Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конституционные нормыдифиниции

Современные проблемы конституционного права Российской Федерации

3.23.3. Классификация норм конституционного права

Нормы конституционного права принято классифицировать:

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют «нормы-разъяснения» и «нормы-справки». Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или законодательный акт.

В Конституции РФ предусмотрены в ст. ст. 19, 20, 21, 22, 23 — нормы морали, 20, 22, 23, 25, 38 — нормы религии, 31, 35, 38 — обычаи, 26, 46 — традиции, 13 — общественные организации, 3 — политические нормы, 8, 9 — экономические нормативы, 19, 20, 23, 25, 35, 38 — нормы права.

Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами, историчность, динамизм, нормативность.

Нормативность конституционного регулирования определяется характером установлений конституционного законодательства [158]. Как отмечалось выше, нормативность понимается как способность регулирующего воздействия на конкретный вид общественных отношений.

Общеобязательность конституционного регулирования означает его ведущую роль по отношению к отраслевому, абсолютный приоритет конституционных установлений перед актами текущего законодательства. Другой аспект общеобязательности — распространение конституционного регулирования на все без исключения субъекты правового общения. Обязательность соблюдения Конституции возведена в ранг конституционной для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Динамизм конституционного регулирования выражается в том, что вся история конституционного развития государства служит подтверждением того факта, что конституционному регулированию всегда подвергались те общественные отношения, которые стабильно определяют сущностные стороны общественного строя, общества и государства. Но в каждой новой Конституции они получают иное качественное отражение в соответствии с общественными преобразованиями на конкретно-историческом этапе, о чем свидетельствуют типология государственности и различные идеологии.

Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. Они регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации. В силу содержания и предназначения конституционного права его нормы устанавливают общие правила и принципы, некоторые из них имеют декларативный характер. Они носят учредительный характер, являются основополагающими для норм других отраслей права. Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют три структурных элемента: гипотезу (указание на условие, при наличии которого норма должна осуществляться), диспозицию (определение самого правила поведения) и санкцию (указание на последствия неисполнения обязанности), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формулируются, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды

Понятие и признаки норм

Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.

Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.

Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:

  • регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
  • общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
  • наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
  • учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
  • регулирование поведения широкого круга лиц;
  • большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
  • особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).

Классификация конституционных норм

Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:

  1. В зависимости от определенности предписании:
    1. диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
    2. императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
  2. В соответствии с ролью в механизме правового регулирования:
    1. материальные нормы (определяют состав действий);
    2. процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
  3. В зависимости от юридической силы принято различать нормы из нескольких источников:
    1. конституции;
    2. законы;
    3. подзаконные акты.
  4. В зависимости от территориальных признаков нормы могут действовать на территории:
    1. страны;
    2. отдельных ее регионов;
    3. государственных муниципальных образований.
  5. По времени действия нормы могут быть:
    1. постоянными (без определенного срока);
    2. временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).

Виды конституционных норм

Основная масса конституционно-правовых норм представлена нормами-правилами. С их помощью происходит регулирование конкретных отношений в обществе. Они формируют перечень прав и обязанностей участников этих правоотношений, включая их правомерную деятельность.

В число норм-правил можно включить нормы, устанавливающие права и обязанности граждан. Они могут определять правовой статус государственных органов. В соответствии с характером регулируемых отношений нормы-правила классифицируются на материальные (например, 11 статья Конституции Польши 1997 г., которая призвана устанавливать статус политических партий) и процессуальные (например, 122 статья Конституции Конго, которая формирует процесс принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). В состав материальных норм входят организационные или институционные нормы,. Их учреждением занимаются органы государства, которые определяют их структуру и организацию (например, 24 статья Конституции Франции определяет структуру парламента).

С помощью норм-целей могут формироваться базовые направления общественного и государственного развития. Они способны ориентировать законодательную работу (например, 3 статья Конституции КНР 1982 г., включающая поправки и изменения 1993 г., формулирует цель страны в виде строительства социализма модернизированного вида).

Нормы-принципы нормативно определяют принципы организации строя общества и страны (примером может быть специальный раздел «Принципы политики государства» в конституционных положениях Пакистана, Ирландии и Индии).

В состав норм-определений входит качественная характеристика конституционных институтов, отдельных государственных органов (например, характеристика страны в качестве правовой и социальной структуры в Основном законе ФРГ).

Конституционно-правовые институты представлены совокупностью норм, которые призваны регулировать определенную область отношений в обществе (местное самоуправление, институт главы страны и др.). Институты различаются в зависимости от объема регулируемых отношений, количества норм и их юридической силы. Принято рассматривать комплексные (генеральные) институты, включающие подинституты.

Например, народное представительство может быть представлено на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание). Права и свободы человека и гражданина включают институты гражданских, политических, социальных и экономических прав.

В разных государствах институты, которые близки по содержанию, могут иметь существенные отличия. Помимо этого, институтов, которые есть в одних странах, может не быть в других (например, институт омбудсмена).

Самые крупные институты конституционного права характеризуются как подотрасли (например избирательное и парламентское право).

Классификация конституционного права на отдельные институты формирует систему курса «Конституционное право зарубежных стран», которая строится по системе основных государственно-правовых институтов, рассматриваемых в плане сравнительного государствоведения.

Данный курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права. Он может только устанавливать общие черты и свойства разных государственно-правовых систем. Это дает возможность избежать повторения и предусматривает более глубокий анализ характерных и специфических особенностей.

Нормы российского конституционного права

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо отметить, что им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

Специфика конституционных норм заключается в том, что они:

1) регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства.

2) большинство норм конституционного права является нормами — декларациями и нормами — дефинициями.

Нормы-дефиниции определяют правовые принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение (ст.1 ч.1 – «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»). Нормы – декларации что – либо провозглашают (ст. 2 ч.1 – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»)

3) Структура нормы конституционного права имеет свои особенности и не всегда трехэлементная.

Подавляющее большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию. К ним относятся нормы-принципы, нормы-цели, запретительные нормы. Вместе с тем, имеются конституционные нормы, которые содержат гипотезу. (Например, ч.5 ст.76: «в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».)

Конституционные санкции заключаются главным образом в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступлении неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов: отрешение от должности Президента РФ (ст.93), роспуск Государственной Думы (ст.109).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Можно выделить четыре ведущих отраслевых института:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) система государственной власти и система местного самоуправления.

Поскольку нормы Конституционного права очень разнообразны и отличаются друг от друга по многим признакам, их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от характера регулируемых общественных отношений выделяют:

— материальные — выражают содержание деятельности государственных органов и других субъектов, определяют их правовое положение, компетенцию (например, Федеральное Собрание – парламент РФ, принимает законы);

— процессуальные — конституционные нормы, регулирующие порядок реализации уполномоченными субъектами своей компетенции (например, порядок избрания Президента РФ, отрешения его от должности, процесс принятия законов и т.д.)

2) в зависимости от характера воздействия на субъекты права выделяют:

— упарвомачивающие (например, «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (ст.26 ч.2); «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст.31);

— обязывающие (например, ст. 15 ч.2 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» или ч.3 ст. 44 – «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»);

Читать еще:  Как Самостоятельно Согласовать Перепланировку Квартиры В Москве Самостоятельно

— запрещающие (например, ст. 6 ч.3 Конституции РФ, где говорится о том, что «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его», или ст.14 ч.1 – «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»).

3) в зависимости от метода правового регулирования выделяют:

— императивные (им присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированного в них правила (ст.57 – «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»);

— диспозитивные (в них предусматривается возможность выбора одного из действий, предусмотренных нормой: ст.117 ч.3: «После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы»);

— поощрительные (фиксируют определенную заинтересованность государства в осуществлении гражданами и их объединениями общественно полезной деятельности, а так же устанавливают меры, стимулирующие достижение результатов, превосходящих обычные требования – ст.39 ч.3 « Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»).

4) в зависимости от времени действия нормы подразделяются на:

— постоянные (большинство норм Конституции можно отнести к постоянно действующим);

— временные (ст.20 ч.2 – «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…»).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Конституционно-правовые нормы: понятие и особенности

Нормы конституционного права — это нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (это выраженные в конституции, законах и иных источниках права общеобязательные правила возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права).

Нормам конституционного права свойственны все признаки, присущие другим нормам права (общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.).

Вместе с тем нормы конституционного права обладают своей спецификой, а именно:

1) своим содержанием, той сферой общественных отношений, на урегулирование которых они направлены. Нормы конституционного права регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения (отношения власти и ее реализации; основные права и свободы человека и гражданина; др.);

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы изложены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе, — Конституции РФ;

3) в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях права, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормыдекларации, нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и др.);

учредительным характером содержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей права порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимае-

мых ими правовых актов.

5) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим составом субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов: народ, государство, нации, высшие государственные органы;

7) особенность структуры. В отличие от статей нормативных актов других отраслей права, которые, как правило, имеют три структурных элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы государственного права, формулируются чаще всего гипотеза и диспозиция. Санкции норм конституционного права обладают достаточной спецификой. Ими являются:

— отмена или приостановление антиконституционного акта (и. 2 ст. 85 Конституции РФ);

— отрешение Президента РФ от должности (и. «е» ст. 102);

— роспуск Государственной Думы (и. 4 ст. 111; и. 4 ст.

— отставка Правительства РФ (и. 2 ст. 117);

— выражение недоверия Правительству РФ (и. 3 ст. 117);

— признание выборов или результатов референдума недействительными;

— официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной (в том числе путем выражения вотума недоверия правительству);

— досрочное расформирование подотчетного органа.

3.1.6. Виды норм конституционного права

Нормы конституционного права подразделяют на группы, виды, то есть классифицируют. Классификация производится по различным критериям (признакам).

В зависимости от объекта (по содержанию) правового регулирования нормы конституционного права делят на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1, ст. 1-16 Конституции РФ);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл.

3) закрепляющие федеративное устройство (гл. 3, ст. 65-79 Конституции РФ; нормы Федеративного Договора от 30 марта 1992 г.);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (гл. 4-8, ст. 80-133 Конституции РФ; законодательство о выборах, о статусе депутатов).

По характеру содержащихся предписании нормы конституционного права классифицируются на:

— управомочивающие (ст. 30, 83 Конституции РФ);

— обязывающие (ст. 57, 58, 59);

— запрещающие (и.4 ст. 3; и. 5 ст. 13).

По степени определенности содержащихся предписаний выделяют:

— императивные — такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах (ст. 71 Конституции РФ);

— диспозитивные — предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (ст. 66 Конституции РФ).

По юридической силе (форме закрепления) нормы подразделяют на:

— конституционные (обладающие высшей юридической силой);

Понятие, особенности и черты конституционно-правовых норм

1. Понятие конституционно-правовых норм

2. Особенности конституционно-правовых норм

3. Черты конституционно-правовых норм

Изучим сущность, понятие, особенности и черты конституционно-правовых норм.

Понятие конституционно-правовых норм

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им характерны и общие черты, которые имеют все правовые установления вне зависимости от их отраслевой принадлежности, и особенности, которые выделяют их в самостоятельную часть системы права.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные и формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование совокупности общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права, посредством установления прав и обязанностей их участников.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения различных субъектов, установленные или разрешенные государством для охраны и регулирования общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности. Они обеспечиваются принудительной силой государства, которая имеет свои особенности и черты.

Конституционно-правовые нормы отражают установленное государством обязательное правило поведения, которое закреплено в Конституции РФ и принятых на её основе иных законодательных актах. Они регулируют наиболее важные и значимые общественные отношения: основы конституционного строя России, основы государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Необходимо отметить, что понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только положения конституции, но и всех нормативно-правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, которые относятся к предмету конституционного права.

Особенности конституционно-правовых норм

Особенности конституционно-правовых положений, которые обусловлены их отраслевой принадлежностью, в конечном итоге, определяются предметом данной отрасли права.

Имея особенности и специфические черты в сравнении с установлениями иных отраслей права, конституционно-правовые предписания сами по себе весьма многообразны. Для правильного применения нормы, необходимо её всесторонне проанализировать, определить особенности и черты, связи с другими установлениями данной отрасли, принадлежность к определенному институту.

Черты конституционно-правовых норм

Конституционно-правовые установления отличаются от положений остальных отраслей права следующими чертами:

содержанием, которое зависит от регулируемой сферы общественных отношений;

источниками, в которых они находят выражение. Основополагающие и наиболее значимые установления содержатся в Конституции РФ как акте, который имеет высшую юридическую силу;

спецификой видов: среди рассматриваемых установлений относительно много общерегулятивных норм. Это нормыпринципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Данные предписания предназначены для всех правоприменяющих субъектов, вне зависимости от вида правоотношений, участниками которых они являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и т.д.);

учредительным характером предписаний. Именно конституционно-правовые положения имеют первичный статус, что определяет их особенности и черты. Они устанавливают обязательный порядок для создания всех иных правовых установлений: определяют формы нормативных правовых актов, порядок их разработки и принятия, компетенцию органов в сфере правотворчества, наименования принимаемых ими правовых актов. Конституционно-правовые нормы устанавливают и саму систему органов государственной власти;

особенностями механизма реализации, которые для многих конституционно-правовых норм связаны не с появлением определенных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ);

специфическим характером субъектов, для регулирования отношений между которыми эти нормы созданы. Особыми субъектами со специфическими чертами следует назвать народ, государство, главу государства, законодательные органы власти;

особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм свойственна двухчленная структура: гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.

Совокупность вышеуказанных черт конституционно-правовых норм выделяет их на фоне остальных норм права.

Таким образом, можно дать следующее характеристику понятию конституционно-правовые нормы. Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование совокупности наиболее важных общественных отношений: основ конституционного строя России и государственного устройства РФ и т.д.

КС не стал проверять связь норм Закона об основах охраны здоровья и Закона о защите прав потребителей

14 января Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1-О по делу о проверке абз. 5 преамбулы Закона о защите прав потребителей и ч. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ по жалобе гражданина, несовершеннолетнему сыну которого были оказаны некачественные медицинские услуги.

В марте 2019 г. суд взыскал с больницы 75 тыс. руб. в пользу несовершеннолетнего сына Александра Юдина за оказание некачественных медицинских услуг. В эту сумму входили 50 тыс. руб. компенсации морального вреда и 25 тыс. штрафа за нарушение установленного законом добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Читать еще:  Минимальный среднедушевой доход в 2021 году

Впоследствии апелляция отменила решение первой инстанции и вынесла новое решение по делу, взыскав с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 700 тыс. руб. и отказав во взыскании штрафа. Вторая инстанция сочла, что Закон о защите прав потребителей не применяется к отношениям по предоставлению медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Александр Юдин указал на неконституционность абз. 5 преамбулы Закона о защите прав потребителей и ч. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан. По мнению заявителя, спорные нормы позволяют судам не распространять действие Закона о защите прав потребителей (в том числе его положений об ответственности исполнителя за нарушение установленного законом добровольного порядка удовлетворения требований потребителя) на отношения по оказанию медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС напомнил, что в гражданско-правовых отношениях с организациями и предпринимателями граждане (потребители) являются экономически более слабой и зависимой стороной, а потому они нуждаются в предоставлении дополнительных преимуществ и защиты со стороны законодателя. На преодоление такого экономического неравенства и направлен Закон о защите прав потребителей.

«Вопреки доводам заявителя, абз. 5 преамбулы Закона РФ “О защите прав потребителей”, согласно которому исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, содержит норму-дефиницию, применяемую во взаимосвязи с конкретными положениями законодательства о защите прав потребителей, и как таковой конституционные права несовершеннолетнего сына заявителя, перечисленные в жалобах, не нарушает», – указано в определении.

Суд отметил, что основным законом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья россиян, является Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ: «Содержащееся в ч. 2 ст. 19 данного федерального закона положение, закрепляющее право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по существу, воспроизводит и конкретизирует предписание ст. 41 (ч. 1) Конституции».

В этой связи КС пояснил, что разрешение вопроса о конституционности спорной нормы фактически означало бы необходимость толкования вышеуказанной статьи Конституции, а заявитель не относится к числу лиц, имеющих право на такое обращение в КС РФ. При этом Суд добавил, что в его компетенцию также не входит проверка законности и обоснованности судебных постановлений, принятых по делу с участием несовершеннолетнего сына заявителя, в том числе относительно правильности выбора судами подлежавших применению правовых норм.

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова отметила, что вопрос о том, оказывают ли врачи в рамках государственного социального обеспечения медицинскую услугу и распространяется ли на данные правоотношения Закон о защите прав потребителей, активно обсуждается юристами и медиками, причем последние не согласны с термином «медицинская услуга» и применением норм такого закона.

«Тем не менее судебная практика исходит из тех терминов, которые приведены в Законе об основах здоровья граждан в РФ, а положения Закона о защите прав потребителей применяются только к связанным с оказанием платных медицинских услуг отношениям. Соответственно, позиция апелляционного суда об отказе во взыскании штрафа верна и не нарушает конституционные права несовершеннолетнего ребенка заявителя. При этом Конституционный Суд справедливо отметил, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений не входит в его компетенцию», – полагает эксперт.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян согласилась с позицией Конституционного Суда относительно того, что в применяемом в данном случае Законе об основах здоровья граждан в РФ закреплено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, и оказывается эта помощь без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

По мнению адвоката, бесплатность оказания медпомощи не противоречит, а соответствует положениям ст. 41 Конституции. «Исходя из существа обращения предметом заявления явилось именно ненадлежащее качество оказания услуг, а не их оказание на платной основе, что, в свою очередь, также не является предметом рассмотрения Конституционного Суда. Толкование же конституционных норм входит в компетенцию КС РФ, но заявитель в данном случае, действительно, не обладает правом инициирования данного процесса, как например, Президент РФ, Совет Федерации, Госдума, российское правительство, органы законодательной власти субъектов РФ», – отметила эксперт.

Нарине Айрапетян отметила, что ранее апелляция удовлетворила иск заявителя о взыскании компенсации морального вреда в размере 700 тыс. руб. «Разумность и справедливость указанной суммы должны оцениваться исходя из фактических обстоятельств дела. Требование же выплаты штрафа за отказ от добровольного исполнения претензии за некачественное оказание законодательно бесплатной медицинской помощи означало бы существование дополнительного инструмента необоснованного обогащения, в то время как инструментом восстановления справедливости в данном случае является лишь возможность взыскания компенсации морального вреда», – резюмировала адвокат.

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Специфика конституционных норм характеризуется: 1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство). В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии). Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях – трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия, поведение с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Читать еще:  Извещение О Проведении Аукциона По Продаже Земельного Участка

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108). Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы разных видов с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

  • Issues

Дефиниции в конституционном законодательстве
Definitions in the constitutional legislation

Автор: Таева Н. Е. / Author: Taeva N. E.

В статье анализируется специфика дефиниций в конституционном праве, подчеркивается их основополагающее значение для остальных отраслей права, разби- раются конкретные примеры удачных и неудачных формулировок правовых понятий. По мнению автора, легальные дефиниции, не устанавливая конкретные права и обязанности, тем не менее могут непосредственно регулировать общественные отношения. Констатируется, что в конституционном праве норм-дефиниций значительно больше, чем в иных отраслях. Практически каждый конституционный нормативный правовой акт содержит нормы-дефиниции, которые, как правило, помещаются в «общей части» закона, т.е. как бы вынесены за скобки. В то же время большинство определений, содержащихся в конституционном законодательстве, распространяется либо на всех граждан государ- ства, либо на каждого человека. Например, такие определения, как гражданство, референ- дум, выборы и др. Наиболее предпочтительная модель формулирования дефиниций должна определяться законодателем в каждом конкретном случае создания нормативного акта в сфере регу- лирования конституционного права. Необходимо выбирать ту из них, которая наиболее удобна и понятна для правоприменителя, поскольку наибольшую ценность нормы-дефини- ции представляют именно для правовой практики, для системы правового регулирования. Делается вывод, что федеративная природа российского государства вполне допускает разнообразие при формулировании норм-дефиниций.

The article analyses specifics of definitions in the constitutional law, emphasizes its fundamental significance for other branches of law, and reviews different examples of effective and ineffective wordings of legal concepts. The author believes that legal definitions, without stating particular rights and obligations, nevertheless are possible to regulate public relations. It is stated that constitutional law comprises more definitions than any other branch of law. Practically every constitutional legal act contains definitions which, as a rule, can be found in the «general part»of the law, that is outside the brackets. At the same time, the majority of definitions found in the constitutional legislation concern either all citizens of the state, or every single person. For example, such definitions as «citizenship», «referendum», «elections», etc. The most preferable model of formulation of definitions must be defined by a legislator in each specific case of creation of a normative act in the sphere of regulation of a constitutional right. It is important to chose the one, which is the most convenient and understandable for a law enforcer, as these definitions present great value for legal practice and for the regulatory system. The author concludes that the federal nature of the Russian State tends to permit such diversity when formulating such definitions.

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1970

Понятие и виды конституционно-правовых норм. В чем состоит специфика конституционно-правовых норм?

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах – источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений – предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию – основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний.

4) разнообразие норм конституционного права.

Классификация конституционно-правовых норм

1. По содержанию. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления.

2. По функциям(3 их). Регулятивные регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных. Особенностьспециализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории. Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых.

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции. Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному.

3. По характеру прав и обязанностей. Управомачиваающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. Обязывающие нормыустанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Запрещающиенормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать.

4. По степени определенности предписаний. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или не совершения какого-либо действия, выбора варианта поведения.

5. По роли в механизме правового регулирования. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права. Процессуальныенормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность.

6. По юридической силе. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории.

Особенности норм КП РФ

Основополагающий, базовый характер

Конст-прав. нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права.

Повышенная стабильность – конст-прав. нормы изменить гораздо сложнее, чем нормы иных отраслей права.

они регулируют наиболее широкие и сущностные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности; не все конституционные нормы способны породить правовые отношения в силу большого количества декларативных норм.

Отличительными чертами конституционно-правовых норм являются:

1) комплексный характер, что однако не подменяет других отраслевых норм (напр., деятельность Правительства РФ регулируется и нормами административного права);

2) особое содержание, определяемое спецификой предмета регулирования;

3) системность и согласованный характер конституционно-правовых норм, что выражается в установлении, уяснении, толковании и применении конституционно-правовых норм;

4) основополагающий источник – Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права;

5) наличие большого количества норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-дефиниции); 6) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства); 7) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ)

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты