Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минтруд россии рф внеплановая соут

Минтруд разъясняет: Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя?

Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя? Как устанавливаются нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), отличные от типовых норм? Каков порядок определения срока носки выдаваемых работникам СИЗ? Кто определяет порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда? На что следует обратить внимание при выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств? О том, какого мнения по данным вопросам придерживается Минтруд, вы узнаете из представленной статьи.

Напомним, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Минтруд дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом мнение Минтруда по вопросам, содержащимся в письмах, не является разъяснением и нормативным правовым актам.

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Зачастую на практике реорганизация связана с созданием новых рабочих мест. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.

В Письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 Минтруд уточнил, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.

Вместе с тем при реорганизации проводить внеплановую СОУТ надо не всегда.

В Письме от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913 Минтруд обратил внимание на норму ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, согласно которой внеплановую СОУТ можно не проводить при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, когда новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не менялись.

Часть 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ была введена Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»» и начала действовать с 01.05.2016.

Следует помнить, что организационные изменения у работодателя, связанные с реорганизацией, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.

Работники, вновь принимаемые на работу, должны быть ознакомлены под подпись в карте специальной оценки условий труда с результатами ранее проведенной на их рабочих местах СОУТ и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Минтруд дал разъяснение по оценке биологического фактора и внеплановой СОУТ

Версия для печати

ЦК Профсоюза в связи с поступающими от медицинских организаций вопросами о проблемах, связанных с установлением класса условий труда на рабочих местах по биологическому фактору и возможности изменения результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочем месте медицинского работника, если ранее биологический фактор не был оценен при спецоценке условий труда.

В ответе Минтруда России от 18.03.2016 года №15-1/В-871 Профсоюзу дано разъяснение о том, что приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. №24н внесены изменения в пункт 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н (далее — Методика), в соответствии с которыми отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением №9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.

В письме отмечено и то, что выявление наличия на конкретных рабочих местах указанной категории работников работ с патогенными микроорганизмами (в том числе возможного контакта с их носителями) различных групп патогенности зависит именно от вида осуществляемой работниками на данных рабочих местах профессиональной деятельности**. При этом класс условий труда устанавливается в зависимости от группы опасности патогенных микроорганизмов, которая определяется в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности в приложении СП 1.3.3118-13, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №64.

**Медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Как отмечается в ответе Профсоюзу, обязательное требование экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в настоящее время, о наличии в медицинских организациях разрешительных документов (лицензий) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней исключено из положений Методики и соответственно, лишает эксперта права требовать от медицинской организации наличия указанных документов.

Минтруд России полагает, что на тех рабочих местах медицинских работников, на которых специальная оценка условий труда была проведена до внесения изменений приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. №24н в Методику, внеплановая СОУТ может быть проведена на основании мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Внеплановое проведение СОУТ: основания и сроки

Внеплановое проведение СОУТ. Каждый работодатель в соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ обязан проводить специальную оценку условий труда (далее СОУТ) с периодичностью один раз в пять лет, по итогам которой присваиваются соответствующие классы (подклассы) условий труда. Внеплановое проведение СОУТ проводится в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Основания внеплановой СОУТ

Работодатель должен провести внеплановую СОУТ только в определенных ст. 17 Закона № 426-ФЗ случаях:

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; в течение 12 месяцев со дня наступления соответствующих случаев. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (письма Минтруда России от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 и от 16.04.2015 № 15-1/ООГ-2242). В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место (письмо Минтруда России от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
  2. Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, нарушениями требований Закона N 426- ФЗ, или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  3. Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; в течение 12 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  4. Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  5. Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  6. Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  7. Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ: в течение 6 месяцев со дня поступления таких предложений.

Если условия труда на рабочих местах не изменились, а изменились только наименование работодателя и его реквизиты при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости (письмо Минтруда России от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852).

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, является приказ (распоряжение) руководителя организации.

Перед началом проведения мероприятий по внеплановой СОУТ, руководитель своим приказом (распоряжением) назначает комиссию по проведению внеплановой специальной оценки.

В состав комиссии включаются должностные лица организации и представители профсоюзной организации или представительного органа работников. В приказе (распоряжении) указываем проводимые мероприятия по внеплановой специальной оценке и сроки проведения.

Проведение спецоценки не требуется

Проведение внеплановой СОУТ не потребуется, если:

  1. В силу реорганизационных мероприятий были изменены регистрационные реквизиты и юридическое название субъекта хозяйствования (или изменились ФИО ИП), но условия труда остались прежними, а новые рабочие места не вводились (при условии, что в связи с данными изменениями профсоюз не вынес предложений о необходимости внеплановой СОУТ) – п. 3 ст. 17 закона № 426-ФЗ;
  2. В штатное расписание организации внесены изменения в виде переименования должности, но фактически ее функционал и рабочее место рработника, ее исполняющего, изменениям не подверглись (письмо Минтруда от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913);
  3. Принят на работу новый исполнитель, но условия труда по данному рабочему месту неизменились(функционал работника не был дополнен или уменьшен); при этом новый работник должен ознакомиться (под роспись) с результатом предыдущей СОУТ.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Минтруд россии рф внеплановая соут

По вопросам охраны труда можно обратиться в

администрацию Ивантеевского муниципального района

к главному специалисту по охране труда:

Шугурина Екатерина Александровна, тел. 8(84579)5-16-89

С 1 января 2021 года введены новые правила по охране труда в ЖКХ
02.02.2021
Приказом Минтруда России от 29 октября 2020 года № 758н утверждены Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве. Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Проведение СОУТ на новом рабочем месте
02.02.2021
В организации создано новое рабочее место. Специальная оценка условий труда еще не проводилась, но подана соответствующая заявка. Для проведения специальной оценки необходимо определенное время. Каков порядок действий работодателя в данной ситуации, если работник уже принят на работу?

Три подхода к оценке профессионального риска
02.02.2021
С тех пор, как понятие профессионального риска получило широкое распространение, появилось большое количество работ по его оценке с использованием самых разных методических подходов. И такое разнообразие скорее плюс, чем минус. При оценке риска решается множество самых разных задач, а это требует разработки и использования нескольких методик, поскольку трудно представить себе одну универсальную методику, которая позволяла бы решать все задачи. мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников, на 2012 – 2015 гг. два раздела посвящены подготовке мероприятий,

Читать еще:  За сколько дней выплачивается компенсация при увольнении

Основные направления профилактики происшествий на производстве
02.02.2021
Сегодня мы рассмотрим основные направления профилактики происшествий на производстве и пути их решения в условиях реального производства.

Концепция «Нулевого травматизма»: руководство для работодателей и менеджеров
02.02.2021
Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) концепция Vision Zero или «Нулевой травматизм» — это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления — безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

Обеспечение и защищенность работников СИЗ: нормативы и практика
02.02.2021
В настоящее время для обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работников работодатели применяют, как правило, различные меры по поддержанию нормальных условий труда и уровней риска на рабочих местах, не превышающих допустимых. Несмотря на то, что в принятой иерархии мер по снижению рисков для здоровья работников средства индивидуальной защиты занимают последнее место, на практике они применяются наиболее часто.

Минтруд планирует запустить пилотный проект по профилактике профзаболеваний и мониторингу состояния здоровья
02.02.2021
Запуск пилотного проекта по организации профилактики профессиональных заболеваний и системы мониторинга состояния здоровья работников планируется весной 2021 года. Соответствующий проект постановления Правительства РФ представлен на общественное обсуждение. О разработке документа сообщил официальный сайт Минтруда России.

Минтруд России сообщает о новых обязанностях работодателей в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда
02.02.2021
Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» сообщил о том, что вследствие вступления в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
Работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, члены которой должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда.

Защите жизни и здоровья работников законом придадут приоритетный статус
02.02.2021
Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении проект федерального закона, в соответствии с котором предполагается повышение уровня защиты прав работников на безопасный труд и запрет на работу в опасных условиях.

Изменения в правовых актах Минтруда по вопросам проведения спецоценки условий труда
02.02.2021
Приказом Минтруда от 27.04.2020 № 213н были внесены изменения в Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Факторы риска: к вопросу экспертного прогнозирования производственного травматизма на рабочем месте
16.12.2020
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев (НС) в настоящее время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По статистике Международной организации труда (МОТ), каждые три минуты в результате несчастного случая или профессионального заболевания в мире погибает один человек, а в каждую секунду четверо работающих получают травму.

Вредное воздействие на здоровье работников высоких и низких температур
16.12.2020
Трудовая деятельность человека на открытом воздухе может сопровождаться воздействием низких, высоких температур. Это относится к сельскохозяйственным рабочим, строителям, горнорабочим, шахтерам, нефтяникам, лесозаготовителям, рыбакам. Некоторые производственные процессы могут сопровождаться влиянием интенсивного теплового излучения. В основном это цеха литейного производства.

Роструд о проведении инструктажа по охране труда и внеплановой СОУТ после выхода работников с удаленной работы
16.12.2020
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 15.10.2020 № 15-2/ООГ-3040 (см. текст письма ниже) разъяснило вопрос о необходимости проведения инструктажа по охране труда и внеплановой специальной оценки условий труда после выхода работников с удаленной работы непосредственно в офис, сообщил сайт ГИТ в Ленинградской области.

«СИЗам, откройся!»: об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда
16.12.2020
В соответствии с трудовым законодательством организации всех форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение требований охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ), в том числе проведение специальной оценки условий труда (далее ─ СОУТ). При проведении СОУТ одной из важнейших процедур является оценка эффективности средств индивидуальной защиты (далее ─ СИЗ) для снижения класса (подкласса) условий труда.

Работа мелкого ушиба. В Трудовом кодексе появится понятие микротравмы
16.12.2020
В Трудовой кодекс введут понятие микротравмы ─ это, например, ссадины и ушибы. Кроме того, работник сможет отказаться от работы, если посчитает ее опасной. Как стало известно «Российской газете», законопроект Минтруда об этом рассмотрен комиссией правительства по законопроектной деятельности

Проверку знаний в области охраны труда проводить вовремя
16.12.2020
Работница была отстранена от работы в связи с тем, что не прошла проверку знаний и навыков в области охраны труда, заработную плату за время отстранения от работы не получала. Считая приказ об отстранении ее от работы незаконным, просила суд признать его таковым, а также взыскать с работодателя заработную плату за период отстранения от работы как за простой.

Новое в медосмотрах работников железнодорожного транспорта
16.12.2020
Актуализирован порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, сообщает информационно-правовой портал «Консультант Плюс».

С 1 января 2021 года вводятся актуализированные правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта
16.12.2020
Приказом Минтруда России от 18 ноября 2020 года № 814н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, сообщает информационно-правовой портал «Консультант Плюс».

Двойную проверку знаний по охране труда исключат законом
16.12.2020
Предлагается исключить дублирование полномочий федеральных органов власти по охране труда в сфере электроэнергетики и теплоснабжении. Соответствующий законопроект планируется рассмотреть во втором чтении на пленарных заседаниях Госдумы в осеннюю сессию. Сообщает издание «Парламентская газета».

Льготы по соцстрахованию от несчастных случаев сохранят
16.12.2020
Действующие тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сохранятся на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Предполагающий это законопроект Госдума приняла во втором чтении 8 декабря, сообщает издание «Парламентская газета».

Ответ недели: изменение наименования должности

Изменилась должность при объединении учреждений с директора на зав.филиалом, должен ли работодатель и в какие сроки провести СОУТ по этой должности, по другим анологичным должностям выплачивается 4 % вредность и есть дополнительный отпуск?
Существует ли какая -то ответственность руководителя?

Сообщаю Вам следующее:

По мнению Минтруда и Роструда, , при изменении наименования должности в штатном расписании, сопровождающемся изменениями условий труда, организации следует провести внеплановую специальную оценку условий труда. Вместе с тем, если условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной специальной оценки условий труда, не изменились при переименовании должности, то внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Проводится ли внеплановая специальная оценка условий труда при изменении наименования должности в штатном расписании?

Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ), согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом (ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, а переименованная должность в штатном расписании, если имело место изменение условий труда, и будет считаться вновь организованным рабочим местом. Следовательно, при переименовании такой должности (изменении наименования должности в штатном расписании) следует провести внеплановую специальную оценку и в итоговые документы нужно будет внести верное наименование должности работника, а также код этой должности по Общероссийскому классификатору.

Вместе с тем, в случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, а также при переименовании профессии (должности) условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной специальной оценки условий труда, не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.

При этом структурные изменения в штатном расписании у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссионно с участием представителей работников и документально зафиксированы протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (Письмо Минтруда России от 25.04.2016 N 15-1/ООГ-1635).

Документ 2

Вопрос: Нужно ли проводить СОУТ при изменении наименования должности (все условия на рабочем месте не изменены)? СОУТ прошли в 2018 году.

Ответ: Если при изменении наименования должности условия труда работников, осуществляющих трудовую деятельность по такой должности, не изменились, то проводить внеплановую специальную оценку условий труда в таком случае не нужно.

Правовое обоснование: Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных п. п. 3 — 5 и 7 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Документ 3

Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда при переименовании должностей и структурных подразделений, переводе должностей из одного подразделения в другое, образовании новых структурных подразделений и новых должностей?

Внеплановую СОУТ надо проводить при образовании новых структурных подразделений и новых должностей, при их переименовании спецоценка не проводится. Если при переводе должностей из одного подразделения в другое не происходит перемещения рабочего места, то проводить специальную оценку условий труда не надо.

Читать еще:  Минимальная тарифная ставка в 2021 году в татарстане

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, — со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ)).

Статьей 17 Закона N 426-ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Случаи переименования должностей, переименования структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне отсутствуют.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанных в п. 1 ч. 1 данной статьи случаев (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). На основании п. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21, рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.

При этом организация рабочего места, согласно ст. ст. 15, 22 ТК РФ, является обязанностью работодателя.

В связи с вышеизложенным при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда.

Так как организация, указанная в вопросе, образует новые структурные подразделения, образует новые должности, ей, соответственно, нужно проводить специальную оценку условий труда.

Если при переводе должностей из одного подразделения в другое не происходит перемещения рабочего места, то в этом случае проводить специальную оценку условий труда не надо. В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место (Письмо Минтруда России от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982).

До проведения специальной оценки условий труда на новом рабочем месте в трудовом договоре следует указывать общую характеристику условий труда на данном рабочем месте (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). После проведения специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности: идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Изменение условий трудового договора в данной части возможно не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2020 N 15-1/В-1375).

Ответ подготовил эксперт

Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

Гадисламова Ирина Мидхатовна

Минтруд россии рф внеплановая соут

  • Вход

Спецоценка: новая пятилетка с новыми правилами

Валерий Корж, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России рассказал журналисту журнала «Справочник специалиста по охране труда», как изменят процедуру и что будет с теми, кто не успел ее провести

Утверждены типовые формы контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению по охране труда

Приказом Минтруда России от 24.12.2018 № 834н утверждены типовые контракты на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт.

1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

8 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 N 553-ФЗ, который внес изменение в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Вложения:

Скачать[553-ФЗ]183 Кб

Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей

1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей .

Для чего нужна специальная оценка условий труда

Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.13 г. ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест . То есть с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда . Для чего же необходимо проводить данную оценку?

Минтруд дал разъяснение по оценке биологического фактора и внеплановой СОУТ

ЦК Профсоюза здравоохранения Российской Федерации в связи с поступающими от медицинских организаций вопросами о проблемах, связанных с установлением класса условий труда на рабочих местах по биологическому фактору, и возможности изменения результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочем месте медицинского работника, если ранее биологический фактор не был оценен при спецоценке условий труда, обратился в Минтруд России с соответствующим запросом.

Спецоценка

В соответствии с Федеральным законом №426 от 28.12.2013 г «О специальной оценке условий труда» и Приказом Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», 9 ноября 2015 года была проведена специальная оценка условий труда рабочих мест в Администрации города Сельцо Брянской области.

Внеплановая специальная оценка условий труда

4,76 (Проголосовало: 49)

Согласно правилам федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ осуществление специального контроля условий труда обязательно для большей части предприятий.

Вопрос о том, как провести спецоценку, регулируется действующим с января 2014 года Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013. Согласно этому документу, результаты СОУТ считаются действительными в течение 5 лет с момента проведения. Однако иногда может сложиться ситуация, когда нужно выполнить процедуру во внеплановом режиме. Рассмотрим эти случаи.

Проверка специальной оценки условий труда во внеплановом режиме проводится в следующих случаях:

  1. Если на проведение СОУТ было выдано специальный приказ государственного инспекционного органа (Роструд);
  2. Если на предприятии произошел несчастный случай, приведший к производственным травмам или смертельному исходу;
  3. Если на рабочих местах были выявлены заболевания, являющиеся последствиями влияния на работников вредных или опасных производственных факторов (профессиональные заболевания);
  4. Если в организации были введены новые, еще не проверенные рабочие места (Это важно! Рабочие места должны быть уже организованы, как и штатный технологический процесс, который будет на них проходить. Для еще не обустроенных мест СОУТ не проводится, и законодательством не предусмотрена);
  5. Если технологические процессы, сырье или оборудование, используемые в работе предприятия, были изменены. Чтобы понять, когда проводится внеплановая спецоценка, следует выяснить, могут ли эти изменения спровоцировать появление неучтенных вредных и опасных факторов (изменилась температура в цехе, усилились промышленные вибрации, было введено в эксплуатацию новое оборудование и т. д.);
  6. Если для ограждения сотрудников от влияния вредных факторов стали использоваться новые средства индивидуальной защиты (в этот пункт также входит, к примеру, использование работниками теплой спецодежды в зимний период, если на момент проведения спецоценки летом этот фактор не учитывался);
  7. Если мотивированное предложение о реализации повторной спецоценки выдвигает представительный орган работников или профсоюзная организация.

Сроки

В большинстве перечисленных ситуаций организация должна провести внеплановую проверку не позднее, чем через шесть месяцев с момента возникновения такой необходимости. Однако в некоторых случаях, в число которых входит введение новых рабочих мест или существенное изменение технологии, на это предприятию отводится двенадцать месяцев.

Отвечая на часто задаваемые вопросы, заметим: перепланировка или ремонт помещения в перечень обязательных условий для внепланового проведения СОУТ не входят, за исключением тех случаев, когда изменившиеся размеры помещения могут стать действительно серьезным фактором, влияющим на работу (для сотрудника остается слишком мало пространства, он вынужден работать слишком близко к источнику шума, излучения, запаха или вибрации и т. д.).

Порядок проведения

В период существования аттестации рабочих мест, ее внеплановое проведение было регламентировано Приказом Минздравсоцразвития № 324н (пункты 47 и 48) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» . Введение федерального закона № 426-ФЗ упразднило ранее действующий приказ, и специальная оценка, в том числе и внеплановая, проводится на основании этого документа.

О порядке и методике проведения СОУТ — как плановой, так и внеплановой — работодатель может прочитать в тексте Приказа Минтруда № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда» .

Этапы внеочередной спецоценки

В целом, внеплановая проверка специальной оценки условий труда проводится в том же порядке, что и обычная. Этапы проведения внеплановой СОУТ так же включают в себя:

  • подготовку (определение перечня рабочих мест, которые подвергнутся оценке, выбор экспертной организации и оформление комиссии);
  • идентификацию вредных и опасных факторов и декларирование соответствия;
  • проведение измерений влияния факторов с последующим присвоением класса вредности;
  • составление и согласование образца отчета о проведенной оценке;
  • ознакомление работников с итогами и обнародование результатов.

Подготовка к внеплановому проведению СОУТ

Поскольку проведение СОУТ — процесс сам по себе не скоропалительный, лучше всего заранее спланировать и подготовить рабочие места, которые будут оценены в первую очередь — ими должны стать те места, на которых наиболее остро ощущается влияние вредных производственных факторов. В отношении остальных можно будет оформить протокол о непроведении внеплановой СОУТ.

Оплата и подготовка проверки — обязанность работодателя. Затягивать с этим видом оценки не стоит — лучше всего провести ее до того, как на организацию обратят пристальное внимание контролирующие органы, что, в случае с произошедшей травмой или прямым обращением сотрудников или профсоюзов, произойдет довольно скоро. Согласованные и готовые результаты станут подспорьем для работодателя и гарантом принятия мер безопасности для работников, а также сведут к минимуму возможность внезапного визита инспекторов.

Заказать расчет стоимости

В 2019 году проведение СОУТ подвергается изменениям. Теперь спецоценка должна проводится на всех предприятиях, в том числе в микрофирмах и малых. Специальная оценка условий труда больше не осуществляется поэтапно.

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

  • ОРГАНЫ ВЛАСТИ
  • РАЙОНЫ И ОКРУГА

  • ГЛАВНАЯ
  • >
  • МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Досрочный выход на пенсию и специальная оценка условий труда

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

Читать еще:  Необходимые Документы Для Оформления В Собственность Дачного Участка

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2.

Страховые тарифы в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в письме Пенсионного фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)

До тех пор пока на рабочем месте не про­ведена СОУТ по процедуре Закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все льготы и компенсации за работу во вред­ных и опасных условиях сохраняются в соответствии с результатами аттестации рабочего места. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами СОУТ, гарантии и ком­пенсации работникам не устанавливают­ся.

Размеры, порядок и условия предостав­ления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117, 147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз­мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за­нятым во вредных и (или) опасных усло­виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде­ляется работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенса­ции вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокра­щенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый от­пуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а раз­меры — снижены при условии сохранения соответ­ствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й , 3-й, 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3,2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3,3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Добавлены принципиальные новации — возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

— имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;

— порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;

— в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

телефон для справок по вопросам специальной оценки условий труда: 719-449

Минтруд разъясняет: Какие рабочие места не подлежат СОУТ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение по вопросу проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников и сообщает следующее.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены и определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В отношении других категорий работников (в том числе работников религиозных организаций) специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке, в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.

На сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу, распространяется действие Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ввиду того, что положениями статьи 11 указанного федерального закона урегулированы вопросы предоставления социальных гарантий и организации соответствующих условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками, проведение специальной оценки условий труда на их рабочих местах не требуется. Учитывая природу правоотношений, связанных с прохождением военной службы, а также особенности прохождения военной службы, законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения, проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах военнослужащих не предусмотрено.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее — таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, в том числе, за работу во вредных условиях труда, определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 114ФЗ). Так, согласно статьям 34, 39 Федерального закона N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189. В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется.

С учетом имеющихся особенностей трудовой деятельности отдельных категорий работников, в том числе работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, частью 7 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено установление особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении таких рабочих мест. В этой связи Минтрудом России были проведены консультации с МЧС России и иными заинтересованными организациями, по итогам которых принято решение о нецелесообразности разработки нормативного правового акта, устанавливающего особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах указанной категории работников, ввиду того, что при исполнении своих трудовых обязанностей они находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью. При этом вопросы установления класса (подкласса) условий труда указанной категории работников урегулированы положениями частей 9-11 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ.

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector