Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как узнать кому принадлежит участок земли муниципальной территории

Земельные участки бесплатно

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Волгоградской области

Случаи бесплатного предоставления земельных участков установлены Законом Волгоградской области от 14.07.2015 №123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее – Закон №123-ОД).

В связи с принятием Закона №123-ОД ранее действовавший Закон Волгоградской области от 04 апреля 2003г. N 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» утратил силу.

Земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов предоставляются:

гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей;

гражданам, являющимся родителями ребенка-инвалида и проживающим с ним совместно;

гражданам, удостоенным звания почетного гражданина муниципального района Волгоградской области;

гражданам, являющимся членами семьи погибшего (умершего) Героя Советского союза, Героя Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы.

Земельные участки в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов предоставляются:

ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий;

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более;

гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельском поселении (педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, медицинским работникам, социальным работникам, работникам культуры, ветеринарным работникам, работникам организаций федеральной почтовой связи, участковым уполномоченным полиции);

членам казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации;

гражданам, являющимся членами молодой семьи, проживающим в сельских поселениях Волгоградской области.

Членами молодой семьи для целей Закона №123-ОД признаются супруги, возраст каждого из которых не превышает 35 лет, либо родитель (в неполной семье), возраст которого не превышает 35 лет, имеющий одного и более детей, проживающий с ним (с ними) совместно.

Для указанных категорий граждан, право на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, постоянно проживающие на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

В целях Закона №123-ОД граждане признаются постоянно проживающими на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет при наличии сведений, подтверждающих их место жительства на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

Упрощенная блок-схема последовательности действий с целью получения земельного участка в собственность бесплатно на территории Волгоградской области с 12.02.2019 (открыть)

Примерная форма заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно с целью получения земельного участка в собственность бесплатно на территории Волгоградской области (открыть)

Примерная форма заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на территории Волгоградской области (открыть)

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

Как узнать контакты владельца соседнего земельного участка?

— Я проживаю в мкр Шереметьевский, г. Долгопрудный. Соседний со мной участок не обрабатывается и не используется порядка 6–7 лет или дольше. Как я могу узнать контакты собственника вышеуказанного участка, чтобы связаться с ним? Могу ли я приобрести этот участок, если найти данные собственников, их самих не представляется возможным? Участок находится в частном владении, хотя земли и относятся к ограниченным в обороте так же, как и другие участки мкр Шереметьевский. Он не используется ни для проживания, ни для садоводства, контроль над ним отсутствует. Участок зарос травой и деревьями, которые разрастаются и на нашу территорию, загораживают свет и создают пожароопасную обстановку.

Отвечает руководитель юридического отдела компании «Мегаполис Групп»Ирина Орлова:

Узнать ФИО собственника участка, а также адрес его места жительства можно следующим образом:

  • нужно перейти на сайт Росреестра;
  • найти на публичной кадастровой карте кадастровый номер соседнего участка;
  • заказать в МФЦ или сайте Росреестра выписку из ЕГРН (потребуется оплатить госпошлину) на этот участок, в которой могут содержаться сведения о его текущем владельце.
Читать еще:  Какие Документы Необходимы Для Продажи Земельного Участка Сельхозназначения

Если участок относится к СНТ или ОНТ, данные можно узнать у председателя товарищества.

Отвечает генеральный директор агентства недвижимости HOMEWAY Марсель Ахметшин:

Сведения о собственнике объекта недвижимости можно узнать, взяв выписку из ЕГРН. Если там собственник не указан, обратитесь в администрацию района.

Если собственником земельного участка является администрация района, его можно взять в аренду или купить на торгах.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Бесхозные участки — большая редкость, но с позиции права бесхозность должна быть признана решением суда. Таким образом, на любой участок, как правило, оформлена собственность.

Информацию о том, кто является владельцем участка, можно получить в Росреестре, официально заказав выписку из ЕГРН, зная кадастровый номер, который также можно выяснить из публичного источника — публичной кадастровой карты. О правообладателе может узнать любое третье лицо.

Получить контакты собственника вряд ли возможно, так как это его личные персональные данные. Но, как правило, информация о контактах есть либо в администрации, либо в поселковом совете. Там же можно написать заявление с просьбой о предоставлении вам этого участка с правом выкупа, если участок находится в муниципальной собственности.

Если же у этого участка есть частный владелец, вы можете изложить все свои претензии и жалобы относительно того, что участок не используется и не обрабатывается. В этом случае администрация самостоятельно свяжется с собственником и выставит ему соответствующие требования, связанные с уходом за данной территорией, поскольку это является обязанностью собственника.

Отвечает независимый эксперт Николай Яблоков:

Если право собственности на участок зарегистрировано, можно заказать выписку из ЕГРН и выяснить ФИО собственника. Если регистрация не произведена (что возможно и никоим образом не сказывается на наличии права собственности соседей), можно попробовать выяснить интересующую вас информацию в местной администрации (в архивных сведениях).

Еще вы можете написать заявление в администрацию и управление Росреестра с просьбой провести земельный контроль, так как участок не используется, зарос и т. п. В этом случае контролирующие органы сами запросят сведения о собственнике.

Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:

Для начала напишите заявление в администрацию г. Долгопрудный, в котором укажете, что участок длительное время не обрабатывается, растительность на нем создает затенение вашего участка и пожароопасную обстановку. Администрация должна будет установить владельца и вынести ему предписание о приведении территории в порядок.

Администрация не имеет права передавать вам контактные данные собственника этого участка, поскольку они защищены законом о персональных данных.

Если же собственник участка не отреагирует на предписание властей, они имеют право изъять этот участок и выставить его на публичные торги, на которых вы сможете его приобрести. Другого пути, к сожалению, нет.

Но из вопроса непонятно, в связи с чем участок ограничен в обороте. Может сложиться такая ситуация, что данное ограничение не позволит продать участок с торгов или сдать его в аренду.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Что могут скрывать продавцы земельных участков

Обременения земельного участка и ограничения его использования влияют на рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность объекта. Участки без обременений встречаются на рынке редко. И чем более привлекателен для бизнеса участок, тем больше вероятность обнаружить ограничения. И тем больше шансов, что эти обстоятельства может попытаться скрыть продавец, желающий получить за него стоимость, не учитывающую подобные сюрпризы. Покупателю важно выявить их до заключения сделки, чтобы оценить, можно ли будет использовать участок так, как планировал. Как это лучше сделать?

ЕГРН и не только

Земельный кодекс РФ обязывает продавца земли при заключении договора купли-продажи предоставить покупателю информацию об обременениях участка и ограничениях его использования. Если продавец дал заведомо ложную информацию, покупатель вправе требовать уменьшения стоимости или расторжения договора и возмещения убытков.

Кроме того, продавец участка может и не знать о действующих ограничениях. Поэтому покупателю лучше самостоятельно найти сведения о наиболее важных и распространенных ограничениях.

В первую очередь необходимо запросить у собственника участка правоустанавливающие документы: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство или иные документы о приобретении права собственности на землю, а также получить актуальную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка поможет установить категорию земель, выявить зарегистрированные обременения (залог, арест, долгосрочную аренду), сведения о внесенных в кадастр недвижимости зонах с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитных зонах, охранных зонах сетей и сооружений (ЛЭП, трубопроводов, теплосетей и подобных объектов), водоохранных зонах. В выписке ЕГРН также указываются кадастровые номера расположенных на участке объектов недвижимости. Выявить здания и сооружения и установить их собственника необходимо уже на этапе подготовки сделки, поскольку законодательство запрещает продажу земли без находящихся на нем объектов недвижимости, если они принадлежат одному лицу.

На практике покупатели участков часто сталкиваются с тем, что в ЕГРН нет сведений о недвижимом имуществе на участке и зонах с особыми условиями использования территорий.

Причин несколько

Советское и постсоветское законодательство не предусматривало внесение в реестр недвижимости таких данных. Даже сейчас, когда такое требование закреплено в законе, многие ранее установленные ограничения до сих пор не внесены в ЕГРН.

Нахождение на участке таких зон влечет ограничения или полный запрет его использования для определенных видов деятельности. Например, Верховный суд в сентябре 2016 г. признал законным требование «дочки» «Газпрома» – ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к индивидуальному предпринимателю о сносе жилого дома в Удмуртии, построенного и введенного в эксплуатацию с нарушением минимальных расстояний от магистрального газопровода.

Что еще можно узнать

Также для получения дополнительных сведений об ограничениях можно воспользоваться общедоступными интернет-ресурсами: публичной кадастровой картой на портале Росреестра, информационными системами обеспечения градостроительной деятельности (РГИС в Санкт-Петербурге, ИАИС ОГД в Москве). Покупатель может узнать, к какой зоне отнесен участок согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки населенного пункта, утвержден ли проект планировки с проектом межевания территории.

Эти ресурсы хороши тем, что из них можно быстро и без затрат получить минимально необходимые сведения для оценки участка даже тому, кто не имеет специальной юридической подготовки.

