Reka-home.ru

Река Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возврат неустойки за нарушение договора в бюджетном учреждении проводки

Возврат неустойки за нарушение договора в бюджетном учреждении проводки

Какими проводками бюджетному учреждению начислить пени за нарушение подрядчиком срока исполнения контракта?

Какой вид расхода и код КОСГУ использовать при перечислении пеней в доход бюджета?

При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного в рамках деятельности по выполнению задания, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения по приносящей доход деятельности. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 23.01.2014 № 02-06-07/2378, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374. См. также абз. 11 п. 109 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Обязанности по перечислению этих средств в бюджет у учреждения не возникает. Даже если неустойка получена по договору, который заключен за счет субсидии, перечислять эту сумму в бюджет не требуется (письма Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651, от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).

Доходы учреждения от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 3 разд. V указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Для отражения таких доходов в учете бюджетного учреждения применяется счет 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (пп. 220, 221 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Таким образом, поступление рассматриваемых доходов отражается в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 2 209 41 560 Кредит КДБ 2 401 10 141 – предъявлено требование поставщику об уплате штрафа (пени) за нарушение условий договора (п. 109 Инструкции 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510 (Увеличение счета 17 141 КОСГУ) Кредит КДБ 2 209 41 660 – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения от поставщика в сумме штрафов (пени) (п. 72 Инструкции № 174н).

Если же в учреждении будет принято решение о перечислении этих средств в доход бюджета, необходимо руководствоваться п. 2.9 письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212. Поскольку полученные средства учитываются по КФО 2 и могут быть использованы в текущем году на достижение целей, для которых создано учреждение, отражать перечисление в бюджет этих сумм путем уменьшения доходов по коду аналитической группы подвида доходов 140 некорректно. Средства от приносящей доход деятельности следует перечислять в доход бюджета по виду расходов 853. Таблицей соответствия видов расходов КОСГУ (приложение 5 к указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н) предусмотрено применение КВР 853 в увязке с любой из подстатей статьи 296 КОСГУ. Исходя из экономического содержания операции, в рассматриваемом случае должна применяться подстатья 296 КОСГУ. Таким образом, неустойка (пеня), полученная от подрядчика, должна быть перечислена в бюджет по КВР 853 и подстатье 296 КОСГУ.

В бухгалтерском учете дополнительно будут даны следующие корреспонденции счетов:

Дебет КРБ 2 401 20 296 Кредит КРБ 2 303 05 730 – начислены расходы учреждения по перечислению рассматриваемой суммы в бюджет (аналогично положениям п. 110 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 303 05 830 Кредит КИФ 2 201 11 610 (Увеличение счета 18 КОСГУ 296) – перечислены денежные средства в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н).

В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств в целях налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами.

Смотрите также

  • Начисление неустойки по договору, поступление ее на лицевой счет
  • Начисление неустойки по договору, поступление ее на лицевой счет (БГУ ред. 1.0)
  • Начисление неустойки по договору, поступление ее на лицевой счет (БГУ ред. 2.0)

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Возврат неустойки за нарушение договора в бюджетном учреждении проводки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договору на капитальный ремонт подрядчик нарушил сроки. Учреждением выставлено претензионное письмо, где указана сумма неустойки и штрафа. Подрядчик согласился, но сумму неустойки не перечислил. Учреждение удержало эту сумму и перечислило с КФО 5 на КФО 2 (с 21 лицевого счета на 20).
Как отразить это в бухгалтерском учете проводками? Нужно ли было перечислять эти средства в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачисление на основной лицевой счет бюджетного учреждения суммы удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141). Выбытие с отдельного лицевого счета денежных средств в сумме удержанной неустойки отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 18 (КВР 244).
Если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения согласно п. 5 ст. 123.22 и п. 3 ст. 298 ГК РФ вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
— особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
— соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Таким образом, штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по КФО 2, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуются в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292).
Средства, полученные (удержанные из суммы предстоящей оплаты) бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Вместе с тем отметим, что согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из местного бюджета устанавливается местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
— целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
— порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
— порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов, поступивших (удержанных из суммы предстоящей оплаты) бюджетному учреждению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами, заключенными в рамках целевой программы. Поэтому при рассмотрении конкретной ситуации необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.
Тем более что в отдельных случаях специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма Минфина России от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением о предоставлении целевой субсидии, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 путем перевода средств между лицевыми счетами в установленном порядке (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (письмо Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923).
В соответствии с положениями п. 109 Инструкции N 174н начисление доходов в сумме предъявленных к уплате штрафов и пеней при наличии подтверждения от контрагента отражается в учете в корреспонденции со счетом 2 401 10 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».
Бюджетные учреждения при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) могут применять бухгалтерские записи с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п.п. 110, 147, 158 Инструкции N 174н).
Таким образом, рассматриваемые хозяйственные операции могут отражаться следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141
— контрагенту предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 209 41 66Х
Дебет 5 302 ХХ 83Х Кредит 5 304 06 732
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (КВР 244, КОСГУ исходя из экономического содержания расходов)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 732
увеличение по забалансовому счету 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения.

Читать еще:  Полис согаз дмс для оао ржд что входит

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Отражение неустойки в учете учреждения

В учете учреждений неустойка относится к суммам принудительного изъятия (КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия»).

Начисление неустойки отражается в учете записью:

Дебет счета 0 20940 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

Кредит счета 0 40110 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».

Для своевременного и правильного отражения в учете начисленных неустоек, пени, штрафов у бухгалтера, производящего начисление, должен быть документ, в котором указаны все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать поставщика, подрядчика, допустившего просрочку, сумма претензий и дата их начисления. Кроме того, если просрочка со стороны поставщика продолжается, неустойка должна начисляться неоднократно. Соответственно, каждый факт предъявления поставщику претензий должен отражаться документально и документ должен передаваться в бухгалтерию.

Документом-основанием может служить сама претензия, направляемая поставщику, так как в ней содержатся сведения о дате и сумме предъявленных к уплате санкций. Также документом-основанием может служить приказ руководителя учреждения.

Обратите внимание! В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности(письмо Минфина России от 09.10.2012 N 02-04-12/4178).

Поступление неустойки отражается так:

Дебет счета 0 20111 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»,

или Дебет счета 0 20121 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

или Дебет счета 1 21002 140 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет сумм принудительного изъятия»

Кредит счета 0 20940 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия».

Одновременно — увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» (для бюджетных и автономных учреждений)

  • поступила неустойка на счет учреждения.

Если неустойку получило бюджетное или автономное учреждение, оно поступает в распоряжение учреждения. Однако потратить эту сумму можно будет только с учетом требований законодательства о закупках.

Взыскание неустойки указанными учреждениями может осуществляться путем удержания из причитающейся поставщику суммы задолженности:

Дебет счета 2 30200 000 «Расчеты по принятым обязательствам»

Кредит счета 2 20940 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

  • отражен зачет неустойки в счет обязательств учреждения перед поставщиком (подрядчиком) по контракту.

Если неустойка получена казенным учреждением, оно обязано перечислить его в доход бюджета. Это отражается в учете так:

Дебет счета 1 30404 140 «Внутриведомственные расчеты по доходам по суммам принудительного изъятия»

Кредит счета 1 30305 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

  • начислена задолженность учреждения перед бюджетом на сумму неустойки;

Дебет счета 1 30305 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит счета 1 20490 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

  • зачислен доход от неустойки в бюджет.

Если поставщик документально подтвердит свою невиновность, в учете должно быть отражено уменьшение начисленной неустойки, пени, штрафов. Нередко уменьшение неустойки в учете осуществляется на основании судебного решения.

В случае когда денежные взыскания подлежат уменьшению в соответствии с законодательством РФ, суммы недополученных доходов признаются выпадающими доходами учреждения. Это отражается в учете записью:

Дебет счета 0 40110 174 «Выпадающие доходы»

Кредит счета 0 20940 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»

  • списана часть неустойки.

Все расчеты по начислению и уменьшению неустойки, пени, штрафов должны отражаться в сверках с поставщиками и подрядчиками.

Согласно п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационным доходом, облагаемым налогом на прибыль, является сумма штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Таким образом, в момент предъявления неустойки поставщику или подрядчику и отражения ее в учете налоговой базы еще нет, а в случае, если должник признал неустойку (подписал акт сверки, написал гарантийное письмо, уплатил часть задолженности), необходимо начислить налог на прибыль:

Читать еще:  Как Выписать Из Квартиры Родственника Если Я Собственник

Дебет счета 0 40110 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»

Кредит счета 0 30303 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

  • начислен налог на прибыль с сумм неустойки в бюджетном или автономном учреждении.

Если неустойка впоследствии была уменьшена или списана, учреждение вправе скорректировать налоговую базу в общем порядке, то есть путем внесения изменений в налоговую декларацию того налогового периода, когда неустойка была начислена.

У казенного учреждения облагаемого дохода от неустойки не возникает. Средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, признаются доходами Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 НК РФ. Соответствующее разъяснение приведено в письмеМинфина России от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745.

Неустойка: как рассчитать, потребовать и отразить в учете

Что такое неустойка

Основой взаимоотношений между деловыми партнерами является договор или госконтракт. Если одна из сторон, заказчик или исполнитель, нарушил условия данного соглашения, то вторая сторона вправе требовать компенсацию. Данная денежная компенсация называется неустойкой. В некоторых случаях неустойка применяется в виде штрафов или пеней.

Статья 330 ГК РФ устанавливает, что компенсацию можно получить по условиям, которые оговорены в самом договоре, либо по законодательным нормам. Однако в обоих случаях придется доказать, что сторона-ответчик действительно нарушила обязательства.

Помимо компенсации, потерпевшая сторона вправе истребовать возмещение убытков или прочих расходов, которые были направлены на устранение неблагоприятных последствий. Однако данные траты придется также доказывать. Причем в большинстве случаев через судебные инстанции.

Как рассчитать

Рассчитывайте сумму неустойки, руководствуясь нормами договора. Если же в соглашении отсутствуют условия применения штрафных санкций в виновной стороне, то осуществляйте расчет на основании Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.

Стоит отметить, что для некоторых сфер, например, в сфере газоснабжения или электроэнергетике, неустойки придется рассчитывать в индивидуальном порядке, так как чиновники предусмотрели исключительные требования к данным сферам деятельности.

При начислении неустойки учитывайте следующие показатели:

  1. Сумма неисполненного обязательства. Важно отметить, что к расчету следует принимать только ту часть контракта, которая не была исполнена в срок, если иного не предусмотрено нормами договора.
  2. Систему налогообложения виновника. Если компания-ответчик на ОСНО, то сумму компенсации и штрафов рассчитывайте с учетом НДС. Для фирм, выбравших упрощенные системы, сумму исчисляйте без НДС.
  3. Срок нарушения обязательства. Исчисляйте период просрочки со следующего дня за днем, в котором должны были быть выполнены обязательства по контракту. Например, срок поставки — 20 июля, следовательно, считайте просрочку с 21 июля.
  4. Размер ставки рефинансирования, установленную Центробанком России на момент выставления штрафных санкций к виновной стороне.

Определив основные показатели для расчета, исчисляйте сумму по формуле:

Может ли неустойка превышать сумму основного долга? Может, например, если срок исполнения обязательств затягивается на продолжительное время. Однако суд может принять решение сократить сумму штрафа с учетом ее несоразмерности. Также суд вправе сократить начисленные пени, если уплата не производилась из-за возникших споров между сторонами. Или же из-за невозможности совершить расчеты.

Как истребовать

Порядок выставления неустойки имеет свои особенности. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Зафиксируйте нарушение в специальном акте либо в ином документе. Например, составьте отдельный акт, в котором подробно укажите все виды выявленных нарушений. Либо зафиксируйте обстоятельства в передаточных документах (акте выполненных работ, товарной накладной).
  2. Рассчитайте размер компенсации. Определите объем штрафных санкций по правилам, указанным выше. Считайте плату не от всей суммы контракта, а только от суммы неисполненных обязательств. Перед расчетом проверьте ставку рефинансирования ЦБ России.
  3. Подготовьте претензию в адрес нарушителя. Укажите нормы и пункты соглашения, которые не были выполнены в срок. Распишите всю суть претензии, дайте ссылки на нормативное законодательство. Зафиксируйте требования об уплате неустойки.
  4. Обратитесь в суд. Если договориться с контрагентом не получается, то допустимо удержать компенсацию из сумм, подлежащих к перечислению, если такое оговорено в соглашении. В противном случае подготовьте исковое заявление и обратитесь в судебную инстанцию.

Если добиться погашения штрафа от виновника не удается, то сумму долга можно выставить на торги. Данная процедура называется выкуп неустойки. Долг может выкупить третье лицо, например, коллекторы.

Как отразить в учете

Способ регистрации операций в бухгалтерском учете учреждения зависит от типа организации. Рассмотрим, как составить проводки для каждого типа учреждений:

Неустойка по договору: как отражать в учете

05.12.2018 12060 0 0

В консультации рассмотрим, как должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учете сторон договора суммы, которые могут быть взысканы при нарушении условий договора.

Учет неустойки, штрафов и пени

Неустойка – это денежная сумма (или другое имущество), которая является платой за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) договорных обязательств (ч. 1 ст. 549 ГК).

Штраф и пеня – разновидности неустойки. Штрафом является неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы невыполненного обязательства (ч. 2 ст. 549 ГК). Пеня – это неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просроченного исполнения (ч. 3 ст. 549 ГК).

На заметку! Виды неустойки, размер и условия применения должны быть прописаны в договоре (подробнее см. «Неустойка в договоре: штраф и пеня»).

Бухгалтерский учет

Суммы признанных неустоек, штрафов, пени отражаются в учете сторон договора так:

у предприятия, которое их уплачивает (предприятия-нарушителя) – в составе прочих операционных расходов (п. 20 П(С)БУ 16) по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки»;

  • у предприятия, которое их получает, – в составе прочих операционных доходов (п. 7 П(С)БУ 15) по кредиту субсчета 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки». На этом субсчете обобщается информация о штрафах, пене, неустойках и других санкциях за нарушение хозяйственных договоров, которые признаны должником или по которым получены решения суда, арбитражного суда об их взыскании, а также о суммах возмещения понесенных убытков.

Налоговый учет

Налог на прибыль. У предприятия-нарушителя финрезультат до налогообложения корректируется на суммы подлежащих уплате штрафов, пени, неустойки (пп. 140.5.11 НК). Напомним, корректировку финрезультата до налогообложения на разницы, установленные разд. III НК, обязаны осуществлять плательщики налога на прибыль, которые за последний отчетный год получили доход свыше 20 млн грн.

Итак, согласно пп. 140.5.11 НК плательщик налога на прибыль должен увеличить финрезультат отчетного периода на сумму расходов в виде признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных согласно гражданскому законодательству и гражданско-правовым договорам в пользу:

  • неплательщиков налога на прибыль (кроме физлиц);
  • плательщиков налога на прибыль по ставке 0 % согласно п. 44 подразд. 4 разд. ХХ НК.

Какие субъекты хозяйствования относятся к неплательщикам налога на прибыль?

В соответствии с НК неплательщиками налога на прибыль являются:

  • неприбыльные организации, зарегистрированные в Реестре неприбыльных организаций и учреждений (п. 133.4);
  • плательщики единого налога (пп. 1 п. 297.1);
  • физлица – субъекты хозяйствования, которые находятся на общей системе налогообложения (т. е. уплачивают НДФЛ по ставке 18 % согласно п. 177.1);
  • физлица, которые не являются субъектами предпринимательства (т. е. обычные граждане) и уплачивают НДФЛ по ставке 18 % (п. 162.1, 167.1).

При этом согласно пп. 140.5.11 НК простые физлица и предприниматели-общесистемщики исключаются из состава неплательщиков налога на прибыль для целей применения данного подпункта и к ним такая корректировка применяться не должна.

Этот вывод подтверждает и Минфин в Письме от 10.04.17 г. № 11210-09-10/9617, из которого следует, что под корректировку из пп. 140.5.11 НК не подпадают только штрафы в пользу физлиц, уплачивающих НДФЛ по такой же ставке, что и стандартная ставка налога на прибыль – 18 %. Аналогичное разъяснение содержится в ОИР (категория 102.13).

Читать еще:  Санитарные правила second hand спб

НДС. В состав договорной (контрактной) стоимости товаров (услуг) не включаются суммы неустойки, (штрафов или пени), которые были получены налогоплательщиком вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств (п. 188.1 НК).

То есть у получателя штрафных санкций налоговые обязательства по НДС не возникают, соответственно, у плательщика этих санкций нет права на налоговый кредит.

Компенсации и потери от инфляции

Неустойка, штраф, пеня – не единственные санкции, которые могут применяться к нарушителю договорных условий. Помимо них кредитор может, в частности, потребовать:

  • возмещения убытков согласно ст. 550, 624 ГК. Размер убытков, полученных вследствие нарушения договорных обязательств, определяется кредитором (ч. 2 ст. 623 ГК) исходя из рыночных цен, действовавших на день добровольного удовлетворения должником требований кредитора. Отметим, что под убытками, которые подлежат возмещению, понимается реальный ущерб, который понес кредитор в связи с невыполнением условий договора должником, и упущенная выгода, т. е. доходы, которые кредитор мог бы получить, если бы его право не было нарушено;
  • компенсацию за просрочку погашения должником денежных обязательств, например, возмещение потерь от инфляции, а также 3 % годовых от просроченной суммы обязательства (ч. 2 ст. 625 ГК).

Бухгалтерский учет

Суммы возмещения убытков и компенсации отражаются в бухгалтерском учете сторон так же, как и суммы штрафов, пени, неустоек.

Налоговый учет

Применяется ли корректировка финрезультата при уплате сумм возмещения убытков, компенсаций, инфляционных?

Прежде всего отметим, что указанные суммы не являются неустойкой, и значит, не должны подпадать под действие нормы пп. 140.5.11 НК.

Да и по мнению ГФС, суммы возмещения упущенной выгоды, уплаченные, например, по внешнеэкономическому контракту в пользу нерезидента, не учитываются для целей пп. 140.5.11 НК (ИНК от 09.10.17 г. № 2180/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

То есть из разъяснения налоговиков можно сделать вывод, что на суммы возмещения убытков, потери от инфляции, 3 % годовых от просроченной суммы обязательства не распространяется действие пп. 140.5.11 НК, так как они не являются неустойкой.

Не забывайте, что ИНК – это разъяснение, предоставленное конкретному налогоплательщику, поэтому рекомендуем заинтересованным плательщикам получить разъяснение в свой адрес.

НДС. Суммы инфляционных и 3 % годовых, полученные плательщиком НДС в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением договорных обязательств, не включаются в базу обложения НДС (п. 188.1 НК). То есть при получении вышеперечисленных сумм у плательщика НДС не возникают налоговые обязательства, следовательно, у их плательщика нет налогового кредита.

А вот в отношении возмещения убытков ситуация иная. Так, если возмещаются убытки за поврежденное или утерянное имущество, начисления налоговых обязательств не избежать, ведь эти суммы рассматриваются ГФС как компенсация стоимости товаров (услуг) и, значит, включаются в базу налогообложения (ОИР, категория 101.16).

Признание штрафных санкций нарушителем

В общем случае экономические санкции считаются признанными, когда должник их признал, то есть согласился с тем, что должен их уплатить, или когда эти санкции зафиксированы в решении суда, вступившим в законную силу (подробнее о признании хозяйственных санкций см. «Неустойка в договоре: штраф и пеня»). Момент признания экономических санкций также важен для целей учета.

Когда можно считать признанными суммы штрафов, пени, неустоек и отражать их в учете?

Если предприятие, которое нарушило условия договора, согласилось уплатить штраф, значит, эти санкции им признаны и могут быть отражены в составе расходов в момент отправки письменного ответа на претензию.

А предприятие – получатель штрафа отражает его суммы в составе дохода в периоде получения письменного ответа на претензию.

Если суммы финансовых санкций указаны в решении суда, тогда они признаются сторонами в периоде вступления в силу судебного решения.

Рассмотрим порядок отражения в учете суммы штрафов, пени, неустоек, а также компенсации и инфляционных на числовом примере.

Пример

Предприятие (плательщик единого налога по ставке 3 %) по договору купли-продажи отгрузило товар в сумме 36 000 грн. (в т. ч. НДС – 6 000 грн.). Себестоимость товара – 23 000 грн. Условиями договора предусмотрены следующие санкции за просрочку платежа:

  • штраф в размере 20 % несвоевременно уплаченной суммы;
  • пеня в размере 0,02 % неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Покупатель (плательщик налога на прибыль, который применяет корректировки финрезультата) задержал оплату товара на 21 день. В связи с несвоевременной оплатой поставщик направил в его адрес претензию, которая была признана покупателем. Должник погасил задолженность, а также уплатил штраф и пеню.

36 000 грн. х 20 % = 7 200 грн.;

36 000 грн. х 0,02 % х 21 день = 151,20 грн.

Учет этих операций ведется так:

(грн.)

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

Учет у поставщика товаров (предъявителя претензии)

Какие проводки использовать, чтобы отразить в бухучете неустойку по госконтракту

Проводки по пени по договору по 44-ФЗ:

  1. Дт 76.2 Кт 91.1 — начисление.
  2. Дт 51 Кт 76.2 — поступление на расчетный счет.
  3. Дт 2 209 41 560 Кт 2 401 40 140 — отражение в бухучете бюджетного учреждения.

Как вести учет по 44-ФЗ

Штрафные санкции применяют в случае нарушения сторонами обязательств по контракту (ст. 12 ГК РФ). Неустойка — сумма, которую нарушитель обязан перечислить пострадавшей стороне при ненадлежащем исполнении или полном неисполнении контрактных обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Обязательный бухгалтерский учет неустойки по контракту ведут оба контрагента — должник и кредитор.

При заключении контракта в него включается условие об ответственности сторон за неисполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Задачей поставщика является своевременная поставка товаров и качественное исполнение работ, услуг по согласованному графику. Обязанность заказчика — приемка и оплата предмета госконтракта (ч. 2 ст. 94 44-ФЗ).

Если одна из сторон не выполнила обязанности, применяются штрафные санкции. Контрагенты предъявляют взыскание и формируют бухгалтерские проводки по неустойке за просрочку исполнения обязательств по договору или госконтракту. Санкции подразделяются на пени и штрафы. Пеня назначается за просрочку оплаты, а штраф — за ненадлежащее исполнение контрактных обязанностей (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017). Рассчитывайте взыскания по формуле:

Какие проводки использовать

Стороны формируют бухпроводки по начислению неустойки по контракту, а основанием для отражения в учете служат акты сверок между заказчиками и поставщиками.

Смотрите в таблице, как отразить в бухучете неустойку по договору коммерческих организаций:

Записи у заказчика (кредитора)Записи у поставщика (должника)Описание операции
Дт 76.2 Кт 91.1Дт 91.2 Кт 76.2Начислено взыскание
Дт 51 Кт 76.2Дт 76.2 Кт 51Перечислены средства

Сумма полученных штрафных санкций в бухучете признается доходом учреждения (письмо Минфина № 02-07-10/75014 от 18.10.2018). Вот на какой счет отнести неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору у бюджетных учреждений — 0 209 41 000 (приказ Минфина № 66н от 31.03.2018, инструкция № 174н от 16.12.2010). Счет 0 205 41 000, на котором формировались проводки ранее, исключен из инструкции.

Вот как отразить неустойку у заказчика в бюджетном учете:

  1. Дт 2 209 41 560 Кт 2 401 40 140 — начисление взыскания.
  2. Дт 2 302 26 830 Кт 2 209 41 660 — проводки по удержанию пени из обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: уменьшение сумм взаиморасчетов с поставщиком.
  3. Дт 2 201 11 510 Кт 2 209 41 660 — поступление санкций от поставщика.

Корректировка размера начисленных штрафа или пени отражается записью Дт 2 401 40 140 Кт 2 209 41 660.

Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!

Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector