Можно ли выставлять камеру нарушения пдд в ночное аремя
Разбор | 72 км можно! Все, что надо знать о системе видеофиксации нарушений ПДД
- 1. Что произошло
- 2. Какие нарушения фиксируют камеры
- 3. Где установлены камеры
- 4. Какие камеры установлены
- 5. За что будут штрафовать
- 6. Как работает система видеофиксации нарушения ПДД
- 7. Сколько придется заплатить за превышение скорости
Что произошло
1 июня в Украине заработала система фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения (ПДД). Система призвана уменьшить количество ДТП. Каждый день из-за аварий на дорогах в Украине погибает в среднем 8 человек, а почти сотня людей травмируется. Всего за годы независимости на дорогах погибли 175 тыс. человек.
Liga.Tech рассказывает, что нужно знать о системе видеофиксации, чтобы не нарваться на штраф.
Какие нарушения фиксируют камеры
На начальном этапе камеры будут фиксировать только превышение установленной скорости движения. В будущем планируется, что камеры будут регистрировать и другие нарушения:
проезд на запрещающий сигнал светофора;
нарушение правил остановки и стоянки;
движение и остановка на полосе общественного транспорта;
выезд на полосу встречного движения;
движение через железнодорожный переезд;
нарушение запрета двигаться по тротуарам.
Вскоре после старта МВД пообещало обнародовать пошаговый план, когда и какие нарушения начнут фиксироваться, кроме скорости.
Где установлены камеры
Пока в Киеве и в Киевской области работают 45 камер фиксации нарушений ПДД, из них 20 — в Киеве, 25 — в Киевской области. На сайте МВД есть полный список камер видеофиксации с разрешенной скоростью по каждой из них.
До конца года на дорогах государственного значения появятся еще 220 таких комплексов. Всего государственная программа повышения безопасности дорожного движения предусматривает установку 643 камер видеофиксации.
Какие камеры установлены
Нарушения на дорогах регистрируют камеры украинского производства КАСКАД. Их производит предприятие “Украинские системные инновации”. Стоимость одной такой камеры составляет 970 тыс. грн. На приобретение 50 камер видеофиксации государство потратило 54 млн грн.
Камера КАСКАД способна фиксировать номера с регистрацией в Украине, Молдове, ЕС, России и Беларуси со скоростью движения до 240 км/час на расстоянии 20-50 метров на трех полосах движения шириной 10,5 м. Для этого используются технологии компьютерного зрения на основе нейронных сетей. Собранные камерами данные хранятся и обрабатываются на серверах МВД.
За что будут штрафовать
Скорость движения в городе не должна превышать 50 км/ч (за исключением улиц Киева, на которых с 1 апреля по 1 ноября разрешена скорость 80 км/ч), вне населенных пунктов — не более 90 км/ч, на дорогах с разделительной полосой — не более 110 км/ч, на автомагистралях — не более 130 км/ч.
Штрафуется превышение скорости на 20 и более км. Еще 3 км — погрешность прибора. Итого, чтобы получить платежку на 255 грн, надо по городу ехать со скоростью 73 км, вне населенных пунктов — 113 км.
По данным МВД, лишь за первые за сутки камеры зафиксировали 57880 случаев превышения скорости. Нарушители пополнили госбюджет минимум на 7 млн грн всего за 24 часа.
Как работает система видеофиксации нарушения ПДД
После того, как камера зафиксировала превышение скорости, эта информация попадает в автоматическую систему электронной фиксации нарушений МВД. Патрульный полицейский проверяет, на кого зарегистрировано транспортное средство. После этого он формирует постановление о нарушении и добавляет электронную подпись.
Постановление автоматически направляется в отделение по месту регистрации транспортного средства, где его печатают и отправляют адресату в течение 3 дней.
Штраф приходит владельцу автомобиля (или его пользователю, если данные о нем занесены в реестр). Штраф за машину на иностранных номерах оплачивает тот, кто ввез ее на территорию Украины.
Сколько придется заплатить за превышение скорости
При нарушении на почту по месту регистрации приходит штраф за превышение скорости. За превышение более чем на 20 км/ч — 255 грн; за превышение скорости более чем на 50 км/ч — 510 грн. Если уплатить штраф в течение 10 дней, то нарушитель платит только 50% от его суммы — 122,5 грн и 255 грн.
Согласно закону, обжаловать штраф можно в течение 10 дней.
Если водитель не оплатил штраф на протяжении 30 дней, его сумма удваивается и передается судовым исполнителям для принудительного исполнения. При этом открывается исполнительное производство — на транспортное средство должника и другое имущество может быть наложен арест. Должник теряет право свободно распоряжаться своим имуществом.
Штраф можно оплатить:
по QR-коду на лицевой стороне постановления;
через электронный кабинет водителя на сайте МВД;
в приложении «Дія»;
с помощью платежных систем и сервисов. Например, с помощью приложения “Штрафы UA”;
Средства, полученные от уплаты автоматических штрафов, будут направляться на улучшение дорожной инфраструктуры и на безопасность дорожного движения.
Передвижных камер фиксации нарушений становится меньше
С российских дорог постепенно уходят мобильные камеры-треноги и передвижные комплексы на автомобилях: в 2020 году их парк сократился на 5%. «Треноги умирают, как мамонты», отмечают эксперты, из-за их технологического несовершенства и ужесточения правил применения систем фиксации нарушений. Парк стационарных камер при этом за год вырос в России почти на треть. При этом радикальное влияние на аварийность, свидетельствует статистика, комплексы оказывать перестали.
Согласно отчету научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России, с которым ознакомился “Ъ”, в 2020 году количество передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД снизилось на 5,4%, до 3,5 тыс. штук, годом ранее — на 2,3%, до 3,7 тыс. штук. Речь идет о мобильных комплексах на треногах и камерах, установленных на крышах автомобилей или микроавтобусов. Парк мобильных камер стабильно рос до 2016 года, следует из данных МВД, впервые опубликованных в виде ретроспективы, тогда он составил 3,9 тыс. штук.
В отчете НЦ БДД этот тренд не объясняется. Количество «передвижек» сокращается по ряду причин, пояснили “Ъ” в ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации). Во-первых, это устаревающая технология: в передвижных камерах используются радарные блоки определения скорости, не требующие, с одной стороны, настройки, юстировки и привязки к конкретному отрезку дороги, с другой — способные фиксировать только превышение скорости и еще один—три состава правонарушений.
«Из-за изменившихся нормативов, уравнявших стационарные и передвижные комплексы (речь идет о вступивших в силу 1 марта ГОСТе и новой редакции ПДД.— “Ъ” ), это преимущество утрачено,— пояснили в организации.— Например, если раньше предупреждающие знаки выставлялись только перед стационарными комплексами, теперь их нужно ставить и перед «передвижками»». Стационарные камеры — преимущественно оптические, более современные, говорят в ОКО, способные фиксировать большее количество составов, чем треноги. При этом оптические комплексы стоят дешевле, чем радарные, подчеркнули в ассоциации.
Как на смену треногам приходят камеры на крышах автомобилей
Известна масса случаев, когда треноги провоцировали агрессивную реакцию водителей. В сети немало видеороликов, как граждане нападают на сотрудников, охраняющих камеры, а комплексы ломают. Власти Подмосковья сообщали о двукратном росте подобных инцидентов в 2020 году. Подобные акты вандализма связаны, как правило, с убеждением автомобилистов, что камеры устанавливаются для создания ловушек вместе со знаками ограничения скорости. «Камеры, устанавливаемые на крыши автомобилей или автобусов, более заметные, чем камеры в кустах,— говорит представитель компании «Технологии распознавания» (производитель камер «Автоураган») Сергей Кусов.— К ним меньше претензий. А треноги умирают постепенно, как мамонты». По его словам, сейчас достигнут «паритет между претензиями автовладельцев и интересами эксплуатирующей стороны»: стало меньше жалоб и обращений граждан в суд по вопросу правомерности применения камер, снизилось и количество агрессивных атак. В ОКО отмечают, что в Подмосковье оператор отказался от использования треног, после чего втрое сократилось число мест, где в принципе можно установить передвижной комплекс, чтобы не создавать помех движению.
Согласно полицейской статистике, за год количество стационарных камер увеличилось в РФ на 27,4%, до 17,2 тыс. штук. В рамках объявленных в 2021 году тендеров власти закупают и монтируют по большей части именно такие комплексы: два конкурса на 7,7 млн и 28 млн руб. недавно объявили власти Удмуртии для улиц Ижевска, еще один тендер на 398 млн руб.— в Санкт-Петербурге. Значительная часть стационарных камер устанавливается в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги»: в 2019 году, рассказали “Ъ” в Росавтодоре, их было смонтировано более 3,4 тыс., в 2020 году — более 2,7 тыс., в 2021 году планируется установить еще 1,2 тыс. комплексов. В 2021–2024 годах на установку комплексов выделяется около 28,7 млрд руб., пояснили в дорожном агентстве.
Как столичный ЦОДД расширяет функционал передвижных комплексов
В Росавтодоре заявляют, что системы фиксации нарушений дисциплинируют водителей и приводят к снижению количества ДТП. Однако из данных НЦ БДД этого не следует: на участках, контролируемых стационарными камерами, в 2020 году зарегистрировано более 2,89 тыс. ДТП, на 23,1% больше, чем в 2019 году (по «передвижкам» информации нет). «Камеры показали свою эффективность на ранних стадиях своего внедрения, убрав чудовищный бардак с дорог,— считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Сейчас они практически перестали влиять на аварийность и лишь поддерживают определенный стиль поведения на дорогах. Новые камеры устанавливаются часто вместе с абсурдными ограничениями. Неудивительно, что водители воспринимают их исключительно как способ наполнения региональных бюджетов и операторов систем фиксации».
«Письма счастья»: как устроена система фото- и видеофиксации нарушений ПДД
Сложно найти водителя, который ни разу не получил штраф по почте. Под пристальным вниманием Большого Брата российские автовладельцы находятся уже больше 10 лет. Камеры автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД установлены во всех субъектах Российской Федерации, и их количество растет с каждым годом вместе с линейкой штрафов. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как устроена эта система, как работают камеры и почему они иногда ошибаются? Mafin Media разбирается.
Когда заработала система
Дорожные камеры наблюдения появились в России в 2008 году , когда была утверждена федеральная программа по безопасности дорожного движения. С тех пор данные о правонарушениях водителей в электронном виде стали основанием для штрафов.
Если раньше для выписки квитанции на штраф требовалось участие инспектора ГИБДД и самого нарушителя, а видеозапись могла использоваться только в качестве доказательной базы, то теперь при фиксации нарушения система может автоматически формировать квитанции на адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Первые камеры контроля за скоростью начали устанавливать в 1958 году в Лондоне. При этом разработка таких камер изначально, как ни странно, была связана с гонками, а не с безопасностью или заказом дорожной полиции.
На начальном этапе применение этой технологии воспринималось всеми участниками умеренно позитивно: с одной стороны, фото- и видеофиксация освобождала автовладельцев от частых контактов с инспекторами на дороге и одновременно с этим дисциплинировала водителей, с другой — значительно разгружала самих сотрудников дорожной полиции.
По состоянию на декабрь 2020 года в России насчитывалось 15 000 стационарных и 3 600 передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Об этом в интервью сайту «МВД-Медиа» сообщил заместитель главы ГИБДД Российской Федерации Владимир Кузин. В том же году ГИБДД выписала в отношении автовладельцев с помощью камер больше 145 500 000 штрафов .
Самым распространенным нарушением в 2020 году стало превышение скорости движения: было выписано 124 000 000 постановлений.
На втором месте — несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За такое нарушение выписали 13 600 000 постановлений.
Третье по популярности нарушение — проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика. Всего за 2020 год было выписано 5 200 000 штрафов.
Как это работает
По принципу работы дорожные камеры делятся на радарные, фото- и видеофиксации и лазерные. По способу использования — на стационарные и передвижные (так называемые треноги) и мобильные (они устанавливаются в салоне авто для отслеживания неправильной парковки).
Радарные комплексы легко отличить от других: у них есть радарный датчик , а рядом расположен глазок камеры . Принцип работы радарных камер фиксации нарушений основан на эффекте Доплера и осуществляется в два этапа: измерение скорости и фиксация нарушения.
В сторону автомобиля посылаются электромагнитные волны, отражаются они уже с измененной частотой, что и фиксируется радаром. По изменению частоты определяется скорость приближения или удаления авто к радару или от него. Доплеровский луч способен замерить скорость на расстоянии примерно до 1 км у машин, двигающихся во встречном и в попутном направлениях.
После замера скорости радиолокатором в дело вступает камера, которая фотографирует государственный регистрационный знак и при помощи специальной программы распознает его.
© ООО «Технологии Распознавания», avtouragan.ru
Примерно так же работают и лазерные системы измерения скорости, но в России они встречаются реже. Лазерные камеры имеют больший диапазон измеряемых скоростей, однако комплексы, работающие в инфракрасном диапазоне спектра, фиксируют нарушения с погрешностями в плохих погодных условиях .
Камеры фотофиксации обрабатывают фотографии по времени, за которое машина (а точнее — ее государственный регистрационный знак) проехала анализируемый участок. Или по местоположению авто относительно разметки и знаков. Камеры фиксируют нарушения не только приближающегося автомобиля, но и удаляющегося.
Современные комплексы фото- и видеофиксации могут контролировать и скорость благодаря установленному радарному блоку, а также проезд на запрещающий сигнал светофора и поворот налево или разворот в нарушение требований. Некоторые из них проверяют транспорт по базам данных ГИБДД.
Комплексы фото- и видеофиксации постоянно совершенствуются, при этом модернизируются они не только в части погрешностей — драматически меняется их внешний вид.
Так, столичные дорожные камеры под названием «Стрит Фалькон» внешне напоминают уличные фонари. Такие камеры установлены на Новом Арбате, Цветном бульваре, Кутузовском проспекте и других улицах. Не заметив прибора наблюдения и оставив машину под такой камерой, водитель рискует получить штраф в размере 3 000 руб.
Какие нарушения фиксируют камеры в 2021 году
Дорожные камеры с каждым годом учатся распознавать все больше нарушений за рулем. За последние годы они стали фиксировать непристегнутый ремень, негорящие фары, отсутствие ОСАГО и разговоры по телефону. Однако список всех видов нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, законодательно не определен. В теории камера может отследить любое нарушение. На практике все же существует ряд правил, за которыми постоянно следят камеры:
- превышение скорости;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- выезд за стоп-линию;
- движение по обочине;
- выезд на встречную полосу движения;
- выезд на полосу для маршрутных транспортных средств;
- выезд на перекресток при заторе;
- проезд под знаком «Въезд запрещен»;
- проезд под знаком «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- выезд на тротуар;
- непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах;
- нарушение правил парковки;
- движение грузовиков дальше второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей (МКАД);
- нарушение требований дорожной разметки;
- выполнение поворота из второго ряда;
- выключенный ближний свет фар или дневные ходовые огни;
- нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.
На сайте ГИБДД можно узнать, где на российских дорогах расположены автоматические камеры фото- и видеофиксации. Раздел был создан для информирования водителей и в помощь разработчикам навигационных приложений.
Что происходит, когда система зафиксировала нарушение
Информацию о нарушении комплекс направляет на сервер. Здесь обрабатываются изображения и «извлекаются» сведения о госномере автомобиля и самом нарушении. Затем определяется личность владельца и формируется постановление об административном правонарушении.
Система может работать в автономном режиме, но во избежание неточностей оператор центра фиксации нарушений должен контролировать качество проведенной работы. Если у сотрудника центра не возникло вопросов, он отправляет файл с информацией о нарушении инспектору ГИБДД. Далее постановление заверяется электронной цифровой подписью и отправляется на сервер. После всех процедур его печатают на бумаге и направляют нарушителю.
Стоп-кадр
Многие водители встречали так называемые «треноги» или «скворешники», установленные в тех местах, где так и хочется прибавить газу. И рядом с этими приборами в неприметных «пятерках», «девятках», в лучшем случае в «фордах фокусах» сидят и дежурят какие-то странные люди. На некоторых дорогах попадаются целые микроавтобусы, на крыше которых установлены приборы фотовидеофиксации. Все это мобильные комплексы, которые фиксируют скорость вашего автомобиля и в случае ее превышения передают данные о превышении и автомобиле в ЦАФАПы.
Действуют они на законных условиях. В рамках так называемых концессионных договоров.
Дело в том, что нынешние законы не позволяют заключать договоры о государственно-частном партнерстве, которые давно пробиваются в области строительства дорог. Но концессионные соглашения получили свое развитие как в области строительства дорог, так и в области сбора штрафов за нарушения правил дорожного движения.
Цена вопроса
То есть некая фирма, выигравшая соответствующий тендер, получает право устанавливать на дорогах свои собственные автоматические мобильные камеры фиксации правонарушений. Такая практика развита во всем мире, и в первую очередь во Франции, с которой списан данный алгоритм.
Там огромное количество камер автоматической фиксации принадлежит частным компаниям. Но они получают некий процент с той суммы штрафов, которые были ими вынесены. Тот же опыт решили опробовать и у нас. Например в Подмосковье камеры выставляет некое ООО. Согласно соглашению, эта компания получает 230 рублей с каждого штрафа, выписанного по данным их приборов. Для сравнения, самое частое нарушение — превышение скорости более чем на 20 км/ч, но до 40 км/ч. За это у нас налагается штраф в размере 500 рублей. Но если он уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления, то автовладелец получает скидку в размере 50%. То есть платит 250 рублей. Но даже с такого штрафа 230 рублей перечисляются на счет компании, установившей камеры. Хороший приработок. Достаточно 4,5 тысячи выявленных нарушений, чтобы окупить камеру. Поверьте, за неделю их выявляется гораздо больше.
Документы напоказ
Понятно, что каждая такая камера устанавливается не просто так в удобном месте. Как сообщили корреспонденту «Российской газеты» в Главном управлении МВД России по Московской области, согласно утвержденной руководителем территориального подразделения ГИБДД по Московской области дислокации. Копия дислокации на каждый месяц направляется в ГКУ «ЦБДДМО», соответственно у лица, осуществляющего выставление комплекса, должна быть копия данной дислокации. То есть найти ее для водителя не представляет сложности.
Штраф, где не ждали
Эти камеры, установленные частной компанией, но согласно дислокации, точно так же, как камеры, принадлежащие правительству региона, передают информацию в Центр фотовидеофиксации нарушений. Дело в том, что невозможно только за счет бюджета установить камеры. В среднем установка автоматического комплекса стоит около миллиона рублей. Есть более бюджетные варианты: в среднем их стоимость 500 тысяч рублей. Такие суммы для бюджетов регионов довольно тяжелы. Поэтому концессионные соглашения с установщиками камер и местными властями — вполне выгодное сотрудничество. Одни вкладывают деньги и получают солидный доход, вторые — безопасность на данном участке.
Впрочем, зачастую такой эксперимент оборачивается фиаско. Автовладельцы получают штрафы за то, что они не совершали. Некоторые получают уведомления об этих штрафах гораздо позже срока, который установлен для уплаты половины штрафа.
У других этот штраф списывают судебные приставы с действующей банковской карты, даже не вдаваясь в подробности, откуда этот долг возник.
В итоге и те и другие будут наказанными за то, чего не совершали.
Только без взяток
Лишить прав за показания приборов фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, — невозможно. В этом случае будет назначено минимальное наказание — штраф. Если от вас требуют сдать права — это незаконно.
Лишить вас прав может только суд. А до его решения вы можете ездить со своим удостоверением.
Частная камера
Некоторые автомобилисты возмущаются тем, что на дорогах стоят эти непонятные камеры. Однако их расположение установлено госавтоинспекцией. Копия дислокации выдается непосредственно той организации, которая выставляет камеры. Как правило, у тех, кто их охраняет, такие документы есть. Но законы не требуют предъявлять эти документы по первому требованию любого любопытствующего водителя. Есть вопросы — в суд. По судебному запросу все документы будут предоставлены. Но, как правило, на скандал никто из них не идет, а объясняют, что они делают и на каких законных основаниях.
Я вас не вижу
Если вам выписали штраф с такой камеры, то это вовсе не означает, что вы ничего не нарушили, а к вам придираются. Убедиться в этом можно, затребовав съемку непосредственно в ЦАФАП. Ведь коммерсанты только собирают данные, которые передаются в центры автоматизированной фотовидеофиксации нарушений, точно так же, как и стационарные комплексы.
Но бывают ситуации, когда эти комплексы установлены в тех местах, которые не обозначены соответствующими знаками.
Установка табличек, предупреждающих о фотовидеофиксации, не требуется при использовании мобильного комплекса. Но бывает, что с такой камеры приходит штраф за превышение скорости на 27 км/ч. В постановлении четко написано, что водитель двигался со скоростью 67 км/ч в зоне действия знака ограничения скорости 40 км/ч. Но вот беда: такого знака на дороге нет, а камера и штраф есть. Это повод для обжалования. Но, как правило, водитель предпочитает заплатить штраф, чем его оспаривать.
Как оспорить наказание?
В случае, если вы уверены, что это не ваша машина на снимке, если на снимке не зафиксировано конкретное нарушение правил, если вы точно знаете, что знака об ограничении скорости, которое вам вменяют, на этом участке нет, то такое постановление необходимо обжаловать в подразделении ГИББД, которое его вынесло. В данном случае в ЦАФАП.
Можно сначала оплатить половину штрафа, а потом обжаловать вынесенное постановление. Но в случае его отмены придется писать новое заявление о возврате уплаченного штрафа. Как правило, такой возможностью пользуются дальнобойщики, у которых административный штраф может достигать 150 тысяч рублей. Тем, кому грозит только 500 рублей, лучше не платить половину, а сразу оспаривать решение, если есть уверенность, что нарушения не было.
Самый простой путь: написать на сайт гибдд.рф. Жалобу можно отправить обычной почтой по адресу ЦАФАП, который его вынес, но с уведомлением о вручении и описью содержимого письма. Есть сложности с обжалованием штрафов, если нарушение произошло в другом регионе, через который машина шла транзитом. Ведь обжаловать приходится уже вынесенное постановление. А это можно сделать только по месту вынесения решения.