Reka-home.ru

Река Хом
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материальное положение асоциальной семьи

Бедность и дети

«Профилактика всегда дешевле лечения. Но наши политики не умеют думать в долгосрочной перспективе. У них кругозор ограничен интервалом в четыре года — от выборов до выборов.»

Как отражается материальное положение семей на детях?

В Германии два миллиона детей и подростков относятся к категории «бедных». Правда, «бедность» — понятие относительное. Бедными считаются в Германии те, у кого доход на члена семьи составляет меньше половины среднего по стране. Но как отражается эта относительная бедность на развитии детей?

Председатель немецкого союза детских врачей Клаус Гритц говорит:

«У матерей, которые живут в плохих социальных условиях, гораздо выше риск преждевременных родов. А мы знаем, что примерно треть недоношенных детей впоследствии хуже учатся, страдают отклонениями в психическом развитии. Но и в целом дети из неблагополучных семей позже начинают ходить и говорить. В плохих социальных условиях гораздо выше опасность детского травматизма. Возьмите ожоги, тут прослеживается прямая зависимость между условиями жизни и вероятностью тяжелых ожогов у детей дошкольного возраста.»

Но и у школьников заметны различия. Ожирение, кариес, астма гораздо шире распространены среди детей из бедных семей. Зачастую это последствия неправильного питания. Такие дети чаще страдают депрессиями, больше подвержены опасности наркомании. Такие дети чаще начинают курить и употреблять алкоголь ещё в подростковом возрасте:

«Но и обычная гигиена не выдерживает никакой критики. Зачастую в таких семьях одна-единственная зубная щётка. Ей пользуются нерегулярно, зато все члены семьи по очереди. По незнанию или равнодушию родители не делают своим детям необходимых прививок, реже показывают их врачу. В результате дети чаще болеют инфекционными болезнями, например, коклюшем или корью.»

Список проблем, с которыми сталкиваются дети из неблагополучных семей, можно продолжить едва ли не до бесконечности. Причём Клаус Гритц всё время говорит именно о неблагополучных семьях. Хотя зачастую определения «бедные» и «неблагополучные» семьи совпадают. Зачастую бедность является следствием низкого уровня образования и профессиональной подготовки родителей или алкоголизма в семье:

«Конечно, можно повысить пособия на детей, но тут уместен вопрос, действительно ли эти деньги пойдут на пользу самим детям. Ни для кого ведь не секрет, что в неблагополучных семьях «детские деньги» используются не по назначению, на алкоголь, например. Во многих случаях помощь извне гораздо важнее, чем просто деньги.»

Но что означает «помощь извне»? Немецкий союз врачей-педиатров требует, чтобы каждый ребёнок имел возможность посещать детский сад, а затем и группы продлённого дня в школе. Кроме того, врачи выступает за введение в школьные программы уроков гигиены и охраны здоровья:

«И, само собой разумеется, во всех школах надо ввести бесплатные обеды, чтобы дети из неблагополучных семей хотя бы раз в день получали нормальную горячую пищу. Или такой вопрос: у каждой маленькой фирмы есть свой врач, который следит за здоровьем сотрудников. Почему нет врачей при школах? Хорошо, медицинская страховка есть у всех, но именно детей из неблагополучных семей реже других приводят к нам. Я понимаю, что всё это стоит денег. Но это сравнительно небольшие капиталовложения сейчас, которые сэкономят огромные суммы в будущем. Профилактика всегда дешевле лечения. Но наши политики не умеют думать в долгосрочной перспективе. У них кругозор ограничен интервалом в четыре года — от выборов до выборов».

Барбара Грубер, Александр Варкентин, ГЕРМАНИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Материальное положение асоциальной семьи

Оказание помощи семьям с детьми, профилактическая работа с семьями «группы риска», контрольный патронаж

Профилактическая работа с семьями «группы риска»

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В соответствии с вышесказанным, под профилактикой понимаются своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;
  • предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.

Контрольный патронаж семей «группы риска».

В специальной литературе дается следующее определение слова «патронаж»: «патронаж (от французского – patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска. Включает постоянный социальный надзор, регулярные посещения жилищ клиентов социальными работниками, оказание им соответствующих видов помощи, при необходимости – проведение несложных медицинских манипуляций…».

Социальный патронаж – это социальная технология, которая предполагает постоянное социальное сопровождение семьи и детей, попавших в особо трудную, кризисную ситуацию, с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, а также позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации и оказывая незамедлительную помощь.

Смысл патронажа состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание ее членов, т.е. сделать все возможное для создания оптимальных условий, позволяющих членам семьи со временем самостоятельно справиться со своими жизненными трудностями и проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.

Диагностические цели социального патронажа предполагают ознакомление с условиями жизни семьи, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций в семье;

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи.

Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей:

  • кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.);
  • трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.);
  • социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.).

К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е. в тех случаях, когда члены семьи не могут самостоятельно решить свои проблемы и трудности, а также справиться с психологическими нагрузками в силу следующих причин:

  • наличие факторов социального риска, социального нездоровья;
  • социальная изоляция, замкнутость; ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом, в том числе ближайшим, а также ослабление внутрисемейных связей;
  • отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и других) для личностного и социального роста либо неумение привести эти ресурсы в действие.

Решение о постановке семьи на социальный патронаж принимается либо организацией, осуществляющей патронажный контроль, либо межведомственной комиссией, которой должны осуществляться и функции контроля.

Координирующей фигурой в проведении патронажа может быть социальный работник или представитель межведомственной комиссии, принявшей решение о постановке семьи на патронаж, который при необходимости вносит коррективы в планы работы с семьей.

Сроки проведения патронажа определяются степенью выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей, получением результата.

Решение о постановке семьи на патронаж должно быть обоснованным и вызванным реальной необходимостью. С данным решением не стоит спешить, поскольку, возможно, семье достаточно оказание консультационных услуг и мер социальной поддержки или проведения отдельных профилактических реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.). Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.

В каком случае у родителей могут отобрать ребенка органы опеки?

Единственной законной причиной безотлагательного изъятия ребенка из семьи является непосредственная угроза его жизни и здоровью.

Но помимо немедленного изъятия существует и иные процедуры, при которых ребенок изымается из семьи:

1. Родители лишены родительских прав. На основании ст. 69 СК РФ, забрать ребенка из семьи могут только после вступившего в законную силу решения суда. В этом случае исполнение судебного решения возложено на судебных приставов при обязательном присутствии сотрудника органов опеки и попечительства. При необходимости, дополнительно возможно привлечение сотрудников полиции. В тех случаях, когда из семьи изымается малолетний ребенок в возрасте до трех лет, возможно привлечение медицинского работника.

Читать еще:  Какая форма заявления а граждаство по браку

2. Принято решение об ограничении матери и отца в родительских правах (ст. 73 СК РФ). Процедура идентична изъятию несовершеннолетнего при лишении родительских прав.

3. Существует непосредственная угроза жизни и здоровью малыша (ст. 77 СК РФ). изъятие происходит сразу же при обнаружении такой угрозы на основании приказа органа местного самоуправления.

Основания для изъятия ребенка из семьи:

стойкая алкогольная или наркотическая зависимость родителей малыша;

совершение родителями насильственных действий в отношении ребенка (побои, жестокое обращение, насильственные действия сексуального характера);

привлечение малолетних детей к попрошайничеству, воровству, иному способу добывания денежных средств;

оставление ребенка в опасности;

аморальное или асоциальное поведение законных представителей ребенка;

антисанитарные условия в жилом помещении;

ненадлежащее состояние, либо отсутствие спального места для малыша;

отсутствие необходимых для ребенка, либо наличие испорченных и просроченных продуктов;

иные факты ненадлежащего исполнения взрослых родительских обязанностей.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации основным и единственным способом защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью является его немедленное отобрание у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение семи дней после вынесения уполномоченными органами акта об отобрании ребенка – обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении и лишении

родительских прав» под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Разрешение вопроса о немедленном отобрании ребенка на основании статьи 77 СК РФ отнесено к исключительной компетенции органа опеки и попечительства и производится во внесудебном порядке. Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).

Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.

Заседание Совета_июнь

Одним из вопросов, который был рассмотрен на заседании Совета –вопрос «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в регионах Южного федерального округа».

В работе Совета приняли участие главы регионов ЮФО, руководители соответствующих профильных федеральных органов власти и организаций.

В своем выступлении Владимир Устинов подчеркнул, что принятие Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было вызвано необходимостью привлечения внимания всего российского общества к проблемам детей-сирот, принятия дополнительных мер по защите их интересов. Поэтому на всех уровнях власти к реализации Указа Президента должны подойти со всей ответственностью.

В.Устинов сообщил, что на начало текущего года в регионах Южного федерального округа проживает более 8 тыс. детей-сирот и около 42 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, общая численность сирот увеличивается. В прошлом году в округе родители отказались от 613 детей. В основном, это матери, бросившие детей в родильных домах. Основные причины – социальные факторы: тяжелое материальное положение семьи, асоциальный образ жизни и ранний возраст матери. Всего в 2012 году было установлено порядка 5,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В округе во исполнение данного Указа Президента, как отметил полномочный представитель Президента РФ, организована работа по устройству детей в приемные семьи. Так, в 2012 году на семейные формы устройства передано 4,6 тыс. детей, в том числе, по данным Минобрнауки России, передано под опеку (попечительство) – 3,9 тыс. чел., на усыновление – 747 детей (из которых 647 – российским гражданам, 100 – иностранным гражданам). Принимаются соответствующие меры по содействию гражданам, желающим усыновить (удочерить) детей-сирот. Организована работа по материальной поддержке приёмных родителей. Выплачиваются все положенные пособия. Принимаются меры по профилактике и предупреждению социального сиротства. Созданы центры медико-социальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации. Проводятся проверки органов опеки и попечительства уполномоченными органами, осуществляется контроль за деятельностью опекунов и попечителей.

Первостепенное в этой работе, на взгляд полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, конечно же, является профилактика и предупреждение социального сиротства. Проведенный анализ показал, что в Южном федеральном округе в 2012 году родители отказались от 613 детей. В целом в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилось количество детей, от которых отказались родители, на 84 ребенка. В подавляющем большинстве от детей отказываются женщины в возрасте до 30 лет в родильных домах. Анализ также свидетельствует, что основная доля женщин, отказавшихся от новорожденных детей, – это безработные женщины и матери-одиночки. Основными причинами отказов матерей забрать своих детей из родильных домов являлись: тяжелое материальное положение женщины; асоциальный образ жизни матери или семьи; неполные семьи и ранний возраст матери; врожденная патология у ребенка.

Владимир Устинов отметил, что в целях профилактики и предупреждения социального сиротства во всех регионах округа в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы созданы центры медико-социальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации, и кабинеты кризисной беременности. Например, в Ростовской области на базе ГБУ «Областной центр планирования семьи и репродукции человека» создан медико-психологический центр кризисной беременности. Также в 50 районных и городских больницах области созданы кабинеты предабортного консультирования. Аналогичные результаты имеются и в других регионах округа.

Полномочный представитель Президента считает, что в дополнение к уже принятым мерам, необходимо предпринять меры, требующие более тщательной глубокой профессиональной проработки и широкого общественного обсуждения. Например, регионы ЮФО предлагают законодательно предусмотреть возмещение родителями затрат на содержание своих несовершеннолетних детей, помещаемых в государственные учреждения, в частности, за счёт принудительного трудоустройства родителей. Или, например, предусмотреть законодательно принудительное лечение от алкогольной и наркотической зависимости граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей.

Кроме этого, как было сказано В.Устиновым, предлагается принять дополнительные меры по улучшению материального положения семей с детьми (увеличение ежемесячного пособия на ребенка до трех лет; открытие ясельных групп с возможностью круглосуточного пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении; открытие социальных детских садов для льготной категории граждан). Сейчас все эти предложения рассматриваются экспертами различного уровня.

Полномочный представитель Президента РФ попросил глав регионов уделить особое внимание работе органов опеки и попечительства на местах. В регионах имеются случаи ненадлежащего исполнения их сотрудниками своих обязанностей.

В регионах округа функционирует 292 стационарных учреждения, в которых воспитывается 7,5 тыс. детей-сирот. Полпредом были указаны факты ряда негативных моментов в работе стационарных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты: неудовлетворительная организация питания детей; не всегда соблюдаются санитарные нормы; не проводятся в необходимом объеме диспансеризация и оздоровительное лечение детей; отмечаются случаи попустительского отношения к жестокому обращению с детьми-сиротами; выявлены факты бездействия администраций детских домов и школ-интернатов по защите прав и интересов несовершеннолетних; сохраняются нарушения норм пожарной безопасности.

Читать еще:  Меняется должность руководителя в налоговую

Владимир Устинов особо подчеркнул, что главы регионов должны принять дополнительные меры по наведению порядка в работе стационарных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты, т.к. это их прямая зона ответственности, как руководителей регионов.

Еще одну острую проблему затронул полномочный представитель Президента РФ – это обеспечение жильем детей-сирот. В 2012 году в округе около 2,5 тыс. чел. из числа нуждающихся детей, были обеспечены жилыми помещениями. В то же время довольно большое количество детей-сирот еще стоит в очереди. В текущем году вступили в силу существенные изменения законодательства в этой сфере, направленные на усиление социальной защиты детей-сирот. В частности, заметно расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилья.

Для решения проблемы в разумные сроки регионам требуется дополнительная финансовая поддержка из федерального бюджета. Владимир Устинов сообщил что этот вопрос прорабатывается сейчас Правительством РФ по поручению главы государства.

Считаю, сказал полпред, что в каждом регионе должен быть утвержден четкий план действий по указанному направлению со сроками, ответственными органами и должностными лицами, определением источников и объемов финансирования соответствующих мероприятий. Указанная работа в регионах округа сейчас ведется и находится на контроле.

Заседание рабочей группы 12.04

12 апреля состоялось очередное заседание рабочей группы по осуществлению мониторинга практики неправомерного изъятия детей из семьи при Уполномоченном по правам ребенка в Еврейской автономной области.

На заседании рабочей группы Ирина Пинчук подвела итоги I квартала по осуществлению мониторинга практики неправомерного изъятия детей из семьи. В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы: информация о детях, отобранных и изъятых из семей за I квартал 2018 года; информация о работе с семьями, из которых были изъяты дети по причине их нахождения в социально опасном положении.

Отмечено, что за I квартал 2018 года фактов неправомерного вмешательства в семью, незаконного изъятия детей из семьи не выявлено. Обращений граждан, общественности по этим вопросам в адрес Уполномоченного по правам ребенка в ЕАО не зарегистрировано. Вместе с тем, по данным управления опеки и попечительства ЕАО за I квартал 2018 года на территории области было изъято 77 детей из 39 семей и помещены в социальные учреждения, 10 из которых были изъяты по факту жестокого обращения. Основной причиной нахождения детей в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, является алкогольное опьянение родителей, антисанитарные бытовые условия, отсутствие постоянного дохода у родителей, их асоциальное поведение. Только 30 % детей возвращены в кровные семьи, 70 % детей в настоящее время находятся пока в государственных учреждениях. Особое внимание было обращено на семьи, из которых изъяты дети, имеющие статус приемной или опекаемой семьи. Также рабочей группой рассмотрены все факты жестокого обращения с несовершеннолетними.

Все семьи поставлены на учет субъектами профилактики и в настоящее время проводится реабилитационная работа с детьми и родителями. Главной задачей всех субъектов профилактики в рамках межведомственного взаимодействия — сохранить для детей кровную семью.

На заседании рабочей группы также был рассмотрен вопрос о детях, помещенных в государственные учреждения по заявлению родителей по причине тяжелого материального положения в семье. Руководители государственных учреждений отметили, что это является «скрытым сиротством», когда родители, многократно продлевая сроки заявлений, создают ситуацию длительного «зависания» детей в государственных учреждениях.

Помимо этого, особое внимание было уделено вопросу изъятия детей из опекаемых или приемных семей. Во избежание подобных случаев было предложено обратить особое внимание на психологическую подготовку замещающих родителей, проведение тестирования на их стрессоустойчивость и эмоциональное состояние, а также организовать на постоянной основе всеобуч (лекторий) для приемных родителей и опекунов по вопросам воспитания приемных и опекаемых детей и подростков.

Исходя из анализа представленной субъектами профилактики информации по изъятию детей из семей, по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе в замещающих семьях, рекомендации по организации дальнейшей работы по данным вопросам направлены заместителю губернатора Еврейской автономной области по социальным вопросам, председателю областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав А.Н. Филипповой для принятия управленческих решений.

Рабочая группа при Уполномоченном по правам ребенка в ЕАО продолжит свою работу по мониторингу неправомерного вмешательства в семью и по вопросам межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия.

Эксперты назвали причины, по которым российские дети становятся сиротами

МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Алкоголизм родителей, уклонение от выполнения своих обязанностей, а также тяжелое материальное положение являются основными причинами, из-за которых дети в России становятся сиротами и попадают в детдома. Такие выводы следуют из имеющегося в распоряжении ТАСС «Исследования причин социального сиротства — жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения».

«На первом месте среди причин попадания ребенка в детские учреждения, в том числе лишения родителей родительских прав, стоит алкоголизм родителя», — говорится в исследовании. Эта причина встречается в 40,4% случаев, отмечают авторы.

Также анализ жизненных обстоятельств показал, что в 24,5% случаев к помещению детей в детдома приводит уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, а в 14,1% — тяжелое материальное положение. Заболевание, инвалидность ребенка становится причиной отказа от него в 13% случаев, «внутрисемейный конфликт» — в 2,4% случаев.

Типы и сценарии

Кроме того, авторы на основе данных составили три характерных типа семейного окружения детей, которые попадают в детдома. Так, в «группе риска» находятся матери-одиночки либо матери, находящиеся в гражданском браке с человеком с асоциальным поведением; полные семьи, но в стрессовой ситуации (развод, смерть, тюремное заключение родителя); многодетные семьи, живущие на детские пособия. Для родителей последнего типа характерен инфантилизм, поясняют исследователи.

Также в документе выделяются пять типичных сценариев попадания ребенка в детдом. В первом случае семья находится на учете несколько лет, детей неоднократно изымали из семьи и возвращали, когда мать демонстрировала изменение в поведении, но до тех пор, пока она окончательно не лишалась родительских прав.

Второй связан с алкоголизмом родителей. Они соглашаются добровольно пройти лечение, устраиваются на работу, заботятся о детях, «однако большая часть таких родителей после нескольких месяцев трезвости переживает рецидивы». В третьем случае у матери появляется сожитель-алкоголик, который вовлекает ее в распитие спиртных напитков. В четвертом — один из родителей попадает в тюрьму, а в пятом — родители временно помещают ребенка в детдом, поскольку не могу исполнять свои обязанности. Через некоторое время они перестают навещать детей, участвовать в их воспитании.

Об исследовании

Исследование проведено в 2019 году Аналитическим центром при правительстве РФ по заказу благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Авторы, в частности, анализировали статистические данные, которые характеризуют масштабы и динамику выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также проводили анализ жизненных ситуаций, которые привели к помещению детей в детдома.

В качестве источников использовались форма федерального статистического наблюдения №103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», информация из Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; мониторинг и оценка соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям законодательства в области опеки и попечительства, за 2018 год, а также сведения, предоставленные детскими учреждениями субъектов РФ.

Что касается жизненных ситуаций, то эксперты проанализировали данные, которые предоставили 782 детских учреждения из 76 регионов России. Всего массив данных включал 25,9 тыс. случаев помещения детей в детдома.

Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних

(памятка для родителей, педагогов, социальных работников)

Виктимное поведение — это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Виктимологическая профилактика – это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления.

Факторы, способствующие формированию виктимного поведения (группа риска) среди несовершенноелтних

1. Личностно-психологические факторы:

— особенности характера: замкнутость, нерешительность, высокий уровень тревожности, беспечность, подчиняемость, агрессивность, дефицит волевой активности.

2. Медицинские факторы:

— употребление алкоголя, наркотических или токсикоманических веществ;

— наличие психических расстройств (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.).

3. Социальные факторы:

— дисфункциональная семья (отсутствие прямых коммуникаций, доверия, запрет на выражение чувств, конфликты, отстраненность и неучастие родителей в жизни ребенка);

— патологические формы воспитания в родительской семье: гипоопека или безнадзорность, жестокое обращение, воспитание по типу «кумира» семье, «золушки»;

— конфликтные отношения со сверстниками (агрессивное поведение, отвержение сверстниками, унижение, насмешки, жесткое подчинение группе);

— неблагополучное материальное положение семьи.

4. Биологические факторы:

— подростковый возраст: реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитациями; формирующееся сексуальное влечение;

— повышенная тревожность, возбудимость.

Первичная профилактика виктимного поведения (реализуется в семье и организованных детских коллективах):

— выявление несовершеннолетних из группы риска по развитию виктимного поведения и проведение комплексной работы (педагогическая, психологическая, медико-социальная, психотерапевтическая) с ними и их семьями;

Читать еще:  После оформления строения гаража в собственность как оформить землю в 2021 году

— прививание детям навыков поведения в нестандартных ситуациях (в частности, виктимологических);

— обучение родителей правильному общему воспитанию;

— формирование у детей культуры общения;

— внедрение в учебную систему урока, задачей которого будет осведомление учащихся о виктимном поведении, а целью – способствование профилактике как преступности в целом, так и провоцирующего поведения в частности.

Вторичная профилактика виктимного поведения: целенаправленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов, психологов, врачей и т.д.), направленная на:

– оказание комплексной помощи несовершеннолетним, которые уже имеют опыт виктимного поведения и стали жертвами противоправных действий, в рамках коррекционных психолого-педагогических центров, кабинетов кризисной помощи и т.д.;

— устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЦЕНТРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 8 (3452) 50-66-43: оказание экстренной психологической и психотерапевтической помощи лицам из группы риска и с виктимным поведением. Режим работы – круглосуточный.

КАБИНЕТ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ:
г. Тюмень, ул. Герцена 74, режим работы – с понедельника по пятницу, с 8.00 до 16.00, тел. 50-66-39.

Краевое государственное автономное учреждение социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Основные цели

Социальное обслуживание на территории Камчатского края семей, детей и отдельных граждан, испытывающих обстоятельства, обусловливающие нуждаемость в социальном обслуживании , путем предоставления социальной помощи и оказания социальных услуг.

Оказание помощи в реализации их законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, установления гармоничных внутрисемейных отношений.

Основные задачи

Социальное обслуживание в полустационарной форме, включающее комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Социальное обслуживание на дому, включающее комплекс социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала;

Социальное сопровождение, включающее оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи гражданам;

Профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании;

Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения несовершеннолетних, находящейся в социально-опасном положении, на развитие гражданской активности молодежи и формирование здорового образа жизни, на профилактику семейного неблагополучия, интеграцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

Организация работы по сбору денежных средств для оказания помощи отдельным категориям граждан.

Иные виды деятельности

Оказание платных услуг:

  • медицинские;
  • дополнительные образовательные;
  • услуги по организации отдыха и развлечений;
  • услуги по уходу за несовершеннолетними в дневное время;
  • услуги по присмотру за детьми в каникулярное время;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • психологические услуги;
  • педагогические услуги;
  • юридические услуги;
  • прокат предметов первой необходимости для детей первых 3-х лет жизни ;
  • издательская и полиграфическая деятельность, реализация газет и журналов;
  • реставрация одежды, производство аксессуаров одежды;
  • изготовление и реализация игрушек, сувениров, открыток ручной работы;

Основные функции

Осуществление деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;

Осуществление деятельности по организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Режим работы

понедельник-четверг: с 9.00 до 18.00 (для женщин с 9.00 до 17.15);

время перерыва для отдыха и питания (понедельник-четверг): с 12.15 до 13.00;

пятница: с 9.00 до 16.30 (для женщин с 9.00 до 15.00, без перерыва);

время перерыва для отдыха и питания (пятница): с 12.30 до 13.00;

суббота, воскресенье: выходные дни.

Дополнительная информация

Манильский филиал краевого государственного автономного учреждения социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям»

Место нахождения (юридический адрес) филиала учреждения

688863, Камчатский край, Пенжинский район, с. Манилы, ул. Торговая, д. 6.

Руководитель филиала учреждения

Голубева Наталья Анатольевна

Режим и график работы филиала учреждения

понедельник-четверг: с 9.00 до 18.00;

время перерыва для отдыха и питания: с 13.00до 14.00;

пятница: с 9.00 до 15.00;

суббота, воскресенье: выходные дни.

Контактный телефон филиала учреждения

Слаутнинский филиал краевого государственного автономного учреждения социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям»

Место нахождения (юридический адрес) филиала учреждения

688850, Камчатский край, Пенжинский район, с. Слаутное, ул. Проточная, д. 5

Руководитель филиала учреждения

Проценко Лариса Владимировна

Режим и график работы филиала учреждения

понедельник-четверг: с 9.00 до 19.00;

время перерыва для отдыха и питания: с 13.00 до 15.00;

пятница: с 9.00 до 14.30 (для женщин с 9.00 до 13.00);

суббота, воскресенье: выходные дни.

Контактный телефон филиала учреждения

Таловский филиал краевого государственного автономного учреждения социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям»

Место нахождения (юридический адрес) филиала учреждения

688861, Камчатский край, Пенжинский район, с. Таловка, ул. Советская, д. 11

Руководитель филиала учреждения

Гайдидей Николай Васильевич

Режим и график работы филиала учреждения

понедельник-четверг: с 9.00 до 18.00 (для женщин с 9.00 до 17.15);

время перерыва для отдыха и питания: с 12.15 до 13.00;

пятница: с 9.00 до 16.30 (для женщин с 9.00 до 15.00, без перерыва);

время перерыва для отдыха и питания: с 12.30 до 13.00;

суббота, воскресенье: выходные дни.

Контактный телефон филиала учреждения

Аянкинский филиал краевого государственного автономного учреждения социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям»

Место нахождения (юридический адрес) филиала учреждения

688868, Камчатский край, Пенжинский район, с. Аянка, ул. 60 лет Октября, д. 4

Руководитель филиала учреждения

Рольтыгиргина Галина Борисовна

Режим и график работы филиала учреждения

понедельник-четверг: с 9.00 до 18.00 (для женщин с 9.00 до 17.15);

время перерыва для отдыха и питания: с 12.15 до 13.00;

пятница: с 9.00 до 16.30 (для женщин с 9.00 до 15.00, без перерыва);

время перерыва для отдыха и питания: с 12.30 до 13.00;

Это надо знать

24.08.2018 14:00 Просмотров: 0 Семейное неблагополучие

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

Однако, не в каждой семье ребенок может чувствовать себя защищено и комфортно, реализовывать свои физические и духовные потребности. Главные причины неблагополучия в семьях — отсутствие средств к нормальному существованию, безработица, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Варианты неблагополучия в семье:

1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей — коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозится развитие детей; эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек.

6.Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7.Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

Комиссия по делам несовершеннолетних и

защите их прав муниципального образования

«Дорогобужский район» Смоленской области

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector