Reka-home.ru

Река Хом
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли школа не орнагизовывать гпд?

  • Главная
  • Важная информация
  • Родителям
  • Группа продленного дня

Группа продленного дня

Координационный совет лицея по работе в ГПД
  • Директор лицея – Светлана Петровна Сергеева
  • Заместитель директора, куратор ГПД – Лолита Ивановна Дмитренко
  • Методическое объединение учителей начальной школы и воспитателей ГПД
  • Социально-психологическая служба лицея
  • Родительский комитет

В начальной школе лицея работают три группы продленного дня.

График работы группы – с 12.45 до 18.45.

Режим работы группы продленного дня
Воспитатели ГПД
  1. Васильева Светлана Николаевна (1 кл)
  2. Кацуба Елена Николаевна (2 кл.)
  3. Плехова Татьяна Тимофеевна (3-4 кл.)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня.

Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается в школе до самого вечера. Однако он не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остается в школе. Учителя нашего лицея в своей работе стремятся это учитывать. После окончания уроков в начальной школе функционируют ГПД. Здесь дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости – получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня школьника важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

  • образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, кружки по выбору;
  • содержательный и оздоровительный досуг: интеллектуальные и развивающие игры, спортивные секции, прогулки, кружки художественно-эстетического цикла.

Особое место в режиме ГПД отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы). Главное, чтобы свободное время ребенка не превратилось в рабочее или просто в скучное и рутинное «отбывание» до вечера. Задача воспитателей – сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. У наших воспитателей есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий. Например, занятия по проектной деятельности. Очень сложный вид деятельности, но он приносит много радости и приятных волнений. Для каждого находится занятие.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки – участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе.

Подготовка домашних заданий

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

  • приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
  • начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч., в 4 классах – 2 ч., в 6 – 8 классах – 2,5 ч., в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.;
  • предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
  • предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
  • проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты;
  • предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Прокуратура разъясняет: Права ребенка в школе

Прокуратура разъясняет: Права ребенка в школе

Ребенок имеет право получить основной общеобразовательный курс бесплатно, что гарантирует Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании в Российской Федерации».

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы. Для представителей школы это – обязанность, они не только должны ознакомить ученика с этими документами, но и вывесить их в школе для всеобщего обозрения (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если ученик в состоянии выучить какой-то предмет досрочно, он имеет право на ускоренный курс обучения по этому предмету, и школа должна этому стремлению содействовать. Способы такой помощи должны быть прописаны в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении школы и в ее внутренней жизни. Если школьники не согласны с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность указана в ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. А во внеучебное время ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Также ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Конституция РФ).

Обязанности ребенка в школе

Каждый ученик обязан:

-соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;

-посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;

-бережно относиться к имуществу школы;

-уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Деньги, дежурства, религия и дисциплина

Часто родителям школьников «выставляется счет» на новые окна, парты, компьютеры и прочие нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным. Родителей, через их детей, никто не может заставить тратить деньги, если они того сами не хотят. Школа может только предложить, а родители, вместе с ребенком, решат, внимать ли этой просьбе.

Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа (какие предметы, сколько часов и т.д.), а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, а вот посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе и т.п. Но школьные уборочные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен (ст. 37 Конституции). Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Ученика могут попросить убраться в классе, но не в коем случае он не обязан делать это. Можно согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей (опекунов, усыновителей).

Если кого-то из учащихся назначают следить за дежурными, это также неправомерные действия. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности: дети не могут отвечать за поддержание дисциплины.

Если же ребенок трудится во благо школы, пусть он это делает добровольно, но если родители не согласны, они вправе пожаловаться на школу в Управление образования, обратиться в прокуратуру или в суд.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. В соответствии с законодательством в России – светская школа. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, школа (или конкретный учитель) не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Если школьника принуждают к чему-либо (дежурствам, дополнительным занятиям, религиозным мероприятиям и пр.), ему и его родителям следует защитить права ребенка и подать письменную жалобу директору школы. Если после жалобы ситуация не будет исправлена, жалобу (с копией жалобы директору и ответом на нее) нужно направить в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Если и после этого права ребенка будут продолжать нарушаться, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

Кроме принуждения и дискриминации, в школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Кто ответит за травмы школьника?

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

  • В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
  • На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

    Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

    Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

    На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

    • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
    • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
    • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

    Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

    Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

    • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
    • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

    Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.

    Читать еще:  Как рассчитать отпускные за неотгуленный отпуск при увольнении
  • Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
  • Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
  • Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

    Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

    После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

    1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

    2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

    3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

    Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

    По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

    Что родители первоклассников могут требовать от школы

    Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.

    Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.

    Не задавать домашнее задание

    В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.

    Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.

    Отменить оценки в любой форме

    В первом классе детям не могут ставить оценки. Причем запрещено ставить не только цифрами — пятерки или двойки. Нельзя применять любую оценочную систему. Например, некоторые учителя начинают ставить детям в тетрадях штампики, по которым понятно, кто написал лучше, а кто хуже. Или выдают треугольники и кружки, комментируя, что кружок — это «отлично», а треугольник — «удовлетворительно», то есть тройка.

    Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.

    Перевести ребенка на семейное обучение

    Ребенок может числиться в школе, а учиться дома. Родители имеют право перевести первоклассника на семейное обучение. Даже если ребенок абсолютно здоров: просто родители так решили.

    Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.

    Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.

    Присматривать за ребенком после уроков

    Если в школе есть группа продленного дня, первоклассник может после уроков оставаться там на несколько часов. Его накормят обедом, развлекут и присмотрят за ним до прихода родителей.

    Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.

    Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.

    Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.

    Отменить поборы

    Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.

    Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.

    Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.

    Возмещать вред имуществу и ребенку

    Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.

    Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.

    Разрешить присутствие на уроках

    Если родителям кажется, что ребенка неправильно учат, учитель странно себя ведет или есть претензии к самому первоклашке, можно понаблюдать за учебным процессом. Маме или папе разрешат посидеть на занятиях — но только если сам учитель и руководство школы не против.

    Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.

    Отдать документы, если ребенок не готов к учебе

    Некоторых первоклашек зачисляют в школу до семи лет. По закону так можно: если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 8 месяцев и родители считают, что он уже готов учиться, то ему необязательно ходить в садик еще год.

    В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение. Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов. Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.

    Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение. Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них. Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.

    В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет. Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально. Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.

    На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.

    Продленка — благо для ребенка?

    Группа продленного дня: за и против.

    Группа продленного дня, или как ее часто называют «продленка», существует сегодня во многих российских школах. Для работающих родителей это очень хороший помощник. Ведь забрать свое чадо из школы сразу же после окончания уроков им может не позволять работа. А заботливые бабушки, дедушки и, тем более, гувернеры есть не у всех. При этом в продленке ребенок делает уроки, отдыхает, общается со своими сверстниками, все это время находясь под бдительным оком своего педагога.

    Вынужденная необходимость

    Несмотря на очевидные плюсы, критики продленки выдвигают достаточно убедительные аргументы против нее. Например, ребенку, который находится в школе практически целый день, сложно отдохнуть и восстановить свои силы. Еда в школьной столовой вряд ли заменит домашнюю. А одной воспитательнице порой сложно уследить за всей группой. Кто-то будет обязательно громко разговаривать, шалить и мешать другим детям выполнять домашние задания.

    «В группах продленного дня намного хуже, чем дома, — cчитает мама школьника Ольга из Курска. — Дети весь день находятся в одной одежде, потные, пыльные. Воспитатель, который с ними сидит, не особо смотрит, кто и как сделал домашнее задание. Если у родителей есть возможность после школы оставлять с кем-то ребенка дома, то не стоит отдавать его в группу продленного дня. Например, моего сына забирает из школы бабушка». При этом Ольга отмечает, что если бы не бабушка, ее ребенку пришлось бы ходить в продленку.

    А почему бы и нет?

    Чтобы сделать жизнь воспитанников продленки максимально комфортной, были разработаны специальные программы, которые сегодня активно используются во многих российских школах. Что из этого вышло, выясняли корреспонденты ИА vRossii.ru у директоров школ.

    Виолетта Лучкина, директор смоленской школы:

    В нашей школе группа продленного для существует давно и в разное время в нее ходят от трети до половины учащихся начальных классов. На продленке основным является организация полноценного питания и выполнения домашнего задания. Группа работает до 20-00, когда родители освобождаются после работы. Питаются 2 раза вполне прилично. Кроме того, стараемся, чтобы в это время дети гуляли хотя бы час (препятствием может быть плохая погода), а также занимались музыкой или танцами и немного физкультурой. Кроме того, демонстрируем различные развивающие программы и кинофильмы. Нам удалось организовать кабинки для переодевания и дети на продленке могут одеть другую более удобную одежду.

    Татьяна Шмадченко, директор брянской гимназии №7:

    Продленка входит в понятие «школа полного дня». Родители приводят детей в 8 утра и забирают их из школы в 6 часов вечера. Причем график пребывания ребенка в продленке составляет сам родитель. В нашей гимназии 8 групп продленного дня. Начинается продленка с приема детей. Затем в соответствии с регламентом идет прогулка, восстановительные процедуры, беседы о здоровом образе жизни, санитарные минутки. После обеда дети отдыхают и приступают к выполнению домашних заданий. Также обязательно предусмотрен полдник. Кроме того, детям предлагается посещать школу искусств, которая находится в здание нашей гимназии, и различные спортивные секции.

    Родители довольны

    Как видим, продленка не такая уж плохая вещь, причем не только для родителей, но и для детей. В качестве подтверждения приведем мнение матери третьеклассника Ольги Гвоздевой из Тулы. «Мой сын учится по программе «Школа 2010», — рассказывает она. — В нашей школе есть группы продленного дня, куда могут приходить учащиеся вплоть до 7-х классов. Для первоклашек оборудованы спальные классы. Продленку ведет учительница, которая делает с ребятами домашнее задание, отводит на кружки и секции. Часто детей отводят в кино или театры. На продленке дети не сидят голодными: у них есть полдник и ужин. Считаю, что группы продленного дня должны быть в каждой школе, ведь не всегда у родителей есть возможность забрать ребенка из школы вовремя. А так есть уверенность в том, что ребенок будет занят делом и за ним присмотрят».

    Не против продленки и отец липецкой школьницы Виталий. Правда, он убежден, что перед тем, как отдавать ребенка в группу продленного дня, родители должны учесть мнение самого ребенка. «Моя дочь ходит в группу продленного дня уже 2 года, — рассказывает он. — Перед тем, как отправить свое чадо в продленку, настоятельно рекомендую спросить ребенка, а хочет ли он сам туда ходить? В детстве я терпеть не мог школьные уроки, особенно когда был в младших классах, поэтому мне было легче и проще сделать все домашние задания дома. С дочерью повезло: ей нравится учиться, поэтому с этим проблем не возникало. В общем, никаких минусов. Ребенок и пообедает, и уроки сделает, и проверят их, и даже отметку поставят. При этом еще успевают погулять и поиграть».

    Вердикт психолога

    Татьяна Лунева, семейный психолог:

    Я к продленке отношусь положительно. Вредно ли для психики ребенка проводить в школе большую часть дня? Конечно, дома с родителями и близкими лучше. Но, когда ребенок после школы предоставлен сам себе, покушал и смотрит весь день телевизор, играет в компьютерные игры, то это тоже сказывается отрицательно на его развитии. Лучше пусть он будет под присмотром учителей, воспитателей. После занятий гуляет на свежем воздухе со сверстниками, а не сидит в душной квартире, общается с друзьями, играет и активно строит отношения, съест свежий и вкусный обед в компании одноклассников, а затем сделает уроки. В садике ребенок проводит целый день, мы же спокойно к этому относимся? С другой стороны, родители должны обязательно обращать внимание, в каких условиях проводит время их ребенок, что он ест, следит ли за ним педагог или он предоставлен сам себе. Все эти моменты родители должны контролировать самостоятельно.

    Читать еще:  Бланк Аренды Квартиры Между Физическими Лицами Простой Образец 2021

    Группа продлённого дня: помощь родителям или тяжкий крест для детей?

    Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

    Современная «продлёнка»

    Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.

    Отличие первое. «Продлёнка» стала платной

    Первое и довольно ощутимое нововведение – во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.

    В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.

    К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих – льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.

    Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.

    Отличие второе. График работы

    Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

    Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 – 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 – 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.

    Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»

    Воспитатели групп продлённого дня сейчас – это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.

    Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).

    А вот домашние задания воспитатели делать с детьми теперь не обязаны. «Приглядывать» — и только.

    Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.

    Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.

    «Минусы» продлёнки

    Конечно, группа продлённого дня – это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа – не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.

    Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги – в мешки для сменки.

    У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят – шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.

    Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.

    Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.

    Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным

    К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:

    • Давайте детям с собой еду. Ведь, несмотря на вполне съедобные и довольно плотные обеды, с прогулки ребята возвращаются проголодавшимися. Поэтому небольшой термос с чаем или какао, питьевой йогурт и булочка или другая не слишком скоропортящаяся еда будут очень даже кстати.
    • Нелишними будут и запасные носки или колготки, чтобы заменить ими промокшие во время прогулки.
    • Неплохо давать ребёнку с собой и сменную одежду. Конечно, это довольно хлопотно, но зато дети смогут сменить форму на что-то менее официальное и более удобное. Хотя, увы, многие ребята просто забывают или ленятся переодеваться.
    • Любимая игрушка тоже пригодится. Дети в начальной школе ещё малы и с удовольствием играют. Однако не разрешайте брать шумные или дорогие игрушки.
    • Если у школы нет возможности закупить игры для помещений и улицы, возможно, об этом стоит подумать родителям. Несколько наборов шашек, лото, шахмат, лопат для снега, снежколепов, прыгалок, обручей и коробка мела (в зависимости от времени года, конечно) не нанесут бюджету значительного урона, зато будут долго радовать детей.

    Из 150 омских школ только в 12 есть продленка

    Дата публикации 9 октября 2015 13:46 Автор Наталья Фролова

    «ОМСКРЕГИОН» изучил ситуацию с продленкой спустя год после отмены бесплатных групп продленного дня. Выяснилось, что платный присмотр за детьми в школах не пользуется популярностью. Родители оставляют детей дома на свой страх и риск.

    В прошлом году с принятием нового федерального закона работающие десятилетиями в школах группы продленного дня были закрыты, а ставки педагогов продленки — сокращены. Дело в том, что новая законодательная норма (ч. 7 ст. 66 ФЗ «Об образовании» № 273 от 2012 года) разделила понятия «образование» и «уход и присмотр за детьми в стенах образовательных учреждений».

    Организовать группы продленного дня можно, но лишь на платной для родителей основе. Для этого необходимо письменное заявление от необходимого количества родителей (не менее 25) и воля руководителя образовательного учреждения.

    Если в прошлом году лишь небольшая часть городских школ не имела лицензии на осуществление коммерческой деятельности, то в этом, по словам главного специалиста отдела общего образования департамента образования горадминистрации Омска Ольги Овчинниковой, большинство образовательных учреждений имеет весь необходимый пакет документов для организации платных групп продленного дня.

    «Администрация школ обязана изучить запрос родителей на наличие групп продленного дня», — пояснила работник департамента.

    По данным ведомства, сегодня лишь в 12 из 150 городских школах работают группы продленного дня (№ 17, 28, 37, 46, 74, 82, 130, 137, 138, 142, 143, 159). Число детей, посещающих продленку, составляет от 15 до 25.

    В соответствии с постановлением горадминистрации от 25 сентября 2014 года № 1280-П был определен размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях Омска. Он составляет 32,42 рубля в день за одного ребенка.

    Изначально сумма кажется небольшой. Однако это только плата за присмотр. Дополнительно родителями оплачивается питание. В течение дня школьника должны накормить три раза (завтрак, обед и полдник). В итоге общая сумма платы за «продленку» выходит более 4 тыс. рублей в месяц. Плюс к этому родителям еще необходимо скинуться на канцелярские товары и занимательные игры для детей, чтобы до 17–18 часов, когда их заберут родители, они чем-то были заняты.

    Из-за высокой стоимости услуги большинство омичей отказались от предлагаемой продленки. Еще большая финансовая нагрузка ложится на родителей нескольких детей и одиноких матерей и отцов. Поэтому у специалиста департамента образования есть опасение, что из этих 12 на сегодня существующих групп, к новому году останется лишь часть. Именно так и произошло в прошлом году.

    «В начале учебного года родители изъявляют желание на посещение их детей ГПД (группа продленного дня), так как им необходима группа продленного дня в силу занятости на работе. Их устраивает определенная в 32,42 рубля стоимость за присмотр. Но дополнительно к данной сумме родителям необходимо платить еще за питание. Так общая сумма может выходить около 3,5 тыс. рублей. Вот и получается, что вначале родители хотят и даже требуют организовать продленку, а потом, сталкиваясь с финансовыми трудностями, отказываются. В прошлом году у нас была такая ситуация в нескольких школах. К декабрю- из 25 человек в группе оставалось трое», — пояснила Ольга Овчинникова.

    Такие непопулярные группы продленного дня школы вынуждены были закрыть, так как специально нанятому человеку просто нечем было платить. Воспитатель не получает доплат из фондов, он также не получает заработную плату, так как нет выделенной единицы в штатном расписании учреждения. Это дополнительная платная услуга, которую предоставляет образовательное учреждение.

    Между тем родители учеников начальной школы испытывают крайнюю необходимость в присмотре за ребенком в рабочее время. В младших классах, как правило, 4-5 уроков, а значит, большую часть дня ребенок предоставлен сам себе.

    «Мой ребенок учится во 2-м классе 110-й школы, и у нас продленки, даже платной, нет. Мы записали его во всевозможные кружки в школе, так как с утра до вечера я и супруг работаем. Однако до и после занятий (учимся во вторую смену) ребенок дома один. Безусловно, мы постоянно по очереди контролируем его по телефону, но нас там нет, и мы не видим, что он делает. Один раз вечером мы обнаружили гору пепла на балконе. Сын, по его признанию, проводил опыты с бумагой и спичками. Он объяснил, что ему было интересно смотреть на горящие снежки, которые он делал из газеты, а после поджигал. К счастью, эксперименты были без глобальных последствий. В таком возрасте детям интересно то, что взрослый делать не будет из-за возможной опасности. У ребенка просто нет такого чувства самосохранения, и он не всегда анализирует, к чему какой-нибудь опыт может привести. Если бы была возможность отдать его в группу продленного дня, то у него бы просто времени не было бы что-нибудь сотворить», — рассказала мама школьника Мария Г.

    Ко всему прочему ранее с продленок родители забирали детей практически всегда с готовым уже домашним заданием. Теперь же, даже если и есть группа продленного дня, то «домашку» с детьми никто не выполняет. Это просто не входит в обязанность учителя, ведь он осуществляет «присмотр и уход за ребенком». Поэтому после наряженного рабочего дня родители вынуждены сидеть часами, чтобы выполнить домашние задания с ребенком.

    «Некоторые задания достаточно сложные. Даже сами формулировки идут с причастными и деепричастными оборотами, в несколько строк. Порой взрослому, чтобы понять, что нужно сделать, приходится читать не по разу. Предмет “Окружающий мир” мы иногда делам до двенадцати, до часу ночи. Там очень много практических заданий, опытов, которые нужно проводить и итоги записывать. Иногда получается, как в анекдоте про то, что делая уроки, мать охрипла, ребенок оглох, а соседи все выучили. Видимо те, кто принимал закон, просто не воспитывают детей и внуков, либо у них имеются персональные воспитатели и учителя», — добавила мама второклашки.

    Кстати, этим летом депутат Госдумы Олег Смолин пытался провести законопроект о возвращении к бесплатной продленке (парламентарий прекрасно знает проблему отсутствия продленки изнутри, так как его внук в прошлом году пошел в школу, где также нет продленки), но Правительство РФ, Минобрнауки и комитет по образованию Госдумы не поддержали инициативу. Законопроект об исключении «возможности взимания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях» какой-либо платы за уход и присмотр за детьми после уроков не прошел.

    Читать еще:  В омске каким должен быть доход для возврата 50 % за оплату садика

    По мнению комитета, рассматривавшего проект закона, в случае реализации депутатской инициативы из государственного бюджета потребуются дополнительные расходы, а сами школы, не имея средств на оплату услуг по уходу и присмотру за учениками, продленку больше предложить не смогут.

    «Да, законопроект о возвращении к бесплатной продленке получил отрицательное заключение правительства, Минобрнауки, профильного комитета. Хотя только на первом этапе обсуждения этого законопроекта в обществе в его поддержку было собрано 65 тысяч подписей россиян. Сейчас, я уверен, этих подписей еще больше. Что интересно, ранее о том, что продленка должна быть бесплатной, на встрече с депутатами Госдумы высказывался министр образования Дмитрий Ливанов. И представители фракции ЕР ругали его за то, что не подписал специальное письмо о том, чтобы продленные группы были бесплатными. В общем, получается парадоксальная картина: все на словах за то, чтобы продленка была бесплатной, а на деле она остается по-прежнему платной», — отметил первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

    Главный специалист отдела общего образования департамента образования горадминистрации Омска Ольга Овчинникова также выступает за возвращение бесплатной продленки, однако не уверена, что так будет. Специалисты надеются на введение хотя бы адресной помощи родителям в этом вопросе. Пока же департамент бесплатно может организовать до 10 часов в неделю внеклассной работы. Как показывает практика, родители стараются записать ребенка на все кружки, ведь тогда они точно будут знать, что хоть какое-то время ребенок не проводит «опыты», которые пришли ему в голову.

    Плюсы и минусы «продлёнки»

    Сегодня, как правило, во многих семьях Якутии работают оба родителя. Чтобы ребенок не оставался без присмотра, ещё в советские времена были придуманы группы продлённого дня. Но родители должны взвесить все «за» и «против», прежде чем отдать свое чадо в «продлёнку». Подробности в материале журналиста газеты «Якутия».

    Отсутствие «продленки» — проблема

    Большая проблема Якутска – переполненность городских школ и потому — отсутствие групп продленного дня. Показателен в этом плане пример школы №26. Учебное заведение переполнено, кабинетов для занятий не хватает.
    Завуч по воспитательной работе Вероника Елисеева признает, что в работе групп продленного дня намного больше плюсов, чем минусов:
    – Конечно, «продлёнка» — это хорошо. В первую очередь, это отличная помощь для родителей. К сожалению, у нас в школе нет возможности организовать такие группы. Раньше, когда продлённые дни были, дети с удовольствием в такие группы ходили, и родители были рады воспользоваться этой возможностью. Еще лучше было бы, если бы дети могли днем спать. Опять же дома вечером не надо делать домашнее задание.
    К сожалению, сегодня всё зависит от материально-технической базы школы.

    Одни из немногих

    Алданский район — единственный в республике, где в школах сегодня организуются группы продлённого дня.
    Директор Алданской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Людмила Соколовская рассказала о практике таких занятий:
    — Группы продлённого дня мы создаем мы заявкам родителей. Так как в этом учебном году желание отдать ребенка в «продлёнку» выразили всего три семьи, смысла организовывать группу не было. В последний раз в нашей школе «продлёнка» действовала в 2017—2018 учебные годы, в неё ходило пятнадцать человек. Учителя не против заниматься с детьми дополнительно, потому что нагрузка у них маленькая. В сентябре снова поинтересуемся, хотят ли родители отдать детей в группу продлённого дня.

    Родители были бы только рады

    Наталья Сазонова – учитель начальных классов столичной школы №21. В данное время сидит дома по уходу за младшим сыном, который в сентябре пойдет в первый класс. Старшая дочь учится в 3 «д» школы №31. Вот что Наталья, как мама двоих детей и педагог, думает о продленных занятиях в школе:
    – Если рассуждать в целом, «продлёнка» — это хорошая идея, но во многих школах Якутска таких групп нет. Хотя, как родитель, я была бы только «за», если бы мои дети после учебы оставались в школе и занимались в кружках по интересам. Это идеальный вариант. Понятно, что в таком случае должны быть дополнительные занятия по пению, рисованию, робототехнике… К тому же дети вместе с учителем делали бы домашнее задание, а вечером дома отдохнули бы, и родители не были заняты дополнительной работой.
    Возить ребенка по всему городу – достаточно проблематично. Я знаю, что существуют частные организации, создающие платную «продлёнку», но не все в состоянии платить за неё. Чаще всего в такие группы ходят учащиеся начальных классов, хотя, по идее, они должны работать вплоть до девятого-одиннадцатого классов. Например, когда я сама училась, в нашей школе была «продлёнка», хорошо помню, как мы оставались после уроков.

    Преимущества «продленки»

    Собственно, у продленных дней больше положительных сторон, чем отрицательных.
    Главным их преимуществом является то, что опытный воспитатель-педагог в отсутствие родителей присматривает за учениками. Если он помогает своим воспитанникам выполнять домашнее задание, то те же родители будут ему благодарны за то, что вечером смогут отдохнуть от выполнения уроков.
    Согласитесь, лучше, чтобы ваш ребенок чем-то занимался в школе, получая новые знания, а не сидел в одиночестве дома или слонялся без дела во дворе.

    Недостатки все же есть

    Все-таки ради справедливости упомянем и о минусах «продленки». Случается, что родители отмечают низкий уровень питания и недостаточный контроль за детьми.
    Кроме обычного обеда, школьники, ходящие в такую группу, должны дополнительно питаться. Разумеется, за еду надо платить, иногда это выходит в немалую сумму, которая тоже бьет по семейному бюджету.
    Понятно, что одному взрослому довольно сложно на протяжении длительного времени уследить одновременно за тридцатью детьми, а также сохранять дисциплину в классе. Также часто бывает, что учащиеся не могут полноценно отдохнуть днем, а для начальных классов это очень важно.
    Выполнение домашнего занятия в школе также имеет отрицательные стороны. Учитель такой же человек, как все остальные, после основных уроков он устает и элементарно не может уделить всем детям внимание.

    После школы: частные продленки и группы продленного дня в Минске

    Где взять время, чтобы забирать ребенка из школы, если вы работающие мама и папа? Как в конце тяжелого рабочего дня найти силы помочь выполнить домашнее задание? А когда же вместе с детьми отдыхать? Эти проблемы касаются всех без исключения родителей школьников. И хотя в некоторых школах предусмотрена продленка, все же она есть не везде, а вопросы остаются актуальны не один год. Как вариант – выбрать частную продленку.

    Частная продленка или группы продленного дня в центрах дополнительного образования и в частных школах – это неплохая альтернатива. Пока родители работают, ребенок находится под присмотром педагогов, выполняет домашние задания, играет и посещает дополнительные занятия. Кто же предоставляет такую возможность в Минске, узнал Family.by.

    Телефон: +375 29 670-37-90, +375 33 395-48-55

    Продленка при центре включает в себя выполнение домашнего задания, тренинги личностного роста (занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально), прогулки на свежем воздухе, питание (доступе фрукты, питьевая вода, горячий чай, какао и печенье). За отдельную оплату могут организовать горячее питание, трансфер, индивидуальные занятия с логопедом или психологом, занятия английским языком.

    Телефон: +375 29 181 47 97

    Продленка работает в две смены с 9.00 до 13.00 и с 13.30 до 18.00 в будние дни. В программу входит встреча детей, прогулка на свежем воздухе, выполнение домашнего задания под руководством опытного педагога, развивающие и настольные игры. Дважды в неделю английский язык. Внимание: продленка предусмотрена для учеников 1-4 классов.

    Телефон: +375 29 675-27-06

    Здесь в продленке будут рады ученикам 1-4 классов. Обещают педагогов высшей категории и современные образовательные методики. Продленка работает в первую (9.00-13.00) и вторую (13.30-17.30) смены и насыщена всевозможными дополнительными (помимо приготовления уроков) занятиями.

    Телефон: +375 29 316-97-90

    Продлёнкой можно воспользоваться, даже если Ваш ребёнок не посещает начальную школу «Учись-играй». Группа продлённого дня работает ежедневно в будние дни, с 14:00 до 18:00. На протяжении этого времени организуется отдых для детей, творческие занятия, помощь в выполнении домашнего задания, а также занятия по шахматам и хореографии. Продлёнкой можно воспользоваться 2, 3 или 5 раз в неделю.

    Телефон: +375 29 372-84-94, +375 29 772-84-94, +375 29 263-10-04

    Приглашаются ученики 1-4 классов в мини-группы по 6 человек. Время пребывания с 14.00 до 18.00. Детям предлагается качественное выполнение домашнего задания; помощь в усвоении школьного материала; занятия по математике, чтению, письму; развитие памяти, логики, внимания; расширение словарного запаса; английский язык; знакомство с географией; философия; настольные игры; физкультурная минутка; прослушивание классической и джазовой музыки; творческая деятельность; развитие лидерских качеств.

    Может ли школа не орнагизовывать гпд?

    Группы продленного дня (ГПД) осуществляют свою деятельность с понедельника по пятницу с 13.00

    Группы формируются для учащихся 1-х — 4-х классов по заявлению родителей.

    Нахождение ребенка в группе продленного дня бесплатное.

    Кабинеты оснащены детскими книгами, фильмами, игрушками, настольными играми, спортивным инвентарем.

    Группа продленного дня чаще всего состоит из 25-30 человек. Ребёнок вынужден находиться в детском коллективе (иногда очень шумном, беспокойном, конфликтном) целый день. Нервная система младшего школьника, особенно первоклассника, испытывает огромные нагрузки. Многие дети (в зависимости от типа нервной системы, темперамента) устают к концу первой половины дня, перевозбуждаются от учебной деятельности, различных эмоций. Они становятся плаксивыми, раздражительными, неуправляемыми. После уроков им необходимо сменить обстановку, побыть в тишине, заняться тихими играми в одиночестве, что вряд ли достижимо в группе продленного дня. Сложнее всего приходится гиперактивным детям.

    Если у вас есть возможность забирать ребёнка после уроков или хотя бы после обеда, обязательно её используйте. Таким образом, вы оградите нервную систему ребёнка от лишних стрессов и психических нагрузок.

    Постепенно дети привыкнут к ритму школьной жизни, будут меньше уставать, у них всегда будет хорошее, ровное настроение, они будут охотно общаться с родителями и сверстниками, появится готовность выполнять поручения, выходящие за рамки учебы.

    Несколько рекомендаций родителям:

    • В отношении с ребёнком придерживаться «позитивной модели».
    • Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».
    • Говорить сдержанно, спокойно и мягко.
    • Давать ребёнку только одно задание на определенное время, чтобы он мог его завершить.
    • Поощрять за виды деятельности, которые требуют концентрации внимания.
    • Поддерживать дома чёткий распорядок дня.
    • Оберегать от утомления, дозировать время.
    • Давать возможность расходовать избыточную энергию (ежедневная физическая активность на свежем воздухе).

    Период адаптации.

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и воспитателя, аккуратно делать задания. Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

    Период адаптации к школе может длиться от двух – трех недель до полугода. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушаются сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения.

    Чтобы безболезненно пережить начало школьной жизни, которое без сомнения является стрессом для ребенка, попробуйте использовать следующие приемы, особенно, если сразу после занятий остается в группе продленного дня:

    • С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.
    • Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы.
    • Встречая ребенка, расспросите его о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если ребёнок поначалу не будет много говорить о школе. Столько эмоций, впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь оббьем новой информации.
    • При появлении первых трудностей, старайтесь найти, за что вы можете похвалить, а не покритиковать ребёнка.
    • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки.
    • Если учитель или воспитатель предъявляет претензии к вашему ребёнку, не ругайте его в школе, а позже дома спокойно объясните ему, в чем он не прав.
    • Не позволяйте ребёнку замыкаться на школьных неудачах, подчеркивайте важность познания нового и интересного. Вне школы найдите такую форму деятельности, где ваш ребёнок сможет проявить свои способности, обретет уверенность в себе.
    • Обязательно найдите общий язык с учителем и воспитателем, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребёнка.

    Если ребёнок будет посещать группу продленного дня (т.е. находиться в школе с утра и до вечера) советую обязательное соблюдение режима дня особенно в выходные. Он помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.

    Продолжительность сна первоклассника составляет: 11 – 11,5 часов в сутки (включая 1 – 1,5 часа днем). Важно, чтобы ребенок ложился спать и вставал в одно и то же время, — это обеспечивает легкое засыпание и пробуждение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, не допускайте перед сном активных игр, просмотра фильмов и телепередач. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: выключите яркий свет и телевизор, прекратите громкие разговоры. Приучайте его выполнять перед сном все гигиенические процедуры.

    Не забывайте об утренней гимнастике, которая способствует вхождению в ритм рабочего дня. Проводиться она должна регулярно.

    Для нормального роста и развития ребёнка требуется регулярное, полноценное питание. Важно питаться примерно в одно и то же время. Ребёнка 7 – 10 лет рекомендуется кормить не реже 4 раз в день, примерно через каждые 3 – 4 часа.

    Отдых должен быть активным. Первоклассник должен находиться на открытом воздухе минимум 3 – 3,5 часа в день. Ни в коем случае, нельзя лишать прогулки в наказание.

    В режиме дня должны быть предусмотрены определенные часы для занятий, для выполнения рекомендаций учителя. Оптимальное время: 16:00 – 18:00 часов.

    У ребёнка должно быть обязательно свободное время, которое он может использовать для занятий по интересам, 1 – 1,5 часа в день. В это время дети читают, рисуют, смотрят телевизор, играют на компьютере и т.д.

    Не забудьте включить в режим дня школьника посещение кружков или спортивных секций, выполнение домашних поручений.

    Чтобы ребёнок привык соблюдать режим дня, составьте его вместе с ним, учитывая его пожелания. В первые недели помогайте ему осваиваться, не поощряйте необоснованного выполнения режима и обязательно хвалите ребёнка за его старание, прилежание.

    Уважаемые родители! Мы подготовили для вас подборку рекомендаций по эффективному общению с детьми и надеемся, что вы учтете наши рекомендации.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector