Reka-home.ru

Река Хом
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минфин задолженность кредитов физических лиц перед банками

Гражданам и ИП спишут 56,8 млрд руб. просроченной налоговой задолженности

Москва. 16 января. INTERFAX.RU — В рамках поручения президента РФ гражданам и индивидуальным предпринимателям будет списано 41 млрд рублей и 15,8 млрд рублей просроченной налоговой задолженности соответственно, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании президента Владимира Путина с членами правительства.

«Вы поставили три задачи. В первую очередь, это списание просроченной налоговой задолженности граждан и индивидуальных предпринимателей. Вторая задача — это освобождение от земельного налога 6 соток для отдельных категорий граждан . И третья — это отказ от налогообложения возникших доходов в результате списания задолженности», — сказал глава Минфина.

Последний вопрос касается задолженности перед банками или коммунальными платежами в связи с тем, что по действующему законодательству такое списание сопровождается и уплатой налогов.

По словам Силуанова, закон по списанию задолженности подготовлен и принят в декабре прошлого года. Количество граждан, по оценкам налоговой службы, которых касается документ, составляет более 20 млн человек. Общий объем задолженности — 41 млрд руб.

«По индивидуальным предпринимателям была списана задолженность еще и по налогам по спецрежиму, по упрощенным налогам, по единому налогу на вмененный доход и по оплате патента», — продолжил глава Минфина. Общий объем списанных налогов составляет 15,8 млрд руб., а количество налогоплательщиков — около 3 млн индивидуальных предпринимателей.

Силуанов отметил, что налоги списывались по состоянию на 1 января 2015 года.

Кроме того, отметил он, законом еще предусмотрено списание задолженности по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей по причине непредоставления отчетности по состоянию на 1 января 2017 года. Таких предпринимателей оказалось около 700 тыс. Общая сумма задолженности — 127 млрд руб.

Министр подчеркнул, что списание производится без обращения в налоговый орган.

В конце декабря был принят и подписан закон, по которому физическим лицам будет списана задолженность по имущественным налогам, образовавшаяся на 1 января 2015 года. Также признаются безнадежными к взысканию и списываются долги индивидуальным предпринимателям на 1 января 2015 года.

Как пояснил ранее «Интерфаксу» замминистра финансов Илья Трунин, по данному закону предлагается списать долги физических лиц по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, включая задолженность по пеням. «Для предпринимателей — то же самое списание по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу», — сказал замминистра.

Также Госдума приняла закон о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам индивидуальных предпринимателей (ИП) и лиц, занимающихся частной практикой, образовавшейся на 1 января 2017 года.

Таким образом, подготовлена законодательная база для реализации предложений президента РФ, озвученных им на ежегодной пресс-конференции. Так, Путин предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей, накопивших налоговую задолженность в силу несовершенства налоговой системы, от ее выплаты.

Кроме того, в рамках принятого закона была реализована еще одна инициатива главы государства, которая касалась освобождения от НДФЛ условного дохода граждан.

Так, статья 217 Налогового кодекса, определяющая доходы, которые не подлежат обложению НДФЛ, дополняется пунктом о доходах, полученных налогоплательщиками с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налоговый агент не удержал налог. При этом сюда не относятся доходы в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, оказание услуг, доходы в виде дивидендов и процентов, в виде материальной выгоды, полученной, в частности, от экономии на процентах по кредитам, кроме ипотечных кредитов, доходы в натуральной форме, в том числе подарки, доходы в виде выигрышей и призов.

Президент РФ, описывая проблему с начислением подоходного налога на условные доходы граждан, в качестве примера приводил освобождение гражданина от уплаты банковского кредита. «Скажем, банки кого-то освобождают от выплаты кредитов, операторы связи освобождают. По действующем законодательству, это считается условным доходом, и на него накручиваются налоги, это еще около 3 млн человек, и тоже счет идет на миллиарды задолженности. Надо это списать, это бессмысленная абсолютно вещь, которая мешает развиваться и экономике и накладывает несправедливую налоговую нагрузку», — сказал Путин.

Доходы банков выросли благодаря кредитным операциям

Кредитование физических лиц в январе-апреле 2021 года: рост показателя долговой нагрузки

Темпы роста кредитования физических лиц существенно выросли в 2021 году, что способствует расширению потребительского спроса. Определенное беспокойство вызывает тот факт, что рост кредитования во многом происходит за счет кредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой. В связи с этим Банк России принял решение о возврате макропруденциальных надбавок по необеспеченным кредитам на уровень, предшествующий пандемии.

Совокупная кредитная задолженность физических лиц перед российскими банками на 1 мая 2021 года достигла 21,7 трлн руб. Прирост совокупного портфеля за первые четыре месяца 2021 года составил 1685,4 млрд руб., или 8,4%, что превышает показатели прироста совокупных банковских активов (5,5%) и корпоративных кредитов (6,8%). Годом ранее кредиты физическим лицам за аналогичный период выросли на 520,0 млрд руб., или на 2,9%. Таким образом, темпы прироста кредитования физических лиц относительно начала 2020 года заметно увеличились и даже превышают аналогичный показатель за 2019 год (18,5% за 12 месяцев).

На долю рублевых кредитов приходится 21,6 трлн руб., или 96,6%. Спрос на валютные кредиты продолжает сокращаться, совокупная задолженность в валюте составляет всего 86,7 млрд руб. (включая кредиты физическим лицам-нерезидентам), или менее 0,4%. В ближайшее время не следует ожидать серьезного оживления спроса на валютные кредиты из-за нестабильности курса рубля и относительно высоких банковских ставок в долларах и евро.

Прирост просроченной задолженности составил 5,1%, общий объем составляет 980,2 млрд руб. Однако ее доля в кредитном портфеле сохраняется практически неизменной: на 01.05.2021 она составляет 4,5%, в то время как годом ранее этот показатель находился на уровне 4,6%. В целом просроченная задолженность остается невысокой – она ниже уровня в корпоративном кредитном портфеле (6,5%).

Банк России провел опрос 74 кредитных организаций о результатах их работы по реструктуризации задолженности граждан за период с 20 марта 2020 года по 28 апреля 2021 года. В адрес кредитных организаций от заемщиков получено 3 535 тыс. обращений об изменении условий кредитного договора. По состоянию на 28 апреля 2021 года рассмотрено примерно 99% обращений. Одобрено 2 073,2 тыс. заявлений, или примерно 59% от рассмотренных. Отказы получены в 1 424 тыс. случаев. Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам составил 927,3 млрд руб.

В апреле нынешнего года объем предоставленных банковских кредитов населению составил 1,8 трлн руб., что является рекордным значением за всю историю рынка. Прирост задолженности за апрель (выданные кредиты за вычетом погашенных) соответствует значению 467,9 млрд руб. На рис. 1 видно, что меры Банка России, направленные на охлаждение рынка (в первую очередь введение показателя долговой нагрузки (ПДН) с 01.10.2019), не оказали существенного влияния на объемы предоставления кредитов и рост кредиторской задолженности населения.

Возобновление высоких темпов роста рынка розничного кредитования при снижении реальных располагаемых доходов населения привело к существенному повышению показателя долговой нагрузки граждан. На 1 апреля текущего года отношение платежей по кредитам к располагаемым денежным доходам населения достигло отметки 11,9%, что является максимальным значением за всю историю наблюдений. До этого максимальное значение в размере 11,1% было зафиксировано 1 октября 2020 года, минимальное значение данного показателя (8,2%) отмечалось 1 апреля 2016 года.

Рис. 1. Задолженность по кредитам физических лиц (трлн руб.) и месячный прирост (%) в 2019–2021 гг.

Источник: «Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации» (Интернет-версия) / Банк России.

Такое положение дел вынуждает Банк России принять меры по охлаждению рынка. С 1 июля 2021 года будут повышены макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска по потребительским кредитам до уровня, действовавшего до пандемии. Повышение надбавок должно способствовать снижению объемов предоставления кредитов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки, а также стимулировать кредитные организации постепенно восстанавливать величину буфера, тем самым адаптируя банковский сектор к потенциально возможным неблагоприятным сценариям.

Другим сдерживающим фактором станет завершение с 1 июля 2021 года срока действия регуляторных послаблений по кредитам гражданам. Банки должны будут в полном объеме сформировать резервы на возможные потери по ссудам, реструктурированным в связи с пандемией. Для смягчения эффекта от этой меры ЦБ РФ принял решение с 30 июня 2021 года отменить надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам, предоставленным до 1 апреля 2020 года. По оценкам Банка России, это позволит банкам высвободить капитал на сумму в 124 млрд руб., что должно способствовать поддержанию нормативов достаточности капитала при необходимости осуществления дорезервирования по проблемным реструктурированным кредитам после окончания регуляторных послаблений. Вместе с тем запас капитала может быть использован банками для покрытия потерь по другим активным операциям, в частности, по кредитам МСП.

Высокий спрос на кредиты со стороны населения во многом обусловлен ростом цен (в частности, на автомобили и некоторые виды потребительских товаров), что подтверждается анализом различных сегментов розничного кредитования. Так, по данным НБКИ (Национальное бюро кредитных историй), в 1 квартале 2021 года средний размер автокредитов превысил 1 млн руб., прирост за год составил 45,8%. При этом в апреле было выдано рекордное количество автокредитов (105,8 тыс.) – превышен рекорд июля прошлого года (101,5 тыс.). В секторе потребительского кредитования средний размер чека вырос до 317,7 тыс. руб., годовой прирост составил 37,7%.

В необеспеченном потребительском кредитовании сохраняется высокая доля кредитов, предоставленных заемщикам без подтвержденного дохода (15,4%). Отсутствие технической возможности проверить доход клиентов при предоставлении кредитов клиентам с теневыми доходами вынуждает банки при расчете показателя долговой нагрузки использовать минимальное значение из среднего регионального дохода и заявленного заемщиком дохода. Именно такого рода кредиты преимущественно выдаются в ситуации, когда показатель долговой нагрузки превышает 100%. В настоящее время Банк России работает над созданием нормативной базы, позволяющей кредитным и микрофинансовым организациям (МФО) собирать информацию о транзакционной активности заемщиков (транзакционный скоринг). При реализации этих планов банки и МФО получат возможность оценивать суммы покупок и категории точек продаж, в которых они совершаются, и таким образом получать дополнительную информацию о кредитоспособности клиента.

Рис. 2. Банковские процентные и комиссионные доходы по операциям кредитования граждан в 2019-2021 гг., млрд руб.

Источник: Отчет о финансовых результатах (форма № 102) за период с 1 апреля 2019 г. по 1 апреля 2021 г. / Банк России

Кредитование физических лиц в современных условиях является наиболее доходной операцией коммерческих банков. Поэтому несмотря на потенциально высокие риски и меры регулятора, кредитные организации будут стремиться поддерживать высокие объемы кредитования. За последние месяцы банкам удалось использовать ситуацию в своих интересах и нарастить процентные и комиссионные доходы по кредитным операциям с физическими лицами-резидентами, несмотря на целый ряд неблагоприятных факторов – падение доходов, неустойчивую финансовую среду, снижение процентных ставок в 2020 году. Временное снижение процентного дохода в 1 квартале, связанное с падением ставок (рис. 2), должно смениться ростом в следующих кварталах текущего года.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читать еще:  Льготы пт оплате за детский сад многодетным семьям в 2021 в московской области

Банки выдают населению все больше кредитов

С начала года задолженность россиян перед банками выросла на 11,6%, следует из статистики ЦБ за январь – июль 2018 г. К 1 августа розничный портфель составил 13,6 трлн руб. – на 1,4 трлн руб. больше, чем на начало года. По сравнению с 2017 г. рост розничного портфеля ускорился почти вдвое: в январе – июле прошлого года кредиты физлицам выросли на 5,2%.

При этом темпы роста реальных доходов россиян, по данным Росстата, уже несколько месяцев колеблются около нуля – в мае они выросли на 0,3% в годовом выражении, в июне – на 0,2%, сообщал Росстат.

Кредитование физических лиц ускорилось не из-за чистого роста потребления, а из-за перекредитования граждан: они берут новые кредиты под меньший процент для погашения текущих обязательств, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Если такая тенденция продолжит сопровождаться высокими темпами кредитования населения, то может возникнуть угроза для банковского сектора – рост дефолтов, предупреждает он: «Но пока, я думаю, что угрозы нет, потому что у нас был период сильного спада кредитования и соответственно потребления».

Основной прирост по-прежнему приходится на ипотечные кредиты, указано в обзоре ЦБ. За первое полугодие ипотечный портфель вырос на 10,6% до 5,9 трлн руб. Портфель рос также за счет необеспеченных потребительских ссуд, поддержавших оживление потребительского спроса, а также автокредитов, отмечает ЦБ. Потребительские кредиты за первое полугодие увеличились на 9,1% до 6,6 трлн руб., автокредиты – на 4,5% до 745 млрд руб.

Сделок с квартирами все больше, а цены на них все меньше

Активное кредитование физлиц сопровождается ослаблением стандартов выдачи, предупреждает аналитик Fitch Александр Данилов: много ипотеки выдается с минимальным первоначальным взносом, а в потребительском секторе банки активно перекредитовывают заемщиков друг друга, увеличивая сроки и снижая ставки. При этом новый кредит может быть больше старого, объясняет он рост портфеля. «Таким образом банки снижают размер месячных платежей для заемщиков, но, по сути, открывают им возможность еще больше влезть в долги», – опасается он. К примеру, говорит Данилов, в некоторых случаях необеспеченные потребительские кредиты выдаются на срок до 7 лет, что сопоставимо с ипотекой. «На таком сроке возрастает риск того, что ухудшится финансовое положение заемщика из-за потери работы или очередного кризиса, при этом доходность по таким кредитам не будет достаточной для покрытия рисков», – рассуждает он.

Кредитование экономики, по данным ЦБ, с начала года выросло на 5,2% против 3% за январь – июль 2017 г. Продолжилось сокращение валютных активов: доля валюты в корпоративном кредитном портфеле в июле снизилась на 0,4 процентных пункта до 28,2%. В розничном кредитном портфеле доля валютных кредитов остается крайне незначительной – на уровне 0,7%. Сокращение валютных активов и пассивов – это следствие политики ЦБ по дедолларизации финансовой системы, поясняет Данилов.

Процесс девалютизации активов будет продолжаться (с краткими перерывами на периоды скачков курса рубля), прогнозирует аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков. Одной из ключевых предпосылок для этого, по его мнению, станет поддержание инфляции на уровне ниже 5%. «Низкая инфляция в рублевой зоне делает разницу между стоимостью кредитов в валюте и рублях для крупных компаний не настолько большой, чтобы перевесить валютные риски», – говорит он.

Рост банковских вкладов замедлился: с начала года вклады населения выросли на 3% против 5% годом ранее. Депозиты и средства организаций на счетах в январе – июле уменьшились на 2,1% (в первые же 7 месяцев прошлого года наблюдался прирост на 1,1%). При низких ценах на нефть Минфин продавал валюту из резервных фондов, говорит Данилов, ЦБ же покупал ее, эмитируя рубли, которые в конечном счете попадали в банки в виде депозитов компаний и физлиц. «Сейчас цены на нефть достаточно высокие, рублевая эмиссия сократилась, а вслед за ней замедлился и рост депозитов», – поясняет он.

Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России

Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией. Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. По данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юрлиц, гарантированные государствами.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран, следует из данных Всемирного банка, которые собрал экономист американского Института управления природными ресурсами (NRGI) Дэвид Михалый. Лидирует Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 млрд.

Михалый сказал РБК, что данные о долговых обязательствах основаны на отчетности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5% всего объема двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заемщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы — их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 млрд, писал РБК в материале 2019 года, в котором предпринималась попытка собрать сведения о суверенных должниках России. РБК направил запросы во Всемирный банк и в пресс-службу Минфина России.

Крупнейшим государственным должником России является Белоруссия — $8,1 млрд на конец 2019 года (сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года). В конце 2020 года страны подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску еще $1 млрд от России.

Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из следующих стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. РБК писал, что Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров. По данным ВБ, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 млн.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Часть долгов перед Россией, как, например, долг Йемена, восходит к началу 1990-х годов, показывают данные ВБ.

Минфин Украины учитывает перед Россией только долг на $0,61 млрд, образовавшийся в начале 1990-х годов за поставки российского газа, тогда как с точки зрения Москвы Киев обязан вернуть России более $3 млрд по спорным еврооблигациям времен президентства Виктора Януковича. В 1997 году Россия и Украина договорились в рамках раздела Черноморского флота, что долг за поставки российского газа будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина. «На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — заявляли в украинском Минфине в 2016 году.

Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке уже много лет, следует из данных ВБ. Например, долг Афганистана ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджи ($458 млн) — с 2007 года, Сирии ($525 млн) — с 2011 года. Судя по этой информации, Сирия перестала обслуживать долг перед Россией после начала в стране гражданской войны, которая до сих пор продолжается.

Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.

В целом зарубежные страны и юридические лица были должны России $39,6 млрд на 1 октября 2020 года, включая $15,8 млрд по долгам бывшего СССР, раскрыл данные Минфин России в ноябрьском проспекте еврооблигаций. Данные Всемирного банка охватывают примерно 58% этой задолженности (пробелы могут быть связаны с тем, что в статистике Всемирного банка нет ряда должников России, таких как Куба или Венгрия; в ней нет задолженности коммерческих структур и т.д.).

После 2019 года Россия продолжала выдавать новые госкредиты: в 2020 году она предоставила таких кредитов другим странам на 211 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства. В 2021 году запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов почти на 355 млрд руб. В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних государственных кредитов. Одной из целей таких кредитов заявлено «формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора», одним из принципов — «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».

Минфин разработал закон об отмене налога с прощенных долгов

Гражданам, которым списали безнадежную задолженность, не придется платить 13% в бюджет и сталкиваться с претензиями налоговиков. Законопроект об отмене налога на доходы физлиц (НДФЛ) на списанные долги опубликован на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

Как следует из законопроекта, налог отменят на любую задолженность перед юрлицами в следующих случаях:

  • банкротство должника;
  • истечение срока исковой давности;
  • прощение долга, перешедшего наследнику от умершего должника;
  • предоставление отступного в виде залога по договору;
  • списание части задолженности должнику в сложной финансовой ситуации, если сумма списания не превышает 0,5% капитала кредитора, по данным бухгалтерского баланса за последний финансовый год.

Между должником и кредитором не должно быть взаимозависимости и трудовых отношений за весь период задолженности. Взаимозависимых освободят от налога только в случае погашения задолженности.

Зачастую долг прощается, если клиент оказался в тяжелой жизненной ситуации. Банки периодически списывают долги пострадавших в чрезвычайных происшествиях. Например, Сбербанк пообещал списать задолженности по кредитам пострадавших в катастрофе SSJ100 в Шереметьево.

Налог держался год

Списанные долги признали доходом и обложили налогом с 2016 года. В Налоговый кодекс были внесены поправки, которые определяют прощенную задолженность как экономическую выгоду, с которой нужно заплатить 13% государству. Простив долг, кредитор должен известить об этом налоговую инспекцию, которая направит должнику требование об уплате налога. В 2017 году по итогам первого года работы закона банки начали массово сообщать ФНС о гражданах, чьи долги были признаны безнадежными, а операторы связи предупредили должников о налоговых последствиях. Если безнадежный должник не платит налог, к нему применяются традиционные ограничения для неплательщиков, включая отказ в выезде за границу.

Читать еще:  Массовые перееэды из казахстана

Ситуация выглядит парадоксально, считает президент Национальной ассоциации коллекторских агентств Эльман Мехтиев. «Должнику простили долг по причине того, что у него нет денег для его оплаты. Он избавляется от одного долга и приобретает долг перед налоговой», — подчеркивает он. Задолженность могут простить, если от должника достаточно долго не поступало никаких платежей, а шансы взыскать средства — нулевые, объясняет Мехтиев.

Уже в 2017 году от нормы решили отказаться. Президент Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции назвал такие налоговые претензии «абсолютно бессмысленной вещью» и «несправедливой нагрузкой».

Путин тогда поручил отменить налог, спустя две недели в Налоговый кодекс были внесены поправки, освобождающие от налога, в том числе доходы от списания задолженности, возникшие до декабря 2017 года. В мае 2019 года Минфин опубликовал законопроект, закрепляющий это положение на постоянной основе.

Капля в море для банков

Сумму, в которую бюджету обойдется прощение налога, Путин не называл, однако, по его словам, «счет идет на миллиарды». Федеральная налоговая служба перенаправила запрос РБК в Минфин, министерство на вопросы в понедельник не ответило.

Должникам списывают не более 2,5 млрд руб. в год, приводит Мехтиев оценку ассоциации коллекторских агентств. «С учетом того, что кредитный портфель прирастает в год на 10–12 трлн руб., сумма прощения — это капля в море», — подчеркивает он. Списание кредита — это, по его словам, крайняя мера, к которой кредиторы прибегают в исключительных случаях.

Кроме того, расходы на администрирование подоходного налога со списанной задолженности часто превышают саму сумму долга, подчеркивает партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Для кредиторов это станет стимулом чаще прощать долги, считает гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. «Простив долг, организация выступает налоговым агентом, что во многих случаях мешает списать задолженность. Кредитор, может быть, и готов был простить кредит, но избегает лишнего взаимодействия с налоговой», — пояснил Грибанов.

Изменения не создадут риска появления новых схем ухода от налогов, считают эксперты. «Налоговый кодекс разрешает учесть убытки от списания безнадежных долгов как расходы, и это не является схемой ухода от налогов», — пояснила РБК руководитель практики имущественных и обязательственных отношений НЮС «Амулекс» Галина Гамбург. Исключения составляют лишь случаи прощения задолженностей в связи с банкротствами физлиц, считает Болдинова из Five Stones Consulting. «Сама процедура банкротства физлиц, к сожалению, часто становится инструментом для различных злоупотреблений», — отметила эксперт.

Ответ Минфина на письмо АРБ по вопросу списания задолженности клиентов Банка — физических лиц, признанных банкротами

Департамент налоговой и таможенно — тарифной политики рассмотрел письмо от 11 марта 2016 г. № А-01/5-136 по вопросу списания задолженности клиентов Банка — физических лиц, признанных банкротами, и сообщает следующее.

1. С 1 октября 2015 г. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности и банкротстве» (далее – Закон) предусмотрена возможность признания физического лица банкротом.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 213.11 Закона.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи с даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором — кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.

Пунктом 6 статьи 213.27 Закона установлено, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Если обязательство физического лица прекращено по основаниям пункта 6 статьи 213.27 Закона, то Департамент считает возможным учитывать для целей налогообложения налогом на прибыль организаций указанной задолженности безнадежной. При этом во избежание споров считаем возможным внести изменения в Кодекс.

2. В письме предлагается внести изменения в статью 291 «Особенности признания расходов банков» Кодекса включив в состав расходов убытки банка от списания задолженности по ипотечному кредиту в полном объеме.

Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2015 N 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее — постановление № 373) установлены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Учитывая изложенное, считаем возможным внести изменения в Кодекс, уточняющие условия и размеры признания убытков для целей налогообложения прибыли полученных банками от списания задолженности по ипотечным кредитам, прошедшим реструктуризацию при соблюдении всех условий, установленных постановлением № 373. При этом убытки, возникающие при частичном прекращении обязательств по решению самих кредитных организаций, по мнению Департамента, не должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Минфин задолженность кредитов физических лиц перед банками

По каждому человеку, который хоть раз брал кредит, формируется кредитная история. В ней отражаются данные о его займах. В истории фиксируются все платежи по всем кредитам, а также вносится информация о просрочках. Хорошая кредитная история — это документальное подтверждение финансового поведения заемщика и его платежной ответственности, поэтому очень важно исправно платить по кредитам. Плохая кредитная история может стать причиной отказа в займе или установлении банком высокой процентной ставки.

Банки передают кредитные истории своих заемщиков в бюро кредитных историй, которые их хранят и выдают по запросу. Всего в России 19 бюро, но крупнейших, где хранится основной объем историй, три: Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), «Эквифакс» и Объединенное кредитное бюро. Каждый гражданин имеет право получить свою кредитную историю раз в год бесплатно, обратившись в бюро кредитных историй. За комиссию это можно сделать в любой момент в одном из банков-партнеров.

Интернет — это главный источник информации о кредитных продуктах банка. И если раньше будущий заемщик заходил на сайт каждого банка, чтобы ознакомиться с его предложениями, то теперь это можно делать через новостные сайты-агрегаторы, которые объединяют все имеющиеся на рынке продукты. К таким сайтам относятся: информационный портал Банки.ру, сайт Сравни.ру, Кредиты.ру и другие. На сайте можно отсортировать банковские кредиты по максимальной сумме или минимальной ставке.

Кроме функции агрегирования сайты публикуют финансовые новости и аналитические материалы, которые помогут понять, что происходит на рынке кредитования в частности и в целом в российском финансовом секторе. СМИ оперативно сообщают о проблемах в отдельных банках, отзывах лицензий и решениях Банка России, которые очень сильно влияют на весь этот рынок. Можно найти аналитику и по государственной политике (уровню ключевой ставке Банка России, например) и по рынку в целом. Даже если в качестве самих СМИ сложно ориентироваться, можно воспринимать их как посредников, которые распространяют информацию экспертов, и таким образом следить за высказываниями аналитиков из крупнейших банков, аналитических организаций.

Микрофинансовые организации (МФО) выдают займы на небольшие суммы под высокие проценты. Плюс займов в том, что их легко получить: как правило, нужен только паспорт. Минус — большая переплата по займу. Микрозаймы обычно берут люди, которым нужна небольшая сумма на короткий срок, например на месяц. Чтобы не занимать ее у соседа, они идут в МФО. В России сейчас работает почти 2 300 микрофинансовых организаций, контролируемых Банком России, но также много МФО, деятельность которых никем не регулируется. С 2017 года ЦБ ограничил максимальные ставки по микрозаймам: вступило правило, согласно которому сумма процентов не может превышать сумму основного долга более, чем в три раза.

Рефинансирование — это перекредитование на более выгодных условиях. Вы взяли кредит по одной ставке, а через два года его обслуживания ставки на рынке снизились, что позволяет обратиться в банк с заявлением и рефинансировать кредит. Перекредитоваться можно в своем банке либо в любом другом, кто предлагает условия лучше. Как происходит процедура рефинансирования? Банк выдает новый кредит, которым вы закрываете предыдущий. А так как новый заем вы получили по ставке ниже, то и платеж по нему будет меньше. Рефинансирование позволяет не только сэкономить на процентах и ежемесячных платежах, но и объединить несколько кредитов в один.

Рефинансирование интересно и с точки зрения увеличения суммы займа. Например: вы исправно платите по своим кредитам и захотели совершить крупную покупку. Не обязательно брать еще один кредит, достаточно в рамках рефинансирования взять дополнительную сумму займа. При этом платеж может получиться меньше прежнего. Воспользоваться рефинансированием можно, предоставив стандартный пакет документов, как при получении обычного займа, и приложив к нему кредитные договоры с указанием реквизитов счетов для погашения займов. Обычно банки рефинансируют кредиты бесплатно, но у некоторых может быть отдельная комиссия за оказанную услугу, обратите на нее внимание, не перекроет ли она выгоды.

Пример рефинансирования кредита в крупном банке:

Рефинансирование — это перекредитование на более выгодных условиях. Вы взяли кредит по одной ставке, а через два года его обслуживания ставки на рынке снизились, что позволяет обратиться в банк с заявлением и рефинансировать кредит. Перекредитоваться можно в своем банке либо в любом другом, кто предлагает условия лучше. Как происходит процедура рефинансирования? Банк выдает новый кредит, которым вы закрываете предыдущий. А так как новый заем вы получили по ставке ниже, то и платеж по нему будет меньше. Рефинансирование позволяет не только сэкономить на процентах и ежемесячных платежах, но и объединить несколько кредитов в один.

Рефинансирование интересно и с точки зрения увеличения суммы займа. Например: вы исправно платите по своим кредитам и захотели совершить крупную покупку. Не обязательно брать еще один кредит, достаточно в рамках рефинансирования взять дополнительную сумму займа. При этом платеж может получиться меньше прежнего. Воспользоваться рефинансированием можно, предоставив стандартный пакет документов, как при получении обычного займа, и приложив к нему кредитные договоры с указанием реквизитов счетов для погашения займов. Обычно банки рефинансируют кредиты бесплатно, но у некоторых может быть отдельная комиссия за оказанную услугу, обратите на нее внимание, не перекроет ли она выгоды.

Читать еще:  Если ты учишься в ординатуре стаж идет?

Рефинансируем два кредита и получаем один кредит:

Сумма кредита — 476 000 рублей, Ежемесячный платеж — 10 932 рублей.

Увеличиваем сумму займа до 650 000 рублей, ежемесячный платеж — 14 928 рублей.

Минфин задолженность кредитов физических лиц перед банками

Табл. 5.2. Вклады (депозиты) в рублях/иностранной валюте — денежные средства (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, в наличной или безналичной форме), размещаемые юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в кредитной организации на основании договора банковского вклада (депозита) или договора банковского счета (включая сберегательные/депозитные сертификаты). В расчет показателей не включаются средства на расчетных счетах организаций, счетах физических лиц — индивидуальных предпринимателей, средства избирательных фондов физических лиц, переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию, неисполненные обязательства по процентам, начисленные проценты по вкладам, учитываемые на отдельных счетах, а также счета, учет по которым ведется совместно для физических и юридических лиц.

Вклады (депозиты) физических лиц — депозиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства физических лиц (включая сберегательные сертификаты), неисполненные обязательства по договорам на привлечение средств по депозитам и прочим привлеченным средствам, а также средства на прочих счетах физических лиц. В расчет данного показателя не включаются средства физических лиц — индивидуальных предпринимателей, избирательных фондов физических лиц, переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию.

Средства физических лиц — индивидуальных предпринимателей — денежные средства физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Депозиты (вклады) и прочие привлеченные средства организаций — вклады (депозиты) и прочие привлеченные средства (до востребования и срочные) органов государственного управления и внебюджетных фондов всех уровней, финансовых (кроме кредитных) и нефинансовых организаций всех форм собственности (включая депозитные сертификаты), а также неисполненные обязательства по договорам на привлечение средств по депозитам и прочим привлеченным средствам.

Депозиты, кредиты и прочие привлеченные средства кредитных организаций — включают депозиты (вклады), кредиты и прочие привлеченные средства кредитных организаций и банков-нерезидентов.

Табл. 5.3. Средневзвешенные процентные ставки по привлеченным кредитными организациями вкладам (депозитам) физических лиц, нефинансовых организаций и кредитных организаций в рублях и иностранной валюте — средневзвешенные по объемам вкладов (депозитов) процентные ставки в годовом исчислении по вкладам (депозитам) физических лиц, нефинансовых организаций и кредитных организаций, привлеченным действующими кредитными организациями в отчетном году с разбивкой по срокам.

Табл. 5.4 Вклады (депозиты) до востребования — денежные средства, подлежащие возврату (получению) по первому требованию (на условиях до востребования), а также средства, подлежащие возврату (получению) при наступлении предусмотренного договором условия (события), конкретная дата которого неизвестна (на условиях «до наступления условия (события)»).

Срочные вклады (депозиты) — денежные средства, привлеченные кредитной организацией на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока. Размер процентной ставки по срочным вкладам определяется договором банковского вклада.

Табл. 5.5. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предос-тавленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, в рублях и иностранной валюте — задолженность клиентов (включая просроченную задолженность) перед кредитными организациями по всем предоставленным им средствам указанных видов. В общую величину задолженности, кроме соответст-вующих сумм, выделенных в том числе из общего итога (физическим лицам, организациям, кредитным организациям), включаются также кредиты иностранным государствами и задолженность (включая просроченную) по операциям с драго-ценными металлами (кроме операций с кредитными организациями).

Кредиты, предоставленные в рублях и иностранной валюте физическим лицам — задолженность (включая просроченную) физических лиц — резидентов и нерезидентов (без учета физических лиц — индивидуальных предпринимателей) перед кредитными организациями.

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные в рублях и иностранной валюте организациям — задолженность (включая просроченную) финансовых (кроме кредитных) и нефинансовых организаций всех форм собственности — резидентов (включая кредиты физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) и нерезидентов по всем кредитам и прочим размещенным средствам.

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям и банкам — нерезидентам в рублях и иностранной валюте — задолженность (включая просроченную) по предоставленным межбанковским кредитам депозитам и прочим размещенным средствам.

Табл. 5.6. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам, нефинансовым организациям и кредитным организациям — средневзвешенные процентные ставки, установленные в кредитных договорах, в годовом исчислении по предоставленным кредитам в рублях и в иностранной валюте физическим лицам, нефинансовым организациям и кредитным организациям с разбивкой по срокам.

Табл. 5.7. Объем предоставленных жилищных (ипотечных жилищных) кредитов — кредиты, предоставленные кредитными организациями физическим лицам за год.

Табл. 5.8. Задолженность по жилищным кредитам в рублях и иностранной валюте, предоставленным физическим лицам — остаток задолженности (включая просроченную) на начало года по кредитам, предоставленным кредитными организа-циями физическим лицам-резидентам Российской Федерации на приобретение и обустройство земли под жилищное строительство (земельный кредит); для финансирования строительных работ (строительный кредит); на приобретение жилья.

Задолженность по ипотечным жилищным кредитам в рублях и иностранной валюте — остаток задолженности (включая просроченную) по жилищным кредитам, предоставленным физическим лицам под залог недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Табл. 5.9. Объем эмиссии — максимальный объем выпуска, который могут приобрести участники аукциона.

Объем размещения и доразмещения ГКО-ОФЗ по номиналу — номинальный объем ГКО-ОФЗ, размещенный по поручению Минфина России на аукционах и вторичных торгах.

Объем реструктурируемых ГКО-ОФЗ — номинальный объем государственных облигаций, выпущенных в обращение до 14.07.98г. и до сих пор не предъявленных к переоформлению в новые выпуски ОФЗ в соответствии с условиями новации.

Оборот рынка ГКО-ОФЗ за год — суммарный объем всех сделок за год без учета размещения на аукционах.

Объем погашения/купонной выплаты — сумма средств, затраченная на погашение/купонную выплату.

Объем государственных бумаг в обращении — текущий номинальный объем выпуска ценной бумаги в обращении на дату выплаты.

Индикатор рыночного портфеля — средняя из эффективных доходностей по определенному типу бумаг, взвешенная по срокам погашения и по объему в обращении.

Дюрация рыночного портфеля — средний срок до выплат по ценным бумагам с учетом купонных выплат, взвешенный по объемам в обращении.

Инвестиции в России — 2009 г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Отправить по почте

Глоссарий

Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Формы государственного долга — в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

Внешний долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования — используются для покрытия дефицита Федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации — перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Государственные гарантии — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.

Государственная долговая книга Российской Федерации — книга, в которую заносится информация о долговых обязательствах Российской Федерации. Информация в книгу заносится в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией — кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией.

Инвестиционная политика — система мероприятий по оптимальному размещению капиталовложений с целью достижения желаемой доходности, обеспечения безопасности и ликвидности инвестиций.

Инвестиционный климат — экономические, денежно-кредитные, финансовые и иные условия работы предприятий, оказывающие воздействие на результаты инвестирования финансовых ресурсов.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Международные финансовые организации — межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами.

Международный валютный фонд — ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

Международный банк реконструкции и развития — международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Лондонский клуб — неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия — член Парижского клуба с 1997 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector