Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто Отвечает За Содержание Придомовой Территории Многоквартирного Дома

Придомовая территория: права и обязанности собственника.

И сегодня традиционно «болевые» проблемы содержания и благоустройства придомовых территорий многоквартирных жилых домов, вызывают немало вопросов у собственников квартир.

Главный вопрос, что входит в состав придомовой территории и кто должен платить за ее содержание? Напомним, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства придомовых территорий , а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Следовательно, придомовая территория входит в состав общего имущества и платить за ее содержание, и в том числе за ее благоустройство, должны собственники жилья. Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного дома, ее эксплуатация и содержание осуществляется вместе с самим домом, из одного источника.

Ранее Жилищный кодекс РСФСР ограничивался тем, что устанавливал обязанность бережно относиться к объектам благоустройства и соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории (ст.142 ЖК РСФСР). Контроль за соблюдением гражданами правил содержания жилого дома и придомовой территории возлагался на жилищно-эксплуатационные организации (ст.22 ЖК РСФСР). Режим общей долевой собственности на общее имущество устанавливался только в тех домах, где были созданы товарищества собственников жилья (ст.1 ныне утратившего силу Федерального закона от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья»).

Теперь в любом многоквартирном доме собственники жилых помещений отвечают за состояние не только принадлежащих им жилых помещений, но и за придомовую территорию и иное имущество. Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности, в свою очередь, пропорциональна общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности (ст.15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Получается, что чем больше площадь квартиры, тем больше ее собственнику придется платить за содержание придомовой территории и иного общего имущества.

Как же определяются границы придомовой территории, собственниками которой мы стали с 1 марта 2005 года – даты вступления в силу Жилищного кодекса РФ? Отметим, что автоматически передачи придомовой территории в собственность жильцам многоквартирных домов, не произошло. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что для перехода в общую долевую собственность земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости и придомовая территория, должен пройти процедуру формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет. Для этого лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. В свою очередь органы государственной власти обязаны рассмотреть такое заявление и произвести необходимые действия по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. Только после формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет земельный участок перейдет бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Санитарное содержание является составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Благоустройство придомовых территорий — комплекс проводимых на территории мероприятий, направленных на повышение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий и предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс): архитектурно-планировочную организацию территории; озеленение; устройство архитектурного освещения, поливочного водопровода; размещение малых архитектурных форм, объектов городского дизайна, рекламы, визуальной коммуникации и информации, произведений монументально-декоративного искусства.

Управляющая организация на платной основе оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет полную ответственность за предоставление услуг ненадлежащего качества при выборе способа управления многоквартирным домом путем заключения договора с управляющей организацией.

В свою очередь собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

В услуги по санитарному содержанию помещений и придомовых территорий, а также благоустройству входят:

– уборка мест общего пользования;

– уборка придомовых территорий;

– уборка подземных паркингов;

– дезинфекция, дезинсекция, дератизация помещений;

– вывоз мусора, снега;

– устройство, стрижка газонов;

– посадка цветов, уход в летний период;

– изготовление металлических ограждений для территории дворов;

– изготовление детских горок и песочниц;

– установка и ремонт летних площадок;

– очистка и покраска облицовки фасада, ворот, решеток, скамеек Уборка придомовой территории.

Неудовлетворительное санитарное состояние придомовых территорий в настоящее время продолжает оставаться серьезной проблемой ЖКХ. Специалистами служб Роспотребнадзора в ходе проведения мероприятий по контролю в отношении субъектов, занимающихся оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, постоянно выявляются типичные нарушения. К примеру, такие, как несвоевременная или выполненная ненадлежащим образом уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также несвоевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

При оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Заявление об изменении размера оплаты может быть направлено собственником в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации.

Основанием для уменьшения размера оплаты за содержание общего имущества является акт, составленный между собственником и управляющей компанией, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества.

Аркадий Пучков, обозреватель

Звоните или отправляйте заявки на эл.адрес 101_dom@mail.ru

Оставьте нам свои данные и опишите свою заявку. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время. С Уважением, строительная фирма «101 ДОМ».

Придомовая территория. Кто за что несет ответственность.

Сирень или голуби: что можно устроить под окнами вашей многоэтажки?

С наступлением весны многие жители первых этажей многоэтажек начинают садово-огородные работы под своими окнами. Сажают кусты, цветы и даже картофель. Огораживают самодельными заборчиками свои импровизированные огородики. Кому-то это нравится, а кто-то начнет возражать. Сколько людей, столько и мнений. А кто решает — что можно и чего нельзя делать на придомовой территории? Какие растения высаживать, какую садовую мебель устанавливать? А, может вместо палисадника лучше обустроить парковку или голубятню? И в каких случаях за невинные лавочки со столиком можно схлопотать штраф? Рассказывает руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области Нина Павловна Царева.

— Мы живем в многоквартирном доме, на первом этаже и перед нашими окнами – заброшенный палисадник. Мы хотим сделать не большой заборчик, посадить цветочки и т.д. Мы имеем на это право? Если нет, чем нам это грозит? Спасибо!

По общему правилу решает, что будет с землей, собственник этой земли. В случае с придомовой территорией, если этот участок отмежеван, сформирован и зарегистрирован в общедолевую собственность многоквартирного дома, то владельцы помещений в нем могут распоряжаться этой землей. В этом случае судьба участка решается на общем собрании собственников: как решит большинство, так и будет. Например, если решают разбить клумбу, то выделяют на это какие-то деньги, нанимают подрядчиков или справляются своими силами. То есть законным будут только работы, утвержденные большинством голосов собственников путем проведения общего собрания собственников (ОСС). Это регулируются статьей 44 Жилищного кодекса РФ.

Если же участок не сформирован, то им распоряжается в большинстве случаев муниципалитет. Но если вы просто посадили там цветы, и они не вызвали ни у кого аллергии, не были опасны (например, это у вас не борщевик), то скорее всего у вас не будет проблем. Однако если проблемы возникнут, то претензии предъявят сперва к муниципалитету, а он уже транслирует их непосредственно вам. Это значит, что муниципалитет обратится к вам с требованием вернуть все в исходное состояние. Конечно, за ваш счет.

— Как можно узнать, кто отвечает за придомовую территорию?

Во-первых, это можно узнать на публичной кадастровой карте в интернете. Во-вторых, эту информацию можно запросить в районном отделе Росреестра. Если это собственность многоквартирного дома, то там так и будет написано — «долевая собственность многоквартирного дома».

— Я посадил под окном цветы, а сосед их сломал. Я могу получить с него деньги за ущерб?

Опять же зависит от того, была ли высадка цветов согласована с собственником участка. Но если вы не согласовали высадку растений, то, даже если они дорого стоили, в случае порчи никакой компенсации вы получить не сможете. Так что самовольно сажать в придомовой палисадник сортовые розы — не самая удачная идея.

Однако если благоустройство было согласовано, а виновный известен, то вы сможете взыскать этот ущерб.

Например, если кто-то неосторожно припарковался на цветах под вашим окном, и это земля муниципальная, то можно пожаловаться властям. По неправильной парковке регулярно проводятся рейды, так что власти часто на такие заявления реагируют быстро. Кроме того, порча газона — это ущерб экологической безопасности города, за это тоже предусмотрены штрафы.

— Чего нельзя делать на придомовой территории?

Если говорить просто — то ничего такого, что угрожало бы пожарной или иной безопасности дома, создавало лишний шум и представляло какую-либо угрозу жизни и здоровью людей.

Например, нельзя размещать производственные строения, автомойки. В некоторых случаях управляющие компании жилых комплексов устанавливают собственные ограничения на какие-либо сооружения, действия или посадки.

Таким образом, чтобы подстраховаться от штрафов и других неприятностей, лучше любую свою инициативу согласовывать с собственниками участка. Здесь важно помнить, что земля под окнами многоквартирного дома вовсе не принадлежит жильцам первых этажей, а находится в общедолевой собственности, то есть эта территория принадлежит всем собственникам пропорционально доли в праве на общее имущество.

— Как быть, если одним нужна парковка под окном, а другие хотят кустики с лавочками и столиком для домино?

Как правило, если дом высокий, то жильцам верхних этажей вообще не интересно, что там у них под окном. Исключение — парковка. Парковочных мест людям постоянно не хватает. В домах поменьше люди чаще стремятся благоустроить свои территории. Конфликты решаются разве что путем переговоров, иначе никак. В любом случае, каждый из жильцов в итоге должен будет подчиниться решению общего собрания жильцов или решению муниципалитета.

Кто отвечает за уборку придомовой территории многоквартирного дома?

Придомовая территория — это участок земли, который закреплён за определённым многоквартирным домом или несколькими многоэтажками. Об этом сказано в Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома, утверждённые Правительством РФ № 491 от 13. 08. 2006. На таком участке могут размещаться детские или спортивные площадки, гаражи, автостоянки. Пользоваться этой площадью может каждый собственник жилья. Но кто должен следить за чистотой таких мест и что делать, если обязанности не выполняются?

Уборка придомовой территории многоквартирного дома — чья обязанность?

Уборкой придомовой территории должны заниматься:

  • управляющие компании, с которыми заключены специальные договоры;
  • непосредственно сами жильцы дома подписывают документы об оказании соответствующих услуг с различными компаниями;
  • участники ТСЖ, напрямую заключившие соглашения с организациями, предоставляющие услуги по уборке местности.

Именно такие компании должны нанимать человека, непосредственно занимающегося уборкой территории около дома. Об этом тоже сказано в Правилах содержания многоквартирного дома в параграфе 1. Кто должен убирать придомовую территорию многоквартирного дома из сторонних организаций? Те фирмы, которые нанимаются вами для уборки дворов возле вашего дома, будут нести ответственность за невыполнение своих обязательств или низкий уровень обслуживания. Но только в том случае, если с ними заключены договора. Этот документ имеет типовую форму, в котором будут такие пункты:

  • наименование, адрес заказчика;
  • на каком основании действует;
  • реквизиты управляющей организации;
  • предмет договора с перечнем предоставляемых услуг;
  • обязанности; права сторон; оплата; ответственность;
  • когда договор разрывают.
Читать еще:  Почему в октябре не возвращались компенсация за детский сад в 2021 году

В конце указывают подписи и должности ответственных сторон.

Должен ли собственник оплачивать?

Придомовая территория входит в собственность всех владельцев жилья. Об этом говорит статья 16 Закона N 189-ФЗ. В юридических документах чётко разъясняют, что владельцы квартир, независимо от то того, приватизировали они жильё или нет, обязаны следить за уборкой и благоустройством земельного участка, находящегося возле их дома.

Так как само размещение многоэтажки предполагает, что все проживающие в ней пользуются придомовой территорией, а значит должны её обслуживать. Расчет тарифа на уборку придомовой территории происходит в зависимости от общей площади жилья, которой владеет собственник. Об этом сказано в ч. 1 ст. 158 Жилищного Кодекса РФ. Другими словами, чем больше квартира, тем выше будет сумма её хозяину за обслуживание земли возле жилья.

Каким положением регулируется выполнение?

Про периодичность уборки придомовой территории многоквартирного дома сказано в законах:

  • в Жилищном Кодексе РФ;
  • в Федеральных Законах;
  • в правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.

Каждый населённый пункт разрабатывает свои документы, в которых указывает, какие работы обязаны проводить организации, занимающиеся обслуживанием дома, сроки их выполнения. Эти документы должны соответствовать законам РФ.

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Читать еще:  Куда обратится на постановку на очередь на жилье в иваново

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Кто должен платить за содержание придомовой территории многоквартирного дома?

Живу в многоквартирном доме. От тсж приходят подозрительно большие счета за содержание придомовой территории. Что именно в неё входит и действительно ли жильцы должны платить за её содержание?

г. Ростов-на-Дону(по телефону)

На вопрос отвечает член Ростовской коллегии адвокатов Владислав Бирюков:

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, к общему имуществу относятся, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки и пр., расположенные в границах указанного земельного участка. Перечисленные объекты являются придомовой территорией, а последняя в свою очередь – принадлежностью многоквартирного дома.

Поскольку придомовая территория входит в состав общего имущества, то и платить за ее содержание, в том числе за благоустройство, должны собственники жилья. Как следует из положений ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Указанная доля пропорциональна размеру общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности (ст.15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Таким образом, чем больше площадь квартиры, тем больше ее собственнику придется платить за содержание придомовой территории и иного общего имущества.

Санитарное содержание является составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Благоустройство — комплекс проводимых на территории мероприятий, направленных на повышение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий. Управляющая организация на возмездной основе оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет ответственность в случае предоставления услуг ненадлежащего качества при выборе способа управления многоквартирным домом путем заключения договора с управляющей организацией. В свою очередь собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. В услуги по санитарному содержанию помещений и придомовых территорий, а также благоустройству входят уборка мест общего пользования, придомовых территорий, подземных паркингов, дезинфекция помещений, вывоз мусора, снега, устройство и стрижка газонов, посадка цветов, уход за ними в летний период, изготовление металлических ограждений для территории дворов, очистка и покраска облицовки фасада, ворот, решеток, скамеек и пр.

При оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными вышеуказанным постановлением Правительства РФ.

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу. Такое заявление может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено. Основанием для уменьшения размера оплаты за содержание общего имущества является акт, составленный между собственником и управляющей компанией, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества. Обладание знаниями об имеющихся у собственников квартир многоквартирных домов правах и обязанностях в отношении придомовой территории позволит им стать юридически грамотными субъектами земельных, жилищных и гражданских отношений, возникающих в сфере пользования данной территорией.

Придомовая территория многоквартирного жилого дома. Кто за что отвечает?

Вариант 1: домом управляет уполномоченное лицо.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома осуществляются за счет средств местных бюджетов базового уровня и бюджета города Минска (ч. 1 п. 3 ст. 32 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

Данный механизм применяется к домам, в которых не созданы организации собственников и которые управляются уполномоченным лицом, назначенным местным исполнительным и распорядительным органом (ст. 154 ЖК).

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории относится к обязанностям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги (абз. 5 п. 2 ст. 90, п. 2 ст. 155 ЖК, подп. 6.1 п. 6 ст. 16 11 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»), то есть и к обязанностям уполномоченного лица (подп. 3.1 п. 3 Типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654).

Уполномоченное лицо обеспечивает поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения либо самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома не относится к жилищно-коммунальным услугам, оказываемым на конкурентной основе (п. 1 ст. 11 Закона № 405-З). Таким образом, в случае привлечения сторонней организации уполномоченное лицо выбирает ее самостоятельно, без проведения конкурса и согласования с жильцами.

Если жильцы дома недовольны качеством санитарного и технического состояния придомовой территории, они могут подать жалобу самому уполномоченному лицу, а также в местный исполком (абз. 5–6 ст. 25 Закона № 405-З), и требовать либо надлежащего оказания услуг, либо расторжения договора со сторонней организацией и заключения договора с иным исполнителем.

Вариант 2: домом управляет организация собственников.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории, переданной в аренду или для обслуживания жилых домов организациям собственников, организациям, имеющим в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, осуществляются ими за счет собственных средств (ч. 2 п. 3 ст. 32 ЖК).

Отметим, что если придомовая территория передана в аренду или для обслуживания жилых домов организации собственников, но управление осуществляется уполномоченным лицом (например, не избран председатель правления), то поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории осуществляется уполномоченным лицом на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения либо самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации за счет средств организации собственников (взносов членов).

Отказаться от исполнения договора на управление общим имуществом члены организации собственников не могут, поскольку потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора в случаях, если участниками совместного домовладения принято решение:

о создании товарищества собственников;

об управлении общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения;

о согласовании с местным исполнительным и распорядительным органом избранного на общем собрании участников совместного домовладения председателя правления товарищества собственников, организации застройщиков (п. 13 Типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения).

Организация собственников обязана обеспечивать организацию обслуживания объектов недвижимого имущества, а также придомовой территории (абз. 2 п. 1 ст. 178 ЖК). Председатель правления организации собственников обязан выполнять требования актов законодательства по управлению общим имуществом совместного домовладения, в том числе по качественному и своевременному обеспечению предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержанию общего имущества совместного домовладения и придомовой территории (абз. 3 п. 3 ст. 170 ЖК).

Организация собственников обеспечивает поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории либо самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации (абз. 6 п. 1 ст. 177 ЖК).

В случае привлечения сторонней организации председатель правления организации собственников выбирает ее самостоятельно, если иное не предусмотрено решением общего собрания собственников (абз. 6 п. 2, ст. 170 ЖК).

Общее собрание организации собственников вправе принять решение о выборе определенной организации для поддержания и восстановления санитарного и технического состояния придомовой территории либо обязать председателя правления провести конкурс.

Если члены организации-собственников недовольны качеством поддержания и восстановления санитарного и технического состояния придомовой территории (или просто хотят сменить исполнителя), они могут принять на общем собрании организации собственников решение об одностороннем отказе от договора в соответствии со ст. 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.

Обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание относится к дополнительным жилищно-коммунальным услугам (Перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99).

Читать еще:  Если частично выпатили зарплату после увольнения

Если потребителями принято решение об оказании соответствующей дополнительной жилищно-коммунальной услуги, то организация собственников обязана организовать ее оказание.

Данная услуга оказывается на конкурентной основе (п. 1 ст. 11 Закона № 405-З).

В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется организацией собственников, решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, в интересах потребителя может приниматься организацией собственников (ч. 2 п. 3 ст. 11 Закона № 405-З).

В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, указанных в договоре на управление общим имуществом совместного домовладения, в интересах потребителя принимается уполномоченным лицом (ч. 3 п. 3 ст. 11 Закона № 405-З).

В указанных случаях выбор исполнителя осуществляется по результатам проведения конкурса в порядке, определяемом Положением о порядке проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2019 № 826.

Если жильцы дома недовольны качеством обустройства придомовых территорий, элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшего содержания, они могут подать жалобу самому уполномоченному лицу с требованием расторжения договора с победителем конкурса и заключения договора с иным исполнителем.

В организации собственников аналогичные требования могут быть обращены председателю правления, в том числе путем принятия решения общим собранием организации собственников.

В заключение отметим, что все споры, связанные с поддержанием и восстановлением санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома, могут быть разрешены в административном (путем обращения в местный исполком) или в судебном (путем подачи жалобы в суд) порядке.

Олег БАНДЫК, юрист

Портал коммунальной грамотности

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга

Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга: осуществлять уборку придомовой территории обязанность управляющей организации

В рамках мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о благоустройстве на территории Красносельского района Санкт‑Петербурга Государственной жилищной инспекцией Санкт‑Петербурга в конце 2015 были проведены проверки территорий.

В результате осмотра территории по адресам: Санкт‑Петербург, ул.2-ая Комсомольская, д.21, корп.2, корп.3; ул.Летчика Пилютова, д.2; д., корп.1; д.6, корп.1; д.8; д. 4; д.16; д.18; д.20, корп.1, корп.2; д.22, корп.1, корп.2 были выявлены нарушения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт‑Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 16.10.2007 № 1334 (далее – Правила уборки), в части содержания придомовой территории и фасадов зданий.

По итогам проверки управляющая домами организация была привлечена к административной ответственности по статье 21 Закона об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге.

Не согласившись с постановлением Инспекции, она обратилась в арбитражный суд.

По мнению управляющей организации, у нее отсутствовала обязанность осуществлять уборку придомовой территории ввиду того, что указанные работы не предусмотрены договорами управления.

Своим решением суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

При рассмотрении дела суд указал, что пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее — Минимальный перечень) установлено, что работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории; очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, и уборку контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома; уборку и выкашивание газонов: прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

В связи с этим, данные работы должны выполняться заявителем, как организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, в силу прямого указания действующих нормативных правовых актов, в том числе Правил уборки (пунктов 3.1, 3.2.4, 4.6), Минимального перечня, которые являются обязательными для управляющей организации.

Суд пришел к выводу о том, что круг обязанностей управляющей организации, установленный договором, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

С учетом изложенного суд признал постановление Инспекции законным.

upravdom_73

Управдом 73

Газета о ЖКХ в городе Ульяновске

Зачастую, обращаясь в управляющие компании с предложением о сносе или посадке деревьев, о чистоте двора, об установке лавочек и тому подобное, в ответ жители слышат: «Это не наша проблема, вы – собственники, это ваша территория, сами и занимайтесь!». Правы ли УК, когда отвечают таким образом, с этим вопросом мы обратились за консультацией в Контакт-центр при Главе города Ульяновска.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме закреплены постановлением Правительства РФ №491. Согласно пункту 11 данных Правил содержанию общего имущества включает в себя, в том числе:

  • уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
  • сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
  • содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

Однако, (то на что обычно и ссылаются управляющие организации) согласно пункту 15 тех же Правил в состав услуг и работ не входят:

  • уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

— Действительно, земельный участок должен входить в состав общего имущества в многоквартирном доме, — комментирует директор Контакт-центра Илья НОЖЕЧКИН. -Однако, многие ошибочно считают, что для этого необходимо общее собрание собственников помещений. На самом деле, тут применяется особый порядок безакцептной передачи земельного участка в общую долевую собственность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании земельного участка. Соответственно, земельный участок входит в состав общего имущества и для этого не требует одобрения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Иными словами, земельный участок собственникам МКД могут «нарезать» и без их согласия. Но тогда тут встает другой более конкретный вопрос – каковы границы этого участка? Ведь именно от этого зависит перечень элементов озеленения и благоустройства, содержание которых должна осуществлять УК.
Отметим, что автоматически передачи придомовой территории в собственность жильцам многоквартирных домов, не произошло. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что для перехода в общую долевую собственность земельный участок, на котором расположен МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости и придомовая территория, должен пройти процедуру формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет. Для этого лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. В свою очередь органы государственной власти обязаны рассмотреть такое заявление и произвести необходимые действия по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. Только после формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет земельный участок перейдет бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД.
— В Ульяновске вопрос границ земельных участков входящих в состав общего имущества МКД имеет свою особенность, так как зачастую во дворах располагаются, например, трансформаторные подстанции или системы наружного освещения, находящиеся на балансе муниципальных предприятий, — говорит Илья НОЖЕЧКИН. – Понятно, что подстанция обслуживает не один дом, а несколько, соответственно данный объект не может быть включен в состав общего имущества конкретного МКД. Точно так же и земельный участок, на котором располагается подстанция не может входить относится к дому и должен быть исключен из его границ. В отношении же фонарей все сложнее, внутри дворовых осветительных инженерных систем ситуации неоднозначна. Согласно Правил, если внутри дворовые индивидуально расположенные фонари рассматривать как элемент благоустройства их можно было бы отнести к общему имуществу в МКД. Однако, это нельзя сделать, так как существует условие, при котором к общему имуществу относятся только те инженерные сети электроснабжения, которые ограничены внешней стеной дома…
Многие представители управляющих организаций считают, что содержание и ремонт элементов озеленения и благоустройства зависит от того, что записано в договоре: утверждены ли перечень и стоимость данных работ и услуг. Действительно, согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

  1. состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
  2. перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
  3. порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  4. порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Из Жилищного кодекса, собственно, следует, что для проведения каких-либо работ по озеленению и благоустройству, сначала жильцы должны провести общее собрание и записать эти работы и их цену в договор. Если уж мы приучаем население к тому, что отношения собственников и УК должны строиться в рамках договорных отношений, то именно так они и происходят: сначала надо договориться о цене, а уж потом что-то будет делаться. То же самое касается и объектов, в отношении которых УК может производить какие-то работы и оказывать услуги, их список так же должен быть определен договором – это состав общего имущества. На наш взгляд, вполне законное и рациональное требование. Если собственники помещений в МКД — это заказчик, а УК – исполнитель, то отношения осуществляются таким образом, что работа не может быть выполнена, пока исполнитель и заказчик не договорятся об условиях и цене. И соответственно, когда какой-то гражданин приходит в УК с предложением, например, срочно высадить кустарник вокруг его подъезда, ему отвечают: «Извините, но в договоре таких работ нет, потому ничего делать не будем!».
— В какой-то мере данная позиция управляющих организаций содержит разумное зерно, — считает заместитель директора Контакт-центра Димитрий ФЕДОТОВ. — Ведь насколько мы знаем работа и услуга подлежат оплате, только при заказе гражданином. Считаю, что допустимо рассматривать как заказ — решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом общим собранием должны быть утверждены условия договора управления многоквартирным домом, в обязательном порядке должны быть указаны объекты озеленения и благоустройства, как элементы, входящие в состав общего имущества. А также общим собранием должны быть утверждены перечень конкретных услуг и работ и размер платы по содержанию и ремонту.
ИТОГО: Если вы всерьез заботитесь о благоустройстве собственного двора, начните с того, что выясните границу земельного участка МКД, в котором живете! Планировать проведения работ, особенно по озеленению, все же лучше заранее, спонтанные приступы благоустройства обычно заканчиваются ничем. Бесполезно что-то требовать от УК, если вы заранее не обговорили это в договоре.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector