Reka-home.ru

Река Хом
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Навыки медицинской сестры

Навыки медицинской сестры

Во время своей повседневной работы медицинская сестра постоянно общается с большим количеством людей. Навыки общения в сестринском деле не являются чем-то само собой разумеющимся. Существуют различия между ежедневным житейским и целенаправленным профессиональным общением.

Каждый раз, встречаясь с пациентом, необходимо помогать ему решать возникающие проблемы, отвечать на вопросы, давать своевременные и грамотные советы. Пациенты часто сомневаются в правильности своих действий, легко теряют уверенность в себе. Медицинским сестрам необходимо умение ободрять и проявлять теплоту, возвращать пациентам утраченную уверенность.

При разговоре с пациентами важно уметь выслушать и дать почувствовать, что они Вас интересуют. Эти умения универсальны, они могут пригодиться Вам в Вашей семье, при общении с друзьями или с коллегами. Попробуйте применять эти навыки в жизни, и результаты Вас удивят и обрадуют.

Итак, навыки необходимые для консультирования и обучения пациентов:

  • Используйте невербальное общение. Вы показываете заинтересованность в общении, отношение к пациенту своей позой, выражением лица, жестами. Это поможет пациенту больше рассказать Вам о себе и своих проблемах.
  • Не спешите и не начинайте разговор «на бегу». Предложите собеседнику сесть и сядьте сами, чтобы не занимать доминирующей позиции. Поддерживайте контакт глазами, но, не глядя пристально в лицо. Чтобы поощрить к разговору своего собеседника, используйте такие жесты, как кивание, улыбка и поощряющие междометия типа «м-мм» или «ага», которые продемонстрируют Вашу заинтересованность.
  • Задавайте «открытые» вопросы. «Открытые» вопросы предполагают развернутый ответ. Обычно это самые полезные вопросы, поскольку, отвечая на них, пациент сообщает Вам некоторую информацию. Эти вопросы обычно начинаются вопросительными словами: «Как?», «Когда?», «Где?», «Почему?» и так далее. Закрытые вопросы менее полезны, они подсказывают ожидаемые ответы. На эти вопросы можно ответить односложно или словами «да» или «нет». Например: «Вы принимаете лекарство?» — «Да». Даже если пациент ответит утвердительно, Вы все же не узнаете, правильно ли он это делает. Иногда полезно в начале разговора задавать закрытый вопрос, чтобы убедиться в чем-то. «Вы соблюдаете рекомендованную диету?». Если услышите ответ «Да», то сможете задать открытый вопрос для уточнения: «Что именно Вы ели сегодня на завтрак?».
  • «Отражайте» слова пациента. В разговоре повторяйте то, что услышали от пациента в нескольких словах, перемешивая собственные слова со словами, произнесенными пациентом. Этим вы покажете пациенту, что услышали его и подбодрите продолжать разговор. Кроме того, повторение важного ключевого слова, сказанного собеседником, позволяет последнему услышать то, что он произнес. Впервые услышав собственные слова, человек может их более ясно осознать. Например, пациент: «Я очень боюсь предстоящей операции». Сестра: «Боитесь?» (повторяет ключевое слово). Пациент: «Да, понимаете, не знаю, как я смогу перенести боль и….». Пациент продолжает беседу, осознавая причины своих страхов и сообщая сестре дополнительную информацию.
  • Избегайте частого употребления оценивающих слов. Оценивающие слова: правильно, неправильно, плохо, плохой, хорошо, хороший, достаточно и т.д. Если Вы часто используете эти слова в вопросах, пациент может подумать, что его действия неправильны. В результате он станет менее уверен в себе. Вместо вопроса: «Вы хорошо подготовились к исследованию?» можно задать вопрос: «Как Вы подготовились к исследованию?», таким образом, выявленные Вами отклонения не будут восприняты пациентом как его ошибка.
  • Принимайте все то, что думает и чувствует пациент. Принимать — значит реагировать спокойно, не выражая согласия или несогласия. Иногда точка зрения пациента бывает ошибочна, Вы не согласны с ней. Иногда пациенты расстраиваются по пустякам, и Вы знаете это. Если Вы сразу дадите понять, что повода для тревоги нет, пациент будет думать, что Вы его не понимаете, и это снизит его уверенность в себе. Уверенность также уменьшится, если Вы выскажете свое несогласие, будете критиковать. Гораздо полезнее в этих ситуациях сначала с пониманием отнестись к чувствам пациента и выразить уважение к его мнению, то есть принять чувства и мысли пациента. Например, пациент жалуется: «Не думаю, что смогу сам себе делать инъекции инсулина!». Примите чувства пациента, ответив: «Многие люди вначале испытывают такой страх». Новую информацию Вы сможете сообщить ему после.
  • Одобряйте все, что пациент и его родственники делают правильно. Медицинских работников учат обычно во всем искать проблемы. Они видят в основном только то, что отклоняется от нормы, и исправляют это. Медицинской сестре необходимо научиться находить положительные стороны того, что делают пациент и его родственники, и одобрять это. Если хвалить то, что происходит хорошо, можно получить следующие результаты: Вы сформируете у пациента уверенность в своих силах и стремление продолжать делать то, что у него получается. Он будет доверять Вашим советам. Например, ребенка прикармливают из бутылочки днем, пока мама на работе. Вечером мама сразу же начинает кормить ребенка грудью, но ей кажется, что он стал сосать менее охотно. Не критикуйте ее поступки. Примите с уважением ее волнение. И прежде, чем научить ее, как поступать в такой ситуации, похвалите маму, за то, что она продолжает кормить своего малыша, даже выйдя на работу!
  • Оказывайте практическую помощь. Иногда оказать практическую помощь бывает лучше, чем сказать что-нибудь. Например, если у пациента четкая проблема, требующая практического действия. Если пациенту неудобно лежать, будет лучше, если сестра поможет ему занять другое положение в постели, чем будет рассказывать о профилактике пролежней.
  • Давайте немного необходимой информации. Необходимая информация — та, что полезна в данную минуту. Рассказывайте о том, что можно сделать сейчас, а не через несколько недель. Сообщайте не более двух новых фактов за один раз, особенно если пациент уже получил множество советов. Новые сведения сообщайте так, чтобы они не казались критикой поступков. Это очень важно при исправлении ошибочных мнений и действий.
  • Пользуйтесь простым языком. Объясняйте доступно. Помните, что большинство людей не понимает медицинских терминов.
  • Предлагайте, а не приказывайте. Будьте внимательны, не приказывайте что-нибудь сделать. Лучше предложите что-то изменить. После этого пациент вправе решать сам, будет он делать это или нет. Самостоятельное принятие решения позволит ему обрести уверенность в себе.

При умелом поведении сестры беседа позволяет человеку ощутить и осознать свои проблемы более четко, что помогает выбрать наиболее разумный путь их решения.

Флинт А.В.
Руководитель информационно-образовательного центра «Соучастие»,
начальник отдела развития сестринского дела
Центра профессиональной подготовки кадров и
последипломного образования
Департамента здравоохранения г. Москвы
docflint@mtu-net.ru

К началу страницы

Образец резюме медсестры

О профессии

Медсестра – персонал, работающий под непосредственным руководством врача. Она участвует в осмотре пациентов, выполняет процедуры, назначенные при диагностике заболевания и направленные на лечение больного. При составлении резюме медсестры нужно проявить логическое мышление, указать информацию о себе, необходимую для получения места в учреждении, перечислить навыки и умения.

Читать далее

Главным требованием работодателя при приеме становится наличие среднего медицинского образования, чтобы его получить нужно закончить медучилище или колледж. Для некоторых специализаций необходимо дополнительное обучение и прохождение подготовительных курсов. В резюме медицинской сестры указывают также профессиональные и личностные качества. Медработник должен быть внимательным, порядочным, уметь проявлять чувство эмпатии, обладать хорошей памятью, ответственно относиться к своей должности, знать нормативы и законодательство, касающиеся сферы медобслуживания.

Предлагаем ознакомиться с примером резюме медицинской сестры.

Важно при составлении резюме:

  • Опыт работы
  • Образование
  • Профессиональные навыки

Примеры резюме по другим профессиям:
  • Фармацевт

Пример резюме медсестры

Дата рождения: xx.xx.xxxx
Город: Москва
Моб. телефон: +7 (000) 000 00 00
E-mail: xxxxxxxxxxx@gmail.com

Основные данные:

Занятость: постоянная
Опыт работы: от 5 лет
Иностранные языки: английский
Наличие прав: есть
Наличие автомобиля: есть

Опыт работы:

2015 — 2016
Компания: Бердская Центральная Городская Больница
Старшая медсестра
Обязанности:

  • Организация и контроль работы среднего и младшего медперсонала
  • Составление графиков и табелей учёта рабочего времени
  • Обеспечение и контроль санитарно-эпидемиологического режима в стационаре
  • Ведение учётно-отчётной документации
  • Выписка листков нетрудоспособности
  • Наставничество молодых специалистов
  • Обеспечение необходимыми лекарствами
  • Обеспечение расходными материалами, инструментами и оборудованием
  • Участие в инвентаризации медицинской техники, мебели и оборудования
  • Четкое выполнение всех функциональных обязанностей медицинской сестры
  • Составление требований в аптеку
  • Совместно с врачами проводилось внедрение нового оборудования и программного обеспечения

2008 — 2015
Компания: ФГБУЗ СОМЦ ФМБА РОССИИ
Медсестра
Обязанности:

  • Работа в хирургическом отделении
  • Работа на посту, в процедурном, эндоскопическом и перевязочном кабинетах
  • Работа с документацией, оформление историй болезни
  • Выполнение назначений врача
  • Подготовка пациентов к разливным обследованиям в том числе и к операциям
  • Ассистирование врачам во время процедур
  • Выполнение в/в, в/м, п/к инъекций, переливание крови, перевязки, заготовки перевязочного материала, обработка инструментария и т.п.

Образование:

2006 — 2008
Новосибирский базовый медицинский колледж, Сестринское дело

Сестринское дело — задачи и цели

Медсестры — одни из наиболее важных сотрудников для каждого медицинского учреждения. Именно от них зависит организация оказания помощи пациентам и эффективность работы врачей. Перечень функций, которые могут поручить такому специалисту практически безграничен. Именно поэтому в современном здравоохранении различают категории медсестер, для каждой из которых характерен специфический перечень целей, задач и обязанностей.

Что такое сестринское дело

Сестринское дело — это важная область системы здравоохранения, занимающаяся профилактикой и предотвращением заболеваний, а также помощью пациентам и врачам. Чтобы специалист мог успешно справляться с возложенными на него обязанностями, он должен повышать свою квалификацию, расширять профессиональные знания, изучать новые медицинские технологии и препараты. Мнение о том, что зона ответственности таких медработников невелика — опасное заблуждение.

Сестринское дело в педиатрии

Педиатрические отделения привлекают многих начинающих специалистов. Однако нужно понимать, что это трудная и ответственная работа. Подход к сестринскому делу при работе с детьми отличается от того, что применяется со взрослыми пациентами: здесь важно внимание, терпение и настойчивость.

Многие пациенты таких отделений ещё не могут полноценно ухаживать за собой. Некоторые не могут делать этого по причине болезни. Медсестра должна взять эти функции на себя. Она следит не только за здоровьем, но и за гигиеной своих пациентов.

Сестринское дело в хирургии

Медсестра — правая рука хирурга. Она может выполнять разные обязанности: делать перевязки, следить за заживлением ран, помогать снимать швы. Отдельная категория — операционные работники. Они занимаются более ответственными задачами и работают скорее с имуществом медучреждения, а не с пациентами.

Операционная медсестра

Говорить о стоимости ошибки во время любой, даже самой простой, рутинной операции, не приходится: даже небольшая оплошность может обернуться трагедией. Задача медсестры — не допустить этого.

Это ответственная позиция, назначить на которую может только главный врач медучреждения. Сотрудник, претендующий на эту должность, предварительно должен пройти практику в перевязочных и операционных, а также доказать свой высокий уровень компетенций.

Навыки и умения

Каждая медицинская сестра должна уметь найти подход к пациенту— это одна из причин, по которым в программу включены циклы общеобразовательных дисциплин. В общем случае также понадобится умение ставить инъекции и работать с медицинскими приспособлениями. Остальные навыки определяются сферой деятельности.

К примеру, операционная сестра должна уметь ставить дренаж, делать переливание крови, останавливать кровотечение, контролировать движение взятого для анализов материала. Работнику педиатрии же важнее уметь отвлечь ребенка или превратить неприятную процедуру в игру, которая увлечет его.

Должностные обязанности медсестры

Процесс подготовки по направлению сестринское дело должен учитывать все возможные задачи, с которыми может столкнуться будущий медицинский работник на практике. Для каждой специализации есть свой перечень обязанностей, например.

  • Палатная. Контролирует заживление ран, выполняет предписания врачей, ставит капельницы и уколы, измеряют температуру, давление, выдают больным лекарства.
  • Операционная. Стерилизует материалы и инструменты, располагает их на рабочем столе, проверяет исправность аппаратуры, выполняет указания хирургов во время операции.
  • Медсестра педиатрии. Следит за чистотой пациентов, кормит маленьких и ослабленных детей, готовит к инъекциям, контролирует состояние, измеряет жизненно важные показатели.

Перечень обязанностей медицинской сестры также зависит и от политики медицинского учреждения: иногда сотруднику приходится выполнять гораздо больше задач.

Специалист должен знать

Перечень специфических знаний и умений зависит от той функции, которую будет выполнять медсестра. Однако каждый медицинский работник должен знать:

  • санитарно-гигиенические нормы и правила;
  • принципы профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • виды и особенности лечебно-диагностических процедур;
  • правила применения медикаментов, использования и ухода за оборудованием и инструментом;
  • нормы и принципы работы со стандартизованной медицинской документацией.

Хорошая медицинская сестра не только знает многое о своей профессии, но и умеет применять это, а также постоянно расширяет свой профессиональный кругозор. Необходимо следить за тенденциями отрасли, чтобы поддерживать качество услуг на высоком уровне.

Читать еще:  Будет ли семья признана малоимущей в рф если брак не зарегистрирован

Срок обучения

В процессе подготовки высококвалифицированных медицинских сестёр будущие медицинские работники осваивают необходимые навыки и получают исчерпывающие знания. Срок подготовки зависит от образования, которое получил абитуриент на момент подачи заявления.

Обучение сестринскому делу на базе среднего общего образования (11 классов школы) проводится по учебному плану, который рассчитан на 2 года и 10 месяцев. Абитуриенты с основным общим образованием (9 классов школы) учатся 3 года и 10 месяцев.

По завершении курса подготовки, различия между этими категориями учащихся в уровне профессиональных знаний и навыков отсутствуют.

Резюме Медицинской Сестры: Пример, как составить [+8 Шаблонов для медсестры]

Медсестра – востребованная должность, эти работники нужны в каждом врачебном учреждении. Специалисты обязаны иметь профессиональное образование, любить ухаживать за пациентами. В обязанности входит помощь врачам, ведение документации, подготовка больных, сбор анализов и простые медицинские манипуляции. Чтобы получить должность, используйте образец резюме медицинской сестры, который выделит вас среди других кандидатов.

Пример резюме медсестры

в среднем 5,00 (1 голосов)

Примеры резюме в смежных специализациях:

Общие рекомендации для резюме медсестры

Грамотно составленное резюме на работу медсестры – это способ точно и подробно написать работодателю, что вы умеете, какой практический опыт успели получить. Медицинская сестра – человек дела. Информативный послужной список расскажет об опыте подробно.

Для медсестры предпочтительны такие качества, как дисциплинированность, стрессоустойчивость. Основной чертой медицинского сотрудника считается желание и готовность помогать людям.

Разговор о заработной плате рекомендуется отложить до очного этапа собеседования. Для начала укажите минимальную цифру с предлогом «от». Реальный заработок будет зависеть от навыков и стажа кандидата. Необходимо правильно построить структуру документа, убрать лишнюю информацию, подчеркнуть достоинства.

Не игнорируйте поле для фотографии. Картинка дополнит образ, подчеркнув выгодные стороны соискателя: опрятность, доброжелательность, спокойствие.

Опыт работы и достижения медицинской сестры

Перечисляя предыдущие места работы, сосредоточьтесь на 3-4 пунктах послужного списка. Не стоит называть всё, иначе у кадрового специалиста сложится впечатление о неуживчивости кандидата. Не забудьте озвучить профессиональные компетенции, должностные обязанности на каждом месте. Так работодатель наглядно представит накопленный соискателем опыт.

Описывая личные достижения, упомяните взаимодействие со специальной аппаратурой, программным обеспечением. Назовите профессиональные конкурсы, в которых участвовали. Укажите квалификационную категорию. Будьте готовы предъявить сертификат «Сестринское дело» и другие документы, подтверждающие статус, на очном этапе собеседования.

Резюме на работу медсестры образец опыта:

Пишите только реальные данные, которые легко проверить. Подлинность сведений анкеты подтвердят сайты медицинских учреждений, указанных соискателем. Необходимо указать точную (до месяца) дату поступления на работу и увольнения. При бесконфликтном расставании с работодателем не лишним будет указать контакты отдела кадров, дать ссылки на сайты медицинских учреждений с положительными отзывами.

Что делать, если нет опыта работы

Выпускник медицинского вуза не знает, чем заполнить графу «Опыт работы». Назовите навыки, полученные за годы учёбы в колледже или университете, во время прохождения практики, на курсах переподготовки и стажировках. Возможно, вам приходилось оказывать экстренную первую помощь, работать волонтёром, ассистировать в исследовательской лаборатории, ухаживать за больными – упомяните об этом.

Образование в резюме медсестры

Медсёстрами становятся по окончании медицинского колледжа или университета. Молодой медик продолжает обучение в аспирантуре, становится научным сотрудником, строит карьеру врача. Практикующий специалист продолжает образование, исходя из конкретных задач на занимаемой должности.

Качество работы медицинского учреждения зависит от квалификации сотрудников. Сделайте так, чтобы появление в коллективе стало новым этапом развития. Перечислите курсы повышения квалификации (с указанием проводившей организации), профессиональные стажировки. Назовите виды работ, выполненные во время практики. Преимуществом станет владение инновационными медицинскими технологиями, программами, оптимизирующими документооборот, знакомство с медицинским оборудованием.

Если владеете иностранными языками, укажите, какими и в какой степени. Это пригодится при устройстве в международную кампанию, при взаимодействии с миграционными службами.

Пример заполнения графы «Образование»:

Пример грамотного оформления курсов:

Навыки в резюме медсестры

Чем лаконичней сформулированы ключевые навыки в бланке анкеты, тем легче работодателю найти сотрудника. Графы шаблона разрешают оформить запись списком.

Не стесняйтесь называть очевидные и привычные манипуляции: введение инъекций, установку капельниц, катетеров, промывание желудка, подачу кислорода. Упоминайте только те процедуры, которые осуществляете уверенно.

С учётом эпидемиологической ситуации не лишним будет упоминание о том, владеете ли вы техникой работы с аппаратом искусственной вентиляции лёгких.

Ниже показано, как вставлять в блок «ключевые навыки» в резюме примеры для медсестры:

Ключевые навыки медсестры:

Сбор анамнезаТехника всех видов инъекций
Типичные операцииУход за лежачими больными
Подача кислородаПромывание желудка
Катетеризация мочевого пузыряНаркозная аппаратура
Дыхательное оборудованиеАсептика и антисептика
Хирургические инструментыПодготовка операционного стола

Что писать о себе в резюме медицинской сестры

Рассказывая о себе, подчеркните личный вклад в работу медучреждения, собственные идеи, инициативы, которые помогли пациентам. Не стесняйтесь упомянуть о наставничестве. Укажите, какое количество молодых медработников воспитали. В пункте «О себе» уместно перечислить личные качества. Стрессоустойчивость, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, умение договариваться с людьми и работать командой пригодятся в работе.

Не рекомендуется афишировать факты личной жизни: семейное положение, наличие детей, животных. Также не стоит информировать работодателя о хобби, не относящихся к вакансии.

Проявите уважение к работодателю, сэкономив время на прочтение анкеты. Постарайтесь поместить резюме на одной странице – это будет смотреться выгодней и лаконичней, чем в формате многостраничной анкеты.

Пример из резюме медицинской сестры:

  • Владею современными техниками врачебных манипуляций. Имею 1-ю медицинскую категорию. Имею опыт ухода за пожилыми лежачими людьми. Освоила технику реабилитационного массажа при инсульте.

Как заполнить контакты в резюме медсестры

Укажите действующую электронную почту, телефон для постоянной связи, аккаунты в социальных сетях. Если даёте ссылку на личную страницу, позаботьтесь, чтобы она выстраивала правильный образ.

Городская больница Лисаковска приветствует Вас на сайте !

Каталог статей

Медицинские сестры по роду своей деятельности проводят в непосредственном общении с пациентом и наблюдении за ним больше времени, чем врачи. Поэтому в проведении интенсивного наблюдения им принадлежит особая роль. Медицинские сестры, непрерывно следя за пациентами, сочетают постоянное наблюдение с выполнением врачебных назначений. Непрерывающийся контакт с пациентами позволяет своевременно выявить грозные симптомы прогрессирующей болезни и, следовательно, быстро осуществить неотложные терапевтические мероприятия. Информация, накапливаемая в процессе интенсивного наблюдения, способствует уточнению диагноза, определению особенностей течения заболевания у каждого пациента, построению рациональной индивидуализированной терапии.

Медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации должна знать:

функциональные обязанности и права специалиста сестринского дела;

основы законодательства и права в здравоохранении;

теоретические основы сестринского дела;

основы медицинской этики и деонтологии, психологии профессионального общения;

возрастные анатомо-физиологические особенности организма;

патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного периода после оживления;

основы клинического и фармакологического обоснования используемых средств, применяемых при проведении анестезии и интенсивной терапии;

вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;

методы предоперационного обследования, подготовки к операции;

современные методы общей, местной и регионарной анестезии;

современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях;

организацию сестринского ухода за послеоперационными больными на основе этапов сестринского процесса;

методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в программах охраны здоровья населения;

организацию системы инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения: асептику и антисептику;

систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;

основные виды медицинской документации;

основы охраны труда и техники безопасности в медицинском учреждении;

функциональные обязанности, права и ответственность младшего
персонала.

Медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии — реанимации должна обладать специальными знаниями в области анестезиологии и реанимации, а именно:

правилами использования наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры;

использования инструментария, применяемого в анестезиологии и реаниматологии;

фармакологического действия основных препаратов, используемых при проведении анестезиологических пособий, правил их хранения, возможных осложнений, связанных с их применением;

особенности анестезиологического обеспечения экстренных хирургических операций у взрослых и детей;

методики инфузионно-трансфузионной терапии, парентерального питания;

стадий терминальных состояний, общих принципов реанимации, и интенсивной терапии;

особенности интенсивного наблюдения и лечения, больных в послеоперационном периоде;

основных принципов интенсивной терапии и реанимации при шоке, коматозных состояниях;

общих принципов интенсивной терапии и реанимации при отравлениях, при почечной и печеночной недостаточности;

реанимационных мероприятий при механической асфиксии, утоплении, электротравме.

Медицинская сестра-анестезист должна уметь:

организовать свое рабочее место;

готовить дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру к работе, контролировать ее исправность, правильность эксплуатации, технику безопасности;

вести наркозную карту и карту наблюдения пациента;

готовить набор для интубации;

подобрать маски, носовые катетеры;

готовить набор для пункции центральных вен, набор для внутривенного наркоза, для перидуральной анестезии;

оценивать эффективность премедикации;

оценивать восстановление мышечного тонуса по клиническим признакам;

оценивать адекватность самостоятельного дыхания больного — проводить прием Селлика;

готовить к работе кардиомонитор, дефибриллятор;

осуществлять венепункцию и катетеризацию периферических вен;

проводить аспирацию содержимого из трахеобронхиального дерева, лаваж трахеобронхиального дерева, уход за трахеостомой, постуральный дренаж;

готовить растворы и системы для инфузионно-трансфузионной терапии;

обеспечивать наличие постоянного резерва стерильных шприцев и систем наборов для оказания неотложной помощи;

проводить дезинфекцию и стерилизацию наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического инструментария;

своевременно и качественно вести медицинскую документацию согласно номенклатуре дел и требований стандартов;

осуществлять контроль за работой младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки отделения, выполнением ими должностных обязанностей, качеством выполненной работы;

осуществлять прием и сдачу смены, рабочего места, проверку наличия предметов ухода, медицинского инструментария, медикаментов по установленному списку;

планировать и осуществлять основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;

проводить наблюдение за больным после наркоза;

осуществлять контроль состояния пациента во время интенсивной терапии, реанимации;

строго соблюдать алгоритмы выполнения всех видов манипуляций и процедур;

ассистировать врачу при проведении сложных лечебно-диагностических манипуляций;

помогать при перемещении и транспортировке пациентов из отделения анестезиологии-реанимации на диагностическое исследование;

уведомлять старшую медицинскую сестру отделения или дежурного врача анестезиолога-реаниматолога о необходимости выхода из отделения;

проводить комплекс мероприятий по профилактике внутрибольничных и особо опасных инфекций;

соблюдать меры предосторожности при работе с биологическими жидкостями;

осуществлять контроль стерильности полученного материала и медицинского инструментария, соблюдать сроки хранения стерильного материала;

обеспечивать правильный учет, хранение и использование ядовитых, наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;

соблюдать морально-правовые нормы профессионального общения, выполнять требования трудовой дисциплины;

оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

для совершенствования профессиональных навыков посещать научно-практические конференции и семинары, проводимые для специалистов сестринского дела.

Медицинская сестра-анестезист должна выполнять следующие манипуляции:

определять дыхательный объем по вентилометру;

осуществлять подсчет пульса и частоты сердечных сокращений, определять дефицит пульса, технику измерения артериального, пульсового, центрального венозного давления;

проведение проб на индивидуальную совместимость и резус-совместимость, при переливании крови, на скорость инфузии, кристаллоидов, коллоидов, белковых препаратов крови и ее компонентов;

осуществлять восстановление проходимости дыхательных путей, туалет дыхательных путей с помощью отсосов, введение воздуховода, вентиляцию методом «рот в воздуховод», вентиляцию с помощью маски;

технику непрямого массажа сердца, сочетание непрямого массажа с вентиляцией легких, оценку эффективности реанимации;

определение пульса на сонной и бедренной артериях;

оксигенотерапию, технику подачи кислорода через спирт;

технику вибрационного массажа;

технику трахеальной инстилляции;

технику зондового питания, введения назогастрального зонда;

забор крови для клинико-биохимического исследования.

Медицинская сестра обязана сообщать лечащему врачу и заведующему отделением, а в их отсутствие дежурному врачу:

об отказе пациента от проведения манипуляций или процедур;

об осложнениях, связанных с проведением медицинских манипуляций, с приемом медикаментов;

о случаях чрезвычайного положения и нарушениях внутреннего распорядка больницы.

Медицинская сестра-анестезист отделения анестезиологии-реанимации имеет право:

иметь доступ к информации, необходимой для качественного выполнения своих должностных обязанностей;

вносить предложения администрации отделения анестезиологии-реанимации по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации условий своего труда;

отдавать распоряжения и указания младшему медицинскому персоналу отделения, в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации, контролировать их выполнение;

принимать участие в совещаниях, конференциях, семинарах, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции;

участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций;

участвовать в мероприятиях, проводимых для медицинских работников в ЛПУ.

На медицинских сестер возложен огромный общественный долг – им поручено физическое здоровье и жизнь человека.

Чуткость и человечность, в обращении, знание дела – вот залог подлинного профессионализма медицинского работника.

Список использованной литературы

1. Б. Р. Гельфанд «Анестезиология и интенсивная терапия». – М.: Медицина, 2006. Журнал «Медсестра» №6 – 2001 г.

2. С. А. Мухина Тарновская, И.И. «Теоретические основы сестринского дела» М. Исток 1998 г.

3. Стандарты практической деятельности медсестры Том 1 и 2 С. – П. 1998 г.

Читать еще:  До какого времени дня в сургут краснобелом продают спиртное

Как написать результативное резюме медицинской сестры

Получение желаемой вакансии во многом зависит от грамотно составленного резюме, и должность медсестры также не является исключением из правил. От правильного заполнения бланка и указания всей необходимой информации напрямую зависит, насколько потенциального работодателя заинтересует тот или иной кандидат. Написание резюме медицинской сестры требует особого внимания, поскольку речь идет о сфере здравоохранения, к сотрудникам которой предъявляется ряд серьезных требований.

Деятельность медсестры регулируется Министерством здравоохранения РФ и соответствующими законодательными актами. В этой статье подробно описано, какие пункты должны входить в этот документ, а также основные правила заполнения, которым необходимо следовать.

Обязанности медицинской сестры

Штатная медсестра может приступать к выполнению своих обязанностей после вступления в силу приказа, подписанного директором конкретной медицинской организации. Ее обязанности находятся под контролем старшей медсестры и заведующего конкретным отделением. На должность такого типа может быть принято лицо, имеющее соответствующую квалификацию по специальности «Сестринское дело» и среднее специальное образование. В перечень обязанностей медработника данного уровня входят следующие функции:

  • оказание доврачебной помощи пациентам учреждения;
  • плановый уход за больными, контроль всех этапов лечения, оценка состояния каждого пациента, интерпретация сведений о них, построение плана для ухода;
  • качественное и своевременное проведение диагностических мер, назначенных лечащим врачом, выполнение обязанностей ассистента во время манипуляций по лечению в условиях амбулатории или стационара;
  • предоставление помощи больным, получившим травмы, имеющим серьезные заболевания или ставшим жертвами катастроф, направление пациентов на лечение в учреждения профилактического типа;
  • контроль приема лекарственных средств, ведение учета медикаментов согласно установленному регламенту;
  • информирование лечащих врачей обо всех изменениях в состоянии больных, нарушении распорядка, осложнениях и других ситуациях;
  • составление отчетности и заполнение необходимых документов.

У современной медицинской сестры достаточно много обязанностей, ее считают правой рукой каждого доктора независимо от его специализации. Функции такого сотрудника зависят от места работы и полученного разряда. Медсестры, работающие в хирургических отделениях, также должны готовить перевязочные материалы и другие средства, которые могут понадобиться в процессе лечения, обеззараживать и обрабатывать врачебные инструменты, а также помогать хирургу.

Медицинские работники такого типа имеют несколько квалификационных уровней. Медицинская сестра, имеющая первый разряд, способна заполнять справочные и остальные документы, проставлять подписи и печати, а также заниматься выписыванием больничных листов. Сотрудница второго разряда должна оказывать помощь медицинского характера. В ее обязанности также входит установка капельниц и проведение инъекций, сопровождение пациентов и назначение препаратов. Старшие медсестры выполняют обязанности ассистентов хирургов и следят за тем, чтобы все инструменты были стерильными.

Как составить резюме правильно

Данные о соискателе должны быть вписаны в резюме медицинской сестры, где нужно подробно описать уровень образования и профессиональные навыки, наличие достижений, дополнительную квалификацию и личные качества. Задача кандидата на должность медсестры состоит в правильном заполнении бланка и грамотном описании всей необходимой информации. Именно этого будет зависеть получение желаемой должности, на которую претендует потенциальный соискатель.

Медицинская сестра должна соответствовать вакансии, иметь опыт работы и документы, подтверждающие получение образования по специальности. Права и обязанности сотрудника, занимающего такую должность, указаны в медицинском кодексе и должны соблюдаться с учетом действующего законодательства. Наличие медсестры обязательно в каждом отделении поликлиники или больницы, с учетом занимаемой категории они имеют право выполнять функции врача той или иной квалификации.

Структура стандартного резюме

Стандартное резюме для медсестры, образец которого представлен ниже, должно содержать персональные данные соискателя, информацию об образовании, профессиональные навыки и личные качества. Каждый пункт стоит рассмотреть подробнее:

  1. Личная информация. В эту графу вносят ФИО, дату рождения, адрес регистрации и проживания, семейное положение, а также примерный уровень заработка, на который рассчитывает кандидат. В среднем медсестра второй или третьей категории может претендовать на заработок, равный 10-15 тысячам.
  2. Образование. Каждый медицинский работник должен обладать нужными навыками, знаниями и умениями, которые понадобится подтверждать документально. У медсестры может быть как среднее специальное или высшее образование. Это требование является обязательным, поскольку сотрудник медучреждения несет ответственность за каждого пациента.
  3. Опыт работы. Наличие стажа всегда считается плюсом, если он отсутствует, в резюме можно указать прохождение практики в больнице или поликлинике. Большой опыт дает возможность найти работу гораздо быстрее.
  4. Стрессоустойчивость и аккуратность. Личные качества медсестры имеют огромное значение, поскольку хороший медработник должен иметь устойчивую психику. Этот пункт должен быть обязательно указан в резюме. Аккуратность является дополнительным плюсом и поможет обратить внимание рекрутера на конкретного кандидата.
  5. Знание компьютера и четкий почерк. Поскольку медсестре приходится часто заполнять бланки и карточки, от нее потребуется знание и навыки работы в офисных программах, а также умение писать четко и понятно.

Качества, навыки и умения, перечисленные выше, являются обязательными для каждого претендента на должность медицинской сестры. Их наличие гарантирует получение желаемой должности за более короткие сроки, а также возможность выбора работы в конкретном медицинском учреждении.

Профессионально-важные качества медицинской сестры

Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим.
Мигель Замакоис

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, но, пожалуй, только труд медика накладывает столь высокие и специфические обязанности на специалиста, предполагает высокую ответственность за оказанную им помощь пациентам. Медицинским работникам люди вверяют самое дорогое — здоровье и жизнь, свою и своих близких, и поэтому ждут от них полной самоотдачи. Образ медицинского работника начал формироваться еще в глубокой древности и решающее влияние на это оказали труды величайшего врача древней Эллады – Гиппократа, который считал, что «лицо, посвятившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием…». Основоположница научного сестринского дела Флорес Найтингейл в книге «Как нужно ухаживать за больными» (1896): писала о том, что главное искусство сиделки заключается в умении сразу отгадывать желания больного, не дожидаясь пока он их выскажет. По мнению русского врача Н. И. Пирогова, который ввел специальную подготовку сестер милосердия в период Крымской войны 1854 – 1855 гг., сестра должна быть простой, благопочтительной женщиной с хорошим техническим образованием и чувствительным сердцем. [1] С 1918 года в нашей стране обучение медсестер было направлено на подготовку умелого, добросовестного, правильно понимающего свою роль в жизни и лечебного учреждения специалиста. К главным профессионально важным качествам относили технические навыки. Врач с 35-летним стажем А. Севрук считает, что современная медсестра должна обладать «четырьмя добродетелями»: высоким профессионализмом (имеется в виду в основном манипуляционные навыки); любовью к профессии, к больным; особыми качествами – долготерпением, спокойствием, выдержкой; предельной честностью.

Профессионально важные качества (ПВК) являются одним из компонентов профессионально обусловленной структуры личности, рассматриваемой на основе теории К. К. Платонова. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру.

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.

Таким образом, профессионально важные качества — это психологические и психофизиологические качества и свойства личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: самоконтроль, наблюдательность, зрительно-двигательную координацию, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, целеустремленность, пластичность, настойчивость, дисциплинированность и др.

Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем профессионально важных качеств является одним из основных в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Брушлинским и другими отечественными психологами — теоретиками. «В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности».

В исследованиях В. Д. Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (сим-птомокомплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций.

Набор профессионально важных качеств для конкретной профессии отражен в профессиограмме — психологическом «портрете» профессии. Психологическую профессиограмму можно определить и как комплексное, систематизированное, краткое и многостороннее описание вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности. Она включает важные с психологической точки зрения характеристики производственной деятельности (в рамках конкретной профессии) и содержит такие сведения, которые важны для дальнейшей исследовательской и практической работы во всех областях психологии труда.

Разработка и использование профессиограмм в процессе организации и управления трудом производятся по следующим направлениям: для оптимизации труда; при решении вопросов расстановки кадров и психологического отбора работающих; при организации профессионального обучения; для повышения уровня безопасности труда; для кооперации трудовой деятельности; при нормировании и оценке тяжести труда.

Изучение традиционной профессиографической модели медицинской сестры терапевтического отделения являлось одной из задач данного исследования. Анализ специальной литературы позволил составить следующую обобщенную профессиограмму «Медицинская сестра»:

Наименование профессии: медицинская сестра.

Области базовых знаний и их уровень: естественные науки (биология, физика, химия) — высокий уровень (теоретический); медицина — средний уровень (практическое использование знаний).

Профессиональная область: здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие: частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: исследовательский.

Условия: в помещении, мобильный.

Доминирующие виды деятельности:

уход за больными;

наблюдение за состоянием больного;

выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;

оформление и выписка больных;

контроль за питанием и санитарным состоянием больных;

оказание помощи врачу на приеме;

контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;

контроль, учет и хранение медикаментов;

оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;

оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;

осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;

проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

оформление медицинской документации.

ПВК (профессионально важные качества — качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности):

развитые переключение, концентрация и переключение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности предмета на другой, умение сосредотачиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);

высокий уровень развития аналитического мышления;

тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;

способность быстро реагировать на ситуации;

способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия и т.д.);

способность к самоконтролю;

способность переносить большие физические нагрузки;

ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур, точная сенсомоторная координация;

наблюдательность и хорошая память.

Личностные качества, интересы и склонности:

терпеливость и выдержанность;

доброжелательность и приветливость;

ПНК (профессионально нежелательные качества — качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности):

Как видно, профессия медицинской сестры предъявляет большие требования к психофизиологическим свойствам человека и ко всему набору психических функций. Требования к личностным качествам касаются преимущественно эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Воронежская областная
клиническая

Бюджетное учреждение здравоохранения

  • Информация о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи
  • Информация о мерах социальной поддержки медицинских работников
  • Контакты контролирующих организаций
  • Сестринская служба
    • О сестринской службе
    • Повышаем квалификацию
    • Аттестация
      • Перечень необходимых документов
    • Аккредитация
  • Телемедицина
  • Стажировка и обучение
    • Учебные планы
  • Вакансии
  • Полезные ресурсы
  • Образовательные онлайн-мероприятия
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ
  • ЗАДАТЬ ВОПРОС
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • Главная
  • Специалистам
  • Сестринская служба
  • Повышаем квалификацию

Медсестра или санитарка: кому поручить выполнение манипуляции

И.С. Мыльникова

В нормативных документах Минздрава нет четкого определения, какие простые медицинские манипуляции медсестра может выполнять сама, а какие должен делать только врач. Какие процедуры поручить медсестре, а какие запретить ей делать, читайте в нашей рекомендации.

Какие манипуляции имеют право выполнять медсестры?

Медсестры имеют право выполнять манипуляции, прописанные в их должностной инструкции и нормативных документах Минздрава. Например, медсестра процедурной может самостоятельно брать кровь из вены и отправлять ее на исследование в лабораторию. Медсестра операционной проводит ранний послеоперационный уход за пациентом, профилактику послеоперационных осложнений. Старшая операционная сестра уже может участвовать в операциях, в общей и преднаркозной подготовке пациентов к хирургическому вмешательству. Медицинский оптик-оптометрист обследует пациентов – проверяет остроту зрения, определяет вид и степень амиотропии, есть ли астигматизм. Оказывает неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и повреждениях глаз, в частности, имеет право удалить инородное тело с поверхности конъюнктивы (приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н).

Читать еще:  Как Правильно Написать Заявление На Перерасчет Коммунальных Услуг

Медицинская сестра отделения по назначению врача может собирать материалы для анализов мочи, кала, мокроты. Может кормить пациентов через зонд, промывать желудок; ставить клизмы всех видов. Медсестры имеют право вводить газоотводные трубки и проводить катетеризацию мочевого пузыря, кубитальной и других периферических вен.

Таблица 1. Какие манипуляции может выполнять медсестра педиатрического отделения стационара

Манипуляция

Выполнение – самостоятельно или по разрешению врача

Кормление детей, в том числе через зонд, промывание желудка

Введение газоотводной трубки

Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером (у детей от года)

Постановка горчичников, банок, компрессов

Закапывание лекарств в глаза, нос, уши

Внутрикожные, подкожные, внутримышечные вливания

С разрешения врача

Измерение артериального давления

Непрямой массаж сердца

Взятие мазков из зева

Сбор материала для лабораторных исследований (моча, кал, пот, рвотные массы)

С разрешения врача

Желудочное и дуоденальное зондирование

Источник: «Общий уход за детьми». Запруднов А.М., Григорьев К.И., учебное пособие, 4-е издание, Москва, 2009 год.

Внимание: все манипуляции проводятся только по назначению врача.

Пример: кто должен выполнять парабульбарные инъекции – медсестра или врач

Согласно сложившейся практике и программам обучения медсестер, все инъекции, в том числе парабульбарные, – сфера компетенции среднего медперсонала. Однако суды при решении вопроса, может ли медсестра выполнять парабульбарные инъекции, не придерживаются единого мнения.

Есть два показательных решения суда – в обоих случаях речь шла об осложнениях парабульбарных инъекций, выполненных медицинскими сестрами процедурных кабинетов офтальмологического профиля. В обоих случаях суды полагались на мнение экспертов и свидетелей, а не на нормативные правовые документы. В одном случае парабульбарное введение осложнилось массивным отеком тканей вокруг глаза и гематомой без нарушений остроты зрения, однако пациентка сочла возможным поставить вопрос о причинении вреда здоровью и компенсации морального ущерба. Во втором случае парабульбарное введение осложнилось повреждением глазного яблока и ухудшением зрения подростка, который на тот момент уже был инвалидом по зрению.

При разбирательстве по первому делу Талицкий суд Свердловской области интересовался, входит ли выполнение парабульбарных инъекций в компетенцию медицинской сестры или их должен осуществлять врач-офтальмолог. Представитель больницы заявил, что «введение внутримышечных, парабульбарных, субконъюктивальных инъекций входит в должностные обязанности медсестры отделения. При парабульбарных, субконъюктивальных и ретробульбарных инъекциях возможно появление гематом». Аналогичный вопрос был задан медицинской сестре, делавшей инъекцию. Медсестра ответила, что проведение парабульбарных инъекций входит в ее обязанности. «На проведение указанных процедур я проходила соответствующее обучение. Данная процедура является болезненной и может вызвать отек глаза», – пояснила медработник. Утверждая, что парабульбарные инъекции входят в компетенцию медсестры, представитель больницы и медицинская сестра не ссылались на какие-либо нормативные правовые акты, но судью удовлетворили их ответы. Суд отклонил иск пациентки, признав, что медсестра действовала правильно, а отек и гематома – возможные осложнения парабульбарных инъекций, о которых пациентку предупреждали перед процедурой.

При расследовании дела по второму иску была проведена судебно-медицинская экспертиза. Эксперты установили, что медсестра, проводя парабульбарное введение лекарственных средств, превысила свои полномочия – манипуляцию должен был проводить врач. На этом основании эксперты сделали заключение, что правила проведения манипуляции были нарушены и это стало причиной осложнений. Куйбышевский районный суд г. Омска постановил удовлетворить иск и выплатить пациенту компенсацию причиненного вреда в размере 400 000 руб.

Информация о том, кто может выполнять те или иные манипуляции, содержится в различных ГОСТах Р серии 52623, регламентирующих проведение отдельных манипуляций. Если в вашей медорганизации эти ГОСТы введены в действие, то руководствуйтесь ими.

Пример: кто может делать перевязки пациентам с нарушением целостности кожных покровов

Перевязки пациентам, у которых есть нарушение кожных покровов, могут делать медсестры, окончившие колледж по специальностям «лечебное дело», «сестринское дело» или «акушерское дело». Делать перевязки таким пациентам имеют право и медсестры со степенью бакалавра. У всех медсестер должны быть навыки проведения этой медицинской манипуляции. Такие требования указаны в ГОСТ Р 52623.2-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия».

Какие манипуляции имеет право выполнять младший медперсонал

Манипуляции, которые имеет право выполнять младший медперсонал, описаны в профессиональных стандартах для санитарок и младших медсестер.

Младшие медицинские сестры и санитары имеют право ухаживать за пациентами – помогать им поддерживать личную гигиену, кормить, оказывать первую помощь. Санитарную обработку пациентов и профилактику пролежней тоже можно поручить младшему медперсоналу.

Все трудовые функции младшего медперсонала прописаны в профессиональном стандарте «Помощник по уходу за больными в медицинской организации (санитар, младшая медицинская сестра по уходу)».

Внимание: не поручайте санитаркам и младшим медсестрам ставить клизмы или проводить катетеризацию мочевого пузыря. Эти манипуляции не входят в трудовую функцию младшего медперсонала, а значит, их выполнение влечет за собой превышение трудовых полномочий. Ответственность за эти манипуляции несут медсестры, и, если у пациента разовьются осложнения, обвинения в суде будут предъявлены именно медсестре.

Квалификационные требования к работе медсестры общей практики. Умения и навыки

2.5 Квалификационные требования к работе медсестры общей практики. Умения и навыки

В соответствии с Приказом Министерства России от 26.08.92 №237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», реорганизация предполагает изменение структуры и сути работы поликлиник, преобразования их амбулатории, офисы и отделения врачей общей практики (семейных врачей).

Круг проблем, которая должна решать медсестра обшей практики, гораздо шире, чем у участковой медсестры. (Основные требования к работе медсестры общей практики // жур. «Российский семейный врач» №2 — Санкт-Петербург, 2000)

В задачи медицинской сестры общей практики входят:

• проведение санитарно-противоэпидемической работы;

• обучение населения простейшим методам само — и взаимопомощи; организация ухода за детьми и больными;

• проведение по назначению врача диагностических и реабилитационных мероприятий в пределах своей компетенции;

• оказание первой доврачебной помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях, в том числе и у детей;

• организация и контроль за работой младшего персонала;

Все это требует специальной профессиональной подготовки, что было учтено при создании новых учебных программ, которые предусматривают непростое «наращивание» знаний и увеличение числа дисциплин, а подготовку специалистов с разным уровнем категорий функций, предусматривающих право принятия самостоятельного решения.

Краткий перечень навыков и умений медицинской сестры общей практики, качественно отличающей ее от обычной «кабинетной» медсестры, может быть представлен в следующем виде:

— запись электрокардиограммы, функции дыхания на портативном аппарате;

— определение остроты зрения и слуха;

— экспресс-анализ крови, мочи, определение билирубина, желчных пигментов;

— выполнение физиотерапевтических процедур;

— владение основами лечебного массажа;

— сердечно-легочная реанимация, электрическая дефибрилляция по жизненным показаниям;

— знание основ медицинской статистики;

— работа на персональном компьютере в объеме пользователя.

Медицинская сестра общей практики, выполняющая программу по защите и укреплению здоровья семьи, должна знать и уметь оценить семью как систему, ее культурные и этнические особенности, взаимоотношения ее членов, характер питания в семье, вредные привычки и факторы риска, определить влияние изменений в составе семьи на здоровье. Если в семье есть верующие, медицинская сестра должна найти подход к ним с целью положительного влияния на здоровье членов этой семьи. Медицинская сестра общей практики дает подробную оценку состояния здоровья семьи и рекомендации по коррекции выявленных нарушений, вместе с семьей оценивает результаты проводимых ею, врачом общей практики и семьей профилактических мер. То есть медсестра общей практики проводит первичный скрининг различных аспектов здоровья семьи.

Таким образом, медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи.

2.6 Регламентация работы медицинской сестры общей практики

Регламентация работы медицинской сестры общей практики детализирована Приказом №237 МЗ РФ. Медицинская сестра общей практики моет осуществлять свою деятельность как в государственных медицинских учреждениях, так и в негосударственных в порядке частной практики. Медсестра общей практики работает по контракту (договору). При этом обслуживаемый контингент формируется с учетом права свободного выбора врача и медсестры общей практики.

Объем работы медсестры общей практики определяется лицензией: это амбулаторный прием, посещения на дому, оказание неотложной помощи, выполнение профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, содействие решению медико-социальных проблем семьи.

Наиболее успешно в отделениях обще врачебной практики (ОВП) медицинскими сестрами решаются вопросы выполнения врачебных назначений. Квалификация медицинских сестер и оснащенность офисов позволяют своевременно и в должном объеме осуществлять назначение врача: сбор и выполнение анализов, проведение диагностических мероприятий (запись ЭКГ, измерение артериального давления и внутриглазного давления, определение остроты зрения, функции внешнего дыхания и т.д.), а также провести медикаментозное лечение.

Работа семейных медицинских сестер на дому предусматривает одну из основных целей — осуществление условий для максимально долгого и успешного проживания инвалида или пенсионера у себя дома с помощью разнообразных средств ухода и технических приспособлений.

Это можно достичь, решив следующие задачи:

1. Обеспечение безопасности пациента:

· устранение препятствий по уходу передвижения;

· установление перил, ручек, укрепление ковриков и т.д.;

· безопасное хранение чистящих, отбеливающих средств, красителей и т.д.;

· надежность затворов на окнах и дверях;

· безопасное хранение лекарств, контроль за содержимым домашних аптечек, хранение лекарственных средств;

· соответствие высоты стульев, кровати и т.д. по росту пациента.

2. Уважение человеческого достоинства, соблюдение прав человека.

3. Соблюдение конфиденциальности (тайны личных дел, диагноза, содержание переговоров и т.д.).

4. Обеспечение качества общения с пациентом (доступность для беседы, эмоциональная поддержка).

5. Расширение круга общения пациента, создание обстановки для этого (доступность телефона, наличие адресов, письменных принадлежностей, побуждение к расширению общения).

6. Поощрение независимости и самостоятельности пациента, позволение делать столько, сколько он может.

7. Применение средств к расширению самообслуживания и большей самостоятельности (оборудование помещений, применение приспособлений: опорной палки, костылей, колясок и т.д.).

8. Одобрение действий пациента.

9. Профилактика и диагностика любого населения (психического, сексуального, финансового, физического).

10.Оказание помощи в приеме пищи, передвижении, уходе за ногтями и волосами, стирки, одевании, доставки и приготовлении пищи, выполнении гигиенических процедур, уборка помещений и т.д. в зависимости от потребности пациента.

11.Обеспечение инфекционной безопасности пациента.

12.Организация ремонта бытовой техники.

Не будем забывать, что помимо перечисленных выше задач по уходу на дому, семейной медицинской сестре надлежит не только обучать пациента правилам и методам, позволяющим расширить уровень самообслуживания, но и его ближайшее окружение уходу за этим членом семьи. Часто эта работа в психологическом плане наиболее тяжела со старыми людьми, число которых неуклонно растет в нашей стране.

Современное общество нуждается в профессиональной медико-социальной адаптации пожилых людей, в выявлении и устранении факторов, снижающих их способность к самообслуживанию. Без решения перечисленных задач вряд ли можно считать деятельность семейных медицинских сестер успешной. Главным ее объектом должны быть пожилые люди, инвалиды, дети. Выполнить эти задачи возможно лишь при следующих условиях:

1. решение задач, поставленных всей командой: врач — сестра — социальный работник;

2. создание базы данных не только о пациентах, но и о семьях, обслуживаемых отделением обще врачебной практики;

3. достаточное количество подготовленных профессионалов, способных оказать все виды помощи всем тем, кто в ней нуждается.

3. Собственные данные

С целью организации вопроса первичной медицинской помощи по принципу медсестра общей практики на примере НУЗ Отделенческой больницы на ст.Тайшет и отношения к реформам медицинских кадров были опрошены 20 врачей и 28 медсестры, а также 64 пациента, обслуживаемых НУЗ Отделенческой больницей на ст.Тайшет ОАО РЖД.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector