Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Могут Ли Уволить Военнослужащего Без Жилья Или Предоставления Субсидии

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ) в пункт 1 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих — граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими — гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих — граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими — гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия — равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.». Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Читать еще:  Как наследник на имущественный пай образец справки

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

— оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Могут ли уволить без предоставления субсидии?

По общему правилу постоянное жилое помещение предоставляется военнослужащему при достижении выслуги 20 лет, если военнослужащий признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При этом уволить имеют право, а исключить из очереди на получение жилья нет.

Согласно пункту 13 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

«Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.»

Действующее законодательство предоставляет несколько вариантов приобретения жилья военнослужащим при такой выслуге лет независимо от причины увольнения:

1) Государственные жилищные сертификаты. Увольняемые военнослужащие путем реализации сертификатов приобретают жилье в любом избранном для постоянного проживания субъекте Российской Федерации. При этом, сертификат должен быть представлен в банк в течение 2 месяцев с даты его оформления, жилье приобретается в течение 9 месяцев. При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации.

2) Участие в накопительно-ипотечной системе (НИС, действует с 2004 года). Суть программы заключается в том, что с момента поступления на службу по контракту военнослужащий начинает участвовать в такой системе. При этом средства накопления выделяются из федерального бюджета. По истечении 3 лет службы контрактник имеет право воспользоваться накопленным капиталом для приобретения жилого помещения. Для этого необходимо подать рапорт, и получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа. Срок действия свидетельства полгода. Гашение ипотеки происходит также в случаях, когда военнослужащий прослужил не менее 10 лет и был уволен в связи с достижением максимального возраста, допустимого для несения военной службы; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными изменениями в его части; а также при наличии семейных обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок предоставления жилья военным изменится

Герои России без очереди получат право въехать в новый дом

Минобороны предложило скорректировать механизм обеспечения военнослужащих по контракту служебным и постоянным жильём. Так, рядовому контрактнику служебная квартира будет положена через десять лет службы. Кроме того, расширяется и перечень тех, кто имеет право на получение жилья вне очереди. Соответствующие изменения в Закон «О статусе военнослужащих» внесли в Госдуму 13 ноября.

Какое жильё положено контрактнику?

По действующим правилам, военнослужащие-контрактники имеют право получить служебное жильё на весь срок службы, а после 20 лет выслуги — постоянное жильё в собственность или денежную выплату на его покупку. Также они могут стать участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) и получить постоянное жильё уже через три года. Начиная с 2020 года военная ипотека становится единственным способом получения жилья для вновь поступивших на воинскую службу.

Новый законопроект уточняет права на служебное жильё для военнослужащих рядового и сержантского состава на контракте. Сейчас всем контрактникам обязаны предоставлять служебки в течение трёх месяцев со дня прибытия к месту службы в порядке очереди. При этом квартиры в приоритете, а комнаты в общежитиях и жильё в манёвренном фонде выделяется только при их отсутствии.

Для создания реальной возможности расквартировать нашу армию, контрактников в которой с каждым днём всё больше, Минобороны предложило разграничить право на служебное жильё по званиям и срокам службы.

Что изменится:

  • военнослужащие-контрактники в званиях рядовых, сержантов, матросов и старшин, служащие менее десяти лет, будут получать комнаты в общежитиях из расчёта десять квадратных метров на человека;
  • если общежития нет, их будут размещать в служебных квартирах их расчёта 12 метров жилой площади на человека;
  • после десяти лет службы все эти контрактники получат право на служебные квартиры по тем же нормам, что и офицерский состав — 18 квадратных метров на человека.

Законопроектом определён порядок предоставления и освобождения специализированных жилых помещений, а также включения и исключения военнослужащих из списка на предоставление служебного жилья. Так, например, их нельзя будет исключить из очереди на получение служебного жилья или прекратить выплату денежной компенсации за наём квартиры, если человек купил или построил себе жильё не по месту прохождения службы. Кроме того, военнослужащий и его семья не могут быть выселены из служебной квартиры, если она является для них единственным местом жительства.

Если военнослужащего отправят за границу, в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, выделенную ему служебную комнату или квартиру также сохранят за ним. Как рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по обороне Александр Шерин (ЛДПР), такая норма не только повышает его социальную защищённость, но и психологическую устойчивость.

«Выполняя боевые задачи вдали от Родины, каждый воин будет знать, что у него есть куда вернуться и есть крыша над головой, — пояснил депутат. — Это очень важно».

Кому жильё положено вне очереди?

Законопроект также предлагает расширить перечень военнослужащих, имеющих право на получение служебного или постоянного жилья (служебная квартира, комната в общежитии или арендованное жилое помещение) вне очереди. Это следующие категории:

  • командиры воинских частей (организаций, учреждений, органов, территориальных органов);
  • военнослужащие, удостоенные звания Героя Российской Федерации;
  • военнослужащие, имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними.

Также расширен перечень тех, кто имеет право при увольнении получить вне очереди денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо готовые жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма.

В список включены военнослужащие:

  • удостоенные звания Героя Российской Федерации;
  • прослужившие по контракту десять лет и более и уволенные с военной службы по состоянию здоровья;
  • имеющие трёх и более детей, проживающих совместно.

Зампред Комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин считает такое решение Правительства абсолютно оправданным. «К Героям у нас отношение особое, — отметил депутат. — Люди, совершившие подвиг, безусловно, достойны уважения народа и поддержки со стороны всех органов власти. Бывают ведь и гражданские Герои России. Думаю, они по аналогии тоже вправе рассчитывать, что решение их квартирного вопроса не затянется на долгие годы».

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Как быть в этом случае?

До апреля 2015 года увольнение военнослужащих могло производиться только после предоставления работнику жилья. В связи с внесёнными поправками в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в апреле 2015 года появилась возможность освободить от службы человека, не обеспеченного жильем.

Могут ли произвести увольнение из армии военного, не обеспеченного жильем?

Право военнослужащих на получение жилья по окончанию срока службы устанавливается Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ. В статье 15 части 1 говорится о гарантированном предоставлении следующих видов льгот для служащих:

  • материальная субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • предоставление жилья в пользование или собственность.

В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.

В целях пресечения подобных ситуаций с апреля 2015 года было разрешено увольнять военнослужащих, прослуживших более 10 лет, без их согласия, если они отказались от предложенной им жилой площади (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово предоставить ему жилье или субсидию.

Такие ограничения действуют только для «льготных» оснований увольнения: по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста или по ОШМ. При этом гражданин должен прослужить больше 10 лет и стоять на жилищном учете в том органе, в котором служит.

Увольнение в связи с истечением срока контракта не мешает уволить военного, не обеспеченного жильем. В таком случае служащий увольняется по окончанию срока договора и отправляется ждать квартиру «на гражданке».

Читать еще:  Конверты маркированные квр 2021 год

Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?

Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.

В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.

При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.

Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14.

Что можно сделать, если при сокращении с военной службы эти льготы не предоставили?

Если служащего уволили без его согласия, не обеспечив квартирой или финансовой субсидией на покупку квартиры или строительство жилья, такие действия командования признаются неправомерными. Приказ о незаконном увольнении можно и даже нужно обжаловать в вышестоящие инстанции.

Можно выбрать суд по месту своего жительства или по месту нахождения воинской части. Здесь важно не упустить сроки, заявление должно быть подано не позднее 3-х месяцев с момента доведения приказа до сведения военнослужащего.

Порядок подачи заявления военнослужащего:

  1. Заявление военнослужащего, который оспаривает решение, действие командира (начальника) военной части, подается в военный суд (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 218). Гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня его извещения о незаконных действиях командования (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 219).
  2. Иск рассматривается в течение 10 дней с участием обеих сторон. Неявка на судебное заседании одного из лиц не является причиной для перенесения рассмотрения дела (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 221)

Граждане, уволенные необоснованно, имеют право на восстановление в равной должности или выше и на выплату всех довольствий. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Могут Ли Уволить Военнослужащего Без Жилья Или Предоставления Субсидии

В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.

1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к. их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем. Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

2. Увольнение по окончании контракта.

Военнослужащие, заключившие первый контракт до 01.01.1998г. имеют право на обеспечение жильем в период военной службы по достижении 10 лет выслуги, а военнослужащие, заключившие первый контракт после 01.01.1998г., имеют такое права после 20 лет выслуги, правда сразу в избранном постоянном месте жительства. Такие военнослужащие, как правило, по достижении указанной выслуги лет признаются нуждающимися в жилье в период прохождения службы. В отличии от приведенной выше ситуации, увольнение по окончании срока контракта не накладывает запрет на увольнение такого военнослужащего до обеспечения жильем. Иными словами, военнослужащий, признанный нуждающимся в постоянном жилье, увольняется по окончании срока контракта и ждет обеспечения жильем «на гражданке».

3. Увольнение обеспеченных служебным жильем.

Не все знают, но военнослужащие, признанные нуждающимися в постоянном жилье, но обеспеченные служебным жильем и избравшие постоянное место жительства отличное от места прохождения военной службы, даже при увольнении по «льготным» основаниям подлежат увольнению до обеспечения жильем. Так как в соответствии с действующим законодательством, уволенных с военной службы военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, не могут выселить из служебного жилья до предоставления постоянного, то такие военнослужащие считаются обеспеченными жильем по месту проживания. Вместе с тем, права на жилье все выше перечисленные категории военнослужащих не лишаются, а обеспечивается жилыми помещениями в порядке очереди после увольнения.

Зачастую военнослужащие и члены их семей сталкиваются с подобными ситуациями , мы можем помочь в решении данного вопроса.

В каких случаях отказ от жилищной субсидии может повлечь увольнение военнослужащего с военной службы по льготному основанию без его согласия до обеспечения жилым помещением либо субсидией?

Отказ от жилищной субсидии может повлечь увольнение военнослужащего с военной службы по льготному основанию без его согласия до обеспечения жилым помещением либо субсидией только в случаях, когда такая форма жилищного обеспечения была избрана им изначально, либо если он отказался, начиная с 1 января 2014 года, от предложенного жилого помещения, расположенного по месту прохождения военной службы или по избранному до 1 января 2014 года месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством, или изъявил, начиная с 1 января 2014 года, желание изменить избранное до указанной даты место жительства.

Г. с 13 октября 2006 г. был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства в г. Б., а приказом командующего войсками Западного военного округа (далее – командующий) от 21 марта 2013 г. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника 000 базы хранения военной техники и имущества материально-технического обеспечения (далее – база) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Ссылаясь на отсутствие жилых помещений для постоянного проживания в избранном истцом месте жительства (г. Б.), подлежащих распределению военнослужащим, состоящим на жилищном учете, начальник отделения (территориальное, г. К.) Западного регионального управления жилищного обеспечения (далее – отделение) в 2014 – 2015 годах неоднократно направлял в адрес Г. уведомления о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) в избранном месте жительства. Однако согласия на получение жилищной субсидии тот не выразил, настаивая на предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства.
25 апреля 2016 г. командованием базы по результатам беседы с Г.ым был составлен акт об отказе в получении жилищной субсидии, на следующий день он представлен к увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона, то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командующего от 31 мая 2016 г. уволен с военной службы по указанному основанию с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях и приказом того же должностного лица от 22 июня 2016 г. исключен из списков личного состава базы.
Г. оспорил в К.ом гарнизонном военном суде названные приказы, однако в удовлетворении требования о восстановлении на военной службе ему было отказано.
Отказывая Г.у в удовлетворении требований об отмене оспариваемых приказов и восстановлении на военной службе, суд первой инстанции сослался на абз. 3 пункта 1 статьи 15, пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) и, установив факт отказа истца от жилищной субсидии, пришел к выводу, что его согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения не требовалось.
Однако такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права, что повлекло отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Действительно, согласно абз. 2 — 3 пункта 1 статьи 23 Закона в случаях, если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих — граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими — гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по льготным основаниям без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Однако суд первой инстанции оставил без внимания, что в силу статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ, которым в Закон внесены изменения и введена жилищная субсидия, вступившего в силу с 1 января 2014 года, указанные военнослужащие, выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до указанной даты, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до этой даты.
Указанным военнослужащим, отказавшимся начиная с 1 января 2014 года от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная с названной даты, желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из материалов дела следовало, что Г. избранную им форму жилищного обеспечения в виде предоставления жилого помещения по избранному месту жительства со времени принятия его на жилищный учет в 2006 году не изменял, равно как не изъявлял желания изменить избранное им место жительства (город Белгород), а также не давал своего согласия на увольнение с военной службы до предоставления ему жилья, предназначенного для постоянного проживания. Отсутствовали в деле и данные о распределении истцу каких-либо жилых помещений в г. Б. или Белгородской области.
Таким образом, следующие обстоятельства, а именно: направление начальником отделения уведомлений о готовности предоставить Г.у жилищную субсидию, согласия на которую он не давал и которую не избирал в качестве формы жилищного обеспечения, отсутствие жилых помещений для постоянного проживания в избранном им месте жительства (г. Б.) и отказ истца от получения жилищной субсидии, не могут служить основанием для увольнения истца с военной службы без предоставления жилья.
В связи с изложенным требования административного истца о восстановлении на военной службы судом второй инстанции удовлетворены.

Читать еще:  Какие Документы Нужны Чтобы Подарить Долю В Квартире

Получите консультацию военного адвоката по телефону
8-928-884-81-81

Первичные консультации
по уголовным делам
о покупке квартиры по военной ипотеке

БЕСПЛАТНЫ

Закажите обратный звонок либо консультацию через данную форму сайта

Право военнослужащих на получение жилья дополнительно защитят законом

На пленарном заседании во вторник, 17 сентября, депутаты поддержали принятие в первом чтении поправок в Закон «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих.

Законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее, что при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилищной субсидии или жилых помещений не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены указанными военнослужащими и членами их семей в качестве членов семьи других граждан.

Как подчеркивали авторы законопроекта, эти изменения необходимы, поскольку в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья в связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом РФ оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Как пояснил Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев

«Речь о ситуациях, когда за улучшением жилищных условий обращается молодое поколение военнослужащих — члены династических семей, где отцы и деды служили Отечеству в рядах Вооруженных сил. Казалось бы, право очевидно и закреплено, сбоев быть не должно. Но именно тут трактовка закона требует отказывать – на том основании, что в прошлом родители военнослужащего уже получали жилье», — рассказал парламентарий.

Он подчеркнул, что полагает ненормальным считать действующих военнослужащих, нуждающихся в жилье, уже реализовавшими свое право раньше, в несовершеннолетнем возрасте, когда субсидия выдавалась родителям.

«Парни становятся взрослыми, создают свои семьи, продолжают благое дело — защищают Родину. Они не менее других солдат и офицеров достойны нормальных жилищных условий. Мы не должны ставить их в ущербную ситуацию, поэтому принятый сегодня законопроект ликвидирует коллизию и исправит необходимые формулировки», — сказал депутат.

Также ГД на сегодняшнем заседании приняла во втором чтении поправки о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. По действующему закону нормы жилищного обеспечения для военнослужащих, состоящих на жилищном учете, не распространяются на военных ипотечников и членов их семей. К примеру, участник военной ипотеки не имеет права оставаться в очереди на получение бесплатного жилья после увольнения со службы, а также на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Те же ограничения распространены и на членов их семей.

На практике это приводит к тому, что состоящего продолжительное время на жилищном учете военнослужащего — члена семьи ипотечника (чаще всего это родитель или супруг) — исключают из очереди. Законопроект призван такие случаи исключить.

Нужно ли при увольнении писать рапорт на оставление в списках очередников на получение жилого помещения?

Содержание:

Суть вопроса.

Военнослужащие, которые имеют выслугу лет 20 лет и более, признанные нуждающимися в получении жилого помещения, увольняемые по окончанию контракта (то есть, не по так называемому «льготному» основанию), подлежат увольнению с исключением из списков части, но с оставлением в списках очередников. Есть и другие случаи, когда военнослужащий может быть уволен с исключением из списков части, но с оставлением в списках – например, когда увольнение производится по льготным основаниям (ОШМ, достижение предельного возраста или по состоянию здоровья), однако военнослужащий выбрал место жительства, отличное от места службы.

На одном из форумов возникла дискуссия, о том, должен ли военнослужащий писать рапорт на оставление его в списках очередников (для военнослужащих Министерства обороны – в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения)?

Один из участников дискуссии полагает, закон предусматривает невозможность исключения военнослужащего из списков очередников без согласия самого военнослужащего, следовательно, нет нужды в таком рапорте.

Законодательство.

Обратимся к закону.

Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон), военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действительно, буквальное толкование закона означает, что для исключения из списка очередников на получение жилого помещения необходимо согласие самого военнослужащего. А такое согласие однозначно может быть выражено только путём подачи соответствующего рапорта, который должен быть приобщен к личному делу военнослужащего, а ссылка на такой рапорт должна быть в приказе на увольнение.

Канцелярская кухня воинской части.

Формально – всё так.

Но давайте попробуем разобрать всю канцелярскую кухню воинской части.
Итак: вы не написали рапорт на оставление в списках очередников. С вероятностью, близкой к 100%, в приказе об увольнении ничего не будет написано об оставлении вас в списках очередников. А кто будет сочинять эту фразу в отсутствие рапорта? Идём далее. На беседе с командиром вы, желая добиться максимальной реализации ваших прав (что естественно), даже безо всяких оснований для этого, заявляете, о том, что просите не увольнять и не исключать из списков части до обеспечения жилым помещением или субсидией. Ну, на всякий случай. (Кстати, военнослужащий, топик стартер на упомянутом форуме, именно такую возможность — просить в рапорте не исключать его из списков части — предполагает). Тогда дело совсем безнадежное — в случае возникновения спора, именно на это и будут ссылаться оппоненты: желал остаться в списках личного состава части, а не в списках очередников!

Судебная практика.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 г. по делу N 33-9894/2015

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, С.А.А. за время прохождения военной службы, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался, жилищную субсидию не получал. Выписка из приказа N — от — указания на увольнение с предоставлением жилья либо жилищной субсидии также не содержит.

Доказательств того, что при увольнении С.А.А. ходатайствовал об оставлении его в списках очередников на получение жилья и соответственно не выполнения командованием воинской части действий для удовлетворения данного требования, истцом также не представлено.

Не содержит указания на увольнение истца с оставлением в списке очередников и выписка из приказа N — от —.

При таких обстоятельствах, учитывая также, что С.А.А. увольнение без предоставления жилья и без оставления в списке нуждающихся в его получении не обжаловалось, а также учитывая, что рапорт истца об увольнении и зачислении в запас с условием об оставлении в указанном списке в материалах дела не имеется, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика по снятию истца с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с согласием на увольнение без обеспечения жильем незаконными не имеется ввиду непредоставления доказательств в подтверждение обратных обстоятельств.

Поскольку сведений об обращении истца с рапортом об оставлении его в списках очередников при исключении из списков личного состава части либо с просьбой не исключать его из списков личного состава части до предоставления жилья в материалах дела не имеется, …то оснований не согласиться с отказом суда в удовлетворении заявленных С.А.А. исковых требований коллегия, вопреки доводам жалобы, не усматривает.

Выводы:

Насколько законно это определение? Нет смысла об этом рассуждать, главное – что оно есть. Весьма свеженькое. Поэтому вывод может быть такой: формально писать такой рапорт вы не обязаны, закон вас (вроде бы) защищает, но если есть хоть немного чувства самосохранения, обязательно пишите такой рапорт.

Практические рекомендации.

Если вы решили увольняться с военной службы, признаны нуждающимся в получении жилого помещения, право на обеспечение жильём у вас есть, но права на оставление в списках личного состава воинской части – нет, то есть вы подлежите увольнению без обеспечением жилым помещением, то:

Напишите рапорт об оставлении вас в списках очередников (в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения) – в двух экземплярах, зарегистрируйте рапорт, второй экземпляр с регистрационным входящим штампом оставьте у себя, или скопируйте уже зарегистрированный рапорт

В беседе с командиром части перед увольнением выразите своё желание остаться в списках очередников (в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения), убедителсь, что это ваше желание занесено в лист беседы, сделайте для себя копию (фотографию) листа беседы.

Получив копию Приказа полномочного должностного лица об увольнении и копию приказа об исключении из списков части – убедитесь, что ваше пожелание включено в приказ и выглядит так:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector