Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок списания имущества в 2021 году

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2021 году

Каковы основные правила списания ОС в бюджетной системе?

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

  1. Об основаниях для списания имущества.

Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.

Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):

  • продажа, мена, дарение объекта ОС;
  • внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
  1. О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.

Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения).

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

  1. О документировании списания ОС.

Основной документ в данном случае — акт списания основного средства в бюджетном учреждении. Его составляет специальная комиссия по списанию ОС (п. 10 Положения, п. 13.5.8 Приложения к приказу 331).

Документирование списания ОС: акт и протокол комиссии

Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:

  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Форма протокола списания основных средств в бюджетных учреждениях — свободная. В нем могут быть отражены:

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).

Протокол заверяется подписями всех членов комиссии, присутствующих на заседании. Их должно быть не менее двух третей от полного состава комиссии (п. 7 Положения). В состав комиссии могут быть приглашены внешние эксперты на платной основе (п. 8 Положения).

Акт списания ОС утверждается:

  • только руководителем учреждения — если не требуется согласования списания ОС;
  • руководителем и представителем вышестоящего органа власти — если согласование списания ОС требуется.

На основании акта бухгалтерия списывает ОС с баланса (п. 12 Положения, п. 13.1 Приложения к приказу 331). Рассмотрим, какие проводки могут быть при этом применены, если списание ОС сопровождается его утилизацией.

Утилизация списанных ОС: проводки

То, какие именно проводки нужны, определяется инструкцией, разработанной Минфином для конкретного типа учреждений (п. 48 Инструкции). Если говорить конкретно о бюджетных учреждениях, то нужно ориентироваться на план счетов, прописанный в Инструкции по приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Списание остаточной стоимости объекта ОС (установленной на момент составления акта о списании) может быть осуществлено с помощью следующих проводок:

  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).

Списание накопленной к тому моменту суммы амортизации осуществляется проводкой: Дт 0 104 ** 410 Кт 0 101 ** 410.

Вместо ** всякий раз нужно подставлять 2 цифры. Первая — это первая цифра двузначного кода группы учета в соответствии с п. 37 Инструкции. Вторая — это код вида учета в соответствии с п. 57 Инструкции.

Для автономных учреждений правила составления проводок определены в приказе Минфина России от 23.12.2010 № 183н. Для казенных учреждений (как и для муниципальных и государственных органов власти) — в приказе Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Процедура списания объектов ОС в бюджетных учреждениях регулируется на нескольких уровнях законодательства — общефедеральном и нижестоящих ведомственных уровнях. Кроме того, порядок списания может находиться в юрисдикции нескольких федеральных нормативных актов — в зависимости от конкретного типа бюджетной организации. Списание ОС учреждения предполагает согласование с вышестоящим ведомством, техническую экспертизу и издание внутренней комиссией акта, который, как правило, должно утвердить вышестоящее ведомство.

Новое в процедуре списания основных средств

Процедура согласования

В настоящее время действует Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании). Данное постановление определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, и распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа.
Согласно п. 2 Положения о списании под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Смысл списания имущества в указанном пункте отчасти совпадает с условиями признания имущества активом, приведенными в п. 8 СГС ОС, за исключением того, что в этом пункте говорится о необходимости учета за балансом имущества, не признаваемого активом. А согласно Положению о списании выбываемое при списании имущество, как правило, находится на балансе до окончательного решения его собственника.
Положение о списании предписывает создание на постоянной основе комиссии по подготовке и принятию соответствующего решения.
Обратите внимание! В соответствии с п. 7 Положения о списании срок рассмотрения комиссией по списанию представленных ей документов не должен превышать 14 дней.
Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н. Согласно п. 3 данного порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.
Как видно из вышесказанного, срок процедур согласования до момента списания может длиться около двух месяцев, а на практике такой срок может быть и того больше.

Принятие решения

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания.
Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Однако в силу п. 4 Положения о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.
Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.
Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано.
Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

Типовая запись

В обновленных редакциях инструкций по бухгалтерскому учету для списания объектов основных средств предлагается типовая проводка:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация»
Дебет счета 0 11400 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счетов аналитического учета счета 0 10100 000 «Основные средства».
При этом в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеуказанной записью необходимо отразить выбытие из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
К сожалению, ни в СГС ОС, ни в инструкциях по бухгалтерскому учету нет четкого указания на то, в каком порядке и на основании каких учетных документов следует отражать обесценение. Очевидно, что до выхода соответствующих разъяснений Минфина придется принимать такие решения в рамках учетной политики учреждения.

Читать еще:  Доплаты военным пенсионерам с маленькими детьми

Порядок выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации 2021 год. Последняя редакция

  • Артикул: 00-01006634
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 56
  • Формат: А5 (148х210 мм)
  • Год: 2021
  • Вес: 66 г
  • Серия: Приказ МВД РФ (все книги серии)

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Приказ МВД России от 26.07.2012 N 725 «Об утверждении Порядка выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации».
Порядок устанавливает организацию выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации.
Функции вещевого обеспечения в органах внутренних дел осуществляют подразделения тылового обеспечения, выполняющие задачи по материально-техническому и хозяйственному обеспечению подразделений, сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел.

Содержание :
I. Общие положения
II. Порядок выдачи вещевого имущества в органах внутренних дел
III. Порядок учета вещевого имущества в органах внутренних дел
IV. Порядок списания вещевого имущества в органах внутренних дел
Приложение N 1. Таблица типовых размеров для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации
1. Форменная одежда для сотрудника-мужчины
1.1. Определение условного обозначения роста изделия
1.2. Определение условного обозначения размера изделия
1.3. Определение номера полнотной группы изделия
2. Форменная одежда для сотрудника-женщины
2.1. Определение условного обозначения роста изделия
2.2. Определение условного обозначения размера изделия
2.3. Определение полнотной группы изделия
3. Рубашки для сотрудника-мужчины
3.1. Определение условного обозначения размера изделия
3.2. Определение условного обозначения роста изделия
3.3. Определение полнотной группы изделия
4. Блузка для сотрудника-женщины
4.1. Определение условного обозначения размера изделия
4.2. Определение условного обозначения роста изделия
4.3. Определение полнотной группы изделия
5. Определение условного обозначения размера головного убора
6. Определение условного обозначения размера обуви мужской
Сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки хромовые и юфтевые (при интервале между смежными размерами 7,5 мм)
Сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки хромовые (при интервале между смежными размерами 5 мм)
Валенки (при интервале между смежными размерами 10 мм)
7. Определение условного обозначения размера обуви женской
Сапоги, ботинки хромовые, туфли (при интервале между смежными размерами 7,5 мм)
Сапоги, ботинки хромовые, туфли (при интервале между смежными размерами 5 мм)
Валенки (при интервале между смежными размерами 10 мм)
Приложение N 2. Книга регистрации первичных учетных документов по движению нефинансовых активов (Рекомендуемый образец)
Приложение N 3. Карточка учета вещевого имущества личного пользования (Рекомендуемый образец)
Оборотная сторона
Приложение N 4. Сводная ведомость приходных (расходных) документов (Рекомендуемый образец)
Приложение N 5. Раздаточная (сдаточная) ведомость на вещевое имущество (Рекомендуемый образец)
Приложение N 6. Книга учета инвентарного имущества по годам выдачи (Рекомендуемый образец)
Оглавление
Счет
Приложение N 7. Карточка учета вещевого имущества по размерам и ростам (Рекомендуемый образец)
Приложение N 8. Аттестат на предметы вещевого имущества (Рекомендуемый образец)
Приложение N 9. Справка на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования (Рекомендуемый образец)
Приложение N 10. Аттестат на вещевое имущество подразделения (Рекомендуемый образец)
Приложение N 11. Справка-расчет стоимости вещевого имущества на удержание (Рекомендуемый образец)
Приложение N 12. Книга учета потерь и недостач материальных ценностей (Рекомендуемый образец)
Приложение N 13. Книга учета вещевого имущества, выдаваемого во временное пользование (Рекомендуемый образец)
Приложение N 14. Книга учета белья, сдаваемого (принимаемого) в стирку (Рекомендуемый образец)
Приложение N 15. Акт изменения качественного состояния вещевого имущества (Рекомендуемый образец)
Оборотная сторона
Приложение N 16. Акт технического состояния материальных ценностей (Рекомендуемый образец)
Приложение N 17. Стеллажный (штабельный) ярлык (Рекомендуемый образец)
Приложение N 18
Клеймо N 1
Клеймо N 2
Приложение N 19. Места нанесения клейм на предметы вещевого имущества

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

  • Виды имущества бюджетного учреждения
  • Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах
  • Бухгалтерский учет списания ОС
  • Итоги

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.
Читать еще:  Образцы коммерческих предложений на поставку товара

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2020-2021 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и скачайте документ.

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

Образец акта о ликвидации объекта ОС привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Комиссия по рассмотрению вопросов о списании имущества

Комиссия Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан по рассмотрению вопросов о списании имущества, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан , является координационным органом по обеспечению принятия решений Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан по согласованию списания имущества, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, в соответствии с Положением о порядке списания имущества, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 июля 2018 г. № 99, а именно:

государственного движимого имущества, находящегося у органов государственной власти Республики Дагестан на праве оперативного управления;

государственного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у органов государственной власти Республики Дагестан на праве оперативного управления;

государственного движимого имущества, находящегося у территориальных органов исполнительной власти Республики Дагестан на праве оперативного управления;

государственного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у территориальных органов исполнительной власти Республики Дагестан на праве оперативного управления;

государственного движимого имущества, находящегося у государственных казенных учреждений Республики Дагестан на праве оперативного управления;

государственного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у государственных казенных учреждений Республики Дагестан на праве оперативного управления;

особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственными бюджетными учреждениями Республики Дагестан учредителем либо приобретенного государственными бюджетными учреждениями Республики Дагестан за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;

государственного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за государственными бюджетными учреждениями Республики Дагестан на праве оперативного управления;

особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственными автономными учреждениями Республики Дагестан учредителем либо приобретенного государственными автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;

государственного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за государственными автономными учреждениями Республики Дагестан учредителем либо приобретенного государственными автономными учреждениями Республики Дагестан за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;

государственного недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за государственными унитарными предприятиями Республики Дагестан на праве хозяйственного ведения или за государственными казенными предприятиями Республики Дагестан на праве оперативного управления.

Об утверждении Инструкции о порядке списания имущества, закрепленного за республиканскими государственными предприятиями и республиканскими государственными учреждениями

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 ноября 2000 года № 470. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 ноября 2000 года № 1291. Утратил силу приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 июля 2011 года № 382

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 28.07.2011 № 382.

Сноска. В заголовке и тексте приказа слова «государственными предприятиями и государственными учреждениями» заменены словами «республиканскими государственными предприятиями и республиканскими государственными учреждениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 февраля 2003 года N 56.

В соответствии с Планом мероприятий на 2000 год по реализации Программы приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2000 года N 482 , приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке списания имущества, закрепленного за республиканскими государственными предприятиями и республиканскими государственными учреждениями.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Утверждена приказом
Министерства финансов
Республики Казахстан
от 1 ноября 2000 года N 470

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке списания имущества, закрепленного за
республиканскими государственными
предприятиями и республиканскими
государственными учреждениями
Сноска. Заголовок с изменениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 февраля 2003 года N 56.

1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок списания имущества, закрепленного за республиканскими государственными предприятиями (далее — государственные предприятия) и республиканскими государственными учреждениями (далее — государственные учреждения), пришедшего в негодность вследствие физического и морального износа, в результате стихийных бедствий и аварий, за исключением оружия, военной техники, оборонных объектов и иного военного имущества, не используемого в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 1 в новой редакции — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 февраля 2003 года N 56; с изменениями — от 20 июня 2004 года N 223 .
2. Инструкция распространяется на имущество государственных предприятий и государственных учреждений, относящееся к основным средствам (активам).
3. Оформление необходимой документации на списание имущества государственных предприятий и государственных учреждений, осуществляется на основании заключения Комиссии, создаваемой в соответствии с пунктом 4 настоящей Инструкции, с учетом требований, установленных пунктом 10 настоящей Инструкции.
4. Комиссия создается приказом руководителя государственного предприятия или государственного учреждения.
В состав Комиссии, создаваемой на государственном предприятии, в обязательном порядке включаются:
главный инженер или заместитель руководителя государственного предприятия (председатель Комиссии);
главный бухгалтер или его заместитель;
лица, на которые возложена ответственность за сохранность имущества.
В состав Комиссии, создаваемой в государственных учреждениях, в обязательном порядке включаются:
заместитель руководителя государственного учреждения (председатель Комиссии);
главный бухгалтер или его заместитель (в случае отсутствия по штатному расписанию должности главного бухгалтера — лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
лица, на которые возложена ответственность за сохранность имущества.
При списании отдельных видов имущества в состав Комиссии включают соответствующих специалистов (экспертов).

2. Порядок списания имущества

5. С баланса государственных предприятий и государственных учреждений списывается имущество, полностью утратившее производственное значение вследствие физического и морального износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате стихийных бедствий, аварий, если восстанавливать его экономически нецелесообразно и невозможно.
Сноска. Пункт 5 с изменениями — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 июня 2004 года N 223 .
6. Списание имущества государственных предприятий осуществляется по согласованию с органом государственного управления.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра финансов РК от 23.12.2008 N 604 (порядок введения в действие см. п. 3 ).
7. Списание имущества государственных учреждений, являющихся центральными государственными органами, осуществляется по их решению, государственных учреждений, являющихся территориальными государственными органами, — по согласованию с их вышестоящими государственными органами.
Списание имущества загранучреждений Министерства иностранных дел Республики Казахстан осуществляется по решению Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказами Министра финансов РК от 26.06.2002 N 290 ; от 11.02.2003 N 56 ; от 23.12.2008 N 604 (порядок введения в действие см. п. 3 ).
8. Списание имущества государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского бюджета и не являющихся государственными органами, производится по согласованию с органами государственного управления.
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными приказами Министра финансов РК от 26.06.2002 N 290 ; от 23.12.2008 N 604 (порядок введения в действие см. п. 3 ).
9. Списание имущества государственных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов, производится по согласованию с соответствующими местными исполнительными органами.
10. Комиссия производит непосредственный осмотр имущества, подлежащего списанию, использует при этом техническую документацию, а также данные бухгалтерского учета и устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию, выясняет причины списания, определенные пунктом 5 настоящей Инструкции, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого имущества, производит их оценку, выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное его выбытие из эксплуатации и составляет акт. В случае, когда деятельность Комиссии требует специальных знаний, в ее состав включают соответствующих специалистов (экспертов).
Разборка и демонтаж имущества до утверждения актов на списание не допускается.
Все детали, узлы, запасные части, материалы и другие материальные ценности (далее — материалы), полученные от ликвидации имущества делят на три группы:
Первая группа — это годные материалы для дальнейшего использования по прямому назначению, которые должны быть оприходованы на соответствующих счетах бухгалтерского учета по цене возможного их использования.
Вторая группа — это непригодные для дальнейшего использования по прямому назначению материалы, которые приходуются как вторичное сырье (лом черных, цветных и драгоценных металлов, ветошь, дрова и т.д).
Третья группа — это материалы, которые непригодны для дальнейшего использования. Материалы этой группы подлежат уничтожению, о чем составляется акт.
11. Списание имущества государственных предприятий и государственных учреждений вследствие причин, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции, оформляется актами установленных форм (формы ОС-3, ОС-3 бюджет, ОС-4, 443, 444) в 3-х экземплярах.
12. Составленные Комиссией в 3-х экземплярах акты на списание имущества государственных предприятий и государственных учреждений направляются на согласование в орган государственного управления в соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9 настоящей Инструкции со следующим перечнем документов:
1) протоколом Комиссии;
2) в случае аварии — копией акта происшествия, составленного и утвержденного соответствующим должностным лицом.
Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными приказами Министра финансов РК от 26.06.2002 N 290 ; от 23.12.2008 N 604 (порядок введения в действие см. п. 3 ).
13. В случае согласования актов на списание имущества государственного учреждения или государственного предприятия, в верхнем левом углу ставятся: отметка «Согласовано», дата, подпись руководителя, скрепленная печатью соответствующего органа государственного управления.
Один экземпляр акта, протокол комиссии (копии акта происшествия) остается у соответствующего органа государственного управления, а два других — направляются государственному предприятию или государственному учреждению.
Сноска. Пункт 13 с изменениями — приказом Министра финансов РК от 26 июня 2002 года N 290.
14. В случае несогласования, пакет документов с обоснованием отказа на списание имущества возвращается государственному предприятию или государственному учреждению.

Читать еще:  Признание малоимущими в москве 2021 критерии

3. Заключительные положения

15. В случае нарушения действующего порядка списания имущества виновные в этом лица несут установленную законодательством Республики Казахстан ответственность.
16. Вопросы, не урегулированные настоящей Инструкцией, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Решение Славгородский райсовет 22-4 29.06.2012 Об утверждении Инструкции о порядке списания имущества, находящегося в районной коммунальной собственности

РЕШЕНИЕ СЛАВГОРОДСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ июня 2012 г. № 22-4

Об утверждении Инструкции о порядке списания имущества, находящегося в районной коммунальной собственности, и внесении изменения в решение Славгородского районного Совета депутатов от 30 ноября 2010 г. № 6-4

На основании пункта 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», пункта 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 180 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности» Славгородский районный Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке списания имущества, находящегося в районной коммунальной собственности.

2. Главу 4 «Порядок подачи и рассмотрения документов по списанию имущества» Инструкции о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в районной коммунальной собственности, утвержденной решением Славгородского районного Совета депутатов от 30 ноября 2010 г. № 6-4 «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в районной коммунальной собственности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 5, 9/36836; № 121, 9/44781), исключить.

3. Настоящее решение вступает в силу с даты включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Председатель Т.П.Конончук УТВЕРЖДЕНО

Совета депутатов.06.2012 № 22-4

ИНСТРУКЦИЯ о порядке списания имущества, находящегося в районной коммунальной собственности

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок списания имущества, находящегося в районной коммунальной собственности.

2. Для целей настоящей Инструкции нижеуказанные термины имеют следующее значение:

имущество, находящееся в районной коммунальной собственности (далее – имущество), – имущество, за исключением запасов, закрепленное за коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также переданное ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям;

недвижимое имущество – капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, иное недвижимое имущество, незавершенные незаконсервированные капитальные строения, доли в праве общей собственности на них;

списание имущества – выбытие имущества из хозяйственной деятельности коммунального юридического лица, негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения на основании решения, предусматривающего уничтожение (снос, демонтаж) имущества, принятого в соответствии с настоящей Инструкцией.

3. Действие настоящей Инструкции не распространяется на списание имущества, учет которого ведется в натуральных показателях, а также на списание, осуществляемое в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, решением Могилевского областного Совета депутатов от 10 мая 2007 г. № 3-16 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в собственности Могилевской области» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 156, 9/8618).

4. Имущество может быть списано в случаях:

если оно не соответствует техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации;

если начисленная амортизация составляет 100 процентов;

утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и другое).

5. Списание имущества осуществляется в установленном настоящей Инструкцией порядке по решению руководителя (уполномоченного им заместителя руководителя) (далее – руководитель) Славгородского районного исполнительного комитета, его структурных подразделений, других государственных органов и организаций в отношении имущества, закрепленного за этими органами и организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также переданного ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям, иного коммунального юридического лица, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (далее – юридические лица).

6. Для подготовки решений о списании имущества, закрепленного за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, решением руководителя юридического лица создается постоянно действующая комиссия по списанию имущества (далее – комиссия).

В состав комиссии включаются главный бухгалтер (его заместитель), бухгалтер, работники юридического лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества юридического лица, руководители (заместители руководителей) структурных подразделений юридического лица по решению руководителя юридического лица.

7. Основными функциями комиссии являются:

проведение осмотра и определение фактического состояния предлагаемого к списанию имущества по месту его нахождения;

рассмотрение документов, содержащих необходимые для подготовки акта о списании имущества сведения об этом имуществе (первичные учетные документы, техническая документация, а также экспертное заключение соответствующей организации в случае списания недвижимого имущества по основанию, предусмотренному в абзаце втором пункта 4 настоящей Инструкции);

определение оснований для списания имущества в соответствии с пунктом 4 настоящей Инструкции;

оформление акта о списании имущества.

8. Решение о списании имущества, переданного в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям, принимается руководителем ссудодателя на основании предложения ссудополучателя и акта о списании имущества, подготовленного комиссией по списанию имущества, созданной ссудополучателем, которая выполняет функции, предусмотренные в пункте 7 настоящей Инструкции.

В состав комиссии, созданной ссудополучателем, включаются главный бухгалтер (его заместитель), бухгалтер, работники негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения, на которых возложена ответственность за сохранность имущества, руководители (заместители руководителей) структурных подразделений негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения по решению негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения.

9. Акт о списании имущества подписывается председателем и членами комиссии и утверждается решением руководителя юридического лица.

10. Работы по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, осуществляются в срок не позднее шести месяцев со дня принятия решения о списании имущества или в иные сроки, определенные проектной документацией, но, как правило, не более двенадцати месяцев со дня принятия решения о списании имущества.

Списание остаточной (ликвидационной) стоимости имущества в бухгалтерском учете отражается после завершения работ по его уничтожению (сносу, демонтажу).

11. Расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, осуществляются:

11.1. в отношении имущества, закрепленного за бюджетными организациями на праве оперативного управления, за счет:

средств районного бюджета, предусмотренных на их содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством, – если имущество приобретено за счет бюджетных средств;

превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении этих организаций, иных источников, не запрещенных законодательством, – если имущество приобретено за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, иных источников, установленных законодательством;

11.2. в отношении имущества, закрепленного за юридическими лицами, за исключением бюджетных организаций, на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям, за счет превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении этих организаций, иных источников, установленных законодательством.

12. Инвентаризация и использование отходов, образовавшихся в результате уничтожения (сноса, демонтажа) имущества, регулируются Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 183, 2/1368).

Особый учет основных средств в налоге УСН

  • УСН «Доходы» в 2021 году: как отчитываться и сколько платить
  • Субсидии на развитие предпринимательства
  • Как уменьшить налог УСН

Справочная / УСН

Особый учет основных средств в налоге УСН

В этой статье мы расскажем, какие средства являются основными и как их покупку нужно учитывать в налоге УСН, а также рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают в связи с продажей такого имущества. Для того чтобы было понятнее, будем рассматривать на примерах.

Сначала давайте обозначим, о каких основных средствах идёт речь. Само понятие «основные средства» взято из бухучета, но оно активно используется в Налоговом Кодексе и применяется, в том числе, и к индивидуальным предпринимателям, которые от бухучета вообще освобождены.

Основные средства — товары или имущество, которые используются в деятельности предприятия (не для перепродажи), срок их использования дольше года, и стоят они дороже 100 тысяч рублей. Например, это помещение в собственности, где находится ваш офис или торговая точка, транспорт, офисная техника, инвентарь, оборудование, то есть это все то, что является средством труда и получения прибыли.

Списываем затраты на покупку основного средства

Если вы применяете УСН «Доходы», то списать расходы на основные средства не сможете. Существенно снизить налоговую базу за счёт затрат на основное средство имеют право только фирмы на УСН «Доходы минус расходы».

Кроме того, что расход должен быть подтверждён, экономически обоснован и соответствовать списку в ст. 346.16 НК РФ, должны соблюдаться следующие обязательные условия:

  • расходы на покупку должны быть полностью оплачены;
  • основное средство должно использоваться в предпринимательской деятельности;
  • зарегистрировано право собственности, например, если мы говорим о покупке авто или офиса.

Необходимость такой серьёзной покупки для бизнеса нужно уметь обосновать в случае вопросов налоговиков, иначе расход могут признать неправомерным и как следствие доначислят налог, пени и штраф.

Основное средство списывается по первоначальной стоимости. Определить её несложно, мы просто складываем все фактические затраты на приобретение:

  • стоимость основного средства по договору;
  • НДС;
  • расходы на консультационные услуги, связанные с приобретением;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • гос.пошлина в связи с приобретением;
  • если приобретали через посредника, то вознаграждение по посредническому договору.

Расходы на покупку основного средства списываются равными долями в течение одного налогового периода (календарного года) и учитываются на последнее число квартала: на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и на 31 декабря. Расходы начинаем списывать в том квартале, на который выпадает последняя из дат: оплаты, введения в эксплуатацию или регистрации права собственности. Получается, что на конец года основное средство полностью учтено в расходах.

Давайте рассмотрим на примере:

25 марта 2021 мы купили автомобиль стоимостью 900 тысяч рублей и зарегистрировали его в ГИБДД 5 апреля 2021 года.

До регистрации в ГИБДД автомобиль использовать нельзя, поэтому первое списание мы отразим в КУДиР на 30 июня 2021 года и учтём при расчёте аванса по налогу УСН за полугодие 300 тысяч рублей (⅓ от 900 000). Затем делаем списания 30 сентября 2021 года на сумму 300 тысяч рублей и 31 декабря 2021 года на сумму 300 тысяч рублей.

Если бы мы купили автомобиль в октябре 2021, а зарегистрировали его в ГИБДД в ноябре 2021, то все 900 тысяч рублей списали бы в расходы на 31 декабря 2021 года.

Если основное средство приобретено до регистрации ИП и используется в бизнесе, можно ли списать в расходы?

Несмотря на то что Налоговый Кодекс не содержит однозначного запрета, контролирующие органы в своих письмах не раз давали разъяснения на этот счёт. Включать в расходы основное средство, купленное до регистрации ИП, предприниматель не вправе. А вот при его реализации необходимо выручку от продажи отразить в доходах УСН и заплатить налог.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector