Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Увольнение государственного служащего

Комитет по тарифам Санкт‑Петербурга

Меры юридической ответственности

Нормы статей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2014 № 79-ФЗ

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

  1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
    1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    КонсультантПлюс: примечание.
    О выявлении конституционно-правового смысла п. 2 ч. 1 ст. 59.2 см. Постановление КС РФ от 06.04.2020 N 14-П.
    2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
    5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
  2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
  3. Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

  1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
  2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
    3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
  4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
  5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Согласно пункту 3 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 01.01.2018 сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный в статье 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Количество гражданских служащих, к которым применены меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений с указанием даты совершения коррупционного проступка, вида коррупционного правонарушения, категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим

В II полугодии 2020 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В I полугодии 2020 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В II полугодии 2019 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В I полугодии 2019 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В третьем квартале 2018 года к гражданскому служащему Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга применено взыскание в виде замечание за несоблюдение обязанности, установленной в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно за представление недостоверных и неполных сведений в отношении супруга в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 11.05.2016 № 248-44 (приказ Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга от 15.08.2018 № 302-к) .

В I полугодии 2018 года к гражданским служащим Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга не применялись меры юридической (дисциплинарной) ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Как и в каком порядке уволить госслужащего

Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим

В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
  • утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
  • неоднократное неисполнение обязанностей;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
  • представление подложных документов при заключении контракта;
  • прекращение допуска к гостайне;
  • в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
  • при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.

При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:

  • во время отпуска или больничного;
  • запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;

Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).

Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):

  • увольнение в связи с призывом в армию;
  • при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
  • осуждение к отбыванию наказания;
  • признание лица полностью недееспособным.

Перечень документов-оснований для расторжения контракта

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.

Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.

Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.

При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:

  • указывают обстоятельства совершения проступка;
  • смягчающие события;
  • определяют степень вины сотрудника.

Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.

Порядок оформления увольнения госслужащего

После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:

1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).

В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.

Например, «за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей — прогул, подп. „а“ п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“; подп. „а“ п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.

2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.

Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.

Читать еще:  Как облегчить работу с гис гмп

Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.

  • денежное содержание за исполнение обязанностей;
  • суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
  • компенсацию неиспользованных дней отпуска.

В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.

Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).

4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.

Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.

Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.

Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).

5. В день увольнения работник получает следующие документы:

  • трудовую книжку или форму СТД-Р;
  • справку о зарплате для расчета больничного по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;
  • выписки из форм по персонифицированному учету — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 РСВ.

Сведения о доходах и уплаченных налогах, а также иные документы, связанные со службой по контракту выдают только по письменному заявлению увольняемого.

Если при увольнении госслужащего остался непогашенный до конца исполнительный лист, информация по нему должна быть передана приставу-исполнителю. Так, копию документа высылают в ФССП, а оригинал с отметкой об окончании взыскания и общей удержанной суммой передают ушедшему работнику. Также уволенный должен быть исключен из реестра госслужащих.

Новости

  • ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК!

Расторжение служебного контракта или трудового договора особо выделяется и в Законе «О государственной гражданской службе», и в Трудовом кодексе Российской Федерации. В зависимости от того, соблюдены ли сторонами требования законодательства или нет, в случае конфликта работник может восстановиться на работе, или получить отказ в удовлетворении своих требований. Действующее законодательство большинство обязанностей в процедуре расторжения возлагает именно на работодателя.

Действия, которые необходимо исполнить работодателю в случае расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего:

1. Получить от служащего заявление об увольнении.

Заявление служащий подает не менее чем за две недели до даты расторжения служебного контракта. Если в заявлении дата расторжения служебного контракта не указана, то двухнедельный срок исчисляется со следующего дня после подачи заявления. Работнику кадровой службы рекомендуется зарегистрировать такое заявление, чтобы исключить споры по дате увольнения служащего. Например, работник подал заявление об увольнении следующего содержания:

«Прошу расторгнуть служебный контракт и уволить меня с государственной гражданской службы.

20.09.2017 Иванов А.Б. Иванов»

Уполномоченный работник регистрирует заявление и отсчитывает с 21 сентября две недели, 4 октября 2017 года – дата увольнения гражданского служащего.

По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее указанного срока. В некоторых случаях гражданский служащий вправе требовать увольнения ранее этого срока, например, при увольнении в связи зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами.

2. Издание приказа о расторжении служебного контракта

3. Ознакомление работника с приказом о расторжении служебного контракта под подпись.

4. В день увольнения с гражданским служащим осуществляется окончательный расчет: выплачивается заработная плата за отработанный период, компенсация за неиспользованный отпуск, производятся иные выплаты в соответствии с действующей в государственном органе системой оплаты труда.

5. В личную карточку Т2ГС вносятся сведения об увольнении.

6. В последний рабочий день работник знакомится с записями, внесенными в личную карточку Т2ГС, и проставляет свою подпись на четвертой странице.

7. В последний рабочий день уполномоченное лицо выдает гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением.

8. В последний рабочий день увольняемому выдается справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) по форме, установленной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 г. № 182н. При невозможности вручить справку непосредственно в день прекращения работы (службы, иной деятельности) представитель нанимателя направляет служащему по адресу его места жительства уведомление о необходимости явиться за справкой либо о даче согласия на отправление ее по почте. В случае согласия служащего на отправление справки по почте уволенный служащий уведомляет об этом представителя нанимателя в письменном виде.

9. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа.

10. Личное дело гражданского служащего необходимо передать в архив этого государственного органа.

На этом обязательства данного представителя нанимателя прекращаются. Но появляются у нового работодателя такого работника. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное обязательство также предусмотрено статьей 64.1 ТК РФ.

Поэтому, новому работодателю необходимо выяснить, включена ли должность данного работника в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (опубликованные на сайте Минтруда РФ в 16:57, 10.05.2017 г.) предлагают работодателю четыре варианта получения информации:

1. Выяснить у бывшего государственного (муниципального) служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Просмотреть нормативные акты в подпункте 1 пункта 4 указанных Методических рекомендаций.

3. Ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший государственный (муниципальный) служащий проходил государственную (муниципальную) службу.

4. Обратиться с запросом в федеральный государственный орган, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

В случае установления факта необходимости сообщения о заключенном трудовом договоре работодатель оформляет уведомление по форме и в порядке, установленном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29. Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения. Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем рассматриваемого обязательства в установленный срок, направлять такое сообщение необходимо таким способом, чтобы у работодателя имелось подтверждение направления данного сообщения: по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно в государственный (муниципальный) орган.

Ведущая рубрики:
Светлана Анатольевна Шнайдер,
доцент кафедры государственной службы
и кадровой политики РАНХиГС, г. Москва

Увольнение в связи с утратой доверия

Президиум Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года утвердил обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции.

В обзоре обращается внимание на применение отдельных положений федеральных законов «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», в том числе по вопросам порядка применения дисциплинарных взысканий, увольнения в связи с утратой доверия, неисполнения обязанностей по урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с действующим законодательством за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, связанных с неурегулированием конфликта интересов на муниципальной службе, а также непредставлением сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представлением заведомо недостоверных или неполных сведений.

Кроме того, невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности по уведомлению работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений также является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы.

Читать еще:  До Скольки По Закону Можно Шуметь В Субботу

Старший помощник прокурора района
юрист 2 класса

Основания для увольнения государственного служащего в связи с утратой доверия

В целях противодействия коррупции в Трудовом кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других законах закреплены нормы, устанавливающие для государственных, муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов и отдельных категорий работников дисциплинарную ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

  • непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Увольнению в связи с утратой доверия подлежит и представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

При решении вопроса о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, должны учитываться характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Прекращение государственной службы

В действующем законодательстве дается достаточно широкий перечень оснований прекращения государственной службы. В зависимости от инициативы прекращения государственной службы и иных обстоятельств основания могут быть общими и дополнительными.

Общие основания предусмотрены в статье 51 Трудового Кодекса Республики Казахстан и распространяются на работников всех организаций независимо от форм собственности и хозяйствования. Дополнительные основания установлены нормами Закона «О государственной службе», а именно статьями 26 (для политических служащих) и 27 (для административных служащих).

Основания для прекращения службы административными государственными служащими

Дополнительными основаниями для прекращения государственной службы административными государственными служащими являются:

  • подача ими заявления об увольнении по собственному желанию;
  • достижение ими пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, с правом ежегодного продления срока их пребывания на государственной службе путем заключения трудового договора по взаимному согласию сторон;
  • истечение срока контракта либо расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан;
  • представление административным государственным служащим заведомо ложных сведений о его доходах и имуществе;
  • несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных настоящим Законом;
  • непередача в доверительное управление имущества, принадлежащего на праве собственности;
  • утрата гражданства Республики Казахстан;
  • совершение коррупционного правонарушения;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
  • прием на работу лица, совершившего коррупционное преступление, или лица, ранее уволенного за совершение коррупционного правонарушения;
  • прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям за совершение коррупционного преступления;
  • представление при поступлении на государственную службу заведомо ложных документов или сведений, которые могли являться основаниями для отказа в приеме на государственную службу;
  • несоответствие требованиям, установленным настоящим Законом, при назначении на государственную должность;
  • внеконкурсное занятие административной государственной должности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
  • отрицательные результаты аттестации;
  • отрицательные результаты специальной проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства;
  • иные основания, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Обратите внимание: Не являются основаниями для прекращения государственной службы административными служащими и проведения конкурса:

  • случаи изменения структуры управления;
  • переименование должностей;
  • сокращение штата государственного органа без фактического сокращения численности и / или существенного изменения условий ранее действовавшего трудового договора.

В этом случае административные служащие продолжают работу на должностях по новому штату, соответствующих (полностью или в значительной части) условиям трудового договора на ранее существовавшей должности.

Кто вправе уволить административного государственного служащего?

Увольнение административных государственных служащих производится соответствующим должностным лицом государственного органа, имеющим право приема на административную государственную должность в порядке, установленном законодательством.

Основание для прекращения службы политическими государственными служащими

Прекращение трудовых отношений с политическими государственными служащими осуществляется как по общим основаниям, так и специальным, предусмотренным пунктом 5 Положения о порядке прохождения государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 г. № 357 (ред. от 27.12.2007 года).
А именно, полномочия политического государственного служащего прекращаются в случаях:

  • утраты им гражданства Республики Казахстан;
  • ликвидации государственного органа;
  • представления политическим государственным служащим заведомо ложных сведений о его доходах и имуществе;
  • несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных Законом Республики Казахстан «О государственной службе»;
  • не передачи в доверительное управление имущества, принадлежащего ему на праве собственности;
  • совершения коррупционного правонарушения;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении политического государственного служащего;
  • когда вышестоящим руководством принимается отставка на основании личного письменного заявления о сложении полномочий политическим государственным служащим;
  • принятия соответствующего решения должностным лицом (органом), наделенного правом его назначения (избрания) на занимаемую им должность;
  • возникновения иных оснований, предусмотренных законодательством Республики.
  • в случаях реорганизации государственного органа, сокращения численности или штата государственных служащих.

Для политических государственных служащих предусмотрена отставка на основаниях и в порядке, установленных Конституцией Республики Казахстан, Законом «О государственной службе» и иными законодательными актами.

Что подразумевается под «отставкой» политического госслужащего?

Отставка есть прекращение исполнения обязанностей на соответствующей государственной должности политическим государственным служащим, осуществляемое на основании его письменного заявления (пункт 1 статьи 26 Закона «О государственной службе»).

Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, назначившим (избравшим) политического государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказа в ней принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления. В случае отказа в отставке политический государственный служащий должен продолжить исполнение служебных полномочий и имеет право на увольнение в общем порядке (статья 26 Закона «О государственной службе»).

Обратите внимание: грубое нарушение должностных полномочий, совершение проступков, не совместимых с нахождением на государственной службе, не могут служить основанием для отставки политического государственного служащего, а являются основанием для увольнения.

Принятие на работу лица, совершившего коррупционное преступление, или лица, ранее уволенного за совершение коррупционного правонарушения, является основанием для прекращения государственной службы политическими государственными служащими.

На заметку: Должностными лицами, обладающими правом на отставку, и должностными лицами, обязанными подать в отставку, являются должностные лица, указанные в пункте 2 статьи 7 Закона «О государственной службе».

Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

1.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Комментарий

Государственный служащий, поступивший на государственную службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

1.2. Описание ситуации

Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.

С трудоустройством бывших государственных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

— бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

— бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;

— государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.

Читать еще:  Документы Для Государственной Регистрации Прав На Недвижимое Имущество

Увольнение государственного служащего

Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

  • ENG
  • БАШ

5 августа Четверг

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Уведомлять представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего о приеме служащего на работу по совместительству работодатель не должен.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Согласно части второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Однако ни ТК РФ, ни иные федеральные законы не требуют от гражданского служащего представлять какой-либо документ, подтверждающий уведомление работодателя по основному месту работы или получение его согласия при приеме на работу по совместительству или в процессе трудовой деятельности по совместительству*(1).

Статьей 64.1 ТК РФ установлены условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. Так, частью третьей ст. 64.1 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы, в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Аналогичная норма содержится и в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из наименования статьи 64.1 ТК РФ и из буквального толкования норм прямо следует, что указанные условия заключения трудового договора распространяются только на бывших государственных служащих, уже прекративших служебные отношения (у которых служебный контракт с нанимателем по последнему месту службы расторгнут). Таким образом, уведомлять представителя нанимателя (работодателя) действующего государственного служащего о приеме служащего на работу по совместительству работодатель не должен.

Нам не удалось обнаружить судебную практику, где рассматривался бы вопрос привлечения работодателя, принявшего государственного служащего на работу по совместительству, к ответственности за неуведомление действующего нанимателя этого служащего. Разъяснений компетентных органов по данному вопросу не имеется.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

*(1) Также рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Может ли гражданский служащий совмещать исполнение обязанностей на государственной гражданской службе с работой по совместительству в другой организации за пределами служебного времени? (ответ прокуратуры г. Москвы, декабрь 2017 г.).

Гарантии государственным служащим при сокращении.

Отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы, упразднением государственного органа и предоставлением в связи с этим гарантий госслужащим, регулируются статьями 31, 37, 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, представители нанимателей должны учесть и соблюсти следующие положения указанного закона.

Во-первых, наниматель обязан в письменной форме предупредить работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца.

Во-вторых, работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих рассмотреть вопросы о преимущественном праве работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы, а также о возможности продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих. Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих.

Законом предоставляется преимущественное право на замещение должности служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности (ч. 4 ст. 31 закона).

Продолжение служебных отношений с гражданским служащим возможно в случае предоставления служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом госоргане. При этом учитываются категория и группа замещаемой гражданским служащим должности, уровень его квалификации, имеющаяся у него специальность, направление подготовки (ч. 5 ст. 31 закона).

При предоставлении иной должности в связи с сокращением испытание гражданскому служащему не устанавливается.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 закона.

При увольнении гражданского служащего по указанному основанию ему выплачивается:

— денежная компенсация за неиспользованный отпуск (ч. 13 ст. 46 закона);

— компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (ч. 3.1 ст. 37 закона);

— премия за фактически отработанное время (п. 4 ч. 5 ст. 50 закона).

Федеральным законом предусмотрено, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Гражданские служащие, увольняемые с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, с их согласия и по решению представителя нанимателя, могут быть включены в кадровый резерв гражданской службы государственного органа (п. 6 ч. 6 ст. 64 закона).

Увольнение государственного служащего в отпуске

Я являюсь государственным служащим, написала заявление об увольнении перед выходом в отпуск (в последний рабочий день перед отпуском). Мой отпуск заканчивается 7 марта. Когда меня должны уволить?

Ответы на вопрос:

Трудовым кодексом предусмотрена возможность выхода в отпуск с последующим увольнением по заявлению работника, в этом случае днем освобождения от замещаемой должности и увольнения считается последний день отпуска. Из Ваших слов не ясно, подавали ли Вы такое заявление.

По общему правилу, Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Если Вы написали заявление о предоставлении отпуска с последующим увольнением, то 7 марта можете прийти за своими документами и полным расчетом.

В данном случае основания, условия и порядок расторжения контракта с государственным служащим регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Так, согласно статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что:

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона).

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Статьей 36 Федерального закона № 79-ФЗ установлено расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ.

2. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

3. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

5. В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ исполнения гражданским служащим должностных ОБЯЗАННОСТЕЙ представитель нанимателя по ПИСЬМЕННОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

6. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

7. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

8. По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Также согласно статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий в ДЕНЬ освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы ОБЯЗАН сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Статья 36 Федерального закона № 79-ФЗ не соответствует статье 80 Трудового кодекса РФ, а также Федеральный закон № 79-ФЗ не устанавливает, как Трудовой кодекс РФ в статьей 84.1., общий порядок оформления прекращения контракта гражданской службы.

Поэтому нормы (статьи) Трудового кодекса РФ в данном случае не могут применяться при расторжении с гражданским служащим контакта на основании статьи 36 Федерального закона № 79-ФЗ.

Если Вы перед выходом в отпуск написали заявление о расторжении с Вами контракта после предоставления Вам оплачиваемого отпуска, то днем расторжения с Вами контракта должен быть последний день оплачиваемого отпуска.

Если Вы перед выходом в отпуск написали заявление о расторжении с Вами контракта без указания после предоставления Вам оплачиваемого отпуска, то с Вами должны расторгнуть контракт на 14 день после даты получения от Вас заявления о расторжении контракта (по аналогии со статьей 80 Трудового кодекса РФ). В данном случае Вам следует помнить о п.5 статьи 36 и о части 4 статьи 37 (о сдаче служебного удостоверение) Федерального закона № 79-ФЗ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector