Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какого года начали платить пенсионный фонд

С какого года начали платить пенсионный фонд

Важно знать, что, помимо страховой, есть еще государственная пенсия, которую за счёт бюджетных средств получают работники государственных органов (полицейские, военные и т.д.), негосударственная — формируется за счет ваших средств и доходов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), корпоративная — пенсия от работодателя и накопительная.

Как формируется?

Работодатели перечисляют в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы — 22% от вашей заработной платы. Эти 22% не вычитаются из вашей зарплаты и не имеют отношения к НДФЛ (13%), а уплачиваются за счет работодателя.
До 2014 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%). А с 2014 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% идут на страховую пенсию.

Управлять можно только накопительной пенсией — той суммой, которую успели накопить до «заморозки». Например, перевести свои накопления в НПФ или оставить в ПФР.
Страховой пенсией управляет ПФР, складывается она из фиксированной и переменной частей. С 2015 года переменная часть формируется в баллах – это 16% взносов из 22%, уплачиваемых работодателем от заработной платы работника. А 6% не переводятся в баллы и идут на формирование фиксированной выплаты.

Как переводятся страховые взносы в баллы?

Когда речь идет о страховой пенсии все время встречается такое понятие как баллы. Но мы знаем, работодатель перечисляет за работника взносы в деньгах. Сколько же это баллов и как они рассчитываются?

Формула пересчета в баллы накоплений, сформированных до 2015 года:
ПК = СЧ / СПК
ПК – баллы, которые заработал гражданин до 2015 года
СЧ – страховая пенсия, сформированная на 31 декабря 2014 (без учета фиксированной выплаты)
СПК – стоимость пенсионного балла на 1 января 2015 года = 64 руб. 10 коп.

Например, у Ивана Владимировича пенсионные накопления на 31 декабря 2014 года составили 500 000 рублей.
Рассчитаем размер страховой пенсии (СЧ) в соответствии с правилами, указанными в Федераль-ном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
СЧ (страховая пенсия) = ПК (пенсионный капитал) / Т (ожидаемый период выплаты пенсии) + Б (фиксированный размер страховой пенсии)
СЧ= 500 000 руб./ 228 месяцев + 3610,31 руб.= 5 803,29 руб.
Теперь рассчитаем количество баллов.
ПК = 5 803,29 / 64,1 = 90,535
Таким образом, мужчина заработал до 2015 года 90,535 баллов. Но, так как ему еще нет 60-ти лет, к этим баллам будут прибавляться текущие взносы работодателя, которые переводятся по другой схеме.

Схема перевода текущих взносов работодателей в баллы, действует с 2015 года:
Количество баллов = взносы работодателя / (максимальный размер взносов за год * 10)
Взносы работодателя — при расчете учитываются только 16% из 22% уплачиваемые работодателем от заработной платы работника. 6% идут на формирование фиксированной выплаты и в баллы не переводятся. Максимальный размер взносов — в 2016 году максимальная годовая заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы — 796 000 рублей. Соответственно, максимальный размер взносов рассчитывается как 16% от 796 000 рублей и составляет 127 360 рублей.
10 — множитель, введенный для удобства подсчетов пенсионных баллов.

Также, баллы начисляются дополнительно:

  • за срочную воинскую службу по призыву — 1,8 балла
  • за отпуск по уходу за первым ребенком — 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим – 5,4
  • за уход за инвалидом или пожилым человеком — 1,8 балла.

Разберем на примере.
Зарплата Ивана Владимировича составляет 30 000 рублей в месяц, в год — 360 000 рублей.
Таким образом, максимальный размер взносов равен 57 600 рублей (360 000*16%= 360 000/100*16). С этого размера взносов и будут рассчитываться баллы.
Теперь посчитаем, сколько баллов накопит Иван Владимирович за каждый год работы, начиная с 2015: 57 600 / 127 360 * 10 = 4,52 балла

Как переводятся баллы в рубли, когда вы выходите на пенсию?

Здесь все очень просто, нужно перемножить всего две цифры:
Страховая пенсия = количество баллов * стоимость 1 балла

Например, Иван Владимирович за время трудового стажа накопил 118 пенсионных баллов.
Поскольку нельзя заранее знать, сколько будет стоить 1 балл через 5-7 лет, в нашем примере мы возьмем стоимость 1 балла как в 2016 году — 1 балл равен 74,27 руб.
Страховая пенсия, не включая фиксированную часть, составит 8 763,86 рублей (118 * 74,27).
Для расчета размера страховой пенсии, которую будет получать Иван Владимирович, добавим фиксированную выплату (она одного размера для всех) — в 2016 году она составляет 4558, 93 рублей.
Итого страховая пенсия составит 13 322,79 рублей.

Куда идти за пенсией?

Страховую пенсию выплачивает ПФР. Накопительную — ПФР или НПФ, зависит это от того, где вы ее формировали.
Если у Ивана Владимировича есть накопительная пенсия, то ее прибавляем к страховой пенсии. Иначе, доход нашего героя на пенсии составит 13 322,79 рублей в месяц.

Размер будущей пенсии можно увеличить

Стоит помнить, что ситуацию с пенсией можно улучшить. Например, если бы Иван Владимирович оформил индивидуальный пенсионный план, и самостоятельно делал взносы, тогда к страховой и накопительной пенсии добавилась бы еще и негосударственная пенсия, и доход на пенсии мог быть не меньше его зарплаты.

Это важно знать

Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:

История Пенсионного Фонда Российской Федерации

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

20 ноября 1990 был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.

В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 г. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ- трехуровневая модель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

С 1 января 2015 года трехуровневая модель усовершенствуется. Именно такая система, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

Что такое страховая
и накопительная пенсия

Для того чтобы ориентироваться в современной системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), необходимо разбираться, чем отличаются два вида существующих на данный момент государственных пенсий — страховая и накопительная.

Система ОПС, формирующая будущую пенсию работающих граждан, действует в России с 2002 года. Два вида пенсий введены в России с 1 января 2015 года. Работодатель ежемесячно отчисляет 22% от заработной платы сотрудника до налогообложения (предельная величина базы для исчисления страховых взносов в 2021 году составляет 122 083 рублей в месяц) в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Эти 22% по умолчанию идут на формирование страховой пенсии, но по Вашему выбору 6% тарифа могут идти на формирование накопительной пенсии, а на формирование страховой пенсии — только 16%.

  • Страховая пенсия
  • Накопительная пенсия

Страховая пенсия

Страховая пенсия — это ежемесячная и пожизненная выплата денег, назначаемая Вам для компенсации заработной платы или другого дохода, который Вы получали в период трудовой деятельности. Это может быть страховая пенсия по старости или по инвалидности. Для компенсации дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью, назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия состоит из двух частей — солидарной части тарифа и индивидуальной — и формируется в ПФР.

Читать еще:  Договор Дарения На Квартиру Между Близкими Родственниками 2021
Ваш рабо­тода­тель

размер Вашей офи­ци­аль­ной заработной платы
(до нало­го­об­ложения)

от Вашей офи­циаль­ной зара­бот­ной платы
(до нало­го­обложе­ния) работо­датель пере­чис­ляет в ПФР

налог на доходы физических лиц, который платите Вы из своей зарплаты
(через рабо­то­дателя)
— это не пенсия!

зарплата, которую Вы получаете на руки

Стра­хо­вая пенсия

Со­ли­дар­ная
часть тарифа

10 или 16%

Ин­ди­ви­дуаль­ная
часть тарифа

Нако­пи­тель­ная пенсия

Можно перевести в НПФ

Инди­ви­дуаль­ная
часть тарифа

Страховая пенсия: солидарная часть тарифа

  • формируется у всех работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет отчисляемых работодателем 6% от зарплаты до налогообложения;
  • формирует фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Фиксированная выплата по состоянию на 01.01.2021 — 6 044,48 ₽

Страховая пенсия: индивидуальная часть тарифа

Формируется у всех работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет отчисляемых работодателем страховых взносов от зарплаты до налогообложения в размере:

  • 10% для тех, кто сделал свой выбор в пользу накопительной пенсии;
  • 16% для тех, кто не сделал свой выбор в пользу накопительной пенсии.

Страховые взносы учитываются на индивидуальном пенсионном счете в ПФР и пересчитываются в баллы. В зависимости от накопленных баллов и установленной государством стоимости балла складывается будущая пенсия.

Стоимость 1 балла по состоянию на 01.01.2021 — 98,86 ₽

Накопительная пенсия

Накопительная пенсия — это ежемесячная и пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей, и дохода от их инвестирования. Управлением накопительной пенсией занимаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или Пенсионный фонд Российской Федерации через управляющие компании (УК).

Мораторий: в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 2014-2023 годов пенсионные накопления пополняться за счет новых взносов на обязательное пенсионное страхование не будут. Средства страховых взносов в полном объеме (22%) направляются на финансирование страховой пенсии. Ожидается, что пенсионные накопления начнут пополняться после 2023 года.

Накопительная пенсия: индивидуальная часть тарифа

Накопительная пенсия может формироваться у работающих граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

До конца 2013 года страховые взносы накапливались на индивидуальном лицевом счете в виде реальных денег за счет отчисляемых работодателем 6 % от Вашей зарплаты до налогообложения. С 2014 года действует так называемый мораторий на накопительную пенсию, и все 22% отчислений работодателя направляются на формирование только страховой пенсии. Но Вы по-прежнему можете управлять пенсионными средствами, накопленными до моратория.

  • Если Вы перевели пенсионные накопления, сформированные с начала трудовой деятельности, в НПФ или выбрали УК до 31 декабря 2015 года, они будут инвестироваться и предположительно продолжат пополняться после 2023 года;
  • Если Вы не перевели пенсионные накопления, сформированные с начала трудовой деятельности, в НПФ или не выбрали УК до 31 декабря 2015 года, Вы все равно можете перевести их в выбранный НПФ, где они будут инвестироваться, но не будут пополняться за счет страховых взносов работодателя после 2023 года.

Вы начали работать после 1 января 2014 года

Если Вы начали свою трудовую деятельность после 1 января 2014 года, то в течение 5 лет с момента ее начала у Вас есть право выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

  • Сохранить 2 вида пенсии — страховую и накопительную, — написав соответствующее заявление о выборе УК или переходе в НПФ. В этом случае 6% страховых взносов будут накапливаться на личном пенсионном счете, сохраняться и инвестироваться до выхода на пенсию;
  • Ничего не делать, тем самым отказавшись от формирования накопительной пенсии. В этом случае все последующие страховые взносы будут направляться на финансирование только страховой пенсии.

В случае, если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

При наступлении пенсионного возраста Вам начинает выплачиваться страховая и накопительная пенсия (а также может выплачиваться негосударственная пенсия при наличии заключенного с НПФ договора негосударственного пенсионного обеспечения). Выплаты накопительной пенсии включают в себя не только уплаченные работодателем страховые взносы в размере 6% от заработной платы сотрудника до налогообложения, но и доход от инвестирования пенсионных накоплений выбранным НПФ.

ИСТОРИЯ ПЕНСИЙ В РОССИИ

ИСТОРИЯ ПЕНСИЙ В РОССИИ

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости. Так постепенно закладывались социальные гарантии для отставных воинов. С древних времен и вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в виде милости правящей особы к своим подданным. Пенсий удостаивались только самые важные для власти члены общества – воины, которые стояли на страже княжеских, затем царских владений.

Первые денежные выплаты для отставных воинов – «лечебные», как их называли в те времена, – начали осуществляться при царе Алексее Романове в 1663 году. Их размер зависел от тяжести полученных увечий. Более распространенной формой социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, по-прежнему было предоставление поместий или прибавка земель к уже имеющимся владениям.

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено регулярное пенсионное обеспечение. Как и раньше, распространялось оно прежде всего на высшее воинское сословие. Законом, утвердившим основания и порядок выплаты пенсии, стал «Устав Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

Если во времена Петра I только закладывались законодательные основы пенсионных выплат, то правление Екатерины II ознаменовано проведением первой национальной пенсионной реформы, после чего появились такие понятия, как выслуга лет, т. е. стаж, который должен был составлять не менее 20 лет.

Существенное увеличение пенсионного довольствия отмечено во времена правления императора Павла I. Он установил правило, по которому военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки в таком размере, чтобы содержание было не меньше пенсии. Необходимым условием назначения пенсии являлась «беспорочная», т. е. безукоризненная, служба.

Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в 1820-х годах, когда в результате масштабной реформы пенсионного законодательства был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским)». Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий. Вторая половина XIX века примечательна для истории пенсий тем, что именно в это время пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий. В ряде стратегически важных для государства отраслей производства, например строительстве железных дорог, правительство обязало промышленников создавать так называемые эмеритальные кассы, т. е. денежные фонды для выплат пенсий и пособий вышедшим на заслуженный отдых участникам кассы. Средства касс выплачивались дополнительно к государственной пенсии. К концу XIX века в российской пенсионной системе наряду с государственным капиталом уже участвовал и частный пенсионный капитал. Назначение пенсий по-прежнему носило во многом избирательный характер и охватывало только треть населения. Пенсию за выслугу лет получали чиновники всех ведомств, некоторые офицеры, учителя и преподаватели, рабочие казенных заводов, а также ученые, инженеры, врачи и фельдшеры казенных предприятий.

ВЕК XX ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА

Вместе со сменой политического режима в России в 1917 году и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ореола исключительности и привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее, уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных».

В 1918 году – постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей вузов.

А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от уровня заработка, условий труда, состава семьи.

В 1930 году было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов, а также выплату пенсий.

В 1932 году закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остается одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.

ВЕК XX ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

1956 год знаменателен для истории пенсионного обеспечения принятием закона «О государственных пенсиях». Он предусматривал пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон также гарантировал государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий. Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины – в 55 лет при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась не так, как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.

Во внимание также принимались особые условия труда на вредном производстве, в неблагоприятных климатических зонах или социально значимая работа, например в качестве врача или учителя. Все это давало право на более ранний выход на пенсию или снижение минимально необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Дополнительный стаж незначительно влиял на размер пенсии.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии страны произошли значительные изменения в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 млн до 45,2 млн человек.

К моменту распада СССР и появления нового государства – Российской Федерации – в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. В течение 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досрочных пенсий, увеличившая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.

Для того чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции ее преобразования. Одним из первых решений в этом направлении становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Она повысила качество управления пенсионной системой за счет применения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. Это весьма упростило процедуру назначения пенсии и социальных выплат. С тех пор система персонифицированного учета значительно усовершенствовалась и действует по настоящее время.

Результатом проведенных в конце 1990-х – начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течение его трудовой жизни, в то время как трудовой стаж минимально влияет на размер пенсии.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента – накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на нее, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом.

В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в очень важном для истории пенсионного обеспечения в России документе – Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.

Читать еще:  В Какое Время Нельзя Шуметь В Многоквартирном Доме Днем

Сроки назначения пенсий

Сроки рассмотрения документов

Заявление об установлении пенсии рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 дней со дня его приема со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина и которые он вправе представить по собственной инициативе, либо в течение 10 дней со дня представления последнего недостающего документа.

Сроки назначения страховых пенсий установлены в статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Страховая пенсия по старости назначается ранее дня обращения за ней, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы. В указанном случае трудовая пенсия по старости назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы.

Страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), и имеющему на дату установления страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее требуемых Законом №400-ФЗ величин (таблица 1), назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Страховая пенсия по старости назначается бессрочно.

ГодМинимальный страховой стажМинимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов
201566,6
201679
2017811,4
2018913,8
20191016,2
20201118,6
20211221
20221323,4
20231425,8
20241528,2
2025то же, что и в 2024 г.30

Страховая пенсия по инвалидности

Страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня, а при превышении этого срока – со дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет) при наличии на дату назначения страховой пенсии по старости требуемой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (таблица 1), а при отсутствии указанных требований — дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон №166-ФЗ) — граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

Государственная пенсия

Порядок установления пенсии по государственному обеспечению определен статьей 22 Закона №166-ФЗ и в целом аналогичен порядку установления страховой пенсии.
По общему правилу установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению производится по заявлению гражданина.

Государственная пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Сроки, на которые назначаются государственные пенсии, определен в статье 23 Закона №166-ФЗ:

пенсия по старости – бессрочно;
пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
пенсия за выслугу лет – бессрочно;
пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к страховой пенсии по инвалидности, — на срок, на который установлена страховая пенсия по инвалидности;
пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

по старости — бессрочно;
по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
по случаю потери кормильца — на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Минфин предложил повысить страховые взносы с зарплат выше 122 тыс. руб.

Министерство финансов предложило новые меры по «донастройке» налоговой системы, которые, в том числе, позволят собирать около 100 млрд руб. с состоятельных россиян. Об этом сообщает Forbes, ссылаясь на свод предложений, представленный ведомством бюджетной комиссии 1 июля. О новых мерах также пишут «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству.

В качестве одного из способов увеличить поступления в бюджет Минфин предлагает повысить страховые взносы с годовых зарплат более 122 тыс. руб. в месяц. Сейчас работодатель платит в пенсионный фонд 22% до тех пор, пока зарплата накопленным итогом не превысит 1,46 млн руб. в год. После этого ставка падает до 10%.

Министерство хочет повысить лимит в 1,46 млн руб., что заставит работодателей дольше делать отчисления по обычному тарифу, а не по льготному. По подсчетам ведомства, к 2024 году это позволит дополнительно собирать в бюджет 45 млрд руб.

Сейчас общий размер страховых взносов в России, которые платит работодатель, составляет 30% от фонда оплаты труда: 22% — взнос в ПФР и 10% — с превышения лимита; 5,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% — в Фонд социального страхования. Кроме того, работодатель платит с зарплат налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В стране 20 лет существовала плоская шкала этого налога, когда для всех он был равен 13%. Однако с 1 января 2021 года россияне, которые получают более 5 млн руб. в год, стали платить с превышения этого уровня налог по ставке 15%.

Еще одна мера — расширение налогооблагаемой базы по налогу на дорогое имущество — совокупной стоимостью свыше 500 млн руб. Его владельцев хотят обложить налогом по ставке 0,3%.

Сейчас собственники платят повышенную ставку по налогу на имущество в 2%, если стоимость отдельного объекта превышает 300 млн руб. По общему правилу на дома, квартиры, хозпостройки и гаражи распространяется ставка в 0,1%, на нежилые помещения — 0,5%. Ожидается, что предлагаемая министерством новая налоговая категория будет приносить ежегодно 50 млрд руб.

Среди других мер, предлагаемых Минфином, — повышение акциза на алкоголь с 2022 года на 10%, акцизов на сахаросодержащие напитки, снижение порога беспошлинной торговли с €200 до €100, увеличение платы за использование радиочастотного спектра вдвое. В сумме эти изменения будут приносить бюджету более 140 млрд руб. в год.

РБК направил запрос в Минфин.

Ранее в июле «Ведомости» сообщали, что в рамках «донастройки» налоговой системы власти обсуждают повышение налога на добычу полезных ископаемых, расширение и корректировку режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли, корректировку системы уплаты акцизов. В совокупности эти меры должны дополнительно ежегодно пополнять бюджет на 400 млрд руб. в 2022–2024 годах.

В Минфине после этих сообщений ответили, что говорить о конкретных параметрах бюджета на ближайшие три года пока некорректно. «На прошедшем заседании бюджетной комиссии обсуждались в основном вопросы, связанные с доведением базовых бюджетных ассигнований. Это стандартный этап бюджетного процесса», — заявили в пресс-службе министерства.

Как самозанятому не остаться без пенсии

В отличие от индивидуальных предпринимателей, плательщики налога на профессиональных доход не обязаны платить пенсионные взносы. С одной стороны, это привлекает людей с нерегулярным доходом: если нет заработка, то и платить государству ничего не нужно. С другой стороны, это же и отталкивает. Бытует мнение, что самозанятые останутся без пенсии вообще. Но это не совсем так.

Давайте попробуем разобраться, на какую пенсию точно могут рассчитывать плательщики налога на профессиональный доход, как им заработать на нормальное пособие и какими лайфхаками воспользоваться, чтобы и самозанятым быть, и пенсию нормальную получать.

Какие пенсии есть в России

Сейчас в России есть несколько видов пенсий. Самая простая и маленькая — социальная. Ее получают инвалиды, сироты, дети, потерявшие кормильца. Социальная пенсия положена и по старости — мужчинам с 70 лет, женщинам с 65. Как говорят в Пенсионном фонде РФ, «факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет».

Размер социальной пенсии по старости — 5 606,15 руб. в месяц.

Вы можете всю жизнь не работать официально или быть самозанятым, но всё равно получите такую пенсию.

  • Еще есть страховая пенсия, которая относится только к участникам пенсионного страхования. Хотя её тоже называют пенсией по старости, просто без слова «социальная». Обычно она больше и наступает раньше. Чтобы её получить, нужно соблюсти сразу несколько условий:
  • Достичь определенного возраста. Сейчас это 65 лет для мужчин и 60 для женщин.
  • Накопить минимальный трудовой стаж.
  • Заработать нужное количество пенсионных баллов. Баллы зависят от зарплаты, начисляются за трудовой стаж, уход за ребенком или нетрудоспособным гражданином, военную службу — весь перечень перечислен в ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Сейчас норма для выхода на пенсию — минимум 15 лет стажа и 30 баллов.

Вот перечень исключений — тех, кто может выйти на пенсию раньше и накопить меньше баллов.

Размер страховой пенсии зависит от количества баллов и стажа и рассчитывается для каждого конкретного человека, но он точно будет больше социальной пенсии. Узнать, сколько у вас стажа и баллов, можно с помощью портала Госуслуг.

Страховую пенсию самозанятому просто так не дадут.

Как самозанятому получить страховую пенсию

Сейчас есть два варианта, оба законные. Суть в том, что самозанятому нужно как-то накопить на своем индивидуальном пенсионном счете трудовой стаж и пенсионные баллы.

Работать и быть самозанятым одновременно

Вы можете устроиться на работу — закон не запрещает совмещать обычную трудовую деятельность и самозанятость. Если вас берут на работу официально, по трудовому договору, то вы становитесь участником обязательного пенсионного страхования.

Взносы в пенсионный фонд, которые затем «превращаются» в баллы, будет платить работодатель. Также будет начисляться и стаж.

Если вы работаете по трудовому договору, то налоги с вашей зарплаты тоже платит работодатель — это НДФЛ, 13 %. Деньги, которые вы получаете от него, не нужно проводить через приложение для самозанятых и выдавать чек — иначе система подумает, что это ваш дополнительный доход, и насчитает ещё налог.

С зарплаты налог платит работодатель. Дополнительный доход — это самозанятость, вы выписываете чеки. Пенсионные баллы и стаж копятся без вашего личного участия.

Платить самому

Это называется добровольным пенсионным страхованием — вы можете докупить себе стажа и пенсионных баллов, если хотите получать в старости страховую пенсию.

Как начать платить за будущую пенсию

Платить нужно до 31 декабря того года, который хотите использовать в пенсии. Если хотите, чтобы 2020 год засчитали как трудовой стаж, заплатить нужно до 31 декабря 2020 года.

Подайте заявление

Чтобы стать участником программы добровольного пенсионного страхования, нужно подать заявление в Пенсионный фонд:

  • Можете распечатать установленную законом форму, заполнить её и отнести в ПФР вашего региона.
  • Либо можно сделать это через приложение «Мой налог» для самозанятых, автоматически.
Читать еще:  Конституционные нормыдифиниции

В приложении нажимайте «Прочее», потом «ПФР» — это доступ к регистрации в добровольной программе.

Сколько нужно платить

У обычных граждан сумма добровольного взноса за год стажа зависит от МРОТ. Для самозанятых устанавливаются особые ставки — в 2020 году это 32 448 руб.

Уточнить актуальную стоимость можно в отделении ПФР или в приложении «Мой налог» — нужную сумму за год стажа сервис покажет после регистрации в программе. Платить взносы можно сразу всей суммой или разделив её на любые части. Если заплатите ниже фиксированной суммы, в стаж зачислят пропорциональный период.

Как переводить деньги

Реквизиты для квитанции на оплату можно сформировать через электронный сервис ПФР. Платить можно через приложение «Мой налог», с банковской карты.

Еще один вариант — стать ИП

Если вы платите раз в год всю фиксированную сумму за добровольное страхование пенсии, возможно, вам будет дешевле перейти на ИП. Например, на упрощенную систему налогообложения — там тоже нет проблем с бухгалтерией, а если работаете только с организациями, можно не покупать кассу и платить те же самые 6 % налога.

Но самое главное — индивидуальные предприниматели могут уменьшить налог на сумму обязательных взносов — и пенсионных, и медицинских.

Вот как это работает, на примере. Допустим, вы работаете только с юридическими лицами. Зарабатываете в пределах 100 000 в месяц. Общий годовой доход — 1,2 млн руб.

Как самозанятый вы заплатите 72 000 руб. налогов и 32 448 руб. за добровольное пенсионное страхование. Итого — 104 448 руб. за год.

Как ИП — налоги те же самые, 72 000 руб. Взносы составят — 40 874 руб. фиксированных плюс 1 % сверх 300 000 в ПФР — это ещё 9 000 руб. Итого — 49 874 руб. Но взносы идут как вычет, поэтому платим только налоги — 72 000 руб. в год.

Нельзя сказать, что быть ИП всегда выгоднее, в том числе для получения пенсии. Как минимум всё зависит от регулярности дохода. Если вы используете самозанятость как подработку, лучше оставить всё как есть и платить взносы. Или вовсе найти работу с «белой» зарплатой.

В любом случае, перед участием в добровольной пенсионной программе, всё внимательно посчитайте. Может быть, выгоднее будет стать ИП, найти обычную работу, инвестировать эти деньги или просто положить их банк.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Поднебесная, но не заоблачная

На сына надейся

Еще каких-нибудь двадцать лет назад китайцам в старости приходилось рассчитывать исключительно на своих детей, что в условиях прежней политики «одна семья — один ребенок» было непросто. Поэтому в деревнях запрет со стороны государства на рождение второго и даже третьего ребенка часто старались обойти: штрафов с бедных крестьян все равно не собрать, отпрыски подрастали как трава в поле, а потом начинали содержать родителей. Но если еще в восьмидесятые годы городские жители составляли около 20 процентов жителей КНР, то сегодня этот показатель подбирается к 60 процентам. Эти перемены заставили правительство пересмотреть и пенсионную политику. Начало реформы было положено в 1997 году — тогда Госсовет КНР принял принципиальное решение о введении системы базовой пенсии для работников госпредприятий. Сегодня мужчины перестают работать в возрасте 60 лет, женщины — с 50 или 55 лет, в зависимости от типа занятости на производстве или в офисе. И эти цифры соответствуют среднему пенсионному порогу по всей Азии.

В Китае существуют три типа пенсий, рассказал «РГ» доктор исторических наук, профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Маслов. Наиболее распространенная пенсия в целом похожа на нашу — она образуется из взносов гражданина в виде отчислений от зарплаты. Работник перечисляет в пенсионный фонд 8 процентов суммы, а еще 20 процентов — его работодатель. Кроме того, каждый человек может открыть свой накопительный счет. Есть и другие дополнительные механизмы финансирования пенсий — например, через Национальный фонд социального обеспечения. Второй вид пенсии получают чиновники — им доплачивает государство. Несколько лет назад госслужащие, уходившие с работы с наступлением определенного возраста, жили за счет госказны. Но после того, как в интернете прокатилась волна протестов, их пенсионное содержание также стало формироваться во многом за счет отчислений. Наконец, крестьяне, не имеющие специального дохода, а также безработные городские жители получают минимальное содержание от государства. Сегодня оно составляет в среднем по стране 600-700 юаней (около 5600-6500 рублей), но кое-где уже достигает 1200 юаней (11 200 рублей). Пенсионные фонды в КНР формируются на уровне регионов. Разница в размере пенсий для обитателей условно благополучного Шанхая и небогатого Синьцзян-Уйгурского автономного района может быть восьмикратной. Если говорить о средней обычной — не «колхозной» — пенсии, то, по расчетам за 2018 год, это примерно 2550 юаней (23 700 рублей).

Старость в радость

«Поскольку уровень жизни и пенсий в регионах разный, наметилась любопытная тенденция: многие старики, прописанные в одной провинции, стремятся переехать либо на юг, где тепло и дешево, либо, наоборот, в глубь страны, где действуют серьезные послабления по налогам. А пенсии они получают по прописке», — рассказывает китаист. При этом, по словам Алексея Маслова, последние два-три года в Китае стали появляться дома престарелых почти по западному образцу, где за пенсионерами на вполне достойном уровне ухаживают соцработники вместо родных детей, которые не имеют такой возможности.

«Традиционные ценности постепенно разрушаются, — отмечает глава Школы востоковедения ВШЭ. — Хотя, конечно, дети продолжают содержать родителей. В основном пересылают в деревню деньги, но нередко и перевозят матерей и отцов в город. Могут жить вместе — по старинке, а могут и снимать родителям квартиру неподалеку. Тем более что для пожилых людей действуют социальные формы найма жилья. Но не все хотят переезжать. На юге Китая я обнаружил гигантское поселение в бараках, где живут десятки пожилых людей. Они объяснили мне, что просто-напросто привыкли так жить, а денег, что пересылают им дети, вполне хватает». Кроме того, китайские пенсионеры пользуются многими льготами: для них предусмотрено бесплатное медицинское обслуживание (включая разного рода иглоукалывание и массаж), посещение диагностических кабинетов, которые оборудованы в каждом районе, право питаться в публичных столовых за символический взнос — по прописке, бесплатное посещение музеев и занятия цигуном и тайцзи в парках. Запросы китайских пенсионеров невелики. А льготы в турфирмах позволяют им путешествовать по всему свету. Недаром китайских пенсионеров в последнее время можно увидеть за границей не реже, чем японских.

Дебаты о возрасте

«Старение населения Китая происходит быстрее, чем растут пенсионные фонды, — поясняет Алексей Маслов. — Ожидается, что в 2050 году армия неработающих граждан старше 60 лет составит почти 335 миллионов человек. Еще раньше — к 2030 году — долг пенсионного фонда перед ними достигнет нескольких миллиардов долларов, это признано официально». Так неизбежно ли повышение пенсионного возраста в КНР? Первые дискуссии начались около трех лет назад. Ходили слухи, что планку для всех жителей Поднебесной — как мужчин, так и женщин — поднимут до 65 лет. Впрочем, многие эксперты полагают, что повышения не случится. «Китай страшно боится безработицы, — напоминает собеседник «РГ». — Сейчас она уменьшается как раз за счет того, что люди рано выходят на пенсию. Официально ее уровень не превышает 4 процентов, но скрытая безработица гораздо выше. Не надо забывать, что КНР в основном пока продолжает жить за счет экстенсивного развития рабочей силы. Если в Германии на одну единицу робототехники приходится 4-5 человек, то в Китае — 10 тысяч! Но ситуация постепенно меняется, и по мере структурных реформ безработица может вырасти. С другой стороны, эти же реформы в экономике приведут к росту денег в пенсионном фонде страны и повышению пенсий».

Так говорил Конфуций

. Учитель сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят я стал следовать желаниям моего сердца».

. Учителя спросили о почтительности к родителями. Он ответил: «Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?»

. Пока родители живы, не уезжай далеко.

Из книги «Лунь юй» «Беседы и суждения», составленной учениками Конфуция.

Китайские пословицы о старости и сыновьем долге

Сам ложись спать голодным — а старших под крышей своей накорми.

Если в доме есть старый человек, значит, в доме есть драгоценность.

Коли сделаны небольшие запасы отрубей риса — тогда старый и малый живут в благополучии и добром здравии.

Пенсионная реформа: как повышают пенсионный возраст в Британии

Британцам приходится раньше начинать копить на пенсию

В Британии, как и в России, реформируют пенсионную систему. И довольны изменениями далеко не все. В первую очередь женщины, которым теперь приходится выходить на пенсию в том же возрасте, что и мужчинам.

О том, как меняется пенсионная система Британии, почему людям самим приходится копить на пенсию, мы поговорили со специалистом отдела инвестиций фонда LGIM Вероникой Хамбл, а также с преподавателем университета Риджентс и работающей пенсионеркой Ольгой Хелли.

Когда британцы выходят на пенсию?

Пенсионный возраст в Британии начали повышать с 2010 года, и коснулось это женщин. Им подняли пенсионный возраст с 60 до 65 лет, каким он уже и был у мужчин. Но на этом британские власти не остановятся. К 2020 году пенсионный возраст для всех вырастет до 66 лет, а к 2028 до 67 лет.

Государственная пенсия

Для получения государственной пенсии вы должны выполнить два условия: достичь пенсионного возраста и как минимум 10 лет платить взносы в национальную систему страхования. Чтобы получить максимальную государственную пенсию, вы должны переводить деньги в этот фонд по меньшей мере 35 лет.

Пенсионная реформа: как повышают пенсионный возраст в Британии

Бывшая сотрудница Русской службы Би-би-си, а сейчас преподаватель университета Риджентс в Лондоне Ольга Хелли начала получать государственную пенсию 8 лет назад, до реформы. Тогда для получения максимальной суммы нужно было отчислять деньги в национальную страховую систему в течение 30 лет.

«В первый год получения пенсии она составляла 125 фунтов в неделю. Но ее повышают ежегодно, и за эти годы она у меня хорошо выросла», — рассказывает Ольга.

Ольга Хелли получает государственную пенсию и вкладывает деньги в частную по месту работы

В 2018 году максимальный размер государственной пенсии составляет 712 фунтов в месяц. Это примерно 60 тысяч рублей.

Однако британские пенсионеры в прошлом году в среднем тратили в два раза больше этой суммы, говорят данные Национальной службы статистики.

Откуда же они взяли остальные деньги?

Пенсия, на которую копишь на работе

Помимо государственной пенсии в Британии существует пенсия, которую работник обеспечивает себе вместе с работодателем.

Существует два типа такой пенсии. Первый — с определенными выплатами (defined benefit), второй — с определенными взносами (defined contribution).

Первый тип редкий и его чаще предлагают работникам государственного сектора. «Когда выходишь на пенсию, за каждый отработанный год тебе платят определенный процент зарплаты. Плюсом этого плана является то, что он индексируется с инфляцией и на него не влияют колебания рынка», — рассказывает инвестиционный эксперт Виктория Хамбл.

Автор фото, Anthony Devlin/GETTY

Британские пенсионеры в среднем получают около 19 тысяч фунтов в год

Второй тип — более распространенный. Сотрудник откладывает на специальный пенсионный счет определенный процент своей зарплаты. Такую же или чуть меньшую сумму добавляет работодатель. Из этих накоплений формируется пенсионная корзина.

По словам Виктории Хамбл, размер пенсионной корзины при этом варианте зависит от колебаний рынка, но пенсионные инвестиции имеют горизонт в несколько десятков лет, и поэтому риск в данном случае считается оправданным.

Раньше на эти деньги нужно было покупать страховой полис, гарантирующий пожизненные пенсионные выплаты. Сейчас эту норму отменили, и пенсионеры могут распоряжаться этими деньгами, как хотят.

Главное условие — платить налоги. К пенсионным накоплениям, как и к другим доходам, применяется прогрессивная шкала налогообложения.

Виктория Хамбл советует молодым людям как можно раньше озаботиться своей будущей пенсией

Что делать тридцатилетним, чтобы не сильно обеднеть на пенсии?

Вероника Хамбл дает несколько важных советов тем, кому сейчас 30.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector