Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли бакалавр претендоватб на мпециалитет

Удмуртский государственный университет

Уровни высшего образования

Что такое уровни высшего образования (бакалавриат и магистратура)?

Уважаемые абитуриенты!

С 2011 года в Российской Федерации вводится двухуровневое высшее профессиональное образование:

Первый уровень — бакалавриат.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года.

Второй уровень — магистратура.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохранится лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

С чем связано нововведение?

Нововведение связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства. Цель Болонского процесса — расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Каковы преимущества бакалавритата?

В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который обычно реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат — это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов.

Те студенты, которые учатся на бакалавриате, получат самое обычное высшее образование, просто иным путем, в более сокращенные сроки. Причем в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Профиль — это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.

Выбор профиля — это важное личное решение, которое предоставит возможность после изучения общих профессиональных дисциплин изучить специальные профильные дисциплины, что позволит развить навыки и умения, а так же проявить способности в понимании дальнейшей профессиональной деятельности, начиная с элементарного уровня и до самого сложного.

После изучения всех требуемых курсов по выбранному направлению и прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику будет присвоена степень бакалавра и выдан диплом бакалавра государственного образца.

Диплом бакалавра

В бланке диплома бакалавра есть типографская запись — «диплом является документом о высшем образовании».

В дипломе бакалавра будет, например, написано:

  • для бакалавров экономики: Присуждена степень бакалавра по направлению «Экономика».
  • для бакалавров менеджмента: Присуждена степень бакалавра по направлению «Менеджмент».

Возможности трудоустройства и дальнейшего обучения бакалавров

  • закончив бакалавриат, выпускник получит общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач.
  • появляются более широкие возможности при трудоустройстве, которые достигаются отсутствием узкой специализации, это позволяет занимать должности, квалификационными требованиями которых предусмотрено наличие высшего образования.
  • степень (квалификация) «бакалавр» является общепринятой в международной классификации и понятной для работодателей во всем мире, с дипломом бакалавра появляется возможность устроиться на работу за границей.
  • тем студентам, которые имеют сильное рвение к учебе, и четыре года обучения покажутся недостаточными можно после окончания бакалавриата поступить в магистратуру, где можно будет получить высшую академическую степень ― магистр.

Телефон приёмной комиссии 916-262

Что делать после бакалавриата?

Бакалавриат занимает всего 4 года, и в этом есть свое преимущество: сразу после получения степени бакалавра вы можете искать работу или отправиться в магистратуру.

В отличие от будущего специалиста, окончившего четвертый курс, у бакалавра куда более широкий выбор. Вопрос в том, что выбрать?

Обязательна ли магистратура после выпуска?

В целом высшее образование в России не считается обязательным. Вы можете окончить даже 9 классов — и попытаться найти работу. В университет или институт отправляются, чтобы получить профессию и возможности для карьерного роста.

Если ваша цель — получить высшее образование, достаточно окончить бакалавриат. Согласно российским законам, бакалавр имеет право работать по выбранной специальности и даже занимать руководящие должности. Это полноценная «вышка», после которой можно выбрать любой путь развития. А значит, получать магистратуру и тратить два дополнительных года необязательно.

Альтернативы продолжению обучения

После бакалавриата вы можете:

  • отправиться в магистратуру, где вы проведете еще два года за написанием диссертации. Статус магистра откроет дополнительные двери в будущем: что бы ни говорили, а магистров куда охотнее принимают на работу и в России, и за рубежом;
  • отправиться в магистратуру за рубеж. Еще один любопытный вариант. В некоторых вузах (например, в ИМЭС) готовят студентов к поступлению в зарубежные учебные заведения: делают упор на английский язык и языковую практику, проводят занятия с лучшими преподавателями мира (разумеется, по-английски). После такой подготовки поступить будет несложно;
  • пройти дополнительные курсы и сменить профессию. Если за четыре года вы разочаровались в выбранной специальности, вы можете относительно легко поменять ее. Курсы длятся от полугода до года — совсем недолго по сравнению с высшим образованием;
  • получить второе высшее образование. Возможно, вы сможете сократить срок обучения на 1–1,5 года или больше — все зависит от того, какое направление вы выберите;
  • пройти курсы по программе MBA. Это лучший выбор для будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей. Программа MBA престижна и имеет большой вес в глазах работодателей.

Как видите, вариантов очень много.

Рассмотрим поподробнее два варианта — трудоустройство и получение второго высшего образования.

Трудоустройство после окончания бакалавриата

В целом, бакалавров ценят меньше, чем магистров: и в России, и за рубежом вам придется поискать работу. Но вчерашние студенты в любом случае испытывают сложности при поиске первого работодателя: без опыта устроиться трудно.

Вот четыре стратегии, которых вы можете придерживаться:

  • найти работодателя во время практики. Крупные компании всегда в поиске хороших специалистов. Если вы проявите себя на практике, покажете, что заинтересованы в работе и готовы углубиться в проект, вам могут сделать оффер (предложение устроиться) еще во время учебы. Не отказывайтесь: сейчас куда лучше перевестись на вечернюю или заочную форму обучения и работать, получая реальный опыт, чем искать работу несколько месяцев после выпуска;
  • рассылать резюме в сотни компаний и проходить собеседования. Сегодня не нужно ходить по отделам кадров или обращаться в службу занятости населения — достаточно отслеживать вакансии на сайтах и вовремя подавать заявки. Обязательно подготовьте резюме и внимательно читайте требования работодателя;
  • отправиться на специальные курсы при компании с гарантированным трудоустройством. Еще одна возможность найти первую работу. Многие крупные компании готовы обучать будущих сотрудников даже бесплатно;
  • отправиться на стажировки. Стажировка — дополнительная «практика», на которую вы можете пойти по собственной воле. Она дает рабочий стаж и упрощает поиск работы в дальнейшем. Кроме того, если вы проявите себя, вас могут взять в компанию, которая устраивает стажировку.

Как видите, вариантов и стратегий достаточно. Вам вовсе необязательно получать степень магистра, чтобы устроиться на работу — почти все «двери» открыты!

Получение второго высшего образования

Бакалавры, как, впрочем, и все остальные могут получить второе высшее — как правило, платное. Бесплатными могут быть только первый бакалавриат с магистратурой или специалитет.

Второе высшее можно получить сразу после окончания бакалавриата. Сдавать ЕГЭ повторно не нужно — вы можете отнести документы в новый вуз, сдать внутренний экзамен или пройти собеседование. Можно пойти на специалитет или бакалавриат. Если программы будут совпадать по нескольким пунктам (дисциплинам), вы сократите срок обучения на 1–1,5 года.

Еще одна возможность — поступить на второе высшее во время обучения на бакалавриате. Вы можете очно учиться в одном вузе, а заочно или на вечернем — в другом. Еще удобнее выбрать сразу два факультета в одном вузе.

Программы могут совпадать по нескольким дисциплинам. Благодаря взаимозачету вы сможете сократить срок обучения на втором высшем до минимума и окончить его одновременно с первым. Удобно? Да, всего четыре года — и вы получите две специальности.

В ИМЭС, как и в некоторых других вузах, дают все возможности для будущих бакалавров: здесь есть направления, включающие в себя подготовку к работе или обучению за рубежом, доступна возможность одновременного получения двух высших образований, есть большой выбор

Бакалавриат и специалитет в РТУ МИРЭА

В связи с участием России в Болонском процессе и в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» получение высшего образования в России возможно в двух форматах:

  • трёхуровневая система образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура;
  • двухуровневая система образования: специалитет – аспирантура.

Бакалавриат и специалитет — это начальные уровни системы высшего образования, обучение на которых возможно после получения аттестата о среднем общем образовании или диплома о среднем профессиональном образовании, или диплома о высшем образовании.

Обучение в Университете по программам бакалавриата и специалитета возможно только по очной (дневной) форме обучения. (В филиалы Университета также ведётся приём по очно-заочной форме обучения).

Продолжительность обучения по программам бакалавриата составляет 4 года; по программам специалитета — 5–5,5 лет.

Часто задаваемые вопросы:

И то, и другое является начальными уровнями высшего образования. Бакалавра рассчитан в первую очередь на формирование и развитие практических навыков студентов в профессиональной области и даёт фундаментальную подготовку широкого профиля. В свою очередь специалитет предполагает более узкопрофильное обучение в конкретной предметной области.

Срок обучения по программам бакалавриата, в среднем, на 1 год короче, чем по программам специалитета, что даёт выпускникам возможность раньше начать профессиональную деятельность. Диплом бакалавра понятнее иностранным работодателям, тогда как крупные государственные российские компании лучше «знакомы» c термином «специалист».

По окончании обучения бакалавры могут продолжить обучение на бюджетных местах в магистратуре; специалисты — в аспирантуре.

Поступление на 1 курс возможно на основании аттестата о среднем общем образовании или диплома о среднем профессиональном образовании, или диплома о высшем образовании (а также приравненных к ним документам об образовании и квалификации).

Поступление на 1 курс после окончания бакалавриата или специалитета считается вторым высшим образованием и может осуществляться только на договорной основе.

Набор основных образовательных программ, реализуемых в Университете, достаточно обширен. Найти интересующие Вас программы и учебные планы можно на официальном сайте Университета в специальном разделе. Определиться с выбором направления подготовки или специальности Вам поможет Гид по специальностям и направлениям подготовки. Кроме того, предлагаем Вам посетить Дни открытых дверей Университета и принять участие в экскурсиях на предприятия-партнёры и в Университет.

В Университете установлена 6-дневная учебная неделя.

Примеры расписания учебных занятий можно посмотреть здесь.

Отсрочка от службы в армии предоставляется студентам очной формы, обучающимся по аккредитованным специальностям и направлениям подготовки, в соответствии с законодательством РФ.

Все образовательные программы очной формы обучения, по которым планируется набор в 2021 году являются аккредитованными.

Студентам очно-заочной формы обучения отсрочка не предоставляется.

РТУ МИРЭА — один из немногих московских вузов, в которых сохранена военная кафедра, осуществляющая подготовку офицеров запаса и солдат запаса. В 2019 году военная кафедра преобразована в военный учебный центр.

Поступление в военный учебный центр осуществляется по окончанию второго курса обучения. Студент, желающий обучаться в военном учебном центре, должен быть годным к военной службе, не иметь академических задолженностей и сдать нормативы по физической подготовке.

В соответствии с законодательством РФ, офицеры запаса и солдаты запаса не призываются на срочную службу в ряды Вооружённых сил РФ.

Студенты Университета проходят учебную и производственную практику на ведущих предприятиях сферы высоких технологий города Москвы, таких как ФГБУ НИИ «Восход», АО «Швабе», ННПЦ ДГОИ имени Д. Рогачёва и ещё более 50 крупнейших предприятий-партнёров.

В Университете ведётся активная работа по содействию трудоустройству выпускников. Кроме того, благодаря уникальной системе обучения «вуз – базовая кафедра – базовое предприятие», большинство студентов начинают профессиональную деятельность по своей специальности уже на старших курсах, устраиваясь на те же предприятия, на которых проходят практику и обучаются.

Читать еще:  Является ли земля имуществом

Поступление для обучения по программам бакалавриата и специалитета в 2021 году осуществляется, в основном, на основании результатов ЕГЭ. При этом для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность сдачи внутренних экзаменов по материалам Университета. Кроме того, существует возможность поступления на основании результатов олимпиад школьников.

К экзаменам (как ЕГЭ, так и внутренним экзаменам Университета) можно подготовиться:

  • самостоятельно (на сайте размещены программы и примеры вступительных испытаний — для поступающих по внутренним экзаменам);
  • посещая подготовительные курсы для выпускников школ и средних профессиональных образовательных организаций, где вы сможете «освежить» знания и разобрать основные типы задач, которые входят во вступительные экзамены;
  • пройдя обучение в физико-математической школе по программам для 9, 10 или 11 классов.

Подать документы для поступления на обучение по программам бакалавриата и/или специалитета можно с 18 июня.

Подробнее об условиях поступления можно узнать здесь.

Большинство студентов обучаются бесплатно, так как Университету ежегодно выделяется достаточно большое количество бюджетных мест (почти 4 500 в 2021 году!). Однако если вы не поступите на бюджет, то можете обучаться на договорной основе.

Выпускники колледжей и техникумов, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании, могут поступать в Университет на основании внутренних экзаменов на любую программу.

Подробнее о поступлении в Университет после колледжа или техникума можно прочитать здесь.

Получение второго (и последующего) высшего образования возможно по всем программам Университета, но только на платной основе. О поступлении для получения второго (и последующего) высшего образования можно прочитать здесь.

В Университет могут поступать как граждане Российской Федерации, так и граждане других государств, в соответствии с действующими международными договорами и законодательством РФ.

Организационные вопросы, связанные с поступлением иностранных граждан, решает Институт международного образования.

Подробнее о порядке поступления иностранных граждан можно прочитать здесь.

Студенты Университета имеют широкие возможности для участия в международных программах: широко распространена практика международных академических обменов и обучения по программам «двойного диплома», когда студент одновременно с обучением в РТУ МИРЭА, часть курсов прослушивает в зарубежном вузе-партнёре, а по окончанию обучения получает диплом сразу двух вузов.

РТУ МИРЭА является одним из четырёх российских членов ассоциации европейских технологических вузов T.I.M.E. (Top industrial managers for Europe), что позволяет развивать большое количество программ академической мобильности студентов.

Практически все международные программы для студентов Университета являются бесплатными.

Университет предлагает обширный выбор программ дополнительного образования для своих студентов, в их числе:

  • Центр обучения иностранным языкам;
  • Академия ТВ
  • Сетевая академия «Cisco»;
  • Microsoft IT Academy;
  • Huawey network academy;
  • EMC 2 Academic Alliance;
  • VMWare IT Academy;
  • Международная высшая школа бизнеса информационных и компьютерных технологий;
  • Центр профессионального педагогического образования;
  • Автошкола;
  • Учебный центр цифровой тележурналистики;
  • iStudio;
  • Школа-студия «Авангард-дизайн».

и многие другие!

Дни открытых дверей проводятся несколько раз в год. С расписанием Дней открытых дверей можно ознакомиться здесь.

Кроме того, приглашаем всех желающих познакомиться с Университетом ближе, записавшись на одну из проводимых нами экскурсий или посетив стенд Университета на образовательных выставках.

Бакалавр, магистр и специалист = высшее образование.

Не все знают, что специалист, магистр и бакалавр — это высшее образование, после которого обладатель диплома имеет право занимать должности, требующие наличие высшего образования. Эти ступени отличаются продолжительностью обучения в ВУЗе и насыщенностью программы теоретическими и прикладными дисциплинами. При этом в последние годы перешли на систему бакалавриата и магистрата, а дипломы специалистов остались преимущественно у выпускников прошлого столетия.

Ниже описаны уровни образования, установленные в России. А так же более подробно раскрыты понятия: специалист, бакалавр и магистр.

Уровни образования

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.
    В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр».

    Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
  • для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
  • для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
  • для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.

Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.

Бакалавр

Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.

Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.

«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

Специалист и магистр

Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра 1 .

Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти 2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

Раздел

Статьи

Бакалавриат vs Специалитет

Вчерашние школьники оказались перед непростым выбором. Сейчас абитуриентам предстоит решить не только вопрос «Чему и где учиться?», но и «Как получать образование?» Сложность в том, что с вступлением России в Болонский процесс многое поменялось. В частности, изменилась структура высшего образования: оно разделилось на два уровня (бакалавриат и магистратура). Традиционная форма обучения — специалитет — также не сдает свои позиции.

Образовательная дилемма

Как же сделать правильный выбор между бакалавриатом и специалитетом?

Для абитуриентов, желающих стать бакалаврами, существуют две схемы обучения. Большинство по привычке поступают после 11-го класса школы. Также можно окончить 9 классов и поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра придется учиться уже не четыре, а три года.

У выпускников также есть возможность поступить на традиционную форму обучения — специалитет. Но следует обратить внимание на то, что с 1 января 2011 прием специалистов по большинству образовательных направлений будет прекращен. Такая форма подготовки сохранится лишь в медицинских, военных и инженерных вузах.

И бакалавры, и специалисты имеют право продолжить обучение в магистратуре. Магистратура — это дополнительные два года учебы. Подготовка более фундаментальная, помогает углубить узкоспециальные знания. Обучение в магистратуре рассчитано на молодых людей, которые хотят заниматься наукой или преподаванием.

Поступать или не поступать в магистратуру — с этим вопросом можно будет определиться позже, в процессе обучения. А сейчас абитуриенту важно разобраться, что выбрать: специалитет или бакалавриат? Давайте взвесим все плюсы и минусы.

Бакалавриат

Бакалавриат (4 года) — это полноценное высшее образование первой ступени. Обучение бакалавров в первую очередь направлено на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных работников начального и среднего звена. Студент получает общие навыки по выбранному направлению, которые потом может применить на практике.

К несомненным достоинствам бакалавриата относится то, что он обеспечивает так называемую мобильность студентов, т.е. с таким дипломом легко продолжить обучение в магистратуре не только российского, но и иностранного вуза. Выпускники-бакалавры смогут более свободно претендовать и на работу за границей. Главное условие Болонского процесса — введение в России западной системы образования — должно решить проблему признания наших дипломов за рубежом.

Помимо этого, бакалавры учатся менее продолжительный срок. Уже через четыре года они получают выбор: заняться своей карьерой или продолжить образование в магистратуре. Хорошая новость для «карьеристов»: бакалавриат как «общее» высшее образование позволяет после окончания вуза быстро сменить профессию. Не нужно будет переучиваться 5 лет или получать второе высшее образование — достаточно лишь пройти специальные курсы.

Если говорить о недостатках бакалавриата, то представители многих ведущих российских вузов сомневаются, будет ли четырех лет достаточно, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20-25% от общего числа закончивших первую ступень образования. Таким образом, складывается мнение, что выпуск бакалавров — «недоученных специалистов» — может привести к общему падению уровня высшего образования в России.

Возможны и проблемы с работой: работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр — это человек с высшим образованием. А потому выпускникам с такими дипломами несколько сложнее устроиться на работу (хотя в большинстве случаев многое зависит от личных качеств и профессиональных навыков соискателя).

Те, кто остановится на первой ступени высшего образования, по всей вероятности, не получат возможности работать на ряде должностей в органах власти, преподавать в вузах России. Научная деятельность также станет проблематичной: бакалавр не имеет права после окончания вуза на обучение в аспирантуре и защиту диссертации.

Специалитет

Специалитет (5 лет) — традиционная форма российского высшего образования. Будущему дипломированному специалисту дается и базовое образование, и углубленная подготовка в рамках выбранного направления.

Все, что принято считать недостатками бакалавриата, закономерно становится достоинствами специалитета.

Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Да и работодатели больше доверяют привычной «корочке» специалиста. Так что, по всей вероятности, они будут иметь преимущества в России при приеме на работу по сравнению с бакалаврами. Кроме того, выпускники традиционной формы высшего образования смогут преподавать в российских вузах и занимать более высокие должности в органах государственной власти и управления.

К недостаткам специалитета можно отнести то, что выпускникам с таким дипломом сложнее продолжать обучение и устраиваться на работу по специальности за рубежом. Степень «специалист» не так понятна европейскому работодателю, как «бакалавр».

Что выбирают вузы?

Большинство высших учебных заведений пока постепенно переходит на двухуровневую систему образования. Отметим, что некоторые вузы перевели отдельные факультеты на новый принцип обучения еще до публикации официального распоряжения. Это Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и др.

В крупнейших университетах Санкт-Петербурга к нововведениям отнеслись по-разному.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по большинству специальностей дает возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. Исключение составляет Смольный институт свободных искусств и наук госуниверситета, где можно получить диплом специалиста только по специальности «Антропология». Остальные 11 факультетов уже ввели бакалавриат.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) по образовательным направлениям можно получить дипломы и специалиста, и бакалавра — формы обучения распределились примерно поровну.

Читать еще:  Пособя на втарога ребенка у москве 2021

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) предлагает выбрать из четырех направлений, где можно получить степень бакалавра: «Эксплуатация транспортных средств», «Архитектура», «Строительство» и «Менеджмент».

А вот в Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН) остались верны традициям классического пятилетнего образования. Желающим обучиться на бакалавра пока тут делать нечего — все факультеты и специальности рассчитаны только на будущих специалистов.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) также верен традиционной системе: здесь готовят преимущественно специалистов. Факультетов и отделений с такой квалификацией в два раза больше, чем с бакалавриатом. По словам ректора университета, для творческих профессий новая двухуровневая система образования совершенно неактуальна.

Таким образом, становится понятно, что, несмотря на официальные распоряжения, вузы не спешат кардинально менять старый порядок. Они присматриваются, пробуют, ждут результатов. В нашей стране десятилетиями формировалась особая система подготовки высококвалифицированных специалистов. Но сейчас она нуждается в обновлении. Окажется ли жизнеспособной реформа, которую предлагает Министерство образования и науки, покажет время. А первые результаты станут видны лишь через несколько лет.

Как стать преподавателем ВУЗа?

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо:

  • постоянно изучать литературу по специальности,
  • быть в курсе последних достижений в своей области,
  • не жалеть времени на подготовку к занятиям,
  • также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты.

Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебными заведениями, но не должна превышать 900 часов в год.

Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Специалист или бакалавр?

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь — европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры — 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

• высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
• квалификация «дипломированный специалист».

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

• не менее 4 лет для бакалавра,
• не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
• не менее 6 лет для магистра.

При этом «бакалавр» и «магистр» — это научные степени, а специалист — профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр — эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры — это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года — одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров — по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго — для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

• Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
• Другой плюс в пользу получения степени бакалавра — это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности — за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
• И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

• Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
• Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов — насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Читать еще:  Последние изменения по исполнительным листам

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы «недоучек» в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу — хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?

Магистратура

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области.

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

Эквивалентность дипломов

Соответствие дипломов, уровней обучения и квалификаций

Очень часто в российской медиа среде (прессе, на телевидении, в интернете и пр.), а порой и в академических кругах, в разном контексте обсуждается понятие дипломов т.н. «международного образца«. Например, что такие дипломы дают возможность их обладателям без труда продолжить учёбу или найти работу в любой стране мира.

Дело в том, что таких дипломов «международного образца» просто не существует в природе: в каждой стране (или группе стран, как, например, в Европейском Союзе) существует своя система образования со своими вузами, которые выдают определённые дипломы о высшем образовании. Эти последние присуждаются на основании прослушанных курсов лекций и сданных зачётов и экзаменов, т.е. определённого учебного плана. Существует ли международный образец или некий эталон учебного плана, применимый для вузов всех стран? Очевидно, что нет.

Просим вас ознакомиться ниже с описанием некоторых ситуаций, когда за рубежом может потребоваться подтверждение российского образования (диплома).

Продолжение образования во Франции

Для продолжения образования во Франции не нужно проходить стороннюю процедуру подтверждения вашего полученного в России диплома: необходимо предоставить выбранному вами французскому вузу нотариально заверенный перевод ваших дипломов или выписок о вашей успеваемости (если диплом вы ещё не получили). Процедура поступления и список необходимых документов указаны в соответствующих рубриках на нашем сайте.

На основании предоставленных документов вуз сам решает, какому уровню французского образования соответствует полученное вами в России образование, т.е. на какой уровень образования во Франции вы можете претендовать.

Работа за рубежом

Если вы планируете поехать во Францию на работу, вам следует уточнять процедуру трудоустройства и необходимые для этого документы у вашего будущего работодателя.

Вы можете также обратиться в ENIC-NARIC France (European Network of Information Centres – National Academic Recognition Information Centres) — международную организацию по академическому и профессиональному признанию иностранных дипломов (www.enic-naric.net), где вы можете получить документ, подтверждающий ваш уровень российского образования для работы во Франции. Обращаем ваше внимание на то, что этот документ не является дипломом и не заменяет его.

Соглашение о взаимном признании дипломов

В целях развития сотрудничества в сфере образования и науки между Россией и Францией 29 июня 2015 года было подписано межправительственное соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и учёных степеней.

Соглашение разработано в соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, от 11 апреля 1997 года и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Соглашением регулируется взаимное признание образования, квалификаций и учёных степеней, полученных в российских и французских образовательных и научных организациях, с целью обеспечения доступа их обладателей к получению образования в этих странах.

Соглашением также устанавливается соответствие между уровнями образования и учёными степенями в России и во Франции.

— среднее профессиональное образование (при наличии среднего общего образования), полученное в России, подтверждаемое дипломом о среднем профессиональном образовании, и краткосрочное высшее образование, полученное во Франции, подтверждаемое дипломом техника высшей квалификации или университетским технологическим дипломом;

— высшее образование, полученное в России, подтверждаемое дипломом бакалавра, и высшее образование, полученное во Франции, подтверждаемое дипломом лиценциата (Licence);

— высшее образование, полученное после успешного завершения первого года магистратуры в России, и высшее образование, полученное после успешного завершения первого года программы «Мастэр» (Master) во Франции;

— высшее образование, полученное в России, подтверждаемое дипломом специалиста или магистра, и высшее образование, полученное во Франции, подтверждаемое дипломом «мастэр», званием «дипломированный инженер» или дипломом о присвоении степени «мастэр»;

— учёная степень кандидата наук, предусмотренная государственной системой научной аттестации, полученная в России, и степень доктора, полученная во Франции.

С даты вступления в силу Соглашения (29 июня 2015 г.) прекращает действие Соглашение между правительствами России и Франции о взаимном признании документов об учёных степенях от 12 мая 2003 года.

Принятое решение позволит реализовать процедуры взаимного признания образования, квалификаций и учёных степеней, полученных в образовательных и научных организациях России и Франции, по упрощённой схеме, будет способствовать привлечению к работе в России высококвалифицированных специалистов, получивших образование в ведущих французских образовательных и научных центрах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector