Reka-home.ru

Река Хом
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

Табель о рангах Петра I: истоки профессионального чиновничества в России

Одной из петровских реформ, фундаментально изменивших российский уклад, было принятие Табели о рангах — регламента госслужбы, определявшего порядок работы и соответствие придворного, военного, гражданского чинопроизводства. Положения этого документа отразились не только на функционировании государственной системы, но и на социальных взаимоотношениях, установив главенство государства над личностью.

Как было в допетровской России

До принятия Табели структура органов государственного управления была двухступенчатой и простой по своей сути:

  1. Первый уровень — московские приказы. Учреждения центрального управления не имели строгого разделения по контролируемым отраслям, территориям или сословиям. Их полномочия могли распространяться, например, на определенные города или группы населения.
  2. Второй уровень — местные учреждения. Примером могут служить приказные избы — канцелярии, ответственные за управление уездами воевод.

Особенности такой структуры объясняются историей ее формирования. Начиная с XV века царь приказом (отсюда общее название этих учреждений) поручал выбранным людям определенный фронт дел, требующих внимания в текущий момент времени, а доверенные набирали штат сотрудников. Непосредственно дела вершили дьяки и подьячие. Если первые могли получать денежный оклад, то вторые находились на «самоокупаемости», то есть принимали подношения от просителей.

Зачем приняли Табель

Табель о рангах вписывалась в общую концепцию изменения общественного сознания и государственного строя, названной самим Петром «регулярным государством». Усложнение и увеличение государственных функций петровской России потребовало изменения инструментов контроля. Аппарат управления должен был работать слаженно и оперативно, трансформируясь в сторону расширения и разветвления сфер управления над подданными.

Административные функции должны были выполнять служащие нового формата, а их деятельность становилась строго регулированной и подчиненной общим интересам государства.

Подобные регламенты существовали во многих европейских странах, поэтому при создании Табеля о рангах многое решил зарубежный опыт. При подготовке к его принятию, начатой в 1719 году, были переведены аналогичные английские, польские, прусские, французские документы. Важной особенностью русского чинопроизводства являлось его влияние на общественную жизнь, тогда как в Европе подобные системы в основном служили лишь инструментом управления государством.

Концепция Табели

Табель о рангах предполагала строгое разделение функций и положения каждой единицы госаппарата — начиная от центральных структур и заканчивая мелкими служащими. Каждый человек, независимо от рода службы, был винтиком общей машины, поэтому полезными и важными признавались и военные, и статские, и придворные чиновники.

Важнейшим нововведением было утверждение жалования для всех служащих даже самых незначительных. Также продвижение по службе сулило не только почет, власть и денежные выплаты, но и дворянский титул — личный или потомственный. Для государства чины стали легким и относительно недорогим способом поощрять служащих, а новая аристократия создавала противовес старой. Кроме того, талантливые люди из низов могли себя реализовать законным путем, что лишало их стимула выступать против существующей власти.

Табель о рангах называлась так потому, что ее основой служила таблица из трех разделов. Она позволяла сопоставить чины трех видов государственной службы: придворной, военной, гражданской. Чины из каждой группы делились на 14 классов, в военные дополнительно подразделялись по родам войск — на морские, гвардейские, сухопутные, артиллерийские. Таким образом, при завершении военной карьеры служащий мог претендовать на равнозначную (в том числе и по денежному содержанию) должность на гражданской или придворной службе.

Фактическое изменение системы государственного администрирования не было одномоментным — оно происходило в течение всего правления Петра I. Органы центрального управления приобрели завершенный вид только к 1720-м годам, местное самоуправление реформировалось еще дольше.

Влияние на социальные отношения

Петр запустил процесс создания сословий по европейскому формату, однако понятие чина приобрело совсем другое значение. Социальный статус чиновника изменился, а положение подданных определялось не только и не столько сословием и материальным положением, сколько чином.

Законы вплоть да 1762 года обязывали всех дворян состоять на одном из видов государственной службы. В дальнейшем эти обязательства были смягчены, однако власть оставила за собой право ограничивались сословные права у тех дворян, которые не имели чина, что ставило их на ступень ниже служивших аристократов, в том числе и выходцев из «нового» дворянства. С другой стороны, титул можно было получить с продвижением по карьерной лестнице, что было причиной увеличения количества мелкопоместных дворян.

Недостатки системы

Начиная с принятия Табели о рангах в России зарождается профессиональное чиновничество. Весь XIX век шли споры о целесообразности сохранения принятой Петром I системы чинов. Без сомнения, Табель упорядочивала государственный аппарат, но чиновная иерархия имела ряд недостатков:

  1. Чин был одним из параметров, определявших место человека в обществе, поэтому стремление к продвижению по карьерной лестнице часто было непомерным. В мемуарах современников для обозначения этого явления можно встретить такие эпитеты, как «чинобесие» или «чинология».
  2. Следующий чин присваивался через простую выслугу лет. Табель четко утверждал этот принцип, хотя фактически продвижение по службе зависело от образования, происхождения, наличия покровителей и тому подобного. Профессиональные навыки отступали на второй план.
  3. «Новых» дворян, получивших титул за счет чинопродвижения, становилось все больше, хотя начиная с XIX века постепенно ограничивались возможности для этого. Например, изменения 1845 и 1856 годов связаны с повышением чина, с достижением которого можно получить титул. Дворянство считалось важным стимулом к верной и старательной службе, но государство было вынуждено лавировать между интересами старой аристократии и бюрократического аппарата.

Предложенная Петром Великим концепция «регулярного» государства не могла быть полноценно реализована в реальной жизни, что и привело к сильной бюрократизации системы. Тем не менее, она была гибкой — менялись государственные учреждения, перераспределялись полномочия, происходила смена центральных и уездных администраций. Регламент просуществовал почти 200 лет, рухнув только с гибелью империи.

Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

  • En
  • Ru

Вы здесь

24 января (4 февраля) 1722 г. императором Петром I был утверждён закон о порядке государственной службы в Российской империи — «Табель о рангах».

В основу закона были положены аналогичные акты западноевропейских стран, но при его разработке учитывалась система чинов Российской империи. В «Табель о рангах» входила таблица с перечислением чинов и званий и разъяснения по её применению.

Все чины подразделялись на три вида: военные (воинские армейские, воинские артиллерии и инженеров, воинские гвардии, военно-морские), статские (гражданские) и придворные. Каждый вид службы был разбит на 14 классов, или рангов. У каждого вида были свои особенности, свои наименования рангов, свои правила получения следующего чина, свои знаки различия.

Высшим классом считался первый, низшим — четырнадцатый, причём военные чины объявлялись выше соответствовавших им гражданских и придворных. Чиновники различных классов имели разную форму титулования: Ваше превосходительство (для высших), Ваше сиятельство (для сенаторов) и Ваше благородие (для всех остальных). К концу XVIII в. количество титулов достигло пяти: служащих первых двух классов называли высокопревосходительством, III—IV — превосходительством, V — высокородием, VI—VIII — высокоблагородием, остальных — благородием.

Хотя государственная служба была ориентирована преимущественно на дворянское сословие, петровская «Табель» давала возможность выдвинуться талантливым людям и из низших сословий — «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Вместо отменённого в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился потомственным дворянином. Чины с XIV по IX давали право на личное дворянство. На военной службе потомственное дворянство давалось уже с XIV класса. Все дворяне получали земли и крестьян, что стимулировало рвение по службе среди чиновников-недворян, доля которых в среде чиновничества постоянно росла.

Несмотря на целый ряд изменений и неоднократное обсуждение вопроса об отмене чинов или реорганизации системы чинопроизводства, петровская «Табель о рангах» просуществовала почти двести лет и была отменена лишь 16 (29) декабря 1917 г.

Читать еще:  Постановление о том что нельзя повторно стать земским доктором

Лит.: Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993. Гл. 2: Путь в офицеры. Система офицерских чинов в русской армии; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/h/volkov_sv1/02.html; Евреинов В. А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1888; Табель о рангах всех чинов. // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . hist . msu . ru / ER / Etext / tabel . htm ; Список гражданским чинам первых четырёх классов. СПб., 1842-1916; Список чинам в гражданской службе состоящим. СПб., 1801-1841; Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 1991; То же [Электронный ресурс]. URL : http://militera.lib.ru/research/shepelev1/index.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Становление института государственной службы в Российской империи

В научной статье анализируются правовые основы зарождения государственной службы в Российской империи. Описываются правовые акты, которые определяли структуру государственных должностей, регламентирующие деятельность государственных служащих на том или ином этапе развития государственной службы. В статье также отражены аспекты, связанные с присвоением чинов государственным служащим. Изложенное определяет актуальность темы, поднятой в данной статье.

Введение. Истоки появления чиновничества и государственной службы связаны с периодом становления государственности. Государства без аппарата управления не существует. С появлением первых государственных образований возникали соответствующие отношения между монархом – главой государства и его подданными. Выразителем воли монарха становилась родовая знать – «аристократия», а непосредственными исполнителями – служащие, которые имели на это право от суверена. Со временем двор монарха стал брать на себя функции отбора служащих, их расстановки на места и должности, а также контроля за деятельностью администраторов.

Государства, зависящие от географических, историко-культурных, духовно-ценностных, природно-хозяйственных условий, имели характерные модели организации аппарата управления и службы правителя. Можно предположить, что первые так называемые «государственные служащие», или «чиновники», начали свою эволюцию вместе с государством.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования выступили правовые основы построения государственной службы в Российской империи. Методы исследования: исторический, диалектический, сравнительно-правовой.

Результаты и их обсуждение. Законодательство Российской империи о государственной службе начало формироваться с петровской модернизацией управленческой деятельности, когда происходил переход от традиционной модели государственного управления к рациональной, вследствие чего значительно возросла роль правильно организованного («регулярного») государства в жизни общества. Началом преобразования государственной службы в России была отмена местничества в 1682 году. Попыткой установить новую систему чинов был проект Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих, думных людей, включающий 34 статьи, разработанный в царствование Федора Алексеевича (1676-1682 гг.).

Первые шаги по подготовке Табеля о рангах датируются началом ХVIII в., хотя основная работа осуществлялась в 1719-1722 гг. Сбор материала возлагался на Иноземную коллегию, которая изучала законодательство о чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии, Швеции, а также учитывала существующую российскую практику. Табель о рангах состоял из двух частей: собственно табеля и 19 пунктов к нему, в которых содержалось объяснение документа и излагались основные принципы государственной службы.

«Табель о рангах» обычно рассматривается исследователями в контексте преобразований Петра I, и это вполне справедливо, поскольку, задумав реформировать страну «на западный лад», Петр I взял за основу, прежде всего, структуру зарубежных армий. Так возник «Табель о рангах», который и определял положение государственных служащих в России с 1722 года по 1917 год.

Табель о рангах, утвержденный Петром I 24 января 1722 года, впервые четко разделил государственную службу на военную и гражданскую, а последнюю, в свою очередь, – на статскую и придворную. Соответственно выделялись чины: военные, статские и придворные. Новое разделение чиновников исходило из принципа служебной выслуги и изменило старое разделение дворян на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; все они заседали в Боярской думе – высшем совещательном органе при царе), столичные (стольники, спальники и др., включая дворян московских), провинциальные (дворяне и дети боярские по «огородах, то есть по уездам). Табель о рангах разделил также служащих на две группы: табельное чиновничество и канцелярские служащие.

Все чины делились на 14 рангов (классов), начиная с XIV-го (низшего) и заканчивая I-м (высшим). Назначение военных, военно-морских и гражданских чинов на службу осуществлялось в соответствии с их классом. Вместо старого порядка замещения должностей в армии и государственном аппарате по степени знатности был введен новый – по личным заслугам, способностями, опытом и т.д. Табель о рангах с некоторыми изменениями действовал до начала ХХ в. [4, c. 202].

Становление системы гражданского предоставления чинов в России в основном было завершено указом Александра I от 1 августа 1801 года. Поскольку в отличие от армии гражданское чиновничество комплектовалось в значительной степени за счет недворянских элементов, то вопрос регулирования состава чиновников занимал заметное место на повестке дня. Это было обусловлено и тем, что введение в Табель о рангах одновременно датской и немецкой системы чинов и классов, в которой предпочтение отдавалось чинам, а не должностям, было связано с определенными сложностями, поскольку в отличие от военной службы в гражданской – предоставление чинов не было лимитировано количеством вакансий [3, c. 151].

Это приводило к тому, что при открытии вакансий на более высокие должности, как правило, было несколько кандидатов, которые имели соответствующие чины. Преимущественное право на должность имел старший в чине, а при равенстве чинов – старший по время его предоставления. Поскольку гражданские чины приобретались преимущественно по выслуге лет, то их получение становилось почти автоматическим. Этим, как считалось, обеспечивалась определенная независимость чиновника от его непосредственного начальника.

Дальнейшее нормирование связано с законами от 14 октября 1827 года о порядке вступления в государственную службу и от 25 июня 1834 года – о порядке дальнейшего предоставления чинов.

Указ «О канцелярских служащих гражданского ведомства» 1827 года устанавливал четыре категории лиц, пользовавшихся правом государственной службы: первая – наследственные дворяне; вторая – дети дворян, купцов первой гильдии, духовенства; третья – дети низших канцелярских служащих, которые не имели классных чинов; четвертая – лица, не имеющие права на гражданскую службу, но принятые на нее до того, как был издан Указ. Чтобы получить первый классный чин, для каждой категории устанавливались различные сроки выслуги – соответственно 2, 4, 6 и 12 лет.

В соответствии с «Положением о порядке предоставления чинов в гражданской службе» 1834 года для первых трех категорий выслуга сокращалась до одного, двух и четырех лет соответственно при условии соблюдения образовательного ценза. Данное положение устанавливало два вида предоставления чинов – общий и за отличие (для последнего предполагалось сокращение сроков выслуги) [2, c. 5].

Дальнейшее упорядочение государственной службы продолжалось в 1886 году, после обнародования «Положения об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царстве Польском», «Устава эмеритальных касс гражданского ведомства» и других актов. Положение выделяло имперские особенности государственной службы в западном регионе империи, а Уставы и другие акты устанавливали новые формы пенсионного обеспечение государственных служащих. Благодаря этим и предыдущим законодательным актам государственная служба получила правовое оформление, содержание которого юристы определяли как совокупность публично-правовых отношений, возникающих между государством и его служащими при исполнении государственных задач в сферах социальной и общественной жизни, когда те действуют от имени государства, будучи наделенными для этого необходимыми полномочиями и правами.

В середине XIX века система управления корпусом государственных служащих меняется. В 1894 году был создан специальный комитет о службе чинов гражданского ведомства, рабочим органом которого стал вновь инспекторский отдел канцелярии. Окончательно его функции были определены в 1895 году, за ним сохранялись дела чинов IV-VI классов. Чиновники I-III классов назначались, освобождались и награждались верховной властью по представлению соответствующих министров, а вопросы в отношении чиновников VII-XIV классов решались в губернских учреждениях. Нужно отметить, что численность государственных служащих с каждым десятилетием только увеличивалось. Уже в 1897 году общее число государственных служащих составляло более 435000 чел. [1, c. 26].

Читать еще:  Семейный капитал в беларуси 2021 последние новости

Заключение. В Российской Империи происходило активное формирование и развитие государственно-административной модели института государственной службы. Основывая свое законодательство на европейских традициях, Россия вобрала в него все лучшее, что существовало на тот момент, сохранив при этом свою уникальность и выстроив государственно-административную модель государственной службы. О существовании собственного пути свидетельствует и тот факт, что именно в России впервые в истории европейского законодательства было кодифицировано право государственной гражданской службы (1832 г.).

Подходы к регулированию административно- и организационно-правовых основ института государственной службы в Российской империи свидетельствуют о формировании основ правового регулирования данного института в дореволюционный период развития государства и права, которое действовало до 1917 года. Частично система официальных и юридических предписаний Российской империи легла в основу формирования современного административного права.

Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

Несмотря на столь решительные шаги по обеспечению относительной политической благонадежности городского самоуправления Городовое положение 1892 года устанавливало над ним жесткий надзор и опеку. Все сколько-нибудь важные постановления Городской думы должны были утверждаться губернатором или министром внутренних дел. В эту категорию попадали, в частности, постановления по вопросам о городском бюджете и сверхсметных расходах, о переложении натуральных повинностей в денежные, о муниципализации предприятий, об отчуждении городских имуществ, о займах и поручительствах, о размерах платы за пользование городскими предприятиями, о планировке города. Помимо того, губернатор был вправе приостанавливать исполнение думского постановления, если усмотрит, «что оно не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения». Приостановленное губернатором постановление передавалось от губернского по городским делам присутствия до министра внутренних дел, Сената (в случае жалобы городского управления), а в некоторых случаях — до Комитета министров и Государственного совета.

Московская городская Дума — высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы — сформирована 12 декабря 1993 года. Численный состав Думы был определен в количестве 35 депутатов, работающих на постоянной основе. Выборы депутатов Думы I – III созывов проходили по 35 одномандатным округам на срок 4 года. Депутаты Думы IV созыва также избирались на 4 года, при этом 15 из них — по одномандатным округам и 20 — по городскому избирательному округу от избирательных объединений. В состав Думы V созыва в 2009 году по городскому избирательному округу от избирательных объединений сроком на 5 лет были избраны 18 депутатов; по одномандатным избирательным округам — 17. Выборы депутатов Думы VI созыва проводились по 45 избирательным округам на пятилетний срок полномочий. В отличие от предыдущих выборов ( IV и V созывы), проводимых по смешанной системе, была применена мажоритарная избирательная система. Число депутатов Московской городской Думы увеличилось с 35 до 45. В Думе VI созыва Председатель Думы, два его заместителя, а также руководители 15 комиссий осуществляли свою деятельность на профессиональной постоянной основе, остальные депутаты – без отрыва от основной деятельности.

Выборы депутатов Думы VII (действующего) созыва состоялись 8 сентября 2019 года по 45 избирательным округам. Первое заседание Думы VII созыва было проведено 19 сентября 2019 года. На нем, в частности, был избран Председатель Думы и утверждена структура Думы. В настоящее время свои полномочия осуществляют 43 депутата. Председатель Думы, его заместитель и руководители 13 комиссий, осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе, остальные 28 депутатов – без отрыва от основной деятельности.

Согласно главе 9 Регламента депутаты имеют право образовывать добровольные депутатские объединения — фракции, блоки, клубы, другие объединения на основе свободного волеизъявления. Первые добровольные депутатские объединения созданы депутатами Думы I созыва. В 1996 году зарегистрировалась фракция «Выбор России». Позже фракция «Выбор России» перерегистрировалась как «Объединенные демократы — ДВР» и зарегистрировалась новая фракция «Столица». В Думе II созыва были зарегистрированы депутатская группа «Россия», фракция Московского городского отделения движения «Наш дом — Россия» и перерегистрировалась фракция «ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ — ДВР». Характерным отличием Думы III созыва было усиление роли фракций в депутатской деятельности. В ноябре 2003 года зарегистрировалась фракция «Единая Россия». В 2004 году образовались еще три фракции: «Новая Москва», «Яблоко — Объединенные демократы», «Родина». Фракция «Новая Москва» в ноябре 2004 года изменила название на «СПС — Новая Москва», а с февраля 2005 года — на «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ». В январе 2005 года зарегистрировалась фракция «Партия ЖИЗНИ — Новая Москва», впоследствии — «Партия ЖИЗНИ». Депутаты Думы IV созыва создали по принципу партийной принадлежности три фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «Коммунистическая партия Российской Федерации» и «ЯБЛОКО — ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ». В Думе созыва 2009-2014 годов были образованы два депутатских объединения: фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и фракция «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В Думе VI созыва были сформированы четыре депутатских объединения: фракция Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», фракция «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», фракция «Родина» и депутатское объединение «Моя Москва».

В Думе VII созыва образованы пять депутатских объединений: фракция Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , фракция «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» , фракция «ЯБЛОКО», фракция Справедливая Россия и депутатское объединение «Моя Москва».

Московская городская Дума продолжает и развивает исторические традиции городского самоуправления и предшествовавших институтов законодательной власти России.

Литература:

Богословский М.М. Москва в 1870-1890-х годах. — В сб.: Московская старина. М.: Правда, 1989.

Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л.: Госиздат, 1928.

Герье В. О Московской городской думе. / Публикация А.Шаханова. — В сб.: Московский архив, выпуск 1. Мосгорархив, 1996.

Кузовлева О. Управлять Москвой непросто. — В сб.: Московский архив, выпуск 1. Мосгорархив, 1996.

Латышев С., Арсеньев К. Город. //Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона, т. IX . 1893.

Лужков Ю.М. Мы дети твои, Москва. М.: Вагриус, 1996.

Михайловский А. Реформа городского самоуправления. М., 1909. Москва. Городское управление. Справочник. М., 1997. Московская власть: городские головы (1782-1997). М., 1997.

Новиков А. Записки о городском самоуправлении. Спб., 1904.

Шрейдер Г. Наше городское общественное управление. Спб., 1902.

Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО — +7 (495) 332-37-90
  • Санкт-Петербург и Лен. область — +7 (812) 449-45-96 Доб. 640

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи. Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа.

В году Петром I была издана Табель о рангах, устанавливавшая 14 рангов классов, классных чинов, 1-й — высший по трем видам: военные армейские и морские , штатские и придворные.

В основу закона были положены аналогичные акты западноевропейских стран, но при его разработке учитывалась система чинов Российской империи. Все чины подразделялись на три вида: военные воинские армейские, воинские артиллерии и инженеров, воинские гвардии, военно-морские , статские гражданские и придворные. У каждого вида были свои особенности, свои наименования рангов, свои правила получения следующего чина, свои знаки различия. Высшим классом считался первый, низшим — четырнадцатый, причём военные чины объявлялись выше соответствовавших им гражданских и придворных.

Читать еще:  Должны ли возвращать ндфл по патенту за прошлые месяцы

Табель о рангах

В году Петром I была издана Табель о рангах, устанавливавшая 14 рангов классов, классных чинов, 1-й — высший по трем видам: военные армейские и морские , штатские и придворные. Табель о рангах — законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение.

Важность изучения Табели о рангах и ее роль Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до года. Данная работа посвящена изучению Табели о рангах и своей целью ставит анализ ее пунктов и определение роли Табели для развития государственной службы России.

Для реализации поставленной цели автор изучил работы исследователей, список которых приводится в конце работы. Работа состоит из двух глав, в каждой из которых рассматривается одна из двух поставленных задач. Она не раз реформировалась, что однако просуществовала вплоть до развала Российской империи. Подготовка этого закона — «Табели о рангах» была начата еще в году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате.

В основу «Табели о рангах» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Вот эта военизированная модель уравнивания различных должностей между собой и была применена ко всем видам государственной службы.

У каждого вида были свои особенности, свои наименования рангов, свои правила получения следующего чина, свои знаки различия. Названия чинов скоро стали условными, смысл понятия «асессор» или «тайный советник» уже никого не интересовал.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Первоначально закон состоял из собственно Табели Таблицы чинов и поясняющих статей, а также установленных довольно высоких штрафов за их нарушение. Так, за требование почестей и мест выше чина полагался штраф, равный 2-месячному жалованью нарушителя.

Из них две трети как премия причитались доносителю, а оставшаяся часть шла на содержание госпиталей. Такое же материальное наказание полагалось и за уступку своего места лицу, низшему по чину. Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных.

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские гражданские и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов классов , строго соотнесенных между собой. Любой чиновник с го класса получал личное, а с 8-го — потомственное дворянство.

Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с го класса. С помощью Табели о рангах чиновничество обособилось от низшей бюрократии, появившейся в огромном количестве с созданием абсолютистского государства. По мнению третьих, «Табель о рангах» включала и те и другие понятия.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Уже й класс «Табели» фендрик, с г.

Общеизвестно, что гвардейские офицеры имели преимущество перед армейскими офицерами в два чина, но не все знают, что это преимущество выражалось в том, что армейский прапорщик имел XIV класс по Табели, а гвардейский XII класс. При переходе из гвардии в армию класс за офицером оставался прежний. Но в армии XII класс имел поручик и вчерашний гвардейский прапорщик становился армейским поручиком.

Впрочем, в наказание, выгнанным из гвардии офицерам в приказе иногда писали «Перевести из Лейб-гвардии гусарского полка в Нижегородский драгунский полк прежним чином». Все офицерские чины делились на три группы: обер-офицеры от прапорщика до капитана , штаб-офицеры от майора до полковника и генералитет от генерал-майора до фельдмаршала. Дети военных выделялись среди других сословий, было понятие «штаб-офицерских» и «обер-офицерских детей», они также пользовались некоторой поддержкой государства.

Выходцы из других сословий, не дворяне, могли получить низший офицерский чин, только пройдя все ступеньки солдатской и унтер-офицерской службы. В истории есть примеры, когда выходцы из податных сословий пробивались в дворянство по армейской службе, но такие случаи редки. Обычно выше унтер-офицеров крестьяне и мещане не поднимались.

Табель о рангах (стр. 1 из 5)

Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте. Давно пора покончить с идеалистическими, провокативными по сути попытками вывести чиновника, не берущего взяток. Такой чиновник способен в одночасье обрушить российскую государственность, покушаясь на самые ее основы. Гораздо разумнее объяснить чиновнику, как и сколько он должен брать, а также — каково его место в современной системе ценностей. В г.

Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

Ну а зачем тогда было разрушать эту самую вертикаль власти, что делалось с года и вплоть до конца девяностых с усердием, достойным лучшего применения?. Для того, чтобы понять, что местное самоуправление, демократическая выборность руководителей районов, городов, областей в условиях России не больше чем сладкая сказочка для интеллигентов? Одним махом большевики отменили и чины гражданские, и придворные, и церковные, а под горячую руку чины военные и военно-морские, полагая. То, что хотя бы армия не может существовать без системы званий, они быстро поняли, что тут хватили через край и довольно быстро, сначала втихую и скрытно чины армейцам и морякам вернули. В году к системе персональных воинских званий возвращаются уже открыто. Примерно к этому же времени петровская Табель о рангах хотя и модифицированная , конечно под иными наименованиями, восстанавливается в морском флоте, милиции, органах государственной безопасности.

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

В дальнейшем с многократными изменениями применялась в Российской империи и Российской республике. Изначально это словосочетание имело два основных значения: 1 таблица, структурирующая чины; 2 название указа как закона о военной, статской гражданской и придворной службах [Комм. Вопрос соотношения чинов был предметом внимания Петра I задолго до учреждения табели о рангах. Указ рассматривался также в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В работе над окончательной редакцией указа принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов. Впоследствии многие из указанных в табели должностей были упразднены, а названный статус из табели исключён. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Указ содержал 19 пояснительных пунктов к табели. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 4.1. Права госслужащего, связанные с исполнением должностных обязанностей

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector