Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целевое Назначение И Вид Разрешенного Использования Земельного Участка

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Использование части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.06.2013 № 71/13, юридическое лицо, использовавшее часть земельного участка с нарушением разрешенного использования, не принявшее мер к получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и имевшее реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи, влечет административную ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Земельный кодекс Российской Федерации возлагает на собственников земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами (статья 42 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является эксплуатация не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) земельного участка как единого объекта, даже если используется не по целевому назначению только часть этого участка.

Таким образом, по мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, использование земельного участка полностью или частично не по целевому назначению не влияет на квалификацию правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

При установлении вины хозяйствующего субъекта, имевшего реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, последний подлежит привлечению к административной ответственности по данному составу административного правонарушения.

Целевое назначение земельного участка – это установленный законодательством порядок

Межмуниципальный отдел по Балтачевскому и Бураевскому районам Управления Росреестра по РБ напоминает, что целевое назначение земельного участка – это установленный законодательством порядок, условия, виды эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Нецелевое использование земельного участка признается административным правонарушением. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Деление земель по целевому назначению на категории, является одним из важных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК РФ)).
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеплановых проверок, административных обследований при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц.
Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация когда земельный участок имеет вид разрешенного использования личное подсобное хозяйство, собственник участка построил автосервис и начал оказывать платные услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, либо разместил коммерческую недвижимость (магазин, кафе, парикмахерская и т.п.). Это является недопустимым при разрешенном виде использования данного земельного участка.
За нарушение правил целевого использования земельного участка могут быть применены следующие формы государственного воздействия:
• вынесение предписания об устранении допущенного нарушения земельного законодательства;
• привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
• прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
• расторжение договора аренды и изъятие земельного участка за нецелевое использование;
• изъятие участка у собственника.
За нарушение земельного законодательства по факту использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа. Размер административного штрафа равен:
• если не определена кадастровая стоимость земельного участка
для граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей,
для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей,
для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей,
• в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:
для граждан в размере 0,5–1% кадастровой стоимости, но не менее
10 000 рублей;
для должностных лиц — 1–1,5% кадастровой стоимости, но не менее
20 000 рублей;
для юридических лиц — 1,5–2% кадастровой стоимости, но не менее
100 000 рублей.
Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка в судебном порядке.
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка, а также неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используемого для соответствующей цели в течение трех лет (за исключением периодов стихийных бедствий и других уважительных обстоятельств), если более длительный срок не установлен федеральным законом.
Принудительное изъятие проводится по решению суда при отказе (уклонении) собственником или владельцем земли устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.

За истекший период 2020 года по территории Бураевского района, по материалам административного обследования, был выявлен 1 случай нецелевого использования земельного участка. В отношении правонарушителя составлен протокол об административном правонарушении и выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Также виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Таким образом, из вышеперечисленного следует, что использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.

Лысьвенский городской округ
официальный сайт

Каким образом изменить вид разрешенного использования земельного участка? Росреестр отвечает

Одной из важнейших характеристик земельного участка является вид его разрешенного использования, который определяет допустимые возможности использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем.

Использование земельного участка не по целевому назначению является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Вид разрешенного использования также является главным фактором, который учитывается при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы).

Светлана Ильиных, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю, отмечает:

«При изменении вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

Чтобы это сделать, необходимо обратиться в управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.

Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, получите разрешение органа местного самоуправления. Глава местной администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний».

Читать еще:  Как оформить детское пособие на ребенка до 18 лет через госуслуги

Важно! Не допускается изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до 01.01.2019 садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее).

Основными ВРИ считаются виды использования земли, для определения которых не требуется дополнительное получение разрешения со стороны госорганов. Условно разрешенными называются формы использования земельных угодий, применение которых осуществляется после реализации публичных процедур и получения соответствующего разрешения.

Вспомогательные ВРИ определяются в качестве дополнительных к обозначенным двум видам. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков призваны уточнить уже существующее целевое назначение территории. Необходимость такого дополнения может возникнуть в связи с желанием собственника возвести на принадлежащем ему участке забор, гараж, иной малогабаритный объект.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра — филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю

Сведения о вспомогательных видах разрешенного использования участка предлагается не указывать в ЕГРН

19 апреля в Госдуму внесен правительственный проект поправок в ст. 7 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости (законопроект № 1153910-7), разработанный во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 2020 г. № 42-П, о котором ранее писала «АГ».

Напомним, данным постановлением Суд признал неконституционной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению или невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для такого использования.

Как следовало из жалобы Маргариты Анциновой в КС, в августе 2007 г. начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Забайкальскому краю оштрафовал ее на 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП. Поводом послужил факт содержания заявительницей жалобы домашнего скота (кур, уток, свиней и коз) на двух участках, отнесенных к категории земель населенных пунктов (зона застройки индивидуальными жилыми домами «Ж-3»). Контролирующий орган счел, что тем самым женщина нарушила требования Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. № 540, поскольку на землях, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, не предусмотрено содержание сельскохозяйственных животных.

Маргарита Анцинова пыталась оспорить решение в различных судебных инстанциях, включая Верховный Суд РФ, которые сочли, что фактическое изменение собственником (правообладателем) разрешенных видов использования участка невозможно без уведомительного отражения в ЕГРН.

Проанализировав судебную практику, Конституционный Суд подчеркнул, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды по-разному понимают порядок и условия реализации собственником (правообладателем) участка предоставленного ему права самостоятельного выбора вспомогательного вида разрешенного использования земли. В свою очередь, у Госдумы, Совета Федерации и Президента РФ нет единства в вопросе о необходимости внесения в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования участка по инициативе собственника или правообладателя.

«Но если исключающие друг друга варианты толкования одной и той же нормы (продиктованные помимо прочего различиями в ее понимании при сопоставлении с другими нормами) оказываются не лишенными разумного юридического обоснования, укладывающегося в конституционные рамки законодательной дискреции, а единая судебная практика применения такой нормы не сформирована, уяснить ее действительное содержание даже с помощью обращения к конституционным целям и принципам удается не всегда. В подобной ситуации наиболее корректным способом выявления подлинного смысла и значения установленного законодателем правового регулирования является – в силу принципа разделения властей – законодательное уточнение нормативных положений, неясность (неоднозначность) которых, неустранимая средствами юридического, в том числе конституционно-правового толкования, создает непреодолимые препятствия для полноценного обеспечения равенства перед законом и судом в процессе их применения», – отмечалось в постановлении.

В итоге КС постановил пересмотреть дело заявительницы. Кроме того, федеральному законодателю рекомендовалось внести изменения в соответствующее правовое регулирование.

Проектом поправок абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК предлагается дополнить формулировкой о том, что вид или несколько видов разрешенного использования земельного участка считаются установленными в отношении такого объекта со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Внесение в Реестр сведений о вспомогательных видах разрешенного использования участка не потребуется. В Законе о госрегистрации недвижимости, соответственно, предлагается предусмотреть следующую ситуацию: если в ЕГРН отсутствуют сведения о виде разрешенного землепользования и (или) о таком земельном участке, то видом его разрешенного использования будет считаться вид, указанный в правоустанавливающем документе, выданном до дня вступления в силу Закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как указано в пояснительной записке, ни Земельный, ни Градостроительный кодексы не обязывают лицо, использующее участок не только в соответствии с основным видом разрешенного использования, указанным в ЕГРН, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, уведомлять о своем решении органы публичной власти. Это, в частности, подтверждается отсутствием в правилах землепользования и застройки и других НПА положений, закрепляющих порядок исполнения такой обязанности. В то же время обязанность собственника (правообладателя) вносить сведения о выбранных им видах разрешенного использования принадлежащего ему участка в ЕГРН может быть установлена из взаимосвязанных положений ч. 5 ст. 8 и п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации недвижимости.

«В целях устранения указанной правовой неопределенности, влияющей в том числе на правоприменительную практику при привлечении правообладателей земельных участков к административной ответственности, законопроектом предлагается внести в Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» изменения, устанавливающие прозрачные правила, предусматривающие необходимость внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования», – отмечается в пояснительной записке.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников в комментарии «АГ» отметил актуальность законопроекта, разработанного для урегулирования узкого, но тем не менее важного для практики вопроса. «Этот вопрос, изначально до конца не урегулированный в законодательстве, затем не был нужным образом прояснен в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 г.). В итоге отсутствие единообразия практики привело к появлению Постановления КС № 42/2020. Законопроектом, наконец, предлагается зафиксировать на законодательном уровне положение о том, что внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется», – пояснил он.

По мнению эксперта, такое предложение стоит приветствовать, так как при четкости его формулировки вариантов для иного истолкования правоприменительной практикой быть не должно. «Это тем более хорошо, что в Постановлении № 42-П/2020 КС не исключал иного решения данного вопроса, упрекая законодателя лишь в отсутствии ясности, но не ограничивая в вариантах регулирования. Вместе с тем одновременно предлагается закрепить в ЗК положение о том, что вид или несколько видов разрешенного использования считаются установленными в отношении земельного участка со дня внесения сведений об этом виде (видах) в ЕГРН. То есть проводится дифференциация между основным и вспомогательными видами землепользования», – подчеркнул Николай Сапожников. Также он добавил, что в настоящее время возможен другой подход, отражающийся в том числе на вопросах налогообложения (см. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС от 7 ноября 2018 г. № 5-АПГ18-101).

В заключение эксперт заметил, что законодатель предусматривает разрешение различных ситуаций, которые встречаются в практике, одновременно ориентируя правообладателей регистрироваться в ЕГРН и следить за достоверностью его сведений.

Юрист Содружества земельных юристов Юлия Максимкина убеждена, что законопроект однозначно поможет устранить дихотомию, сложившуюся в правоприменительной практике. «Кроме того, его принятие позволит в полной мере реализовать принцип правовой определенности, который красной нитью проходит в Постановлении КС № 42/2020», – считает она. Дело в том, пояснила эксперт, что Конституционный Суд акцентирует внимание на том, что законодатель, легализуя такие нормы в сфере правового регулирования юридической ответственности, обязан заботиться о надлежащей степени их четкости (ясности), позволяющей заинтересованному лицу посредством обращения к нормативному материалу, содержащемуся в иных правовых актах, соотносить с ними свое поведение (как дозволенное, так и запрещенное) и предвидеть вызываемые им последствия.

По мнению эксперта, предложенные комплексные поправки устраняют двусмысленность в понимании норм ст. 7 ЗК и ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости и однозначно определяют: внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования не требуется. «Закрепленное правило наделяет правообладателей земельных участков правовыми гарантиями защиты, исключает возможное злоупотребление в этой части со стороны контрольных и надзорных органов. Кроме того, внесение изменений не создает дополнительных финансовых и временных обременений как для уполномоченных госорганов, которые отвечают за процедуру установления и актуализации сведений о видах разрешенного использования, так и для правообладателя участка, который добросовестно использует его в соответствии с целевым назначением и установленным в градостроительном регламенте вспомогательным видом разрешенного использования», – подытожила Юлия Максимкина.

Читать еще:  Пособие по потере кормильца в 2021 году размер и последние изменения

Мирненское сельское поселение

Муниципальное образование

  • Главная /
  • Пресс-центр /
  • Новости /
  • Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – Классификатор Росреестра). Вышеуказанный приказ вступит в силу с даты признания утратившим силу аналогичного классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России.

Классификатор Росреестра включает в себя наименование видов разрешенного использования земельных участков и их описания.

В связи с чем, любое заинтересованное лицо может получить представление о том, каким образом можно использовать земельный участок, какие объекты допустимо на нём строить, размещать и эксплуатировать, и какой деятельностью можно заниматься на земельном участке.

Например, на земельном участке с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» кроме размещения индивидуального жилого дома (под которым понимается отдельно стоящее здание количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости) разрешено выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

С другой стороны, перечень объектов и разрешенной деятельности, содержащийся в описании вида разрешенного использования, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Следовательно, если размещенные объекты или деятельность не предусмотрены видом разрешенного использования земельного участка (например, размещение магазина на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство»), то это является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).

Во избежание привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и соблюдения обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственникам земельных участков и лицам, не являющимися собственниками земельных участков, необходимо соблюдать целевое назначение земельных участков (категорию и вид разрешенного использования земельных участков).

Защита прав в суде

09.01.2019г.

Верховный Суд Российской Федерации о практике рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры области Черепанова И.С.

В соответствии с требованиями земельного законодательства собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного, водного фонда и другие.

Для каждой категории земель градостроительные регламенты, содержащиеся в правилах землепользования и застройки, устанавливают допустимые виды разрешенного использования. Законодатель выделяет основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Президиум Верховного суда Российской Федерации 14.11.2018 утвердил «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка». В обзоре с учетом действующего законодательства, судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов сделаны следующие выводы:

1. При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

2. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.

3. Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

4. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

5. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка.

6. Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

7. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.

8. Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

9. Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Целевое Назначение И Вид Разрешенного Использования Земельного Участка

Ежегодно в Кадастровую палату по Волгоградской области поступают сотни заявлений об изменении вида разрешенного использования земли. Необходимость поменять предназначение земельного участка возникает тогда, когда собственник желает использовать землю не по тому целевому назначению, которое определено в правоустанавливающих документах.

К примеру, собственник хочет построить торговый павильон на земле, предоставленной для индивидуального жилищного строительства. По закону этого делать нельзя.

Использование земли не по назначению чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока правонарушение не будет устранено. За такое нарушение взимается от 0,5 до 1 процента от кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 10 тысяч рублей). За отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС, придется заплатить в виде штрафа от 1 до 1,5 процента от кадастровой стоимости участка (но не менее 20 тысяч рублей). Так что в этом вопросе лучше придерживаться правил, установленных законом.

Как поменять предназначение участка? Первую очередь необходимо знать, что изменение вида земельного участка возможно только на тот, который предусмотрен правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования.

Допустим, вы решили построить дом и купили участок, присоединенный к городу, но предназначенный «под сельскохозяйственное производство». Разница в целях использования налицо. Придется менять «разрешенку». Прежде всего, необходимо обратиться в орган местного самоуправления, чтобы убедиться, что такой вид использования предусмотрен правилами землепользования и застройки в территориальной зоне, в которой расположен земельный участок. Если не предусмотрен, то самостоятельно выбрать вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» не получится.

В пределах определенной территориальной зоны устанавливаются допустимые виды разрешенного использования земельных участков, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. Основной и вспомогательный вид могут быть выбраны правообладателем самостоятельно в соответствии с правилами землепользования и застройки. Дополнительных решений и согласований на это не требуется. Сведения о выбранном виде использования вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Для этого нужно обратиться в МФЦ с соответствующим заявлением.

А вот с использованием условно разрешенного вида не все так просто. В данном случае необходимо получить разрешение на изменение. Заявление подается в уполномоченный орган муниципального образования. Обратиться можно лично или направить почтой.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования рассматривается на публичных слушаниях (общественных обсуждениях). Расходы на проведение несет лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения.

По результатам обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении или отказе разрешения и направляет их главе местной администрации. Он должен принять решение в течение трех дней со дня поступления документов. Правообладатель земли вправе оспорить отказ в судебном порядке.

Решение о предоставлении разрешения орган местного самоуправления самостоятельно направляет в орган регистрации прав. Оно является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН. С момента направления решения в орган регистрации прав до внесения сведений в госреестр должно пройти не более 15 рабочих дней.

Читать еще:  Какая сумма заработка является для многодетных семей если признают их малоимущей в башкирии ищ 5 человек

Если в установленный законом срок сведения в ЕГРН не внесены, заинтересованное лицо вправе лично обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.

Собственнику и арендатору следует иметь в виду, что вместе с изменением вида разрешенного использования может существенно измениться кадастровая стоимость земельного участка, и, соответственно, размер земельного налога и арендная плата.

Хочешь — строй, хочешь — копай

Расширился список видов разрешенного использования участков

Новый порядок может отразиться и на кадастровой стоимости земли. Так, кадастровая стоимость земель, выделяемых дачникам ниже, чем у земель, предназначенных под ИЖС. Появились в классификаторе и новые виды разрешенного использования земель. Например, для предоставления коммунальных услуг, услуг связи, размещения домов социального обслуживания, общежитий, медицинских организаций особого назначения, объектов культурно-досуговой деятельности, спортивных площадок.

В соответствии с Земельным кодексом у каждого участка есть назначение — например, для сельскохозяйственных нужд, ведения индивидуального жилищного строительства, того же садоводства. А есть виды и подвиды разрешенного использования, к примеру, под строительство объектов инфраструктуры или энергетики. Или некапитальных строений. Но если в классификаторе не было какого-то вида или подвида, а на участке, к примеру, лесного фонда очень нужно было построить такие линейные объекты, как высоковольтная линия или трубопровод, приходилось на уровне муниципалитета отдельно утверждать порядок использования земельных участков в составе лесов, сельхозугодий, особо охраняемых природных территорий для того, чтобы построить эти важные объекты. Или менять целевое назначение земельного участка, что крайне проблематично.

«Поправки в Градостроительный кодекс разрешили строительство на садовых участках жилых домов. Поэтому в новой редакции классификатора предусмотрено, что на земельных участках для «ведения садоводства» могут размещаться жилые дома, как и на участках для индивидуального жилищного строительства. Также на садовых участках могут располагаться предназначенные для собственных нужд хозяйственные постройки и гаражи», — отмечает первый зампред председателя Московской областной думы, глава Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

Он также подчеркивает, что внесено дополнение о возможности размещения объектов благоустройства на всех земельных участках без отдельного указания в классификаторе. «На практике это означает, что, например, для размещения на земельных участках общего назначения в СНТ детской площадки, информационного щита, хозпостройки достаточно решения общего собрания членов товарищества и не требуется менять вид разрешенного использования данного земельного участка и получать какие-либо иные разрешения от государственных органов», — уточняет Чаплин.

Одновременно из классификатора убрали некоторые уточнения. Например, для земель, предназначенных под ведение садоводства с выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд, больше не содержится уточнение, какие конкретно сельхозкультуры имеются в виду — плодовые, ягодные, овощные или бахчевые. Но, как пояснила «Российской газете» замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова, это вовсе не означает наложения какого-либо запрета на их выращивание.

И добавила, что изменения в классификаторе не создадут для правообладателей земельных участков дополнительных проблем. Изменения не предполагают обязательную замену ранее выданных документов о собственности или владении земельными участками, отмечает Семенова.

Такие изменения могут быть внесены в записи ЕГРН по желанию самого правообладателя — как физического, так и юридического лица. Например, если вид разрешенного использования земли отсутствует в сведениях ЕГРН или необходимо изменить целевое назначение участка. Во всех случаях для внесения изменений в реестр недвижимости требуется подать соответствующее заявление в Росреестр.

Официальный сайт администрации города Новокузнецка

Меню раздела структура

  • Схема
  • Глава города
  • Заместители Главы
  • Подразделения Администрации города
  • Администрации районов города
  • Муниципальная служба
  • Многофункциональный центр
  • Комитет городского контроля
  • Совет народных депутатов
  • Избирательная комиссия
  • Организации

Отдел Росреестра по г.Новокузнецку

Начальник отдела

Климова Наталья Николаевна

Адрес: г.Новокузнецк, ул.Кирова, д. 57 (ост. «Спортсмен», «СитиМолл»)

Телефон: 45-86-73

E-mail: t06@reg42.rosreestr.ru

понедельник- четверг 08:30 — 17:30

пятница 08:30 — 16:30

Почему на приусадебном участке нельзя построить автомастерскую?

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Государством для каждого земельного участка установлена цель его использования, поэтому пользоваться земельным участком необходимо только в соответствии с его назначением.

Например, нельзя построить на своем приусадебном участке автомастерскую или магазин, а на землях сельскохозяйственного назначения – жилой дом. Если вдруг такое произошло, то нужно учитывать, что построенный объект недвижимости не удастся зарегистрировать в законном порядке. Также может возникнуть риск получения постановления о сносе самостроя.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН). В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» разрешенное использование относится к дополнительной характеристике земельного участка.

Если внимательно изучить выписку из ЕГРН на земельный участок, то можно увидеть там категорию земли и вид разрешенного использования.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда, земли запаса. В свою очередь каждая из них может делиться на виды разрешенного использования.

Так, например, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для фермерской деятельности, рыбоводства, садоводства, развития личного хозяйства и другие, а земли населенных пунктов в свою очередь могут делиться на такие виды использования, как жилые зоны, производственные, общественно-деловые, зоны специального назначения. Жилые зоны тоже имеют свою градацию, например, в них включаются зоны застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми многоэтажными домами и т.п.

В частном обороте находятся преимущественно земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, поэтому они чаще всего и претерпевают изменения категории либо вида разрешенного использования.

Виды разрешенного использования в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные. От принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий зависит порядок изменения его вида разрешенного использования».

Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования. В частности на территории города Новокузнецка такие Правила землепользования и застройки утверждены Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 N 1/6.

Изменение вида разрешенного использования может осуществляться, как с изменением категории земель, так и без такового. Все зависит от того, какая категория у вашего земельного участка и может ли иметь данная категория тот вид разрешенного использования, который вы хотите применять к нему.

Например, на землях сельскохозяйственного назначения не удастся построить жилой дом, так как он должен быть расположен в жилой зоне населенного пункта, поэтому, земельный участок должен принадлежать к категории земель — земли населенных пунктов.

При изменении категории земли необходимо руководствоваться статьей 8 Земельного колекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Выбрать вид разрешенного использования можно, зная территориальную зону, в которой расположен Ваш земельный участок. Этот вид разрешённого использования для данной зоны должен быть основным.

Если известна зона, в которой расположен участок, то Вы можете обратиться с заявлением в орган местного самоуправления и получить выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка. Затем обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в ЕГРН — в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Если желаемый вид разрешенного использования не предусмотрен для данной территориальной зоны или является условно – разрешенным, то необходимо получить разрешение путем обращения в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением и необходимым пакетом документов.

Данный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения либо в его отказе.

Если отсутствуют правила землепользования и застройки, изменить вид разрешенного использования можно на основании постановления (решения) уполномоченных органов власти. Данный документ направляется принявшим его органом или заинтересованным лицом с заявлением об учете изменений в Росреестр.

Нужно обязательно учитывать, что:

— с заявлением об изменении вида разрешенного использования вправе обратиться собственник земельного участка;

— если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по целевому назначению, то в соответствии со статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения на него административного штрафа;

— назначение здания (сооружения) должно соответствовать виду разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки;

— изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного Вам в аренду на торгах, запрещено законом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector