в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
- в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).
Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.
В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:
- по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
- по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
- по инициативе служащего.
Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.
Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.
Уважительные причины для увольнения
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.
Исходя из практики, таковыми являются:
- состояние здоровья;
- переезд жены или детей;
- необходимость присмотра за родственниками;
- перевод на новое место с понижением;
- невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
- несоответствие должности образованию.
Порядок действий для контрактников
Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:
- подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
- составить рапорт и передать командованию.
Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:
- Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
- Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
- Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.
На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.
Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.
Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.
Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.
Как срочнику уволиться досрочно
Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:
- ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
- близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
- есть опекаемые до 18 лет;
- является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
- переходит на должность военного судьи или стал депутатом.
Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.
Составление рапорта
Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения. Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении. Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.
Если военнослужащий-контрактник хочет уволиться с работы…
Обратимся к «профильной» ст. 119 КЗоТ. В ней сказано, что за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок.
Обратите внимание: в ч. 3 ст. 119 КЗоТ указано, что для сохранения места работы, должности и среднего заработка работник, в частности, должен быть принят на военную службу по контракту. Поскольку использован термин «принят», а не «призван», можно утверждать, что законодатель распространил действие данной нормы в том числе на тех работников, которые добровольно заключили контракт на прохождение военной службы.
Судебная практика пестрит делами, когда работодатели увольняли контрактников на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ, считая, что так можно делать, поскольку контракт добровольный. Суды при этом поддерживают работников, а не работодателей.
И еще один важный момент: контракт должен быть заключен во время действия особого периода. Что же такое «особый период»?
Определение этого термина приведено в ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII и ст. 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII. Так, особый период начинается с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей касательно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения по всей Украине или в отдельных местностях. Этот период охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Довольно распространено мнение о том, что особый период включает только время мобилизации и военное время (в случае если объявлено состояние войны). Свидетельством тому является письмо Госаудитслужбы от 20.11.2017 г. № 25-18/627, а также определение Киевского апелляционного админсуда от 04.02.2016 г. по делу № 826/18425/15. О том, что контрактника-добровольца можно уволить на основании п. 3 ст. 36 КЗоТ (т. е. в связи с вступлением работника на военную службу), говорят и некоторые специалисты Гоструда*.
Однако Минобороны считает иначе. По его мнению, окончание мероприятий, связанных с мобилизацией, не является основанием для прекращения особого периода, который действует с 17.03.2014 г. (т. е. с момента объявления Указа Президента Украины от 17.03.2014 г. № 303/2014) (см. письма Минобороны от 18.10.2016 г. № 322/2/6917, от 20.10.2016 г. № 316/1/906**). При этом в одном из указанных писем Минобороны отмечает, что Закон Украины от 21.10.93 г. № 3543-XII не устанавливает четкого порядка прекращения особого периода. Таким образом, не совсем понятно, какие именно события (юридические факты) могут свидетельствовать об окончании такого периода.
** Подробнее читайте в статье «Минобороны: особый период и кризисная ситуация есть!» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 45).
Некоторую ясность в этот вопрос внесли служители Фемиды. Верховный Суд так же, как и Минобороны, указывает на то, что особый период в Украине начал действовать с 17.03.2014 г. И дополняет: действие особого периода должно быть отменено путем принятия отдельного Указа Президента Украины после стабилизации обстановки на востоке страны. Поскольку соответствующего решения о переводе государственных институций на функционирование в условиях мирного времени Президент Украины не принимал, особый период в Украине продолжает действовать.
Это единая последовательная позиция, которая прослеживается в целом ряде судебных решений (см., например, постановления Верховного Суда от 20.06.2018 г. по делу № 631/1919/16-ц, от 20.06.2018 г. по делу № 323/1252/17, от 21.02.2018 г. по делу № 211/1546/16-ц, а также письмо ВСУ от 13.07.2018 г. № 60-1543/0/2-18).
Подытожим. Особый период в Украине начался 17.03.2014 г. и продолжает действовать в настоящее время. Следовательно, за работниками, принятыми на военную службу по контракту, работодатель обязан сохранять место работы, должность и средний заработок до окончания особого периода или до дня их фактической демобилизации.
Таким образом, сохранив за работником, заключившим контракт на прохождение военной службы, должность и средний заработок, предприятие надлежащим образом выполнило требования законодательства.
Теперь что касается увольнения. Право работника уволиться по собственному желанию закреплено в ст. 38 КЗоТ. И работодатель вроде как не вправе его нарушать. Поэтому если работник (в том числе проходящий военную службу по контракту) хочет уволиться по собственному желанию, предприятию формально следует такое желание удовлетворить.
Собственно, во многих судебных решениях*** судьи нормально смотрят на такое увольнение.
В то же время не может не настораживать подход, который красной линией идет по судебным решениям (связанным с применением ч. 3 ст. 119 КЗоТ), касающимся, правда, срочных трудовых договоров:
См., например, постановление ВС от 13.06.2018 г. по делу № 813/782/17****.
«…действующее законодательство не предусматривает возможности расторжения трудовых отношений с работником, призванным на военную службу, ни при каких обстоятельствах».
Таким образом, нельзя исключать вероятность того, что даже увольнение работника по его инициативе вызовет «гнев» у «трудовых» проверяющих.
Расторжение контракта по собственному желанию.
Если военнослужащий желает прекратить контрактную службу, а законных оснований нет, то не стоит провоцировать вышестоящих военных и становится нарушителем договора в надежде на увольнение по законным мотивам. В трудовую книжку занесут факт нарушения контракта, что в будущем усложнит устройство на работу в государственные органы и в крупные предприятия с высокими требованиями. Если служить осталось недолго, то лучше переждать это время, чем остаться с отрицательными характеристиками в личном деле.
Как правильно расторгнуть военный контракт?
Если решение об увольнении является обдуманным поступком и есть уважительные, законные основания, то нужно написать рапорт командиру с просьбой ходатайствовать его по существу. В заявлении стоит указать обстоятельства, содействующие досрочному расторжению контракта, приложить подтверждающие документы, справки.
Последствия досрочного расторжения контракта.
Контрактник с досрочным увольнением по уважительным и законным причинам имеет право на государственную материальную и социальную помощь. Минобороны гарантирует выплатить все премии и компенсации, сохранить льготы, предусмотренные всем военнослужащим.
Во время разрыва контракта и написания рапорта интересы военного и вышестоящих лиц являются противоположными, поэтому сроки рассмотрения документа могут специально затягиваться. Если с момента подачи рапорта командиру прошло более 30 дней, то за бездействие стоит подать жалобу в суд.
Уважительные причины для увольнения
В пункте 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подробно расписаны уважительные причины, по которым военный может досрочно прекратить службу:
- Несоблюдение условий контракта в сторону военнослужащего.
- Признание медицинской комиссией человека ограниченно годным к несению военной службы.
- Получаемые военные выплаты не устраивают гражданина. В этом случае необходимо доказать, что доход на каждого члена семьи — ниже прожиточного минимума.
- У военного женского пола протекающая беременность имеет осложнения.
- По семейным обстоятельствам:
- невозможность проживания одного из члена семьи по некоторым причинам здоровья в местности, где гражданин выполняет условия контракта, отсутствие возможности перевода контрактника вместе с семьёй в более благоприятные условия;
- необходимость в постоянном уходе за своими близкими родственниками (родители, родные брат и сестра, официальный(ая) супруг(а), бабушка и дедушка, усыновитель);
- необходимость в уходе несовершеннолетнего ребёнка, которого военнослужащий воспитывает один;
- выполнение обязательства опекуна или попечителя не достигших 18 лет своего родного брата или родной сестры при отсутствии других лиц, которые должны исполнять обязанности за несовершеннолетними.
Особенности составления рапорта
Каждый военнослужащий при желании разорвать контракт обязан написать заявление на увольнение. Иначе в военной отрасли данный документ именуется рапортом.
При написании рапорта стоит указать такую информацию, как:
- персональные данные военного;
- желание прервать службу в рядах Вооружённых Сил РФ по контракту;
- законные причины, по которым военнослужащий хочет разорвать контракт военной службы;
- информация о военной части и имя того, на кого пишется рапорт;
- сколько полных лет прослужил в российской армии;
- сведения о предоставленном жилье на время службы;
- просьба обеспечить военного, разорвавшего договор по законным основаниям, положенными выплатами и льготами.
Выплаты, положенные военнослужащему при увольнении
За добросовестную службу в рядах российской армии и выполнения военных обязанностей, при увольнении из Вооружённых Сил РФ, государство обеспечивает гражданина и его семью некоторыми льготами и финансовой помощью.
Сумма получаемая бывшим военнослужащим зависит от продолжительности военной службы.
По закону человек, отслуживший до двадцати лет, должен получить единовременное пособие равное в размере двух окладов денежного содержания. Размер вознаграждения значительно увеличивается, если гражданин прослужил своему государству более 20 лет, и равняется семи окладам.
Премия за добросовестное выполнение должностных обязанностей.
Возможность поощрять военнослужащих за добросовестную контрактную службу появилась в 05.12.11 году, благодаря принятому Постановлению №993.
Размер премии зависит от многих факторов, показывающие эффективную военную службу увольняющего военного. Максимальная сумма равна трёхмесячного оклада.
Единовременное пособие при признании военнослужащего не пригодным к военной службе.
При ухудшении здоровья гражданин имеет подать рапорт на увольнение по уважительной причине. Для этого необходимо пройти военно-врачебную комиссию и получить заключение о состоянии здоровья. В таком случае военнослужащий имеет право получить более высокое пособие, зависящее от длительности несения службы:
- если отслужил в российской армии меньше десяти лет – в размере пяти окладов;
- от 10 до 15 лет – до десяти окладов;
- от 15 до 20 лет – пятнадцать окладов;
- больше 20 лет – двадцать окладов.
На выплаты имеют право только те граждане, которые завершают военную карьеру по уважительным причинам.
«Новая газета» рассказала, что российским военным не дают увольняться из армии
Российские военные не могут уволиться из армии по собственному желанию. Несколько таких случаев описала «Новая газета». Военные, которые уже столкнулись с неприятностями при увольнении, утверждают, что проблема носит массовый характер.
Военный Виктор Дей закончил Военную академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в Москве. Еще на четвертом курсе он осознал, что не хочет связывать себя с армией, за полгода до выпуска написал рапорт об отчислении, но его не рассмотрели. Когда Дея распределили в 8-ю ракетную дивизию в Кировской области, он сразу подал новый рапорт об увольнении, но положительного ответа не получил. Посоветовавшись с юристом, Дей решил оформить статус индивидуального предпринимателя, понадеявшись на то, что это поможет распрощаться со службой, так как военным нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Но и это не помогло. Дей рассказывает, что командование пыталось повлиять на его решение, звоня его родителям, шантажируя отчислением брата, который тоже учится в военной академии. «Я ему ответил, что мое решение не поменяется. В другом же разговоре проскочила фраза: «Подкуп, шантаж и вымогательство — любые средства хороши, чтобы тебя оставить служить»», — рассказывает Дей. После этого разговора Виктора вызвали по телефону в кабинет к командующему, который ему сообщил, что раньше Нового года увольнение не состоится.
Сейчас Виктор Дей работает по другой специальности, но числится действующим военнослужащим и иногда появляется в дивизии. Не появляться совсем он не может: если отсутствовать на службе больше 10 дней, то грозит уголовная ответственность.
Со своей проблемой Виктор обращался в военную прокуратуру, штаб армии, писал несколько рапортов в дивизию и округ, направлял письма в Главное управление кадров в Москве (часть документов есть в распоряжении «Новой газеты»). Почти все адресаты спускали задачу ниже, отказывались видеть причины для увольнения либо просто не отвечали.
По закону служащий по контракту обязуется выплатить сумму, потраченную государством на его обучение, в случае досрочного увольнения по собственному желанию или в случае нарушения им выполнения условий контракта. Если происходит сокращение штата или увольнение по медицинским показаниям, то сумма выплачивается в пользу военнослужащего. Как уточнил Дей, в его контракте записана сумма в 840 тыс. рублей, и он готов ее выплачивать.
Вместе с Деем в академии учился Егор Гламбоцкий. Также, будучи еще курсантом, он понял, что выбрал не ту специальность, и пошел учиться на веб-дизайнера, а затем решил уволиться из армии. Из академии Гламбоцкого тоже не отчислили, и после распределения он попал в 42-ю Тагильскую ракетную дивизию (Нижний Тагил). Руководство его части, узнав о намерении Гламбоцкого уволиться, тоже стало препятствовать ему. «Звонили родителям, говорили: «Ваш сын зарабатывает себе уголовное дело». А у меня что отец, что мать — военные, и я их предупредил, попросил не реагировать», — рассказывает Гламбоцкий. По его словам, после этого его вызвал к себе командир дивизии. «Он сказал переезжать в городок, заниматься тут своими делами: «Командование РВСН тебя все равно не уволит, прямое указание от командующего академией РВСН Сергея Сивера»», — рассказал он. По словам Егора, на данный момент договоренность в дивизии у него следующая: выполнять часть задач и параллельно работать в своей студии. Он утверждает, что офицеры относятся с пониманием, но бумаги об увольнении подписать не спешат.
10 октября в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Денис Леонов опубликовал пост, также посвященный проблеме увольнения. Леонов пишет, что является «лейтенантом Ракетных войск стратегического назначения и принял решение завязать с военной службой. После того, как он поставил в известность командование, офицеры звонили родителям и пугали уголовным преследованием сына, звонили начальнику супруги с просьбой уволить ее, «для того чтобы она спокойно могла приехать в город, в котором я прохожу службу», а также переводом в другую дивизию, «нетронутую цивилизацией».
Глава общественного движения «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко говорит, что проблема с увольняющимися — одна из самых распространенных в его практике, упомянув, что как раз сейчас занимается увольнением человека из части, расположенной на Северном Кавказе. По его словам, причин наличия такой проблемы несколько. Во-первых, дело в «размытом законодательстве». Во-вторых, отмечает Кривенко, в военных частях существуют сложности с документооборотом и делопроизводством: нет регламентов ведения таких вопросов, военнослужащим не дают на руки их дела и не предоставляют документы. Как и за сколько времени следует подать рапорт, известно, но неясно, что делать в случае отсутствия реакции. Третьей причиной он называет человеческий фактор. По словам Кривенко, нормально к военнослужащим руководство относится, только если командир части выстроил соответствующую «уважительную систему взаимодействия» с подчиненными и просто ответственное отношение к своим должностным обязанностям, а таких командиров мало.
На вопрос «Новой газеты» о вероятности существования негласного указа или другого внутреннего документа от руководства Минобороны с требованием не увольнять контрактников, Сергей Кривенко говорит, что это вряд ли возможно.
«Каких-либо «внутренних» распоряжений о запрете увольнений военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по собственному желанию в Минобороны России нет и быть не может», — сообщили в Минобороны.
Как уволиться, если у Вас контракт?
Согласно ч. 4 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) контракт является разновидностью срочного трудового договора, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими контрактную форму найма, являются:
Особенностью контрактной формы найма является право нанимателя отказать работнику в просьбе об увольнении до истечения срока действия контракта.
Рассмотрим варианты увольнения работника, в случае если между сторонами трудовых отношений заключен контракт.
1. Прекращение трудового договора (контракта) по соглашению сторон.
Такое основание прекращения трудового договора предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 35, ст. 37 ТК.
Для увольнения по такому основанию необходимо соглашение между работником и нанимателем о прекращении трудового договора (контракта), выраженное в письменной форме. В соглашении, выраженном в письменной форме, необходимо согласовать дату прекращения трудового договора (контракта).
Работнику необходимо обратиться с письменным заявлением на имя нанимателя с просьбой об увольнении, указав календарную дату.
Если наниматель не имеет возражений, то на заявление налагается соответствующая резолюция.
Прекращение контракта по соглашению сторон является наиболее удобным способом увольнения для работника. Увольнение по такому основанию возможно для любой категории работников, кроме:
– молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) до окончания срока работы по распределению (п. 33 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821);
– обязанных лиц (п. 11 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105).
В соответствии со ст. 37 ТК срочный трудовой договор (контракт) может быть в любое время прекращен по соглашению сторон. При достижении соглашения между сторонами трудового договора (контракта) возможно увольнение работника в период временной нетрудоспособности, нахождения в трудовом или социальном отпуске.
В заявлении работник не обязан указывать обоснование или причины своего желания уволиться.
Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» при достижении договоренности между работником и нанимателем на прекращение трудового договора по соглашению сторон договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии нанимателя и работника.
2. Истечение срока действия срочного трудового договора (контракта). Такое основание прекращения контракта установлено п. 2 ч. 2 ст. 35, ст. 38 ТК.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок (п. 2 ст. 17 ТК), прекращается с истечением его срока действия.
Контракт прекращается в последний день его действия независимо от того, на какой день (рабочий или выходной) приходится его окончание.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее – постановление Пленума № 4) увольнение работника по данному основанию не исключается в период временной нетрудоспособности либо пребывания в отпуске.
В случае если работник не желает продолжать трудовые отношения с нанимателем, для него очень важно не приступать к выполнению своей трудовой функции после истечения срока действия контракта у данного нанимателя.
Если по истечении срока действия срочного трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие трудового договора считается продолженным на неопределенный срок (ст. 39 ТК).
Указом Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее – Указ № 180) установлена обязанность сторон контракта предупредить о намерении продолжить или прекратить трудовые отношения.
Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (абз. 3 п. 11 Указа № 180).
Необходимо отметить, что пропуск указанного срока предупреждения нанимателя не лишает работника права на увольнение в связи с истечением срока действия контракта.
В предупреждении работник не обязан указывать причины отказа продолжить трудовые отношения.
3. Расторжение контракта, заключенного с предварительным испытанием (п. 7 ч. 2 ст. 35 ТК).
Условие о предварительном испытании должно быть предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что работник принят без предварительного испытания.
Согласно ч. 1 ст. 29 ТК каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:
1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;
2) в день истечения срока предварительного испытания.
О своем намерении расторгнуть контракт, заключенный с предварительным испытанием, работник должен сообщить нанимателю в письменном виде. При этом работнику не обязательно указывать причины увольнения.
Работник, не предупредивший нанимателя в письменной форме о желании расторгнуть контракт, заключенный с предварительным испытанием, и не вышедший на работу по истечении 3-дневного срока уведомления или после окончания срока предварительного испытания, может быть уволен за прогул без уважительной причины.
4. Расторжение контракта по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (п. 3 ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 41 ТК).
Согласно подп. 14.2 п. 14 Положения № 1476 контракт может быть досрочно расторгнут по требованию работника в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения по вине нанимателя условий контракта.
Факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора устанавливается уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом (ч. 2 ст. 41 ТК).
Органом надзора за соблюдением законодательства о труде, уполномоченным устанавливать факты таких нарушений, является Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент).
Для установления факта нарушения нанимателем трудового договора, коллективного договора или законодательства о труде сезонному работнику можно обратиться в структурное подразделение Департамента с письменным обращением.
Государственный инспектор труда Департамента запросит у нанимателя необходимые документы или проведет внеплановую проверку по соблюдению законодательства о труде с целью рассмотрения изложенных в обращении обстоятельств.
По результатам рассмотрения обращения заявитель получит письменный ответ, в котором будет указано, имели ли место нарушения трудового законодательства.
Работник должен подать на имя нанимателя заявление с требованием уволить его в связи с выявленными нарушениями. В заявлении необходимо указать дату увольнения.
Работник может подать заявление о расторжении контракта по такому основанию и без установления факта нарушения. В таком случае наниматель уволит работника, если признает факт нарушения.
Несоблюдение нанимателем обязанностей по организации труда работника может выражаться, в частности, в необеспечении здоровых и безопасных условий труда, невыплате или несвоевременной выплате заработной платы, непредоставлении гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 20 постановления Пленума № 4).
5. Расторжение контракта по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору (ч. 1 ст. 41 ТК).
В соответствии с п. 19 постановления Пленума № 4 при оценке уважительности причин расторжения контракта по требованию работника суд должен учитывать, что указанные истцом причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному контракту.
К таким причинам могут относиться, например:
– состояние здоровья;
– выход на пенсию;
– изменение места жительства;
– необходимость ухода за больными членами семьи.
Доказательства уважительности причин досрочного расторжения контракта предоставляются истцом.
А.И.Штейнер, юрист, специалист по трудовому законодательству
Защита прав работников
Помощник при решении спорных юридических вопросов в случае увольнения сотрудника.
Увольнение за несоблюдение условий контракта, последствия
Контракт – документ, регламентирующий многие сферы жизни военнослужащего. Несоблюдение его условий является строгим нарушением и влечет за собой определенные санкции. Иногда несоблюдение со стороны военнослужащего чревато увольнением из армии.
Причины для увольнения контрактника
Руководство военного ведомства не имеет права расторгнуть контракт с военнослужащим без веских на то оснований. Это значит, что нельзя бездоказательно обвинять человека в несоблюдении условий контракта. Наличие фактов, доказывающих вину военнослужащего, обязательно.
Так, существуют 2 веские причины увольнения:
- Дисциплинарный проступок. Полный перечень таких проступков можно найти в Дисциплинарном Уставе ВС РФ (от 10. 11. 2007г). Кроме того, увольнение может стать следствием очередного проступка, который совершается контрактником при наличии неснятых взысканий (трех и более). Однако военнослужащего нельзя привлечь к ответственности дважды за одно и то же нарушение.
- Административное правонарушение или совершение преступления. Единого перечня нарушений, за которые военное ведомство имеет право расторгнуть контракт с военнослужащим, нет. Каждый такой случай индивидуален и требует детального рассмотрения. Однако одно из положений любого воинского Устава гласит, что военнослужащий обязан строго соблюдать законы РФ, проявлять вежливость, быть дисциплинированным. Поэтому увольнение по статье «Несоблюдение условий контракта» возможно, если военнослужащий нарушил закон (например, за езду в пьяном виде). Такие правонарушения рассматриваются как несовместимые с военной карьерой, а потому командир имеет право расторгнуть контракт с военнослужащим.
Порядок расторжения контракта
Когда военнослужащий не выполняет условия контракта, порядок увольнения (согласно п.81 Дисциплинарного Устава РФ) будет следующим:
- Расследование нарушения (проводится не более 10 дней с момента установления).
- Непосредственный командир военнослужащего подает рапорт вышестоящему начальству на досрочное расторжение контракта.
- Рапорт рассматривается, выносится решение и издается соответствующий приказ.
Согласно Постановлению КС РФ №6-П от 21 марта 2013 года командир обязан инициировать проведение внеплановой аттестационной комиссии. Она необходима, чтобы проверить, насколько деятельность военнослужащего соответствует занимаемой должности. Внеплановая аттестация состоит из следующих этапов:
- Формирование состава комиссии.
- Уведомление контрактника о начале аттестации (не позднее, чем за 2 недели).
- Установка фактов ненадлежащего поведения и нарушения условий контракта военнослужащим. Составление протокола по итогам.
- Направление предложения о досрочном прекращении контракта вышестоящему руководству. На основании этого предложения выносится решение.
Последствия для военнослужащего
Во-первых, при увольнении по данной статье, на военной карьере нарушителя ставится «жирный крест». Это достаточно сложная и неприятная в моральном отношении процедура.
Во-вторых, существенны и материальные потери:
- лишение выходного пособия (его сумма равна 2-7 ежемесячным окладам);
- лишение матпомощи (она выплачивается ежегодно);
- невыплата премий за ответственное выполнение обязанностей.
Важный момент: если вышеуказанные выплаты получены военнослужащим до факта нарушения, то они не подлежат взысканию вследствие досрочного расторжения контракта.
Жилищный вопрос при увольнении за несоблюдение.
Если военнослужащий участвовал в программе «Военная ипотека», то при увольнении по данной статье ему придется вернуть все средства, выделенные на приобретение жилья. При этом выплачивать всю сумму сразу не обязательно: военнослужащему дается определенный срок (но не более 10 лет).
Когда вся сумма долга по договору целевого жилищного финансирования будет погашена, обременение государства на недвижимость снимается.
Оставшаяся сумма долга по ипотечному кредиту погашается заемщиком самостоятельно (в соответствии с графиком ежемесячных платежей, составленным банком). После того, как долг погашен, а кредитный договор закрыт, обременение банка также снимается.
Кроме того, ФГКУ «Росвоенипотека» имеет право реализовать жилье, находящееся в залоге, принудительно, если бывший военнослужащий не погашает долг. Вырученные средства направляются на оплату существующей задолженности, расходов, связанных с продажей, и на судебные издержки. Если после всех платежей остаются деньги, их отдают военнослужащему. В случае, когда денежных средств от продажи не хватило, уволенный контрактник остается должником и погашает оставшиеся долги самостоятельно.
Отметим также, что уволенный не теряет военный стаж (он сохраняется независимо от причин ухода со службы).
Есть ли возможность восстановления на службе?
Как правило, восстановиться в рядах армии после увольнения по данной статье сложно. Например, это практически невозможно сделать, если военнослужащий был уволен за грубый дисциплинарный проступок или административные правонарушения. Ярким примером грубого нарушения дисциплины является использование мобильного телефона военнослужащим на территории части. В марте 2019 года в ФЗ РФ № 76 были внесены поправки, строго запрещающие использование мобильных устройств.
Также«путь к восстановлению в рядах армии» закрыт контрактникам, уволенным за такие дисциплинарные проступки, как:
- несоблюдение правил работы с взрывоопасными предметами;
- нахождение на территории части в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- самовольный уход с места несения службы;
- неуставное поведение;
- прогул и отсутствие на службе не менее 4 часов без уважительной причины.
Иногда увольнение за несоблюдение условий контракта происходит из-за нарушений отдельных запретов (ФЗ №76 от 26 мая 1997 года «О статусе военнослужащего».).
Например, если военнослужащий занят на других оплачиваемых работах:
- открыл ИП;
- участвует в работе коммерческих организаций (если эта деятельность не входит в его воинские обязанности);
- оказывает услуги как физическим лицам, так и организациям с использованием служебного положения (если эта деятельность связана с получением прибыли).
Согласно статье 51 ФЗ РФ №76, такое увольнение считается дисциплинарным взысканием за коррупционные действия, а потому не является «положительным». Данная причина увольнения не станет поводом для возбуждения дела об уголовном или административном правонарушении, но и восстановиться на службе в подобной ситуации непросто. Многое зависит от того, на какую государственную должность будет устраиваться уволенный гражданин, как к этому факту биографии отнесется будущий работодатель.
Восстановится возможно, если увольнение было незаконным. Неправомерность действий командующего состава придется доказывать в суде. Однако при наличии неоспоримых фактов положительное решение суда весьма вероятно.
Подведём итог.
Таким образом, увольнение за несоблюдение условий контракта – крайняя, мера, которая влечет серьезные последствия. Потому каждый военнослужащий, подписывая контракт, должен четко понимать всю ту степень ответственности, которая на него возлагается.
Консультация юриста: Досрочное увольнение с военной службы
Здравствуйте, мне до конца контракта служить еще 2,5 года, но я хочу уволиться из рядов Вооруженных Сил досрочно. Со стороны начальства только одни «палки в колеса». Подскажите, пожалуйста, какие есть для этого основания? И еще подскажите, я могу написать рапорт по собственному желанию (несоблюдение контракта с моей стороны)?
Дмитрий, 26 лет, г. Саратов
Дмитрий, здравствуйте. В соответствии с пунктами 2, 3, 6 статьи 51 Федерального закона от 23 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
в связи с невыполнением им условий контракта;
в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
как не выдержавший испытание;
в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);
по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда РФ;
в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно при наличии у него уважительных причин.
Дмитрий, думаю, что наиболее подходящим основанием для увольнения с военной службы является увольнение по собственному желанию. Также Вы можете быть досрочно уволены с военной службы в связи с невыполнением Вами условий контракта.