Прийти и посмотреть

Перед подписанием договора купли-продажи осмотрите участок. Если продавец отказывает в доступе – это повод задуматься, стоит ли покупать кота в мешке. Закон не возлагает на покупателя такой обязанности, однако практика показывает, что пренебрежение осмотром на этапе подготовки сделки часто оборачивается проблемами после ее совершения. К примеру, на участке может обнаружиться не оговоренный продавцом объект (самовольная постройка, незаконная свалка отходов, линейное сооружение и т. д.), вплоть до невозможности доступа к нему с прилегающих территорий.

Так, в октябре прошлого года Верховный суд РФ рассматривал спор между гражданами о расторжении договора купли-продажи земельного участка на территории военного городка в Крыму. При совершении сделки продавец не сообщил покупателю о нахождении участка на территории режимного объекта, более того, заверил об отсутствии каких-либо ограничений. Впоследствии истец обнаружил, что купленный участок невозможно использовать для строительства жилого дома, поскольку войсковая часть запретила доступ через контрольно-пропускной пункт. Верховный суд РФ отменил определение суда апелляционной инстанции об отказе в иске и отправил дело на новое рассмотрение, а также подтвердил, что продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся информацию о юридических и фактических ограничениях в использовании участка вне зависимости от их регистрации в публичном реестре.

Таким образом, даже если от собственника недвижимости получены заверения об отсутствии ограничений и обременений, покупателю лучше получить хотя бы общедоступную информацию об ограничениях.

Что вокруг

Обязательно обратите внимание на окружающую застройку, наличие поблизости действующих предприятий, котельных и прочих источников загрязнения, поскольку существует вероятность попадания участка или его части в санитарно-защитные зоны таких объектов, что полностью исключает возможность жилой застройки и значительно ограничивает другие виды использования.

Если понадобится проверить или уточнить полученные сведения, можно направить письменные обращения в государственные или муниципальные органы власти, у которых есть необходимая информация. Например, подробное заключение о режиме использования земельного участка в зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия предоставляет КГИОП и Министерство культуры РФ. Сведения о наличии и размерах санитарно-защитных зон могут быть запрошены в территориальном управлении Роспотребнадзора. Сведения о линейных объектах, их охранных зонах и ограничениях предоставляют сетевые организации, владеющие такими объектами. Информацию о градостроительной документации можно найти на официальных сайтах органов власти и муниципальных образований, поскольку акты о ее подготовке, изменении или отмене далеко не всегда отражаются в публичных реестрах и системах.

В целом законодательство развивается в направлении консолидации, открытости и доступности сведений об ограничениях и обременениях объектов недвижимости, что облегчает подготовку сделок. Но риски остаются.

Как и где узнать является ли земля в аренде под частным домом?

в 2000 году купили дом в частном секторе на южном, право собственности на дом оформили,теперь хочется оформить землю. На землю документов не каких нет,где узнать что с этой землей можно ли ее оформить в собственность,находиться ли она в аренде? с чего начать в этой ситуации? Заранее благодарна за ответ!

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Читать еще:  В каких странах снг разрешено двойное гражданство

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 1, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

В соответствии со ст. 29 вышеуказанного закона кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица установленным законом требованиям.

Согласно ст. 35 вышеуказанного закона кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

После осуществления кадастровых работ, Вы обращаетесь за государственным кадастровым учетом земельного участка в Россреестр по Кемеровской области ( ул. Тухачевского,21).

Получив кадастровую выписку на земельный участок, необходимо обратиться за оформлением прав на земельный участок в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган.

Таким органом на территории г. Кемерово является комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (пр. Советский,58).

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Как узнать кому принадлежит участок земли муниципальной территории

Из всех существующих категорий земель: земли запаса, земли населенных пунктов, земли промышленности и т.п., только земли сельскохозяйственного назначения непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства.

Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около четверти всей территории Российской Федерации.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, пруды для разведения рыбы и т.д.

От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны, сельские жители составляют четверть россиян.

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений.

Для поддержания надлежащего качества почвы, должны проводится мелиоративные мероприятия собственниками земель в процессе осуществления их деятельности.

При не использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как юридическими лицами, так и гражданами, то есть допущении зарастания земельных участков древесно-кустарниковой и сорной травянистой, а так же при нарушении плодородного слоя почвы (произведенного без разрешения уполномоченного органа), как юридические лица, так и граждане привлекаются к административной ответственности. Длительное не использование земель сельскохозяйственного назначения, может привести к изъятию (конфискации) земель у собственника.

Земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения, но и в следствии перевода земель в другие категории.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:

  • консервация земель;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • изменение черты населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или запаса.

В случае изменения категории земельного участка, собственнику земельного участка необходимо обратиться в Единый государственный реестр недвижимости, сообщить о новом статусе земельного участка и в дальнейшем оплачивать земельный налог в соответствии с новой категорией земельного участка.

При не предоставлении сведений об изменении статуса земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, земельный участок продолжает являться землей сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административная ответственность:

  • ч. 2 . ст.8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель для граждан от 20 до 50 тыс. руб., для должностных лиц от 50 до 100 тыс. руб., для юридических лиц от 400 до 700 тыс. руб.
Читать еще:  Личные качества мед сестры в резюме

При проведении работ на участке сельскохозяйственного назначения связанных со строительством, и как следствие, нарушении плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность в размере:

  • ч.1 ст.8.6 КоАП РФ – самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы для граждан от 1 до 3 тыс. руб., для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба;
  • ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления для граждан от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц от 10 до 30 тыс. руб., для юридических лиц от 40 до 80 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба.

Обращаем внимание землепользователей: земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональном использовании территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно.

Можно ли увеличить площадь земельного участка?

Расширить границы участка имеют право только собственники земли. У арендаторов и тех, кто владеет земельными наделами по праву безвозмездного пользования, такой возможности нет.

Для этого необходимо выполнение двух обязательных условий: участок должен быть предназначен для индивидуального жилищного строительства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства. А прилегающая к нему земля должна находиться в муниципальной или государственной собственности.

Насколько можно увеличить участок?

При этом в законодательстве установлена максимальная площадь, на которую вы можете увеличить свой земельный участок. Она должна составлять не более 10% от его площади. Кроме того, собственные ограничения площади участков имеют право вводить местные власти. Поэтому, прежде чем заниматься прирезкой дополнительных соток, собственнику следует проконсультироваться в муниципалитете, на территории которого расположен земельный участок.

В Красноярске порядок присоединения соседних земельных участков (перераспределения земельных участков) установлен распоряжением администрации города №242-р от 25.06.2018 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности». Его действие распространяется на расположенные на территории города земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, а также на земли, государственная собственность на которые не разграничена.

В чьей именно собственности находится земельный участок, можно узнать, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и правах на объект недвижимости. Для получения этой информации нужно знать кадастровый номер участка или его адрес. Кроме того, эти сведения можно найти на публичной кадастровой карте Росреестра.

Сколько придется заплатить за присоединение дополнительных соток?

Как оформить увеличение земельного участка?

Желающим расширить границы земельного надела нужно обратиться в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска. Подать заявление о перераспределении земельных участков и необходимый для этого пакет документов.

Основные документы, которые нужны для присоединения участка:

  • заявление о прирезке (перераспределении земельных участков);
  • выписка из ЕГРН на присоединяемый участок;
  • проект межевания или схема расположения участка;
  • правоустанавливающие документы на землю.

Представить документы можно как в электронном виде через сайт администрации, так и лично в департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города (ул. Карла Маркса, 75).

Если собственник решит подать документы дистанционно, ему нужно заполнить форму, размещенную на сайте администрации в разделе «Муниципальные услуги», и прикрепить все необходимые документы в электронном виде. Для предоставления документов в электронном виде потребуется электронная подпись. Требования к ней установлены в постановлении правительства РФ № 634 от 25.06.2012 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг».

Если собственник собирается представить документы в департамент лично, кроме письменного заявления о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ему надо подготовить:

  • копию документа, подтверждающего личность;
  • копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок (только в том случае, если информации об этом земельном участке нет в ЕГРН);
  • если отсутствует проект межевания территории, нужно подать схему расположения земельного участка, в рамках которого будет происходить перераспределение земли;
  • если участок, который он собирается присоединить, кому-то принадлежит, — согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков.

Какие дополнительные документы может подать собственник участка?

Кроме того, по своей инициативе он может дополнительно представить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на тот земельный участок, который он планирует присоединить;
  • выписку из ЕГРН о расположенных на нем зданиях, сооружениях;
  • выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на присоединяемом земельном участке, в случае если в администрацию обращается собственник помещения);
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице (для юридических лиц);
  • выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
  • утвержденный проект межевания территории.

Если заявитель не подал эти документы сам, департамент муниципального имущества получит их самостоятельно в процессе межведомственного взаимодействия. После этого ведомство обязано в 30-дневный срок рассмотреть поступившие документы и вынести решение: одобрить расширение границ участка или нет.

Если решение положительное, то готовится распоряжение администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Его копию направляют собственнику участка.

Получив распоряжение администрации, собственник уже может обращаться к кадастровому инженеру, который проведет межевание. Кадастровый инженер подготовит межевой план нового (объединенного) участка. Затем готовится соглашение о перераспределении земельных участков между администрацией и собственником.

Весь этот пакет документов департамент подает на оформление в Росреестр. После этого собственник получает документы на новый сформированный земельный участок.

Как проверить на публичной кадастровой карте, не попал ли Ваш земельный участок в зону с особыми условиями?

Как показывает практика, игнорирование этой рекомендации нередко ставит под вопрос судьбу построенного объекта недвижимости.

Росреестр по Саратовской области напоминает, что к числу зон с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Обратите внимание, земельные участки, включенные в границы таких зон, у собственников и арендаторов не изымаются, но в отношении таких участков устанавливаются ограничения в их использовании, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земли.

Указанные ограничения могут запрещать или ограничивать размещение или использование расположенной на таких земельных участках недвижимости, например, строительство жилого дома, прочих зданий и сооружений. Состав таких ограничений устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами.

По статистике, самыми многочисленными зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные зоны объектов инженерных коммуникаций — объектов электросетевого хозяйства, газопроводов, нефтепроводов, линий и сооружений связи и др. Они устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечении сохранности и безопасной эксплуатации объектов энергетики, газоснабжения и связи.

Сведения о них, так же, как о прочих зонах с особыми условиями использования территории, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и отображаются на всероссийском справочно-информационном ресурсе — Публичной кадастровой карте, обновление которой происходит ежедневно.

Публичная кадастровая карта доступна для просмотра на главной странице официального сайта Росреестра (www.rosreestr.ru) или по адресу: https://pkk5.rosreestr.ru.

Для того, чтобы увидеть на карте расположение границ охранных зон относительно границ интересующего Вас земельного участка, необходимо указать его кадастровый номер или адрес в модуле , находящемся на стартовой странице Публичной кадастровой карты в левом верхнем углу, и с помощью кнопки отобразить земельный участок на карте. Теперь отобразим на карте сведения об охранных зонах на данной территории. Для этого необходимо в левом верхнем углу нажать на кнопку и в выпавшем меню выбрать слой , далее отметить галочкой слой отображения . После этого границы охранных зон будут показаны зеленым фоном.

Для получения справочной информации об отображаемой зоне, необходимо в левом верхнем углу в меню выбрать модуль и после этого кликнуть мышкой на интересующей зоне. В информационном окне будет отображаться доступная информация о выбранной зоне: ее реестровый (учетный) номер; вид зоны; наименование; реквизиты документов, на основании которых она установлена; ограничения, которые установлены в пределах ее территории.

Самовольно занятую землю можно будет частично оформить в собственность

Такое право у россиян появится с 16 сентября, когда вступят в силу поправки в законы о кадастровой деятельности и о госрегистрации недвижимости. Зачастую дачники или жители поселка пользуются не только той землей, которую когда-то купили или получили в пользование, но и соседским «ничейным участком». Как уточнил «РГ» директор Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов, поправки позволяют узаконить именно используемые на протяжении многих лет сотки, но при соблюдении определенных условий.

Обязательно нужно использовать «прихваченные» сотки более 15 лет, не иметь споров с соседями, а также претензий со стороны органов власти. Если муниципалитет заказывает проведение комплексных кадастровых работ и кадастровые инженеры выявляют самовольно занятые участки, то они эти сведения отражают в своих отчетах. Решение же о корректировке границ принимает Росреестр.

При этом все самовольно занятые сотки оформить в собственность не удастся. По закону площадь «прирезаемой» территории должна быть не больше предельного минимального размера земельного участка, установленного администрацией региона. Или, если предел не установлен, не более 10 процентов от площади основного — законно приобретенного участка.

Появляется также возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом разработка и утверждение такого проекта не требуется. Таким образом, исключая необходимость трат из бюджета на подготовку проекта межевания, поправки в законодательство облегчают проведение комплексных кадастровых работ. Они проводятся по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах) за счет бюджета.

Также определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для земельных участков, занятых объектами (территориями) общего пользования, расположенных в границах садоводческих, огороднических и лесных участков. Интересно, что теперь кадастрового инженера можно будет оформить в штат, но только если компании необходимо провести кадастровые работы для собственных нужд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector